Подчисть и удали

В наше время работы с большими объемами картинок очень важно не только уметь отбирать, но и уметь удалять ненужные исходники — Lightroom это все умеет, остается только вам научиться себя дисциплинировать. Не подумайте, что мы тут говорим о месте на диске — сегодня жесткие диски сильно упали в цене, и купить себе внешний или внутренний диск на 1-2 дополнительных терабайта, чтобы не чувствовать себя стесненным, не так дорого. Говорим мы об организации архива, для чего важно содержать его в чистоте, своевременно вынося мусор. Для этого небесполезной окажется функция Refine Photos, которая из лучших выбирает самые лучшие.

В статье про рабочий процесс Lightroom я довольно подробно описал проектное использование ПО — потому что именно для него он наиболее эффективен. Теперь напомню, как у меня происходит отбор картинок:

  • после того, как импортированы изображения и построены превюшки размера 1:1, в модуле Library кликаем на первый и начинаем отбор
  • отбор я веду исключительно с помощью «флажков» — удобнее это делать клавишами Shift-P или Shift-X, они не просто присваивают флажки «пойдет-не пойдет», они еще и передвигают курсор на следующий кадр
  • можно пользоваться и практикой просто присвоения более высокого флажкового статуса, с помощью клавиш Ctrl-↑, передвигая курсор уже стрелочками. Такой вариант удобнее, если вас вдруг переклинит, и вы выбросите по ошибке хороший кадр, в то время как режим просмотра установлен, к примеру, на кадры с белыми флажками и без флажков — тогда черные флажки вываливаются, и бежать доставать их из небытия, если через полчаса вы вдруг что-то вспомнили, затратно в плане времени
  • отобранные потом попадают в Quick Collection и потом уже становятся коллекцией обычной, теряя флажковый статус
  • ненужные кадры удаляются после расчетов с клиентом. Это может быть и какой-то определенный срок, к примеру, полгода, в течение которых человек может попросить вытащить что-то из забракованных, но делать это нужно обязательно.
  • самый последний шаг — это архивирование проекта, который, в принципе, уже готов стать частью прошлого. Избавляю я его только от ненужных превюшек, выбирая вариант экспорта каталога.

Проблема в середине процесса состоит в том, что вы можете, к примеру, не всегда знать, сколько кадров у вас застряло между двумя мирами, то есть, остались без флажка вообще. Если вы только присваиваете повышающий флажок (Ctrl-↑), таких будет много. То есть, часть будет с белыми флажками (отобранные), часть с серыми (ни то, ни се), часть с черными (гарантированно отброшенные) — если кадров много, тысячи две, к примеру, не станете вы туда-сюда бегать, хотя это сделать стоит. Но логично предположить, что те, которые остались с серыми флажками, тоже вам не понравились, раз рейтинг вы им так и не повысили.

Refine photos

Поэтому производим мы следующую операцию: находим в меню пункт Library → Refine photos или просто нажимаем Ctrl-Alt-R.Операция делает следующее: белые флажки превращает в серые, серые в черные, а черные уже двигать некуда. Другими словами, подчищает выбор, снова можно флажки расставлять, если надо. А гарантированный треш становится трешем.

Так как я пользуюсь практикой «один рабочий проект — один проект Lightroom» и храню исходники вместе с рабочим каталогом на внешнем диске, бэкапя только файл каталога через Dropbox, мне нет необходимости создавать обширную систему папок, коллекций и подпапок, а потому, чтобы увидеть изначально проставленные рейтинги, я просто возвращаюсь к истокам, ставя в отображении в пленке внизу All photographs. Флажки, как известно, при перемещении в папку исчезают, но только из этой папки, где их можно выставить заново, если то потребуется — изначально где-то поставленные, по возвращении они вновь появятся. То есть, если вы, сняв свадьбу, изначально импортируете картинки в отдельную папку и расставляете флажки там, вам нужно лишь вновь вернуться в эту папку.

Когда мы делаем Refine photos, программа еще спросит, в курсе ли вы, что фотки с белыми флажками флажки потеряют, а те, что без флажков станут «отброшенными» — там лучше сразу поставить галочку, чтобы она больше не спрашивала глупости и нажать Ok. Делается это для тех случаев, когда вы хотите проводить отбор по несколько раз, например, сначала отобрали пойдет/не пойдет, потом из «пойдет» отобрали «хорошие», опять же, из «хороших» самые хорошие и т.д. — правда, такой режим подходит только для нерешительных личностей, когда сложно из 5 одинаковых дублей выбрать один, остальные успешно пользуются «звездами».

Delete rejected

Следующий шаг — удаление ненужных, которые так и не нашли себе места в нашем сердце. Как раз это уже просто: в меню выбираем пункт Photo → Delete Rejected Photos… или просто используем комбинацию Ctrl-Backspace.

delete rejected

 

Чтобы вы не сотворили непоправимого, у лайтрума есть своя рабочая паранойя, которая переспросит, на случай если вы вдруг не знаете, что делать. Вам требуется именно Delete from disk, потому что просто Remove лишь уберет картинки из самого каталога.

Если вы вдруг закопались в куче папок, помните, что всегда есть страшная комбинация Ctrl-Alt-Shift-Del, которая удаляет картинки насмерть даже из папок и которую можно уже вручную натравить на отсортированные «отброшенные» кадры. Чистый результат — больше свободного места на диске и аккуратно уложенные в проекты хорошие кадры.

У меня, таким образом, остается чуть больше фотографий, чем было отобрано изначально и чем было отдано заказчику — флажки ведь копируются на все виртуальные копии и редактированные файлы, а исходники при применении плагинов из быстрой коллекции я убираю, но они не теряют своих флажков, так что и никуда не денутся после удаления ненужных. Делается все быстро, нажатием буквально двух комбинаций клавиш, которые довольно легко запомнить.

24 комментариев

  • Участник, кажется, вы сделали вид, что меня не поняли :)

  • Ну вот я о том и говорю, что всё просто и быстрее и проверено не раз :)

    • Участник says:

      Угу. Помню, дискутировал с одним, и походу выяснилось, что у него за два года полторы тысячи СА-фотографий набралось. Действительно, куда ему торопиться? А у меня с одной сессии на следующий день фотосет в лабу уходит – люди через день получают готовый комплект. LR с пресетами сила – фотошоп не уже не помню, когда открывал.

  • «и в нем очень удобно сразу копировать понравившиеся кадры в папку с будущим LR-проектом»

    Т. е. отбирать два раза в разных программах? Никогда не мог понять страстное желание что-то куда-то копировать и раскладывать по сотне папок при наличии таких удобных инструментов отбора, какие есть в Лайтруме.

    Про быстрее — тоже всё фигня. Проще один раз импортировать все файлы в проект и спокойно смотреть, сравнивать и выбирать их, постепенно уменьшая выбор на обработку. Из Лайтрума же потом запускается Фотошоп, если нужен, PSD-файлы автоматически будут подцепляться к исходным DNG. Ну и так далее :)

    • Участник says:

      А что такого? Если одна прога быстрее смотрит сырец с камер, бесплатна и не глючит, а другая не любит разбухать от треша, то зачем все валить в LR, чтобы потом оттуда удалять, когда можно разделить задачи за бесплатно?

      Разбирая 2000 фортографий с сессии быстрым просмотрщиком, решаются несколько задач – непосредственно сортировка, backup и организация архивов. Прежде чем браться за обработку проекта, очень полезно несколько раз просмотреть его. Слил с флешек сырец на один диск, просмотрел/отобрал фотки для обработки в папку с проектом на raid, а с утречка открыл новый каталог в LR, импортировал отобранные фотографии и там уже отобрал из отобранного коллекции в работу. Все просто и быстрее, проверено не на одной машине.

  • TimLev says:

    У меня сейчас нет неперераставленных пар.

    Позже тогда.

    А чем те собственные пары не нравятся??

  • TimLev says:

    Один вопрос: есть ли прога, умеющая передвигать туда сюда пары “рав+джип” и потом переименовать их именно в финишной передвинутой позиции?

    Ужасно неудобно менять местами такие пары по нескольку десятков, переименовывая каждый файл в ручную. А заниматься этим приходится постоянно.

    • Ты имеешь в виду распределить в нужном тебе порядке, потом переименовать? По идее, Лайтрум может сделать, но у него другой недостаток: если есть равка, jpeg он трогать не будет и даже не импортирует, разве что снять ему галку, чтобы дубли игнорировал.

    • Тимур, закинь, плиз, хотя бы 4 пары RAW-JPEG, я потренируюсь с переименованием, заодно что-нибудь дельное напишу.

  • «Зачем два пакета, если можно делать одним?»
    Вот это меня тоже всегда удивляло :)

  • Забавно, что из всего огромного текста так и не понятно, что именно делает Refine Photos. Ты бы хоть скриншот её показал :)

  • f_THE_d says:

    вообще не пользуюсь всякими флажками и прочими инструментами рейтингования

    все проще:
    – вставляю флешку в бук, в ACDSee просматриваю все отснятое по дороге удаляя брак и пр что непонравилось.

    – остаток импортю в ЛР. всё

    • Зачем два пакета, если можно делать одним?

      • Участник says:

        FastStone Viewer, например, быстрее смотрит сырец с камеры, и в нем очень удобно сразу копировать понравившиеся кадры в папку с будущим LR-проектом. В LR медленнее, а кроме того, через какое-то время работы в программе (кэш увеличен до 20 гиг, компьютер достаточно мощный, и система win 7-64) она начинает тормозить, медленнее применяя стартовый набор пресетов к открываемым в окне просмотра изображениям. Это жутко раздражает. Приходится разгребать сырец в FS, чтобы затем импортировать в LR уже более-менее готовый набор будущих фотографий для проекта.

        • FastStone, и правда, хорош. Но у него нет конвертера, он просто быстро смотрит, я так понимаю, зашитую картинку предпросмотра в равке. Лайтрум честно горбатится и каждый раз перерисовывает. Да, он тормозной, но ведь при импорте совершенно не обязательно сидеть за ним и работать: по приходу домой включается импорт, с галкой render 1:1 previews, и прога оставляется на полчасика, пока все не переварит. Потом все отбирается без раздражений. Естественно, каждому свое, тем более, что просмотровщик бесплатный, но по поводу удобства я бы поспорил: иногда из серии кадров в пять штук очень сложно выбрать один, потому что разные кадры по-своему нравятся каждый, так что и выбрать сложно. Тут и специальное окошко отбора, и флажки, и звездочки.

          Кстати, а что за фотоаппарат, с равками которого еле-еле такая машина справляется?

          • Участник says:

            Пядвак и Mark-IV. В FS тоже можно удобно сравнивать файлы, он вообще шустрый и для бесплатной проги хорошо продуман. Просто по опыту работы в LR – чем меньше фотографий изначально в каталоге, тем меньше разных тормозов при обработке.

          • Ну, а как же с распихиванием фотографий по папкам? Можно же сортировки разные применять, чтобы он показывал только нужные — не помогает?

            У меня просто каталоги не бывают больше 2-5 тысяч штук до сортировки, так что я попросту не знаю, каково с большими работать.

          • Участник says:

            Суть в том, что с FS получается быстрее. Если цейтнота нет, я им и с флешек сразу после сессии выхлоп разгребаю на бэкапный диск. Потом с диска на райд в папку проекта – уже конкретные фотографии для проявки в LR. Двойной прогон сессии хорошо способствует отбору, и при этом подходе ни одна фотография спецом не удаляется. После второго прохода флешки очищаются, и все.

          • У меня где-то оно валялось, и правда, быстрее равки показывает. Правда, мне неудобным показался, хотя, в любом случае, это дело привычки. В конце концов, когда о времени речь, а файлов много, каждый выбирает свое. Как вариант, я приму к сведению, спасибо, да и попробовать надо будет. Мне вот только кажется, что их удобнее скрещивать с C1 — хотя тут уже выбор конвертера играет. Кстати, есть предположение, что они звездочки друг у друга читать умеют.

          • Участник says:

            В FS, нажав “С”, попадаем в меню копирования, там надо указать – куда копировать, и дальше можно копировать фотографии двойным нажатием на “С”. Работается просто: нормальная фотография – “с” “с” “->”, плохая – пропускаем нажатием “->”. То есть, вместо стирания плохих, копируем хорошие. Принцип, таким образом, отличается, и по итогу остается почти весь выхлоп (на бэкапном диске), удаляется только брак (при очистке флешек), а зеркалируется на райде массив отобранных для обработки фотографий, который, понятное дело, существенно меньше по объему всей сессии.

            FS удобен скоростью, открывает raw-превьюшку на весь экран, по дефолту пряча панели, дает тот же цвет, что и весь остальной sRGB на компе.

          • Надо попробовать. Вполне возможно, именно его и не хватает для капчи.

          • Alex Aoki says:

            Еще такая штука есть в FS – отметка фото вручную, типа флажка LR. То есть можно в полноэкранке просматривать и тут же нажав \ выбрать фотку и перейти к следующей. Либо пропустить и просто перейти к следующей.
            Включается в настройках программы, Миниатюры->Разрешить пометку файлов. Можно посоветовать еще “Упрощенную пометку” поставить флажок – тогда при просмотре можно будет тыкать на нижнюю часть превьюшки для того чтобы поставить метку.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*