Зенит возобновляет производство легендарных фиксов

Зная, что в стране есть собственное производство фототехники, все более грустно слышать новости из-за рубежа о тех «кризисах», которые угрожают японским производителям, с падением продаж на десятки процентов — то положение, которого добился наш «Красногорский завод им. Зверева» (он же просто «Зенит»), удручает даже не самых патриотично настроенных сограждан. Сегодня завод занимается своей основной деятельностью, производит прицелы для танков, винтовок, медицинское оборудование, а стороннее производство — фототехники и объективов — практически забросил. Оно и понятно, техника была морально устаревшей еще в пленочные времена: когда у японцев были уже автофокусные аппараты и объективы, наши продолжали производить мануальные TTL-решения, разработанные еще в советские времена. Впрочем, не все так плохо — у киевского Арсенала бизнес уже давно закончился, а у минского Беломо закончится с приходом новой власти, потому что старая его зачем-то еще держит, выпуская на оптическом производстве соковыжималки. На их фоне «Зенит», естественно, блистает. Но кто сказал, что надо равняться на плохие примеры? Почему бы не равняться на новые компании, вроде того же Samyang, к примеру? Естественно, пример слишком красивый, но в Красногорске, похоже, светлые умы на производстве все-таки появились — судя по последним слухам, в течение года завод планирует расширить линейку объективов легендарными советскими стеклами, что наверняка обрадует толпу фотолюбителей, которые любят хорошую оптику, но у которых после покупки полнокадрового фотоаппарата денег остается только на современный смартфон.

К слову сказать, картина не такая уж мрачная — завод вполне уверенно уже лет 30-40 производит «тот самый» Зенитар 2.8/16 (маркировки с обратным прописыванием на объективе фокусного расстояния и диафрагмы придерживаются приверженцы классики — все среднеформатники, немцы, а также Sony и русские), который, при своей цене (на том же iFocus стекло продается не дороже 6500 руб., в зависимости от байонета, в то время как автофокусные аналоги в разы дороже), дает возможность неудобной и медленной съемки на интересный фиш-ай практически всем, кому даже на смартфон денег не хватило. Он, собственно, и занимает большую часть списка стекол, которые завод сейчас производит — кроме него (3 байонета под Canon, Nikon, Pentax/Зенит плюс на резьбе М42, через которую он крепится «куда угодно», то есть, на зеркалки Sony через переходник), в нем значатся убогий Зенитар 2/50 и намного более интересные Гелиос 40-2 (это не параметры — на деле, он 1.5/85), легендарный Гелиос, правда, уже второй версии выпуска, на который есть некоторые нарекания от тех, кто якобы пользовал первую версию (мы такие видели — у них, во многих случаях, даже многослойное просветление отслаивается), Мир-20(умеренно хороший ширик) и Телезенитар 2,8/135 (хороший телевик с хорошей резкостью) — все под резьбу М42, без вариантов.

Откровенно говоря, список из 4 объективов для завода с многолетней историей — очень куцая картина, которая, откровенно говоря, могла бы быть и хуже. Если же вы знаете историю современной оптики (точнее, советской), наверняка по форумам видели много тем про «легендарные» объективы, которые в свое время ушли в историю. Причина здесь проста — низкая рентабельность продаж сокращает, в итоге, и сами продажи, каким бы качественным не было производство. Понятно, что сегодня тянуться до западного уровня смысла нет, технологии другие, производство старое, сотрудники завода по возрасту чуть младше самого завода — однако, никто не сказал, что все запущено, ведь многое можно исправить, просто даже возобновив производство того, что когда-то являлось легендарным. Тут речь даже не о том, чтобы делать автофокусные стекла, но просто даже подъем выпуска «тех» стекол может дать заводу если не заоблачные прибыли, то уж точно поднять его рейтинг в глазах россиян — надо же людям чем-то гордиться.

Собственно, под эту гордость и в расчете на нас, сумасшедших энтузиастов, завод уже с нового, 2013 года, обещает обновить линейку как старыми, так и никогда в ней не существовавшими стеклами. Источник — не форумные слухи, а инсайд с самого завода, которому вполне можно верить. Более того, тот же самый инсайдер нам обещает эти новые объективы на тесты, по мере их появления в продаже (а зачем тестировать то, что не продается, мы и понятия не имеем).

Итак, список объективов «Зенита», которые планируются к появлению или продолжат производиться в следующем году (не с «Нового года», а именно в 2013 году, одновременно их никто запускать не будет и не сможет), хотя некоторые из них пока остаются под вопросом:

  • Фишай-объектив Зенитар 2.8/8 под фотоаппараты с матрицей с кроп-фактором ×1.5, дает 180° обзора по диагонали на всей площади кадра. Пересчитанный объектив под новые реалии или просто аналог Пеленга 3.5/8 производства Беломо.
  • Фишай-объектив Зенитар 2.8/16 — выпускается сейчас, планируется под другие байонеты (речь, по всей видимости, о байонете Sony/Minolta)
  • Широкоугольный объектив Зенитар 2.8/20 — по всей видимости, собственная разработка. Учитывая, что сейчас завод вполне успешно выпускает Мир 3.5/20, рано его ожидать не стоит.
  • Широкоугольный объектив Зенитар 2.8/28 — очень неплохое дополнение парка стандартных широкоугольных стекол. Если при этом он будет резким, будет неплохая возможность использовать его как с полнокадровыми, так и с кропнутыми фотоаппаратами.
  • Стандартный объектив Зенитар 2/50 — поднадоевший всем и довольно скучный полтинник, который планируется доработать под другие байонеты. Логика понятна: если есть что-то, пусть и не очень хорошее, дешевле доработать, чем думать, зачем оно нужно.
  • Стандартный объектив Зенитар 1.2/50 — объектив из серии «я достаю из широких штанин», которого будут, в первую очередь, бояться владельцы полнокадровых тушек. Есть неавтофокусный бесчиповый Nikkor 55/1.2 (снят с производства), Nikkor 50/1.4 и Canon 50/1.2 — естественно, наш будет похуже, и будет куча возгласов «да родной лучше», но, учитывая то, что за цену родного можно будет купить пару стекол из Красногорска, прижимистые россияне из глубинки как раз два раза и будут думать.
  • Портретный объектив Зенитар 1.4/85 — появление его вполне стандартно и ожидаемо, поэтому тут и говорить не стоит ничего. Как фокусное расстояние, так и светосила соответствуют нормам. На деле, все тот же Гелиос (см ниже), только в профиль и почти с той же дыркой. Перерабатывать его сильно нет смысла, поэтому ограничатся, скорее всего, просто номинальным увеличением относительного отверстия и упаковкой. Говорить о преимуществах Гелиоса, наверное, и не стоит — кто не снимал, не поймет.
  • Портретный объектив Гелиос 40-2 (1.5/85) — выпускаемая по сей день вторая версия легендартного портретника, возможно, будет досчитана, оттестирована и доступна под разные байонеты. Сегодняшняя версия устанавливается на все через переходники. Дырка 1.5 от 1.4 отличается незначительно, не стоит думать, что он от этого хуже.
  • Телефото объектив Зенитар 2.8/135 — неплохой портретник для любителей длинного фокуса, выпускаемый и сегодня. Для съемок дикой природы подходит с сильными оговорками — например, если у вас очень быстрые руки, очень точные глаза или очень большое везение. Учитывая открытую дырку на своем фокусном расстоянии, объектив хорош, хотя ему предпочитают Гелиос за счет рисунка.
  • Телефото объектив Зенитар 4.5/300 — планируемый к выпуску длинный телевик, надобность которого оправдана для фотографов, мечтающих снять луну уже долгие годы, но кому на родной 70-300/2.8 так и не хватило. За небольшую долю цены последнего, этот вариант можно будет взять просто ради одного-единственного кадра.

О сроках выхода, ценах и поставках в другие города, в настоящее время, нам ничего не известно. Понятно, что после выпуска они должны будут появиться в наиболее близких к народу фотомагазинах, а значит, придут и к нам на тесты (вот прямо сейчас у нас на очереди, хотя еще и не получены, два стекла из списка выпускаемых, которые мы еще не охватили — следите за эфиром). Есть вероятность, что список будет скорректирован рынком, так или иначе, но это уже наше предположение, и надеемся, что скорректирован он будет в сторону увеличения или в сторону приоритизирования более качественных и интересных моделей, а не ненужных никому.

Ну и, естественно, приятно, что старперов на производстве начинают сменять молодые менеджеры, которым не наплевать на судьбу нашего старого завода — это все-таки звоночек с правильной стороны. Задавайте вопросы, а мы постараемся подтащить нашего инсайдера к обсуждению, хотя личность его разглашать, конечно, не будем, это все равно вряд ли интересно.

66 комментариев

  • Имею в наличии Зенитар 2.8/16 с одуванчиком, снимаю на Nikon F100 и Nikon D700 и очень доволен результатом.
    Горжусь легендарным заводом!

  • Илюха says:

    Кстати, вот еще одна ситуёвина для размышлений: На рынке предлагается (от всяких сторонних около-фото-производителей) очень много переходников по типу “объектив-камера”. Так вот, куча вариантов переходников, чтобы можно было поставить стекло от Никона на другю систему. Но я видел только один тип переходника, который позволяет поставить на систему Никон стекло стороннего производителя. И это переходник М42/Никон… Интересная закономерность, не правда ли? :)))

    • У Никона самый длинный рабочий отрезок, поэтому его стекла лезут везде, а ему только те, что в тушку внутрь влезают. То есть, кеноновское, что с соразмерным диаметром байонетного крепления, не пойдет — его надо было бы утопить в корпус, но возможности такой нет.

      • есть переходники с компенсирующей линзой, но насколько она хороша? Стоит ли городить такой телескоп? Без иронии, не сталкивался ли кто-нибудь из уважаемой публики с такими переходниками? хотелось бы отзывов.

        • Илюха says:

          Если речь о переходниках М42/Никон, то у меня таких (с линзами) целых три. Сначала взял один, попробовал, понравилось, т.к. сильного падения по качеству из-за доп.линзы не заметил (в моих переходниках линзы высококачественные, сделаны на ЛЗОСе, а не китайские …о). Но они и стоят от 2500 р :((

          • У тебя там написано Jolos — ты уверен, что это ЛЗОС?

          • Илюха says:

            Ага, уверен.
            Jolos – это переходники, в которые фотомастерские РСУ собственноручно запихивает лыткаринские линзы. У них там на Бережковской прямо мини-сборочный конвейер :)))

          • То есть, линзы у нас делать умеют, но вот переходники штамповать дешевле китайских не научились?

          • Илюха says:

            А зачем это ЛЗОСу? Зайди на сайт, посмотри их основную продукцию… Та же оборонка/космос/тяжпром. Наверное, стоит напомнить, что практически вся советская фотопромышленность была побочным производством оборонки. Не совсем уж цеха ширпотреба, но не очень далеко от них…

          • Да они и сейчас на оборонзаказе сидят, по большей части. Остальные вымерли.

        • Не сталкивался, но сама идея лишнего стекла стремает. Особенно когда речь идет о 20-баксовых переходниках.

      • Илюха says:

        Неее, дело тут не в большом рабочем отрезке )) Дело прежде всего в качестве стекол

        • pilot says:

          По видимому на никоне стекла совсем плохи, что фирма даже не подразумевает возможности сравнения с аналогами??)))))))))))))))))))))))))))))))))))
          По серьезному… Честно, всегда думал что дело в размере байонета. У канон он банально больше вот и не лезут стекла.

          • Нет, здесь дело не в размере. И вообще, как оказалось, лезут стекла.

          • Илюха says:

            Невнимательно читали – смысл моего высказывания был в том, что у Никона стекла настолько хороши, что его через переходники используют на других системах. А вот переходников “чужое стекло/тушка Никона” на рынке практически нет, кроме уже упомянутых с М42. Еще иногда встречаются переходники для СФ стекол, но тут уже качество стекла априори получается более высоким, т.к. линза работает только центральной частью.
            И “да”, размер байонета здесь нипричем – как Вы понимаете, на СФ стеклах он несоизмеримо больше кеноновского, а на Никон встает :))

  • Из этих норвых, хорошо забыты старых, видел Зенитар фиш-ай на Кэноне550.
    Ну что сказать? Хм. Неплохо, но есть два недостатка:
    1. Важно. Не знаю, может это всех рыбьих глазов касается: невозможно ничего снять в контровом свете – прёт дикая хроматика.
    2. Не столь важно, хотя… Крышку обьектива проектировал, вернее, совершенно не проектировал идиот: люфтит и слетает. Вот этот механический недостаток оставляет небольшой осадок. Старые добрые Гелиос 44 и Волна 9М по качеству сборки – это хайтек.
    И всё равно – неплохо! Цена очень скрашивает впечатление.

    • Илюха says:

      Совет по поводу п.2 : Там в комплекте с объективом есть черная коробочка для светофильтров. Берете крышку от этой коробочки и одеваете на объектив вместо родной крышки. Сидит плотно и слетает редко. Вот и всё! :))

    • Кстати, вот вам отзыв настоящего любителя советских стекол — при хорошем оптическом качестве основное их преимущество всегда цена, с которым люди готовы мириться.

  • На самом деле возобновление – только на бумаге. Ни в интернет-магазине, ни даже в их фирменном магазине-выставке в Красногорске нет ни одного экземпляра. Говорят, что была партия из нескольких штук по 11500, но её раскупили перекупщики из приближённых к заводу. Следующую партию раньше следующего года ждать не стоит. Производство ничтожное, про качество “новинки” никакой информации… Сам хотел купить, но подожду когда появятся тесты и в продаже будет в достаточном количестве, чтобы не переплачивать за дефицит и ажиотаж.
    Про даром не нужно – Вам тогда и вкус художественный ни к чему, тут и говорить не о чём в таком случае.

    • Оооо… Дождался 🙂 Будьте любезны, проведите параллель между “художественным вкусом” и “отечественными легендами” 🙂

    • А вы конкретно что купить хотели? И что новинкой называете? Весь список выше?

      • Helios 40-2 разумеется…

        • У нас на тесте он в ближайшее время будет, правда, обещают пока только с резьбой (и с закрывающим кольцом, естественно). Насколько реально получить прыгающий и с байонетом, пока не знаю. Первую версию Гелиоса Илюха мне уже дал, штука, конечно, умопомрачительная. Как только вторая будет, сравним.

  • Илюха says:

    “UncleSam said on 04.12.2012
    На старых Д-шках есть выступ на диафрагме…”
    Ааа, я теперь понял, про что ты.
    Ты что, Д7000 взял? Просто на Д90 это кольцо не работает, даже если русский объектив изначально с байонетом Никона.

    • На Д90 кольца и нет считывающего.

      • Илюха says:

        Ну да, нет. Это я так поводок привода диафрагмы обозвал (или как он там правильно называется? в правой части байонета, рядом с кнопкой ГРИПа находится такой штырек)

        • Репетир, но он для другого. Хотя цели его я вот не понимаю, конечно.

  • Кроме того, как только производство заработает, цену на продукцию великие менеджеры завода однозначно поднимут процентов на 30-40.

    • Ты забываешь еще, что советский объектив оброс легендарным привкусом, а Самьянг — выскочка, который только в последнее время и появился и пока не накопил плохой кармы. К тому же, его толкает Сивма, любящая потратить деньги очень неразумно, как бывшие менеджеры Зенита. Пройдет пара лет, и все исправится.

      • Лично я стёкла на вкус не пробую 🙂 А уж слово “легенда” в мире фото уже давно аллергию вызывает 🙂
        Пусть Самьянг выскочка. Мне-то что до этого? 35/1.4 у него отличный 🙂

  • Не хочу задеть ничью гордость за “нашу” оптику, но из всего перечисленного даже в подарок, то есть даром, ничего не интересно 🙂

    • Илюха says:

      Владимир, зря вы так. Упомянутый АПО ну уж очень хорош.
      Далее, если для портрета выбирать, я уж лучше возьму любой 44-й Гелиос, чем китовый (Не голословно, сравнивал и с 18-55, и с 18-105, Гелиос однозначно приятнее).
      А потом, есть же пресловутое “цена/качество”. Например, Никон 20/2.8, стОящий на вторичке в среднем состоянии поношенности от 15 т.р. И тот же Мир 3.5/20 в новом состоянии около 5 т.р. Если речь про пейзаж, то автофокус не важен. Что выберет фотоэнтузиаст? :)) Если бы я был не прав, фиш-ай Зенитар не расходился бы, как горячие пирожки “всего” по 5 т.р.
      P.S. И да, я не упомянутый Сергеем зенитовский инсайдер :)))

      • Зря или нет, зависит от точки зрения на данный вопрос 🙂
        Давайте просто поразмышляем…
        …у меня есть набор “нишего” Кэнониста на кроп: 17-55/2.8 IS и 70-200/4.0 L IS.
        …дальше 5.6 закрываться на моей семёрке великого смысла нет.
        …упомянутый Мир 20 на 5.6 ни разу не лучше моего 17-55 на аналогичных параметрах, однако зумм имеет АФ и стаб.
        …Телезенитар лопнет, но не выдаст картинки, которую выдаёт 70-200/4.0 на 135, опять же, зумм имеет АФ и стаб.
        …на возрождаемых стёклах никто не будет делать современные просветляющие покрытия и оптимизацию под требования цифры.
        …в случае необходимости “стандартного” полтинника, лично я предпочту копеечный 50/1.8. Потому как с АФ, пусть и с кривоватым, но на 5.6 с ним мало кто может бодаться.
        И собственно говоря, цепочку “раздумий” можно продолжать довольно долго 🙂
        И если уж соглашаться на самурайство в виде отказа от АФ, то с куда большим “энтузиазмом” я буду рассматривать корейские 35/1.4, нежели наши “легенды”.
        И это не снобизм вовсе 🙂 В своё время наигрался чуть ли не со всей линейкой отечественной оптики, даже с той, которую вручную собирали-юстировали на Арсенале.

        • Мое ненавязываемое мнение – нужно очень любить советскую технику, чтобы покупать гелиос за 12 тыс рублей, когда есть например Самьянг за те же деньги.

        • Я сомневаюсь, что у тех, кто думает, купить или нет Гелиос, вообще есть 17-55 или 70-200 хоть какого-нибудь из производителей. А то, что эти стекла лучше китовых, да к тому же, боке хорошее дают, очень многим будет интересно. Естественно, не массово — любителей советской оптики мало.

          • Ну, фиксы с пластиковыми китами сравнивать как-то не комильфо 🙂

          • По цене очень даже ильфо. А по качеству — да, лучше с 17-55 или с родными фиксами, все стоит заметно дороже ну или по качеству хуже.

        • Илюха says:

          Владимир, набор зуммов “нищего” Кэнониста – 67 т.р. по средним ценам на янд-маркете. Набор советских фиксов (ФР 16+20+50+85+135+200) будет стоить менее 30 т.р. Так что тут в пользу советских стекол играет основной аргумент в виде цены .
          А против них – указанный Вами стаб (тут ничего не скажешь, очень весомое преимущество!) и то, что следует из контекста Ваших размышлений – удобство в работе. Вот основные преимущества современных АФ стекол перед мануальными.
          По поводу пересчета мануальных стекол на цифру – сложно сказать, а надо ли? Ведь самая крутая цифра пока до широты 135 пленки так и не доросла…
          Я ж никого не агитриую за советские стекла :)) Тем более Вас, с Вашим опытом. Просто я считаю, что для неспешной работы (не репортаж, ессно), они с учетом соотношения “цена/качество” имеют право на жизнь.
          По поводу альтернативы корейцев ничего сказать не могу – я их только щупал на выставке (и особого восторга не ощутил:)), а по-нормальному не попробовал…

          • Корейцы удобны только тем, что чипованные. Хотя, по большому счету, любое стекло типа D на никонах от D7000 будет поддерживать приоритет диафрагмы, а большего и не нужно. То есть, на деле, сравняется с тем же мануальным Самьянгом, который совсем не 12 тыс стоит.

          • Не 12 тыс, да. 85 мм для Никона стоит 13940 на сайте самьянга. И гелиос который стоит 12 тыс. Что ты выберешь?

          • Ко мне вопрос неправильный, у меня есть родной.

          • pilot says:

            Гелиос принцыыыыпиально другую картинку дает на открытой диафрагме (это вообще единственный в мире объектив с такой картинкой) за то его и любят, хотя это недостаток конечно, если объективно. А китайцы-корейцы эти… Характеристиками-то сыт не будешь, у нашей оптики, как и у цейса с лейкой свой рисунок. У новоделов его нет.
            Более того, сравните снимки с канон-никон и лейки. Это совершенно разные картинки. Если есть глаза и хоть капля критичного отношения к своей аппаратуре, хоть это стоит признать…

          • А для моей сони 85 мм от самьянга стоит те же самые 12 450 рублей.

          • Илюха, ну хорошо, чуть более чем двукратное преимущество по цене.
            Однако и менять чаще стёкла придётся, и АФ как Вы написали, да и стаб…
            Я почему и говорю, что очень многое в табели о рангах зависит от озвученных критериев оценки 🙂

          • И кстати да, причём тут какая-то широта? Любая матрица предъявляет куда более жёсткие требования как к разрешению оптики, так и к светорассеянию в нём. Ну и к параллельности лучей падающих на матрицу.

        • pilot says:

          На 5и6 не даст, но вот если прикрыть до 22…
          и полтинником 1.8 (если канонвский) стенку кирпичную снимите, даже на 5.6. Все сразу на свои места встанет)))
          Хотя конечно автофокус есть автофокус.

      • Илюха, кроме автофокуса есть еще экспонометр, который на Д90 точно с этими стеклами не работает. На Д7000 ситуация, правда, заметно лучше.

        • Илюха says:

          Зачем на мануальном стекле экспонометр? :))Ты ж в ВИ будешь видеть изменение освещенности при изменении диафрагмы. А нужную выдержку за пару кадров подобрать можно легко при определенном навыке :))

          • С годами раздражение от того, что это все нужно выставлять руками, все же превалирует.

          • Илюха says:

            Тут соглашусь. Тож заметил – чем ближе старость, тем больше хочется комфорту! :))

          • У меня есть Никкор 55/1.2 мануальный — так вот я им начал снимать с появлением кольца считывания диафрагмы. Просто нравится, а ведь досталась стекляшка за 100 баксов. Тут уже просто для настроения.

          • Илюха says:

            Что за “кольцо считывания диафрагмы”? Не понял, расшифруй

          • На старых Д-шках есть выступ на диафрагме, он там неспроста. Раньше была металлическая скоба, потом просто выступ небольшой. Оба варианта использовались для передачи в фотоаппарат значения диафрагмы, когда еще объективы были нечипованными, а электроника в фотоаппаратах была, пусть и примитивная. Во всех Никонах от 100й серии вверх есть вокруг байонета кольцо с другим выступом, который и цепляется за выступ на объективе. Установка на русские стекла байонета автоматом будет значить еще и возможность считывания диафрагмы, то есть, это не просто тупой переходник под байонет, а значительно больше. Ну и да, с D7000, получается, эту возможность добавили в младший класс… правда, сейчас говорят, что D300s был последним в «сотой» серии.

          • Вопрос не в “старости” а в осознании 🙂

          • Илюха says:

            :)))

          • pilot says:

            … а я думал пропадает…

  • Илюха says:

    Блин, ну и где они были раньше, когда я дни и ночи проводил на барахолках в поисках этих самых “легендарных”? :)) Кстати, если 2.8/135 будет тот, который АПО Телезенитар, то это просто бешенное стекло – по боке “рвет” Гелиос 40, а по резкости при правильных руках – все цейсы!

    • Илюха, кстати, дай Гелиос на тест, а? Мне сравнить хочется тот и этот

      • Илюха says:

        На, бери )) В Ср и Чт буду днем на пару часов в Мск, можно пересечься

      • Илюха says:

        А кстати, переходник М42/Н тебе везти? Или есть?

      • Илюха says:

        Ну что, потестил? :)) Или еще нет? Если “да”, то 27.12 мне было бы удобно пересечься. Я не тороплю, руки не выкручиваю, просто для информации…

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *