Зеркалка или беззеркалка?

Артем:
Добрый вечер Сергей, если вам не трудно помогите мне в выборе фотоаппарата. Бытует мнение что зеркалка лучше беззеркалки но никто мне не ответит чем же, вот видел ваши обзоры, вижу вы разбираетесь точно. И так выбираю из самсунг nx 1000, и никон d3100. Подскажите пожалуйста, и аргументируйте если можно.

Зеркалка или беззеркалка?

Такой вот вопрос пришел от нашего читателя вчера, в чем лично я уловил интересную возможность сделать рубрику вопросов-ответов постоянной. Мой ответ в месседж-центр ВК был скромнее, поэтому здесь я его немного разверну, чтобы заметка до футера доползла и растянулась на всю нашу рекламу и отбила затраченные деньги спонсоров.

Почему вопрос задают именно мне — тоже, наверное, понятно, так как через мои руки за год проходит фотоаппаратов больше, чем средний покупатель вообще когда-либо видит на полке магазина.

Ответ:

Все, верно, бытующее сегодня мнение можно упаковать в один миф: «Зеркалка круче остальных фотоаппаратов». Поддерживается этот миф на плаву миллионами пользователей, которые не могут расстаться с большими камерами по причине того, что в свое время на систему подсели. По большому счету, так и есть, но возводить этот миф в абсолют не нужно — дело в том, что есть масса факторов, по которым фотоаппараты оцениваются, и зеркалка просто держит за собой лидерство по количеству ключевых факторов, в которых является лидирующей. Пока.

А факторы следующие:

  1. портативность/компактность
  2. крутость/понты
  3. жизнь батарейки (не емкость)
  4. качество изображения
  5. коммуникации
  6. скорость съемки
  7. скорость и точность/цепкость автофокуса
  8. удобство использования
  9. брутальность конструкции

Привел только самые критичные здесь — из них зеркалка лидирует по пунктам 2, 3, 7, пункты 4 и 6 делит с беззеркалками, проигрывает в 1 и 5. 8 пункт субъективен и для каждого означает свое: для кого-то это одна-единственная кнопка и супер-режим авто (здесь рулят Nikon-1, Samsung, Sony), кому-то нужны грамотно расположенные кнопки (все продвинутые зеркалки, Olympus OM-D и PEN, Panasonic), а 9 зависит от камеры, где есть представители топовых зеркалок и топовых беззеркалок, которые обязаны быть железными.

Пророчество:

Прошедшие два года стали решающими для беззеркалок. Они стали быстрее, умнее, качественнее. Многие обошли некоторые модели зеркальных камер. В течение ближайших трех они выдавят зеркальные модели исключительно в профессиональный сектор, а через пять лет зеркало уйдет и оттуда. Зеркальные камеры — вымирающий вид. Об этом можно поспорить в комментариях, но только обоснованно.

Любая зеркалка, как правило, быстрее. Любая беззеркалка, как правило, легче. Но есть и исключения. Samsung NX — хорошая серия, но там лучше брать смарт-камеры, они на смартфоны могут шарить, это удобно. 1000 зажат в буфере, снимешь серию и ждешь — однако, если снимать детей по одному кадру в JPEG, камера стерпит. Новое поколение, NX300 или NX2000 хотя бы лучше (но и дороже), так что NX1000 будет вполне вменяемым балансом качества (матрица и процессор те же, только чуть доработаны). Фокусируются Самсунги быстро, и если не для профессиональной работы брать, то вполне потянут. Речь как раз о серийной съемке.

3100 тоже хорош, естественно, но, понятное дело, крупнее, как и любая зеркалка, что раздражает. Если на каждый день, не вариант вообще — его не поносишь в сумке, не влезет он и в офисный портфель. Единственный способ — сумка для камеры или рюкзак, а значит, лежать ему дома до отпуска.

Во всем остальном снимать можно на любой и в любой ситуации — зависит только от рук и желания. По качеству изображения разницы нет, и она укладывается только в умение рук обрабатывающего. Более того, в автоматическом режиме беззеркалки Samsung, Sony, Olympus, Panasonic в JPEG снимают даже лучше, чем зеркальные камеры Canon, Nikon, Sony. Другое дело, что формат RAW, 14-битный в большинстве зеркальных камер, дает заметные преимущества даже по сравнению с 12 битами, коль тяжело в это ни было бы поверить, и если руки посажены правильно, пользователь это оценит.

В качестве дополнения: обратите внимание, что, на сегодняшний день, перестали производить зеркальные камеры компании Sony, Olympus, Fujifilm, Samsung (у последнего был просто брендинг с партнера) и вряд ли к их производству вернутся. Зеркальные камеры малого формата производят Canon, Nikon, Pentax, среднего — Hasselblad и Leica. При этом, у всех есть беззеркальные варианты. 5 ноября Nikon проводит презентацию новой беззеркальной полнокадровой системы, которую уже обозвали Nikon FD.

53 комментариев

  • Татьяна says:

    Здравствуйте. Подскажите пожалуйста какую лучше выбрать камеру, очень люблю фотографировать и неплохо это получается, только вот выбрать не могу. Хотелось бы начать заниматься фотоссесиями.

  • Антон says:

    прошло 3 года… вымирающий вид зеркальных камер – цветет и пахнет, получая все больше и больше покупателей среди простых людей. А беззеркальные мегакамеры по прежнему ждут смерти старшего брата =)

    • Владимир Помогаев says:

      Не стоит говорить столь категорично. Тем более не только за себя одного.
      Лично я с удовольствием бы продал весь груз Canon (если кто взял бы сразу) и остался бы только с Sony a6000. Причём без малейшего сожаления.

      • Владимир, а Самсунг как же? Я бы вот тоже на Олимпус перепрыгнул с Никона

        • NX10 со штатным зуммом оставил – подруга снимает им. NX300 продал – не могу без ВИ. Нынешние камеры от Самсунг просто не возбуждают.
          Взял Соньку и 4 фикса – доволен :-)

          • Ну а пятисотка как же?

          • Какая? У меня такой не было. Да и на ней нет видоискателя.

          • Я к тому, что она вполне возбудительная, матрица хорошая.

          • Мне так надоели отдельные части… Матрицы там, корпуса… Хочется удобную и хорошую КАМЕРУ ЦЕЛИКОМ, а не какие-то отдельные части, пусть и выдающиеся :)
            И по моим (подчёркиваю) критериям, Сонька лучше :) Особенно с последней прошивкой (на днях вышла).

    • Статистика говорит об обратном, к счастью

  • Александр says:

    Всё бы хорошо. Выбрал в качестве следующего, после DSC-H2, зеркалку d5100 c 18-105мм объективом. Не вижу беззеркалки близкой к комплекту d5100/18-105мм. Либо цена беззеркалки в 2 раза большей с двумя объективами, на мой взгляд кит объективы до 50мм как то маловато, асобенно после моей DSC-H2.

    • Микро-4/3″ смотрите, там стекла вроде 14-42 стандартные (28-84 ЭФР), есть и 14-140 со стабилизатором и картинкой хорошей.

  • Станислав says:

    Теплое, ламповое зеркало…этим все сказано

  • Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, почти настроился покупать Sony NEX 5t, какие плюсы и минусы это аппарата. Главное для меня компактность, возможность каждый день носить с собой! Зеркалку даже не рассматриваю из принципа. Заядлым фотографом не являюсь, но поэкспериментировать с хорошим и качественным заменителем зеркалки было бы в радость))

  • Юлия says:

    Здравствуйте. Подскажите для любительской съемки, с переходом в полупрофессиональную. Какие варианты можно рассматривать? конкретные модели…

  • Marina says:

    Ну все…только у меня в голове что-то стало прояснятся с выбором зеркалки для любительского пользования и тут на…беззеркалки…Я выбрала nikon d3200, может подскажете компактную альтернативу ему? Особых требований к аппарату нет,много путешествую,хочется ярких снимков которых простая цифровая камера и айфон дает как не крути…спасибо))

  • Денис says:

    Да, речь и идет о размере пикселя. Но хотя известно что для качественного снимка A4 достаточно 8-12 MP, а для недавно появившихся топовых UHD мониторов 8 MP, производители в маркетинговых целях продолжат запихивать мегапиксели на самые маленькие кропы. Тенденция к уплотнению пикселей и их уменьшению.
    Что касается размытия, можно провести простой эксперимент, взять любую камеру и любой объектив. На одном и том же фокусном расстоянии менять диафрагму, например f/1.4 – f/2 – f/6.3-f/8 – f/16 – f/22. Так можно сделать на любом кропе или полнокадровой матрице. Результат – разная степень размытия на одной и той же матрице без изменения размера объекта относительно матрицы. Вывод: размытие зависит от размера отверстия в диафрагме, DoF и фокуса. При этом если увеличивать угол объектива, то размытие будет меньше, т.е. чем меньше объект относительно матрицы, тем меньше размытие.

    Ну а “маленькие матрицы никогда” звучит правдоподобно, если не забывать, что и развитие полнокадровых матриц не стоит на месте. Аналогия: и 30 лет назад и сейчас флагман Mercedes – это более совершенный с инженерной точки зрения автомобиль чем тот же Mercedes, но самой младшей, базовой модели

    • Денис, хватит технарить относительно оптической теории. Вы мне банальные вещи чтоль рассказываете, что диафрагма управляет глубиной резкости? Я это лет пять как забыл — вопрос матрицы в матрице: сколь ни меняйте объективы на мелкоматричных камерах, фон не размоете так сильно, как на крупноматричных. Вывод: размытие сначала зависит от площади кадра, а уж потом от фокусного расстояния объектива и пр.

      Давайте задвиньте теперь теорию про размер пиксела — на свое сравнение Nikon D70 с Nikon D800 я так ответа и не получил.

      • Денис says:

        Если я так смущаю теорией, прошу заметить что все производители стремятся увеличивать размер матрицы и на данный момент физический размер матрицы не играет никакой роли. Они просто теперь все довольно большие, кроме компактов, разумеется. В свете того же Вашего прогноза о преобладании беззеркалок, это один из параметров по которому они сравнялись с зеркалками (это произошло почти сразу, т.к. категория недавно появилась).
        Поэтому мои банальные вещи и остаются наиболее актуальными. Тем более для тех кто хочет добиваться лучшего результата.
        Одинаковые шумы в 36Мп и 24 Мп достигается шумоподавлением.
        Что касается D70 и D800, с ними дела не имел, т.к. имею Canonы, но предполагаю, что ответ прост (без “технарить”))): D70 это фотоаппарат 2004 года. Сенсор D800 (Sony IMX094) 2012 года. 8 лет развития дают такую разницу.

        Итог простой: для тех кто зарабатывает фотографией, зеркальный фотоаппарат останется главным рабочим инструментом, а беззеркалка или любая другая хорошая система будет служить ежедневным удобным аппаратом.
        Любитель волен выбирать среди всего разнообразия рынка и наилучшим советом будет посмотреть тестовые фотографии или в магазине поснимать, вывести на монитор и посмотреть самому, а затем выбирать с чем работать комфортнее
        Я все еще вижу разницу в качестве результата лучших беззеркалок и средних зеркалок, хотя не спорю, она все меньше и меньше.

        А теорию никогда не стоит забывать))

  • Денис says:

    Не могу согласиться про “единственное преимущество” больших сенсоров. Маленькие матрицы никогда не смогут дать такую же качественную картинку как большие. И электронные алгоритмы тут не при чём. Пиксель матрицы при большем размере способен принять на себя больше фотонов , а значит будет обладать большей светочувствительностью. Большое значение имеет изоляция между пикселями: чем она меньше, тем легче пробивается зарядом между пикселями и возникают те самые шумы. Изображение после обработки алгоритмами шумоподавления не так хорошо как без шумов. Чтобы преодолеть существующие технические недостатки потребуются новые технологии и материалы, после которых маленькие матрицы тоже будут дорогими. Легкое размытие заднего плана, уважаемый автор, достигается объективами, а не матрицей. Что касается оптики, самые лучшие её образцы предназначены именно для зеркальных камер. И еще очень долгое время передовые разработки будут использоваться именно в сегменте зеркальных камер. Я согласен, что беззеркалки будут преобладать над зеркалками на рынке, но высокое качество фотографии, техническое превосходство и способность справлятся с трудными условиями съемки еще долгое время останутся уделом зеркалок.

    • В целом, комментарий верный, не говоря уже о заключении. Однако, это все не более чем философия. Надо сказать, что и матрицы в полнокадровых камерах другие, с другими процессорами, сделанные по более дорогому процессу — отсюда и цветопередача у них отличается. Можно даже посчитать: топовая матрица Nikon имеет разрешение 36 Мп — значит, кропы должны быть сколько? 18? А вот и нет — они 24, но по шумам картинка такая же. Вывод: в полнокадровых зеркалках матрицы другого порядка. Если же углубляться в квантовую физику, получится обратное: что кропнутые 6 Мп матрицы от Nikon D70 имеют большую чувствительность, чем 16 Мп на Nikon Df, и заметно большую, чем Nikon D800 — конечно, у первой ведь пиксел крупнее.

      Размытие делается не объективом, а матрицей, точнее, ее соотношением с размером объекта: чем меньше мы уменьшаем объект, тем больше можно размыть задник. На матрице размером со спичечную головку ничего не размоешь, кроме макро.

      Ну и во фразе «маленькие матрицы никогда» прослеживается историческое высказывание Гейтса, что компьютеру больше 64 Мб памяти больше ничего никогда и не потребуется.

  • Татьяна says:

    Скажите, а как насчет зума в беззеркалках, намного ли он отличается от зеркалок. Я имею ввиду китовые объективы.

    • Там просто передовая сейчас, кто-то по старинке делает механический, причем, чтобы стекло лочилось в закрытом положении, для компактности (у зеркалок такого нет), а кто-то делает электрический, и тут уже по разному — где-то управляется качелью с камеры, где-то качелью на объективе, где-то кручением колеса на стекле и пр. Вариантов много.

  • олег says:

    По поводу размеров – маленькая камера плохо сидит в руке, а значит рука будет уставать похлеще тяжелой зеркалки. Беззеркалки вытеснят бюджетные заркалки. С этим соглашусь. Проф останутся в зеркале всегда. Зачем убивать глаза и смотреть на искуственную картинку экрана, если быстрее и точнее визировать через дырку? Да и лишний раз не нагревать матрицу, не говоря уже о ресурсе батареи…

  • олег says:

    А со временем мобильные телефоны вытеснят и беззеркалки… Если вы признаете, что зеркалки вытеснят в проф сектор, значит по качеству ваши мыльницы никогда за ними не угонятся – шах и мат :-)

    • Олег, навертели, аж голова кружится. Вытеснение в профессиональный сектор временное — единственное преимущество большого сенсора сегодня (помимо лучшей карты шумов) состоит в возможности легкого размытия заднего плана. Как только фотоаппараты научатся это делать через электронные алгоритмы, эпоха больших матриц пройдет, потому что они менее выгодны в производстве, по сравнению с мелкими.

  • liubtch says:

    Конечно здорово носить в кармане полноценную машину….ну а если объективчик нормальный? И потом, Вы забыли об отсутствии видоискателя на большинстве беззеркалок. И цена этой приобретаемой отдельно “приблуды”. Так что…подождём. Если доживём!

    • Экран больше и лучше видоискателя — зачем вам он?

      • Kurgus says:

        1. Солнце. Люблю снимать в теплых и ярких краях – а экраны на солнце пока слепнут.
        2. Скорость. Оперативно кадрировать-следить, держа аппарат в полусогнуто-полувытянутых руках…
        Впрочем, видоискатели ныне есть и в беззеркалках, и приличных компактах вроде Fuji X10/20.

        • Олик еще забыли — там самые классные видоискатели. Ну и экраны слепнут не настолько, кстати.

  • Если говорить о съемке в raw, то как владелец уже второй бзк Samsung могу сказать – не советую. У него все относительно хорошо, за исключением цвета.
    Sony, которые nex, в плане цвета куда лучше.

    • Владимир, вы же сами знаете, что решение проблемы качества — всего лишь дело времени и желания. К тому же, то, что зеркалки отожмут в профессиональный сегмент, тоже уже решено, как мне кажется, и как раз по этой причине.

      И да, я пока еще так и не нашел беззеркальной камеры, которая приблизилась бы по качеству изображения к зеркалкам. А тестировал много (Samsung, Panasonic, Sony, Olympus, Nikon, Fujifilm), и надежды, что каждая конкретная модель ситуацию исправит, постепенно тают. Это, опять же, «с профессиональными интересами» — для всего остального беззеркалки за глаза.

      • Не всё так просто…
        У Samsung было более чем достаточно времени “разобраться” с цветом. Однако, и я хорошо вижу эту тенденцию, в новых камерах NX проблемы цвета при смешанном освещении только усугубляются. Повторюсь, я говорю исключительно про raw.
        По поводу качества изображения… Непростой вопрос. И имеет смысл озвучить критерии “качества” по которым будем сравнивать. Ну а из собственного опыта могу сказать, что при съёмке одного проекта, наряду с Nikon D3, несколько кадров сделал Sony NEX5 (которая самая первая). Кадры были напечатаны метровым форматом по длинной стороне. Так ни один зритель не заметил “подмены” супер-пупер про камеры “какой-то” беззеркалкой :)

        • Владимир, я не сомневаюсь, что к вам, как и ко мне, постоянно народ за рекомендациями обращается на предмет что купить. Я поголовно всем рекомендую беззеркалки, но начитанный на форумах народ никогда (НИКОГДА) меня не слушает. Была только одна девушка, которая по моей наводке Фуджик взяла, остальные берут зеркалки — зачем спрашивают тогда?

          Про качество я абсолютно согласен — оно не в камере сейчас, а в руках. Матрицы не одинаковы, но их качество укладывается в погрешность и всякие допуски, и большинству пользователей, в общем-то, и простых достаточно.

          • Тема “вопрос-ответ” – отдельная песня :) Факт :)
            Я тоже сначала пытаюсь всяческими пытками вытянуть из человека его чаянья, но чаще всего да, всё сводится к бзк.
            Про качество… Я не зря оговариваю свои претензии именно к raw, потому как в jpeg у Samsung вполне неплохо всё получается.

          • Абсолютно согласен, у них и автоматика очень хорошо работает.

  • Игорь says:

    “5 ноября Nikon проводит презентацию новой беззеркальной полнокадровой системы, которую уже обозвали Nikon FD.”

    Одним этим предложением весь предыдущий текст умножен на ноль. ))

  • Наталья Прянишникова says:

    Ну, например, для подводной съемки, где скорость и качество фокусировки очень критично, беззеркалки пока еще не могут заменить зеркальную технику. А хотелось бы :)

    • Денис says:

      В подводной съёмке то как раз, огромные динозавры вымерли дано. GoPro наше всё.

  • Как обладатель зеркалки и беззеркалки, поделюсь своим мнением. Зеркалок и беззеркалок через мои руки прошло достаточно, значительное время был зеркальщиком, потом беззеркальщиком, теперь совмещаю. Так вот имея зеркальный ФФ Canon 5D mark II и беззеркальный Panasonic G3, скажу что на первый я снимаю в разы чаще. На втором месте съёмка на Iphone 4s и уже на третьем – Panasonic. Я специально не покупаю телевик для кэнона, имея под него оптику в диапазоне от 16мм до 100мм самого различного назначения. А беззеркалку же использую лишь с двумя объективами: супертеле Panasonic 100-300 OIS и штатником 20/1,7. Казалось бы имея беззеркалку можно всегда и везде её с собой таскать и я изредка так и делаю, но чаще либо со мной лишь телефон, либо, если я подозреваю что стоит взять с собой камеру, беру полноценную фотосумку, где беззеркалка с надетым телевиком заменяет собой отдельный телевик, т.к. данная комбинация и легче отдельного телевика и обладает всем необходимым для данного вида съёмок – стабилизацией, приличной светосилой, высоким качеством итогового фото. Но на широком углу, в портрете, в макро, в жанровой, художественной и репортажной съёмке выбираю зеркальный ФФ. Есть и макрик и потретник под беззеркалку, но лежат без дела. Так что может беззеркалки и победят, но не потому что они лучше, а потому что они дешевле в производстве.

    • Кто бы сомневался — экономика именно в эту сторону и движется. Когда меньше стекла и железа/пластика можно продать дороже, это выгоднее, в любом случае.

      • Только вот далеко не факт, что от этого выиграет потребитель… Схожая ситуация сейчас на рынке принтеров – “фабрики печати” в качестве гонки за дешевизной и количеством или МФУ, а вот об улучшении качества печатаемых фотографий как то позабыли…

  • Евгегий says:

    Забыли про Фуджи:xe-2 вполне себе альтернатива aps-c зеркалам(во второй версии доработан автофокус),а х100s-можно сказать,уже классика для стрита и будет очень полезна,по-моему, начинающему-выжать из нее максимум он сможет не скоро)))

    • По правде говоря, Fujifilm никогда своих зеркальных камер и не производила, брала машинокомплекты других японцев. Хотя Samsung тоже, поэтому включил в список, спасибо.

  • 1. С чего это вдруг Sony перестала производить зеркалки? То, что зеркало в них стало полупрозрачным и неподвижным не отменяет его наличия. A99, A77, A58 – это беззеркалки?
    2. Я не особо слежу за никоновскими слухами, но насколько я знаю FD буден ни разу не беззеркалкой, а обычной зеркалкой в ретро-корпусе.

    • В том смысле, что новых зеркальных моделей не будет. Старые наработки потянут еще год-два, потом будут решать, что с этим делать.

    • Никон обещал не FD а DF

      • Никон ничего не обещал, и если камера будет называться PG, его все равно никто ни в чем упрекнуть не сможет. Подозреваю, что название придумали только вчера (ну реально вчера), а к презентации привезут спецрейсом штук пять в Москву, чтобы гордо презентовать с видом на Красную площадь.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*