Sony закрывает производство зеркальных камер

Для японской компании не впервой брать проект, потом его вписывать в свою структуру, а затем выкидывать за ненадобностью. К счастью, или к сожалению, в компании очень сильные позиции имеют маркетологи, а не инженеры — так компания оперативно узнает и реагирует на задачи и ниши рынка, понимая, что нужно большинству и постепенно замещая интересы меньшинства компромиссными решениями. В плане фотографии можно вспомнить хотя бы даже собственный проект Sony R1, которая в свое время была революционной камерой с большой матрицей, но с несъемным зум-объективом — она проигрывала зеркалкам только в плане скорости, зато имела массу хороших потребительских характеристик для своего уровня. Камера была довольно быстро выведена с рынка после поглощения KonicaMinolta.

Sony_A55_slt_2.jpg

Надо сказать, эта сделка отбросила компанию на пару лет назад, потому что значительные усилия ушли на поглощение и интеграцию. Скольких рыночных позиций компании это стоило, сложно сказать (копания была приобретена в разгар очередного кризиса, после которого начался сильный рост двойки основных производителей, которые сегодня и ассоциируются с производством зеркалок) — однако, нельзя сказать, что маркетологов это сильно волновало… свои бонусы от интеграции они уже давно в карманы положили. На сегодняшний день, ситуация в компании необычная — анонсы новых камер идут только в сфере беззеркальных, в то время как для них уже де факто созданы две подсистемы оптики, никак не совместимые с зеркальными, за исключением переходника в обратную сторону, который обеспечивает полноценную работу со всеми функциями камер и объективов… естественно, с рядом естественных ограничений.

В принципе, сегодня большинство производителей ведут 2-3 линейки оптики, в значительной степени, распыляя свои ресурсы (у Sony есть A, a, E, FE, у Nikon производятся F, его кропнутый вариант и Nikon-1, у Canon — EF, EF-S, ED-M, даже у Samsung присутствуют NX и NX-mini). Понятно, что в кризисные времена это является ужасным расточительством — усилия по поддержанию линейки и сбыта необходимо финансировать из сокращающейся прибыли. В свое время тот же Olympus принял волевое решение закрыть производство зеркальных камер и перейти полностью на беззеркальные, после чего количество камер в линейке у компании лишь увеличилось, а разработки топовых объективов, сделанных именно под беззеркальные камеры, шагнули на уровень, который для остальных представителей беззеркального сегмента остается лишь далекой мечтой. Выводов Sony предстоит сделать несколько:

  • необходимо решить, как поддерживать владельцев зеркальных камер. Их нельзя просто так бросить, нужны будут и новые камеры, и новые объективы (в противном случае, они сами же зальют любимого производителя грязью, что плохо для компании, продажи которой идут, преимущественно, под прессом маркетинга), а ведь линейка сильно разрослась, угробить ее волевым решением не получится. Да и не стоит ждать таких официальных решений из недр компании — даже Olympus официально не заявлял, что производство в зеркальной сфере остановлено… это будто пауза такая, хотя все прекрасно понимают, что поворота назад не будет. По всей видимости, компания ограничится выпуском только полнокадровых камер и только топовых передовых зеркальных объективов, закрыв линейку кропнутых (как камер, так и объективов). Возможны стимулирующие решения со снижением цен на родные адаптеры для беззеркальных камер, чтобы опытным пользователям не пришлось выкидывать старые и хорошие стекла
  • необходимо активно наполнять линейку беззеркальной оптики как бюджетными, так и дорогими стеклами, причем совсем не темпами 2-3 объектива в год, а это очень серьезные затраты на исследования, пересчет и перестройку конвейера, а также глубокую работу со сторонними производителями. Беззеркальные линейки у компании слишком скромные, чтобы рассматривать их всерьез для профессионального применения: под байонет E выпускались, в основном, только бюджетные стекла и объективы среднего класса, в то время как компания боялась, что ее же беззеркалки убьют продажи зеркалок (что, собственно, и происходит сейчас); а о стеклах FE даже и говорить смешно… полноценная система не может состоять из трех объективов, это же и дураку понятно. В зависимости от политического волевого решения, возможно появление очень хороших кропнутых стекол и топовых под полный кадр с байонетом E/FE – если в новом году будет выпущено штук пять из списка, анонсированного на фотокине в этом году, это будет очень большим шагом.
  • необходимо показать серьезность своих намерений фотографам. Пока же действия компании походят на клонирование уже имеющегося, когда в системе (это касается как полнокадровых, так и кропнутых беззеркальных камер) выпущено больше камер, чем стекол — в то время как фотографы ждут совсем другого… конечно, это актуально для компании, если она, действительно, заботится больше о фотографах, а не о потребителях, которые знают лишь то, что «сони лучше», что и готовы доказывать попиксельным сравнением и повышенным пенообразованием на губах (забывая, что снимают руки, а не камера). Лидер — это всегда тот, кто не просто впарил тебе что-то одно и забыл, а кто хочет тебе постоянно продавать кучу аксессуаров, расширяя имеющийся функционал.

Естественно, спорить с вероятностью прекращения производства зеркалок нет смысла: если раньше компания выпускала по 2-3 зеркальных камеры в год (сначала с прыгающим зеркалом, затем с полупрозрачным фиксированным) — теперь цифра находится в районе одной, причем, в этом году это была кропнутая a77 второй версии, напичканная всем, чем можно, а вакантные места заняты беззеркальными (3 камеры за этот год). К слову, сам выпуск сверхзаряженной зеркальной кропнутой камеры уже характеризует сегмент зеркалок, как относящийся уже к профессиональному, а не потребительскому уровню, осталось только топовую полнокадровую тушку обновить, чтобы профессионалам обидно не было, ведь время, в общем-то, подошло.

В этой связи, что ждет двойку лидеров? Беззеркальные технологии уже вплотную дышат в спину двум лидерам, продажи зеркалок стремительно падают (как раз за счет моделей потребительского уровня, совсем не профессионального — то есть, классам от Nikon D7xxx и Canon 70D и выше ничего не грозит в ближайшие 2-4 года, а полнокадровым и того дольше), в то время как вменяемых решений ни один из них не придумал. Nikon-1 — система замечательная и быстрая, но она находится сегментом ниже кропнутых зеркальных камер компании из серий D3xxx-D5xxx, которые, в любом случае, придется чем-то заменять. Canon EOS-M, на данный момент, тоже недоразумение с двумя стеклами в линейке и тормозным автофокусом, зато с удобным сенсорным управлением «как в айфончике». Как вариант, приходит в голову беззеркалка с таким же рабочим отрезком, но в другом форм-факторе — но ведь и это тоже бред, когда аналогичные решение конкурентов заметно компактнее в плане оптики (речь, преимущественно, о микро-4/3″ и, отчасти, о кропнутых Samsung NX, Fujifilm X, Sony E).

Есть какие-то похожие мысли? Можно просто в порядке бреда

13 комментариев

  • Честно говоря у меня нет время искать на сайте интервью про Олимпусы. Ладно, видимо твой ответ подразумевает, что зеркалки Олимпас весьма хороши.

    • … кроме Зверева можно почитать и послушать Георгия Розова о олимпусах… Для меня было действительно откровением узнать мнение человека об микро4\3, работавшего едва ли не с советских времен на никонах… хотя, если эти имена у вас не на слуху, то конечно же, смысла убеждать вас нет… 🙂

  • Ну и отлично, ждем А-99 второй версии. Больше ничего не надо. А зеркалки Олимпас они какие были? Я как бы не в теме, но люди говорят, что ужасный ужас. Потому и не пользовались спросом.

    • Диму Зверева почитай на профотос, у него там интервью про Олимпусы.

  • bigmaxx says:

    Кризис? Хм, не слыхал… Ааа, так это вы про 140-миллионную Россию? Так ведь под боком миллиардные Китай и Индия, 300-миллионная Индонезия, ну и всякие Вьетнамы, по мелочи))) Да и в США – традиционном для Сони рынке – рост 3.5% в год!

    • Как раз на этом фоне и странно слышать о том, что продажи падают.

  • Фотографы тоже разные. Кто-то снимает на 1-2 объектива и счастлив. Но всё равно эти 1-2 объектива должны быть выбраны из чего-то. И тут конечно у Sony выбор совсем невелик. Потому такая движуха в сегменте переходников под Sony – отличные тушки как-то странно не использовать с отличными стёклами. Но использование переходника – это и большие габариты, нивелирующие изначальный выигрыш в габаритах, и худший автофокус (если конечно вообще заработает; неавтофокусные переходники полезны только для мануальной оптики). Так что сейчас смотреть в сторону Sony как-то не очень интересно. Есть великолепные системы Canon EF, Nikon F и Olympus/Panasonic Micro4/3. В каждой есть всё основное и плюс что-то, чего нет ни в одной другой системе. Причём по всем позициям не один безальтернативный вариант, а возможность выбора. Про другие системы (оставим Leica M и среднеформатные системы за скобками) такого не скажешь. Так что Sony действительно пора перестать распыляться и начать делать под Sony FE линейку мечты.

    • Ну а почему вы скидываете со счетов Sony E? Полный кадр лучше лишь размерами, вот и все. Но потребительское отношение к фотографии с лихвой покрывается и кропом, верхнюю часть которого легко можно использовать для работы. Вот только там нету (и пока не планируется) действительно светосильных стекол (какие-то зумы с 2.8 постоянной). В конце концов, преимущество беззеркальной системы на кропе в размере — особого смысла делать меньше саму коробку, если почти нет выигрыша по размеру и весу объектива, нет. В итоге, потеряются пользователи, которые верой и правдой инвестировали в зеркало, а теперь их «кинули»… в общем, не так все просто. А переходник — тоже не способ строительства системы. Мало кто способен от автофокуса отказаться ради «приятной картинки». К тому же, переходник помогает вешать все на все, а не только один-единственный вариант.

  • Беззеркальные камеры конечно дышат в спину зеркалкам. Вот и продажи у последних падают.

    Но знаете, что? Не вижу причин, по которым топовые компактные камеры не смогут сделать с беззеркалками того, что последние сделали с зеркалками :)) Я имею в виду камеры, которые вы отнесли к потребительскому уровню.

    Посмотрите на последние модели топовых компактов. По настоящему компактные, отличные матрицы, светосильные зуммобъективы, скорость фокусировки, стабилизация, работающая в тепличных условиях… Если человек не готов тратить пару тыщ на объективы (а это уже ПРО), то чаще всего правильным выбором для него будет компактная камера.

    Беззеркальные и зеркальные камеры обречены бороться за рынок среди моделей профессионального уровня. Вот где будет битва.

    • Денис, маркетинговые идеи оставьте маркетологам — как правило, их ошибки им много стоят, а у каждого есть своя концепция. Послушайте маркетологов из Кенона, так они вам скажут, что миром правят зеркалки Canon… ну и так далее. Вот только их уже второй год начинают съедать маркетологи из мелких компаний (в смысле, у которых фотоподразделения маленькие) — Olympus, Fujifilm… потихонечку подбираются сзади и накрывают их словами «сюрприз!». Беззеркалки, если присмотритесь, на профессиональный сегмент особо не претендуют. Даже при наличии быстрого автофокуса и хороших стекол новым системам надо еще массы набрать и репутации в глазах профессионалов. А это скорее изменение в психологии — вспомните, каких усилий стоило Sony, чтобы на имеющейся системе Минольты сделать профессиональную зеркальную камеру, а тут еще и беззеркальная. Компакты, особенно, те, что с большими матрицами и супер-пупер-зум стеклами, уже хороши — тот же Panasonic FZ1000 не так уж сильно уступает GH4 в плане съемки и гибкости, да и качество дает неплохое, но тут уже каждому свое. Кому-то компакт, а кому-то будет нужна расширяемая система.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *