Корабль в контровом свете (улучшаем фотографию)

Корабль в контровом свете (улучшаем фотографию)

Поделиться

Мне часто пишут вопросы по фотографиям, поэтому самые интересные вопросы хочется вынести в качестве раздела — интересные не потому, что тупые, а наоборот, те вещи, которые можно было бы как-то исправить до или после съемки, но при этом автор не использовал эту возможность… то есть, сюда автоматически не попадают снимки в стиле «Я и Ленин» или «Смотривотявамстердаме».

ship-ashore-starting

Фото: Роман Кондрашин

На этот раз, написал мне Роман Кондрашин: «Сергей хочется услышать ваше мнение по вот этой фотографии». Фотография оказалась очень простой, заброшенный корабль на пляже, но вид изначально был, как я предположил, гораздо интереснее, чем получилось в итоге в кадре. Съемка в контровом свете вообще таит в себе массу неприятностей, особенно, если снимать, не зная, как себя ведет автоматический экспонометр. И даже когда знаешь, это устраняет всего одну проблему, а остальные все равно останутся.

Памятуя о правиле «подходи ближе», автор сделал все правильно, и даже учел другое важное фотографическое правило, «снимай проще». Однако потом скадрировал кадр очень плотно, отчего вышло странно, солнце уперлось в угол, как провинившийся ребенок, а корабль нарисовал черный силуэт по центру кадра.

Сначала о том, что сделано правильно, потому что именно это мы и оставим: контровый свет позволяет усилить эмоции, создать напряженность в кадре, драматизм, в то же время, есть драматичный элемент, ставший ключевым элементом кадра, находящийся почти строго посередине. Сюда совершенно не хочется добавлять равновесие, поэтому корабль затянут в центр совершенно неправильно, было бы неплохо его оттуда сдвинуть, чтобы использовать логику третей изображения.

Теперь о том, какие были ошибки:

  • центрального элемента изображения нет. Нет, он есть, это корабль, но не в такой реализации. Когда мы увеличиваем ключевой элемент почти до размеров кадра, ключевым элементом автоматически становятся более мелкие элементы, это закон макро. Значит, правильно было бы его сделать меньше
  • нет связи с фоном. А она должна быть, если только вы не форумчанин, снимающий портреты на размытом в кашу фоне, где ничего нет в принципе. Корабль не стоит ровно на воде, он кривой и ржавый, выброшен на берег, значит, и берег должен быть больше.
  • проваленные тени никак не усиливают драматизма. Здесь нет ржавчины, а сами резкие эмоции не поддерживаются и не уточняются, а ведь они могут быть как негативными (большинство контры), так и позитивными. Не поддержи их фотограф другими элементами, эффект будет размытым. При контровом свете фактура выходит очень хорошо, что и надо было подчеркнуть.
  • некорректная экспозиция. Солнце повлияло на кадр, как всегда, очень сильно, темное стало очень темным, что для цифры не проблема, но и вытягивать это слишком накладно, особенно, из уже проявленного JPEG.
  • нет перспективы. Если уж и стоить динамику и связывать объект с фоном, должна быть четко выраженная перспектива. Увеличив корабль, автор закрыл кадр от глаз фотографа, уперев его взгляд в плоский корпус корабля.

Интересно, что когда я спросил, были ли другие кадры и попросил прислать исходник, автор прислал мне файл в формате RAW, который меня приятно удивил: изначально кадр был вертикальным, что является неплохим вариантом уместить все внутри, если по бокам все равно ничего интересного нет. Более того, начальное кадрирование мне понравилось гораздо больше. Налицо работа правила не кадрировать при съемке и явно присущее автору чувство прекрасного — получается, что в ряде случаев, если у вас есть тяга к прекрасному, лучше послушать свой внутренний голос, а совсем не мозги, ведь интуиция тоже неспроста человеку дана. Наша голова иногда находит совсем не те мотивирующие факторы, которые могут завести и в тупик.

Взяв сырец, я его разобрал в Лайтруме следующим образом:

  • незначительно усилил экспозицию в центре, уделив куда больше внимания концам: вытянул тени, приглушил света и белые (солнце и небо, плюс контраст бликов), добавил черного, также сдвинув ползунок blacks в минус.
  • чтобы усилить драматизм, поднял vibrance и ослабил saturation (небо стало более интересным), а также сильно покрутил clarity, чтобы усилить микроконтраст на самом корабле, что дало больше фактуры.
  • для борьбы с артефактами наложил корректирующие градиенты на небо (минус exposure, плюс shadows для кусков корабля, плюс clarity, saturation) и землю (минус exposure, минус clarity, плюс sharpness, contrast)

ship-ashore-final

Итог получился лучше, чем было в обработке автора, но хуже, чем мог бы выйти, если бы изначально я снимал с учетом последующей склейки в HDR. Кстати, результат можно скачать в виде пресета вместе с исходником, сами посмотрите, скачав исходник. В результате, удалось выровнять композицию до перспективной из явно плоской, добавить фактуры и поднять детализацию в тенях, добавить кадру больше характерности, благодаря усилению тех хороших черт, что уже были.

Вывод прост: снимайте больше дублей и ракурсов одного выигрышного места (вспомните о правиле «четырех кадров») и обязательно обрабатывайте фотографии, так как сегодня необработанная фотография простительна только для съемки на телефон.

7 комментариев

  1. В исправленном кадре очень важно то, что появился передний план. Пусть хреновенький, похожий на болото, но все же передний план. Он и придал кадру перспективу.

  2. Олег Шаломанов

    Я даже снято на телефон выправить пытаюсь. Гугловский Snapseed помогает. Единственное, что я нашёл, что умеет исправлять перспективу, править тени и пересветы, корректировать clarity. Даже мобильный Лайтрум не может этого.

Добавить комментарий для Сергей Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *