Kodak предрекает скорую смерть Байеру

Kodak предрекает скорую смерть Байеру

Поделиться

Естественно, не самому ученому — тот давно уже и так не с нами (жаль, кстати), а только сенсорам, созданным по концепции байеровской интерполяции. Другими словами, предлагается новая концепция добавлению в матрицу пикселов, которые захватывают информацию о всех цветовых каналах освещения одной точки, а не одном из трех.

Собственно, уход от концепции фильтра Байера мы видели даже на рынке на примере американского венчура Foveon, который делает трехслойные матрицы для Sigma (когда-то такие матрицы пробовали ставить и в другие модели фотоаппаратов). Однако идея Kodak изящнее: матрица будет состоять не из трех групп фотодетекторов, а из четырех: добавятся панхроматические пиксели (фотодетекторы), которые будут считывать данные сразу из трех каналов, причем цветных пикселей в результате будет меньше, зато черно-белая картинка, на которую потом накладывается цветной слой, будет иметь более высокое разрешение. Последнее базируется на утверждении, что человеческий глаз более чувствителен к восприятию информации об освещенности, чем цветности (кстати, в основе идеи байеровского фильтра лежит идея о том, что глаз более восприимчив к зеленому цвету, отчего восприимчивых к зеленому цвету пикселей столько же, сколько в сумме красных и синих).

Интересно, что теория Kodak не предполагает существенных изменений производственного процесса: меняется только способ окраски пикселов:

Разница стандартного Байеровского фильтра и варианта Kodak

Как видно, картина не очень отличается — за исключением того, что некоторые пикселы просто не окрашены красителями, отсекающими данные других цветовых каналов, т.е. способны воспринимать информацию об освещенности пиксела независимо от его цвета (черно-белое изображение). Если посчитать, то в обоих случаях получается по 16 точек цветного изображения, с рядом оговорок: в первом случае полноценно полноцветных только 8, которые потом интерполируются с повышением четкости (а также, увеличением шума) — во втором же все 16 (в два ряда по 8), которые прекрасно обходятся и без интерполяции, в результате чего получаемое изображение изначально лучше по четкости.

Интересно и другое — для данной технологии неважен тип сенсора — она может использоваться как с CCD, так и с CMOS, правда, второй вариант интереснее, т.к. предполагает монтаж системы SOC (system-on-chip), когда объектив устанавливается прямо на матрицу, которая может быть интегрирована в процессор изображения. В результате система выходит крайне компактной.

Чего собирается добиться своим изобретением Kodak:

  • в первую очередь, естественно, прибыли, которая от него, в последнее время, постоянно утекает
  • увеличения чувствительности матриц, ввиду того, что сама матрица улавливает больше «света» (т.е. информации об освещенности отдельных точек — т.е. красный пиксел не воспринимает информацию о зеленом и синем каналах, которая только потом «додумывается» с сопутствующими помехами)
  • уменьшения размера пиксела и, как следствие, матриц — т.е. удешевления процесса производства
  • развития телефонной фотографии, которая в будущем, видимо, сметет рынок цифрокомпактов

Паниковать сразу не стоит: технология пока несовершенна, и свою дорогу к кошелькам потребителей найдет нескоро. Более того, она более востребована в нижних секторах рынка — Kodak уже неоднократно заявлял об уходе именно в них, и сейчас лишь следует своей линии. По всей видимости, другие производители не станут отказываться от работающей системы, которая универсальна и проверена временем, в то время как предлагаемая Kodak имеет отношение только к сектору ультракомпактов со сверхмелкими матрицами (камерофонам).

Другими словами, да здравствует прогресс!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *