С днем рождения, Nikon!

В этом году исполняется 90 лет бывшему лидеру фоторынка: компания Nikon (точнее, ее предшественница, Nippon Kogaku K.K. – старое название было впоследствии сокращено, а на русский переводится как “Японская оптическая компания”) была создана 25 июля 1917 года, хотя бурное развитие началось только после импорта мозгов из Германии в 1921 году. В первое время компания занималась исключительно выпуском оптической продукции – биноклей, подзорных труб и телескопов, равно как и запущенного производства микроскопов впоследствии.

90 лет Nikon

Первые объективы Nikkor (спецбренд Nikon для собственного производства объективов) появились в 1932 году, в то же время появляются первые фотоаппараты производства компании (бренд, правда, был другим). Ввиду того, что фотоаппараты Nikon того времени были не зеркальными, а дальномерными, их можно было также устанавливать на фотоаппараты Contax и Leica. Первый дальномерный 35-мм фотоаппарат Nikon появился в 1946 году – он получил название Nikon I.

Фотоаппарат Nikon I - первый из семьи Nikon

После этого выпускалась целая серия фотоаппаратов серии Nikon S – но она не была революционным новшеством (за исключением того, что это была первая модель, официально импортируемая в США – именно на этих продажах компания и начала свой резкий подъем). По сути, следующим этапом стал только Nikon F (ныне считающийся классическим образцом фотодела прошлого века) – он был представлен публике в 1959 году, вместе с новым байонетом диаметром 44 мм. Явное преимущество байонетного соединения перед резьбовым впоследствии зарекомендовало себя с самой лучшей стороны, а под этот стандарт с тех пор было выпущено, ни много ни мало, 40 млн. объективов. Сегодня компания выпускает 57 наименований объективов, совместимых с байонетом F.

40 млн. объективов с 1959 года

Сказать о Nikon F, что это была революционная модель – почти ничего не сказать (сегодня революционными производители называют любые модели, существенно отличающиеся от предшественников – в то время это была настоящая революция). Тогда это была первая зеркалка Nikon, в которой, были сменные видоискатели, фокусировочные экраны и возможность использования встроенного в аппарат мотора для изменения диафрагмы объектива. До снятия с производства в 1973 году было продано свыше 1 млн. экземпляров этой модели.

Первый зеркальный фотоаппарат Nikon F

В конце 20 века компания по достоинству считалась лидером по производству фотоаппаратов – легендарные модели вроде Nikon F3 (в ней впервые было использовано электронное управление затвором) или Nikon F3AF (первая автофокусная модель компании) обеспечивали ей место в веках.

Первый автофокусный фотоаппарат Nikon F3AF

Однако, с окончанием пленочной эры и переходом на цифровые технологии, компания, не обладающая довольно хорошим запасом прочности в этой сфере, резко начала сдавать позиции и уступила пальму первенства Canon (многие вполне серьезно думают, что ненадолго), который имел наработки в области производства видеокамер и сумел быстрее адаптироваться к новым условиям. Пленочная серия F производится компанией до сих пор – последняя модель серии, Nikon F6, считается на сегодня одной из самых современных, пусть и знаменующих конец эпохи Nikon, моделей.

Последний пленочный фотоаппарат Nikon F6

Цифровая эра Nikon начиналась с долгих мук – сотрудничество с более продвинутым Kodak в этой сфере никаких ощутимых выгод компании не принесло (хотя первые совместные модели у компании появились все же раньше конкурента), хотя и самостоятельный старт был очень неплохим: модель Nikon D1 была, по меркам 1999 года, когда она была выпущена, весьма прогрессивной и современной – рассорившись с Kodak, компания заключила долгосрочное соглашение на поставку сенсоров неподвижного изображения с Sony, которая предоставляла как более дешевые, так и более конкурентоспособные решения, способные противостоять основному конкуренту, Canon. Время, впрочем, расставило все на свои места: стало ясно, что для лидерства на рынке собственное производство матриц обязательно.

Первый цифровой фотоаппарат Nikon D1

Сегодня Nikon ассоциируется со стареющей компанией, которая владеет довольно сильными традициями производства зеркалок, но постепенно теряет долю рынка (впрочем, не так быстро, как основной конкурент, вопреки всеобщему мнению), что, тем не менее, дает пользователям кучу возможностей пользоваться более функциональными моделями, сделанными добротно и, в то же время, продающимися чуть дешевле Canon.

4 комментариев

  • Желаю им дальнейшего развития!

  • По слухам (блин, я их ненавижу уже), Сонька планирует занять второе место на рынке. Продвинув на первое Никон. А Сапог сдвинуть на третье.
    Посмотрим, что у них получится. Насколько я себе представляю, полный кадр на CCD-матрице должен быть гораздо менее шумный на высоких ISO, чем на CMOS. Но медленнее.
    Так что если Сонька выпустит ФФ матрицу (а рано или поздно она это сделает – деваться то некуда), то это скорее всего будет 20-МП дура с максимум 8 кадрами в секунду (скорее 5) и, вероятно, с 10 fps при работе неполной площадью кадра.
    Доля Сони растет за счет грамотного маркетинга – у ж что что, а продавать они умеют. Даже такое говно, как Соня альфа (продажи которой, кстати, не настолько уж хорошо идут – Сонька царствует на рынке цифромыла).
    Профи не настолько интересны производителям, сколько престижны. Как ни крути, а основное бабло приносят все-таки любители с зеркалками начального уровня.

  • Да не, не некролог, просто пафосно писать о том, чего нет на самом деле, по-моему, неправильно. Контору я и сам люблю, но от этого не перестаю ее критиковать – пусть лучше работают.

    Ну, к юбилею сам бог велел что-то серьезное выпустить… тем более, что давно пора. По поводу лидерства и собственного производства – пока так и есть. Заметь, что быстрее всех растет как раз доля Sony, у которой, между прочим, производство тоже не чужое ;)

    Доля, да, растет. И растет за счет любительских зеркалок. А это все равно тенденция плохая: меняется структура общества фанатов – скоро праймовые стекла продавать будет некому. Да и вообще, профи интереснее производителям – у них и объективы быстрее умирают, они и покупают их больше (и дороже, что самое главное).

  • Ну кто так поздравляет :-(
    Прям некролог какой-то получился.
    Кстат, ты забыл несколько любопытных моментов:
    1) Nippon Kogaku до начала производства своих собственных камер, делала объективы для того-же Canon-а (у которого в то время не было собственного производства объективов, но уже были камеры – дальномерки, ессесно).
    2) Терять свои позиции на рынки Nikon начал задолго до появления цифры. Очень многие профессиональные фотографы-репортажники перешли на Canon из-за наличия у него уникального объектива 28-300 L (да-да, суперзум, но элька). Относительный аналог которого появился у Nikon-а спустя аж 20 лет (18-200 VR).
    3) На заре цифровой эры Nikon D1 был заметно лучше конкурентов. Однако с появлением у Canon-а полнокадровых CMOS матриц, все сильно изменилоь. Посмотрим, что Nikon нахимичит с Sony (кстати, очень спорное утверждение, что “собственное производство матриц обязательно для лидерства на рынке”).
    4) В настоящее время, Nikon занимает первое место по продажам зеркалок в Японии. И доля его растет. Разумеется, такая доля рынка обеспечена дешевыми моделями начального уровня (D40).

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*