Угоним авто – интим не предлагать

Начинается всё просто: вы приходите туда, где вы оставили автомобиль, а его там нет. Дальше следует череда порой неприятных, а то и просто нудных и никому, казалось бы, ненужных действий. И это всё на фоне практически трагедии, которую вы лично ощущаете в связи с потерей своего самоходного пепелаца, любимого, ну, разве что немногим меньше самого себя. Остальные же этого будто не понимают. А тут со всех сторон нервы, плач, переживания и сломанные планы (особенно если авто крадут за неделю до отпуска, который вы собрались провести на даче). Так недолго и без мозга остаться.

Посмотрим, что к чему, где порылась собака, а где милиция даже след не оставила, как себя вести в большинстве ситуаций, которые всё равно нужно переварить. Надеюсь, в данном случае не нужно объяснять, кому это выгодно?

Кто, бля, угнал?

Во-первых, есть два типа угонщиков: профессионалы (люди, которые этим зарабатывают) и хулиганы (или “пионеры”, как их называют на многих автоконференциях – угоняют машину, чтобы покататься). Если угонят машину вторые, считайте, что вам сильно повезло – вполне возможно, милиция вам вернёт машину в целости и сохранности, заблёванную, обоссанную, с дырками от окурков и грязью в салоне. Однако надеяться на это особо не стоит – случаев с угонами ради развлечения вряд ли наберется больше 1% от общего числа.

По большей части, машины угоняют профи, у которых это и есть основная работа (уж, как минимум, основной источник дохода). Это как профессиональные преступники, связанные с организованными группировками, так и ряд сотрудников автоцентров, которые этим только подрабатывают. Как у любого профессионала, у этих людей есть набор инструментов и багаж знаний. Они не оставляют следов и отпечатков на случай неудачи – разве если инструмент сломают прямо в замке. Работу делают не в одиночку, а командой с чётко определенными обязанностями (можно предположить, что больше 4 человек команда в себя включать не может – ведь они на чём-то прибывают на место угона). Далее всё зависит от их цели: они могут захотеть угнать любую машину (скажем, определенного класса) либо конкретную модель, с точностью вплоть до цвета. В любом случае вашу машину угонят, просто первым легче кинуть неоткрывающуюся машину там, где она была, и поехать дальше. На работу редко уходит больше 5-10 минут, поэтому визита в магазин будет вполне достаточно для успешного выполнения работы – если бы эти люди оставляли записки, то оставшегося времени хватило бы на слезное письмо.

Угоняют машины, в большинстве случаев, под заказ. Поэтому, если вам посчастливилось обнаружить следы вторжения (незакрытый капот, открытый автомобиль, снятый блокиратор, что-то отвинченное или отвалившееся), не ждите второго пришествия – в тот же день хотя бы поставьте авто на платную стоянку, к примеру (при этом надо примелькаться охране или не заплатить вперед – будет повод взять с вас эти деньги потом: договориться так вряд ли удастся, но попробовать стоит), сохраните себе кучу времени и спокойствия. Со временем либо вашу машину украдут со стоянки, либо от неё просто отстанут.

Иногда машину угоняют для получения выкупа, либо просто заказчик от неё отказывается – за некоторую сумму (иногда хотят до половины стоимости, что, безусловно, просто глупость) вам её вернут почти неприкосновенную. Гарантии от угона не дадут. Нужно объяснять, как они достают телефон владельца, который хранится только в базе ГАИ?

Милиция!

По сути, любая организация для вас как “потерпевшего” – лишь источник выдачи и приёма бумажек, потому и относиться к ним стоит соответственно – нудно и терпеливо. Итак, что делать:

Как это ни банально, при угоне нужно вызывать милицию – они сами сделают всё, что нужно (если надо, сфотографируют, опишут, нарисуют, всё бесплатно). На процедуру у вас может уйти примерно полдня (в любом случае, не менее 3 часов, чтобы получить один только “талон-уведомление”, бумажку о принятии у вас документов для возбуждения дела). Судя по отношению милиции, никаких машин они искать даже и не собираются, т.к. знают, что всё контролируют либо их же структуры, либо с ними связанные; да и найти заказанную машину практически невозможно – за прошедшее с похищения время её давно можно было отогнать на место разборки и разнести на запчасти или переварить кузовные номерные планки.

Для страховой компании обязательно понадобится заверенная следователем копия постановления о возбуждении дела, потому если вам не дадут её с первого раза, придётся идти вторично.

Из милиции при желании и умении можно получить некоторые данные или даже результат. Естественно, небесплатно, а за некоторое меркантильное поощрение (слово “взятка” теперь немодно и карается законом)… только подходить нужно не “в лоб”, а искать “выходы” и “пробивать” через людей, которые это умеют и уполномочены. Если ничего не поняли из сказанного выше – ищите знакомого милиционера, который поможет вам вернуть угнанную с целью получения выкупа машину. Будьте разумны, т.к. даже отдав половину стоимости мобильного друга, вы не получите гарантии от угона. Учтите также, что данные финансовые вливания питают всю систему, а потому каждое звено в цепочке денежных потоков заинтересовано в скорейшем получении результатов – причем канал нельзя забивать наглухо, т.к. далее следуют новые вливания.

И последнее, что можно сказать о милиции… Если вы посмотрите на любую московскую улицу в любое время дня, то увидите там, как минимум, “тяжёлую дорожную ситуацию”, а в большинстве случаев, просто пробку. То же самое происходит и в ОВД – пробки из заявлений об угонах автомашин (процент воруемых машин всегда примерно стабилен, потому с ростом их количества будет расти и абсолютное количество угонов). Что характерно, ОВД поступает так же, как и их коллеги – перекладывает ответственность за это на другие плечи (ваши), и сами ничего делать даже не собираются (не спешите их обвинять – за те деньги, что им платят официально вы не сможете даже в потолок плевать, т.к. из чего-то нужно будет вырабатывать слюну). Другими словами, факт угона только регистрируется, дальше как повезёт (если вы математик, советую вспомнить теорию вероятности), т.к. вашу машину никто искать не будет. Нужнее всего она угонщикам, раз они её и забрали, а не вы.

Утром деньги – вечером стулья.

Помните, что в эпоху развития информационных технологий информация стоит дороже всего: существуют люди, которые умеют достать информацию, скажем, из базы данных по угонам (неважно как, через знакомых милиционеров, лично или посредством взлома базы данных ГАИ) и выгодно ей продать по весу воздуха. Поясняю: через пару дней после угона вам позвонят и предложат вернуть автомашину примерно за 10% её стоимости (самая реальная цена, но настоящие угонщики поначалу требуют до 50%, так что один этот факт должен наводить на мысли), в противном случае её “продадут на запчасти”. Не спешите им отказывать – попросите хотя бы назвать настоящий цвет (напомню, что визуальный цвет может называться “мокрый асфальт”, а в ПТС значиться как “серый”), особые приметы (о них вы знаете), что лежит в багажнике и пр. В идеале можно попросить прислать фото машины на телефон (не забывайте о торжестве мобильных технологий), ведь вам, в любом случае, будут звонить с мобильного (зарегистрированного, к примеру, на человека, полгода назад потерявшего паспорт). И даже если информация окажется правдивой, всегда есть гарантированная возможность заявить в РУБОП и призвать на помощь “стражей порядка” (в кавычках, потому что это просто другая группировка, потому даже с ними нужно общаться осторожнее).

В любом случае, свои права нужно отстаивать, не отдавать деньги, не увидев машины и пр. Не забудьте также, что машина была угнана, и, помимо того, что у неё сломан замок зажигания, вы не сможете на ней теперь ездить, т.к. владелец – вы – поставил её в угон. Другими словами, думайте своей головой, иначе деньги получит, кто думает не вашей.

У меня застраховано!

Страховые компании, в отличие от всеобщего мнения о них как о лекарстве от всех бед и любого геморроя, со своей функцией целенаправленно не справляются. Обычно, человек, мало знающий о своих правах, как раз оказывается в наиболее уязвимом положении, т.к. у всех них есть внутренний регламент работы с выплатами, по которым их количество нужно минимизировать всеми способами, или, как минимум, сильно затянуть время выплаты. Поэтому, первое, что необходимо помнить, так это то, что Правила страхования обязательно нужно читать (вы под ними подписывались, не читая, при заключении договора страхования). Хотя бы после того, как все уже случилось. Обязательно, потому что, несмотря на весь ум служащих страховых компаний, он все равно напрочь умирает под гнетом бюрократической тупости – без этих правил они и шагу ступить не могут. Объясняется все просто: за нарушение любого из пунктов вы, теотерически, можете легко привлечь страховую компанию к ответу через суд.

Будьте сразу готовы к тому, что вам придётся выколачивать свои деньги из страховой очень долго и нудно (при краже не менее двух месяцев) – процесс разительно отличается от процесса покупки полиса, когда его агент готов привезти к вам домой лично. Причём, чтобы сильно ускорить процесс, нужно лично контролировать его каждый этап – нудные люди быстро надоедают, и от них люди адекватные пытаются подсознательно быстрее избавиться. Я приведу пример, основанный на своём опыте общения с неплохой страховой компанией (Ресо Москва) – чем хуже компания, тем хуже может быть и ваша ситуация.

Итак, первый этап: заявить в первые сутки (то есть сразу) устно по телефону и в течение 3 личным присутствием и письменным заявлением страхователя в саму компанию, после чего (второй этап) начать быстро предоставлять документы: заверенную следователем или начальником отделения копию постановления о возбуждении уголовного дела (вторично идти в милицию через несколько дней) и постановления о признании страхователя пострадавшим (в идеале, само дело должно быть возбуждено на основании заявления страхователя/выгодоприобретателя), справку №3 (форма выдаётся в страховой при подаче заявления), полис и квитанции о его оплате (надеюсь, не хотите проблем?), ПТС, регистрационное свидетельство, все комплекты ключей и запирающих устройств и брелков сигнализации (минимум должно быть два), а также оригиналы или нотариально заверенные копии всех доверенностей. отсутствие любого документа, ключа или брелока должно быть адекватно обосновано объяснительной запиской, причём желательно подкрепить все соответствующей справкой. Если вам знакома работа любого чиновника или бюрократа, у вас будет меньше причин обижаться на нерасторопность сотрудников страховой и больше рычагов, дергая за которые, можно достичь своего.

Далее наступает третий, выжидательный этап продолжительностью 30 дней, которые отводятся на проверку документов (очень часто сотрудники отдела безопасности катаются в милицию, чтобы ознакомиться с материалами дела), при этом от вас время от времени могут требовать дополнительных документов – теоретически процесс проверки документов можно затянуть даже до полугода, особенно если сотрудники страховой сомневаются в вашей искренности (не бойтесь, вас никто проверять лично и пытать не будет – самое главное, чтобы документы сходились с внутренней инструкцией). По истечении срока проверки, если ваши документы безупречны, дело передаётся в расчетный отдел, который “считает” сумму выплаты до 7 дней (все дни рабочие, естественно) – то есть, просто согласовывает, т.к. в век компьютеризации все считается автоматически на чем угодно, начиная с калькулятора и заканчивая современными программами с подсказками для тупых девочек. После этого вы подписываете соглашение о намерениях с компанией, после которого в течение 30 дней вам обязаны выплатить сумму, указанную в нем. Это последний этап, и перед ним нужно запастись счётом в Сбербанке или банке, в котором находится расчётный счёт страховой (можно и в другом – смотрите тарифы банков). При получении денег наступает долгожданное счастье.

Следует сразу сказать, что любые знакомые в вашей страховой компании могут оказать определенное содействие – не пренебрегайте их услугами. Также помните о том, что ваши права где-то оговорены в законах, которые вы, как настоящий российский гражданин, должны знать. Если вы их не знаете, этим будут пользоваться все, кто их знает и может ущемить. Помните, что не нужно требовать от страховой предоставить вам автомобиль или компенсировать затраты на такси или прокат другого автомобиля на период волокиты (на Западе это одно из нормальных требований) – это не предусмотрено нашими законами и открыто оговорено в правилах страхования.

Поэтому с самого начала узнайте контактные данные сотрудников отдела контроля качества (есть в серьёзных компаниях – его отсутствие говорит об обратном) и смело пишите им претензии по каждому факту отступления от правил. Можно подавать претензии начальникам соответствующих подразделения с обязательным подтверждением получения (заказное письмо или личная явка) – это тоже может оказать дисциплинирующее воздействие, а для вас будет хорошим доводом в суде, в котором потребители всегда бывают правы (как самые слабозащищенные), хотя в случае доведения дела до суда страховщик будет тянуть время и утверждать, что вы неправы.

В моём случае потребовалось написать всего одну претензию (даже в хороших компаниях отказываются иногда хорошо работать), и я получил деньги менее чем через два месяца после угона, однако везет так не всем. Удачи вам и побольше сообразительности и осмотрительности. Помните, что никто и ничто не защитит вашу машину так, как вы сами. Самые элементарные, но нестандартные способы помогут уберечь от потери, которую, возможно, никто не восполнит. Помните и о том, что не бывает неугоняемых автомобилей – угоняют даже ржавые “девятки”.


В качестве отмазки хочется сказать, что статья написана на базе личного опыта, и автор некогда сам пострадал от деятельности угонщиков. Вместо машины, был получен ни с чем несравнимый опыт и море ощущений, которыми мы всегда можем поделиться с вами. Потому, прежде чем критиковать содержание статьи, её, во-первых, необходимо прочитать, а во-вторых, обзавестись хотя бы практикой, какой бы негативной она вам ни показалась.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *