Конец копирайтам! mp3 спасёт мир.

Первыми на запись музыкального компакт диска в 1985 году решились Dire Straits, которые, вопреки названию, уже были далеко не в отчаянном положении, и позволить излишества себе могли очень легко. Их ставка на технологии тогда оправдалась, и благодаря этому шагу они смогли предложить потребителям более качественный звук. Кто же мог знать, что всего через 20 лет их альбом (наравне с кучами других) будет практически свободно копироваться и скачиваться через интернет…

Сегодня пиратство, по словам представителей шоу-бизнеса, стало чумой 21 века. Скачав один раз файл, его можно растиражировать и даже начать подпольно записывать на “болванки” и продавать. Однако основное следствие пиратства не в этом: из-за большой распространенности mp3 не продаются исходные форматы альбомов, изданные на CD (количество, как всегда, вытесняет качество – на один диск можно записать на порядок больше часов музыки в формате mp3, да и лицензионный диск на порядок дороже). С другой стороны, и сами музыканты, заявляющие о противопроавных действиях пиратов и жалующиеся на падение тиражей, лукавят.

С одной стороны, кто-то в правительстве пытается сделать вид, что с пиратством борется, но озираясь, к примеру, на США, где даже суды не могут справиться с масштабом распространения этой болезни (а их суды все же самые эффективные в мире), на деле устраивают массовые пляски на контрафакте или гонки на бульдозерах перед телекамерами. В это время почему-то не слышно ни одной экономически обуслованной теории мотивирования человека к честным покупкам.

Все дело в том, что успех все равно определяется оригиальным контентом, т.е. тем, что, собственно, записывается на диск, кассету или в файл mp3. Констатация проблемы, т.е. повсеместная продажа пиратских дисков, проблему только формулирует – на самом деле, все гораздо глубже.

Так, если вспомнить те времена, когда CD были довольно распространенными, все равно их напрямую переписывали на кассеты – просто сейчас все стало гораздо проще, т.к. mp3 не накладывает ограничений на копирование, да и качество теряется только при формировании исходного файла mp3 с CD. Далее все поступает в единую базу данных (стоит ли говорить, что распространение информации через интернет вообще отследить крайне сложно, особенно если не хотеть. Итак, все плохо: сегодня есть компании, которые официально берут деньги за скачивание mp3 с их сайтов (в теории, они должны большую часть этих денег возвращать издателям), причём проверить наличный контент на соответствие копирайтам очень трудно. Однако такой формат продажи музыки вполне сможет стать базой для развития рынка дальше.

Давайте спроецируем картину на рынок ПО – сегодня 95% пользователей Windows в России инсталлируют его с пиратских дисков. Неужели это недостаток маркетинговой политики? Я более чем уверен, что да. Но дело еще и в другом – я уверен и в том, что это целенаправленная политика корпорации: она могла бы снизить цену и устроить её дифференцирование для конечных пользователей и компаний (Windows и так существует в офисном и домашнем изданиях) – тем не менее, российское представительство этого не делает. Мы покупаем Windows в метро. Как думаете, почему? Да потому что невозможно заставить большинство сделать так, как ты хочешь – можно только создать для этого большинства экономическую мотивацию. Если полностью запретить нелицензионное распространение Windows (к примеру, с обязательным занесением в сетевую базу данных на сервере Microsoft и присвоением уникального идентификационного номера), то потеряется процентов 60-80 пользователей (ПО с открытым кодом еще никто не отменял) – люди просто не станут покупать ОС за эти деньги, а это будет колоссальнейший удар по самой компании, по крайней мере, в России. Windows будет непопулярным и нераспространённым, откатившись до 30-40% рынка (в России). Представить такое можно только в самых страшных кошмарах Билла Гейтса. С другой стороны, если установить цену за однопользовательскую версию Windows рублей в 600 (к примеру, урезанный пакет Home Edition), популярность вырастет значительно. Более того, если при этом заручиться поддержкой правоохранительных органов в вопросе распространения пиратской продукции (реальной, а не словесной, как сейчас), эффективность политики будет гораздо выше. Нужно ли считать, сколько денег получит за это компания?

Есть и другие прецеденты, связанные с популярностью: если бы в брежневские времена нельзя было купить пиратскую кассету или бобину, такого певца как Высоцкий вообще бы никто не знал – он и существовал только благодаря им. Сегодня он бы просто не продался.

Теперь мы плавно подошли к звукозаписывающей промышленности. Что интересно, есть не так много групп, которые записывают сольные альбомы, мотивируя это доводом “все равно сопрут”. Лично я считаю, что дело гораздо глубже: проблема многогранна.

Прежде всего, дело в зажравшихся собственниках звукозаписывающих компаний, привыкших писать музыку на морально устаревшие компакт-диски и не желающих двигаться вперед… но цены всё-таки не отпускающих (не забываем, что и у них оборудование стареет). Если бы в стране начали появляться студии (причём раз в десять больше существующих по количеству), обеспечивающие запись и одновременную закачку на готовые системы платного распространения музыки, всё было бы гораздо проще, а значит, дешевле.

Более того, у музыкантов появился бы стимул записывать более качественную и интересную музыку – это, кстати, второй довод: при технически качественной записи ценностное качество музыки ужасное (т.е. её невозможно слушать). Дело в том, что в интернете всегда можно отследить, кто и что скачивает – не забудтье о бурном развитии множества телефонных сервисов в последнее время, тарифицируемых прямо со счетов абонентов. Для музыканта или издателя схема проста: записывай хорошую (или востребованную) музыку – станешь популярен – получишь много скачиваний – получишь много денег. Все в обход никому ненужных процессов записи и раскрутки компакт-дисков, которые все равно впоследствии копируются, оцифровываются и продаются за бесценок (с инвестиционной точки зрения данный процесс крайне убыточен, т.к. реальных доходов не несет – это все равно что сегодня сельхозхозяйствам вкладываться в покупку лошадей для перепахивания наделов).

Далее, появится и сектор для гурманов – компакт-диски можно будет продавать музофилам (стоит ли говорить, что mp3, на слух аудио-гурмана, сильно уступает оригинальному диску – не пиратскому, которые очень часто просто “восстанавливаются” из mp3). Естественно, в силу уникальности записи компакт-дисков, все затраты записывающих компаний придётся оплачивать им.

Выход альбомов ускорится многократно. Более того, смысл выпускать альбомы отпадёт – будут записываться синглы, да и трудоёмкость процесса снизится (можно будет активнее записывать на цифровую технику в более дешевых студиях – кстати, чем больше их будет, тем легче будет выбрать что-то более подходящее по цене начинающему музыканту). Тут возникает самый сложный вопрос: экономическая мини-теория натыкается на жизненную непроходимость – имеет смысл задуматься о сложившейся касте поднявшихся музыкантов и продюсеров: им очень невыгодна конкуренция. А потому, они до последнего будут держаться за звукозаписывающие компании (читай выше про зажравшихся собственников) и ныть про “пиратское засилье”, зарабатывая миллионы концертами в пивнушках. Тут уже проблема “крышевания” продюсеров и музыкантов, а это выход, скорее, в политику, а не в экономику.

Что касается непосредственной деятельности музыкантов, им придётся активнее заниматься раскруткой и маркетингом, точнее, нанимать “специально обученных” менеджеров, которые будут этим заниматься. Возможно, кстати, часть групп найдут себя в написании мелодий для телефонов, что сегодня представляется немного идиотским занятием. Что касается скачивания, то его можно осуществлять как напрямую с сайта группы, так и со специально подготовленных площадок вроде уже существующих, осуществляя оплату со счетов мобильных телефонов или используя распространенные платежные системы (первые предпочтительнее, т.к. имеются в фактическом наличии практически у каждого второго или третьего жителя России).

Результатов у такого подхода будет несколько. Во-первых, это продолжающееся торжество попсы – от неё деньги никуда не уйдут, т.к. деньги лучше всего прилипают только к другим деньгам, на раскрутку денег попсовые артисты не жалеют ни сейчас, не будут жалеть и при новой системе. Во-вторых, качественная музыка найдёт свою нишу и будет жить на свои скромные (но постоянные) доходы при более скромных вложениях. Далее, станет возможным приход “свежей крови”, т.е. новых исполнителей, которым сейчас все пути на сцену заказаны. В-четвертых, систему записи и распространения музыки удастся упростить, а значит, сделать более понятной и, при желании, прозрачной. В конце концов, на этом рынке создадутся конкурентные условия. В-пятых, музыка станет доступней рядовому потребителю и легальнее в этом самом потреблении. Следует отметить, что дешевле, чем сегодня, она не будет – любой легальный контент всегда дороже. Просто разница будет не такой разительной, как сегодня, и потребителю будет что выбрать: купить оптом по дешевке и непонятно что или купить абсолютно законно товар проверенного качества. В конце концов, данная политика положит конец разговорам о пиратстве и станет базой для реальной борьбы с ним.

Остаётся лишь заметить, что на данный момент эта идея, к сожалению, не более чем социальная утопия.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *