PTgui и профессиональная склейка панорам для всех

PTgui попал в поле моего зрения пару лет назад, когда пакет был ещё в полузачаточном состоянии и гордо носил имя графической оболочки для panorama tools, легендарного открытого проекта для склейки панорам, изобретенного Гельмутом Дершем. Если в то время большинство продвинутых аналогов пытались применять искусственный разум для сведения воедино несводящихся краёв кадра, то ядро, придуманное Дершем, зиждилось на одной единственной, но простой идее о том, что если построить пространственную проекцию изображения и наложить на неё отдельные кадры, то проблема сведения фотографий отпадёт сама собой. Ядро, хоть и построенное на оригинальной идее, тем не менее, содержало в себе ряд программных недостатков, связанных с его устареванием “благодаря” техническому прогрессу – в частности, оно работало только с 8-битными изображениями, не поддерживало работу с многопиксельными исходниками, да и просто работало крайне медленно (не поддерживало архитектуру современных процессоров) – на склейку панорам из каких-то 24 кадров уходила вся ночь, при том, что памяти всегда было более чем достаточно.

С выходом версии 5.0, всё резко изменилось. Программа стала работать быстрее и приобрела поддержку всего, что ей не хватало все эти годы. Более того, раньше она была сильно зациклена на ручном труде – поиск контрольных точек осуществлялся одним модулем (или руками), а коррекция яркости фотографий – другим. Теперь ничего этого не нужно (всё осуществляется на полном автомате), да и ядро у программы новое. Именно поэтому программа стала доступной практически любому (если не считать того, что за доступность придётся выложить примерно 60 европейских рублей). Интерфейс недружественный русскому человеку, но крайне простой. Правда, в течение первых 30 дней можно её долго пробовать и думать, стоит ли тратить такую сумму на ерунду – программа будет полностью функциональной и всего лишь пропечатает вашу фотографию защитными водяными знаками. Итак, о работе с программой…

В начале выбираете желаемые изображения. К изображениям есть несколько фотографических советов: фотографии необходимо снимать с одной диафрагмой (режим приоритета диафрагмы) – чтобы не было заметно разницы в глубине резкости, необходимо также установить вручную баланс белого, кадры, которые вы предполагаете склеивать, должны на 20-30% перекрывать друг друга – всё остальное корректируется.

Свои файлы я конвертировал из raw через Adove Camera Raw, который при сохранении в tiff почему-то обрезает метатеги с данными об объективе. Похожая ситуация может случиться, когда фотоаппарат прописывает эти данные в другие поля – программа не сможет найти их. Это, конечно, осложнит задачу программы, но смертельным не будет. Вам просто нужно будет указать фокусное расстояние объектива (старайтесь запомнить, в каком положении зума снимали – я обычно снимаю широкоугольником на 18 мм – минимальное значение зума) и почерпнуть из инструкции по эксплуатации данные о размере матрицы и кроп-факторе (во сколько раз матрица меньше плёночного кадра). Если вы не знаете и этого – тоже не беда, хотя знать всегда лучше.

После загрузки фото программа покажет вам план расположения ваших кадров. В редактор панорамы вы можете также зайти в любое время. Внизу есть несколько вариантов работы с редактором – ползунками вы увеличиваете или уменьшаете поле проекции, на которое будут накладываться отдельные кадры. Вы также можете выбрать тип проекции: сферическую (так видит наш глаз, если мы крутим головой во все стороны), цилиндрическую (то же, но небо будет не у вас над головой, а развернётся в полосу, кадр будет в виде ленты у вас перед глазами, но только предварительно эту ленту надо разрезать и разложить на столе) или плоскую (как видит фотоаппарат – с сильным растягиванием изображения по углам кадра).

После закрытия редактора можете нажать на кнопку “Generate control points”. В моём случае точки создались автоматически, хотя примерно в 30% случаев такого результата не достичь, и будут отсутствовать точки либо частично, либо полностью. Вам необходимо будет максимально точно указать контрольные точки на каждой паре склеиваемых кадров – программа вам в итоге подскажет, где ей нужна помощь и где вы сработали не на пятёрку. Всё равно в итоге пользоваться результатом вам.

Перед сохранением окончательной панорамы есть смысл ещё раз посмотреть Panorama editor (не забудьте нажать кнопки “Align panorama” и “Optimize”, чтобы что-то поменять. Можете также быстро взглянуть на результат (имеет крайнюю необходимость при склейке 12 и более кадров), выбрав вариант “Preview”. По поводу настроек самой панорамы – я обычно сохраняю их в 8-битном формате tiff без сжатия, blended (то есть, однослойный файл со сведением и яркостной коррекцией), разрешение – максимальное. И только потом подвергаю файл правке в Adobe Photoshop. 16-битный файл, на данный момент смысла не имеет – вам придётся очень долго искать лабораторию, где эти 16 бит напечатают как 16, а не как 8 (денег при этом возьмут за 16, естественно) – а реальная польза для зрительного восприятия пока ещё не доказана, хотя данный факт ясен любому знакомому с оптикой и компьютерной техникой.

В данном случае, мне было просто интересно, что получится в итоге. Взяв 3 6-мп кадра за основу панорамы (по 35,5Мб каждый 16-битный tiff в цветовом профиле ProPhoto RGB) через 20 минут программа выдала мне один 16-битный tiff без цветового профиля, 4424х4272 пиксела размером 147Мб (Pentium 4 2.4Мгц 512Мб ОЗУ, видеокарта значения не имеет). Его уменьшенная версия ниже.

Окончательную версию можно увидеть здесь.

6 комментариев

  • Николай says:

    Я в фотошопе склеиваю. Накладываю фото друг на друга на одном листе, выравниваю примерно, потом по границе провожу ластиком нажим 50% и непрозрачность 50% вуаля! все совпадает. олько очень важно сделать фотографии на одинаковых значениях выдержки и диафрагмы, чтобы потом экспозицию не поправлять.

  • mvf1974 says:

    Мне нужно фото большого объёма.Например нужно снять верх здания,середину и низ.Каким образом объединить их в одно фото.Спасибо.

  • faleksei says:

    Ссылка в конце статьи на фото не работает- 404.
    По программе вопрос созрел- где-то мне почудились точки, которыми отмечается линия горизонта на каждом снимке, но найти их не смог.
    Общий смысл- чтобы горизонт не валился (хотя это больше присуще фотошопу, а эта программа как-то умеет отличать, например, береговую линию от линии горизонта на перспективе, но не всегда).

    • Леша, программа тупая, она горизонт не понимает, да и не нужно это ей. Проекцию она строит по полученным кадрам, а не тому, как ты это хочешь видеть. После все корректируется фотошопе.

      Ссылку поменял, спасибо.

  • Здравствуйте уважаемый UncleSam.
    Программа PTGui PRO действительно почти волшебна, но лично у меня жутко глючит. Не знаю как это объяснить словами, а приклеить фотку не могу, если можите помочь объяснить эти глюки программы, напишите мне на мыло, на какой адрес выслать пример.
    А словами скажу так:
    при склейки, например панорамы комнаты, не сходятся косяки дверей, окон, мебели. короч рвёт она изображения. как буд то зигзагом клеит. причём когда расчитывает – всё нормально у неё, а потом за секунду до выдачи результата итог с равнным изображением 🙁 Хорошая программа, но жуткие ошибки не дают мне желания сказать что она тянет на 5.. так, поиграться деткам. Уж совсем это не ПРО…

    • Алекс, ну вы так зря. Лучше ptgui пока никто и не сделал. С ней просто надо снимать правильно. К примеру, когда объект далекий (пейзаж), можно, стоя на одной месте, руками аппарат крутить, все склеится корректно. А вот в помещении надо обязательно ставить на штатив (желательно еще чтобы поворот осуществлялся по оси, проходящей примерно на уровне передней линзы объектива) и крутить оттуда, тогда получится верно.

      Если сможете показать результат, я бы помог и другие вещи объяснить. Что же касается предпросмотра, там просто кадры друг на друга накладываются, чтобы было общее впечатление, а при расчете уже лезет результат. В предпросмотре таких тонкостей не заметишь.

  • Существует технология и псевдо-трёхмерной фотографии: http://appoyo.com/free/PensionKuehne/rotator/Bar/

    Намного проще и парится со склейкой не нужна)))

  • Ну, неплохо, да.

  • Здравствуйте, постоянно читаю ваш блог через ридер, спасибо за то что вы делаете!

    Захотел найти подобную программу, погуглил и опять вышел на ваш сайт, прочитал статью, воспользовался софтом, вот что получилось:

    http://fotki.yandex.ru/users/prostoroman2/view/141999/

  • Если бы Hugin работал, а не падал – то да.

  • hugin 0.6.1 тоже поддерживает 16 бит + вместе с ним идут порядком оптимизированные библиотеки panorama tools + enblend для выравнивания экспозиции. так что разницы по большаму счёту нет )

  • Сам hugin не пользовался, потому врать не буду. У ptgui хороший движок – сейчас самостоятельный, но ранее был родной, разработанный Хельмутом Дершем (panorama tools), на этом старом движке сейчас работает еще ptAssembler – кому-то вроде попроще. Лично мне этот нравится, к тому же он поддерживает 16битные изображения на входе и выходе, да и оптимизирован под архитектуру современных процессоров. Работает быстро. К тому же, в сети можно уже найти кучу кряченных вариантов, если жалко американских денег.

  • А чем оно отличается от бесплатной альтернативы hugin (http://hugin.sourceforge.net)? Различия действительно стоят 60 европейских рублей?

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *