PTgui и профессиональная склейка панорам для всех

PTgui и профессиональная склейка панорам для всех

Поделиться

PTgui попал в поле моего зрения пару лет назад, когда пакет был ещё в полузачаточном состоянии и гордо носил имя графической оболочки для panorama tools, легендарного открытого проекта для склейки панорам, изобретенного Гельмутом Дершем. Если в то время большинство продвинутых аналогов пытались применять искусственный разум для сведения воедино несводящихся краёв кадра, то ядро, придуманное Дершем, зиждилось на одной единственной, но простой идее о том, что если построить пространственную проекцию изображения и наложить на неё отдельные кадры, то проблема сведения фотографий отпадёт сама собой. Ядро, хоть и построенное на оригинальной идее, тем не менее, содержало в себе ряд программных недостатков, связанных с его устареванием «благодаря» техническому прогрессу — в частности, оно работало только с 8-битными изображениями, не поддерживало работу с многопиксельными исходниками, да и просто работало крайне медленно (не поддерживало архитектуру современных процессоров) — на склейку панорам из каких-то 24 кадров уходила вся ночь, при том, что памяти всегда было более чем достаточно.

С выходом версии 5.0, всё резко изменилось. Программа стала работать быстрее и приобрела поддержку всего, что ей не хватало все эти годы. Более того, раньше она была сильно зациклена на ручном труде — поиск контрольных точек осуществлялся одним модулем (или руками), а коррекция яркости фотографий — другим. Теперь ничего этого не нужно (всё осуществляется на полном автомате), да и ядро у программы новое. Именно поэтому программа стала доступной практически любому (если не считать того, что за доступность придётся выложить примерно 60 европейских рублей). Интерфейс недружественный русскому человеку, но крайне простой. Правда, в течение первых 30 дней можно её долго пробовать и думать, стоит ли тратить такую сумму на ерунду — программа будет полностью функциональной и всего лишь пропечатает вашу фотографию защитными водяными знаками. Итак, о работе с программой…

В начале выбираете желаемые изображения. К изображениям есть несколько фотографических советов: фотографии необходимо снимать с одной диафрагмой (режим приоритета диафрагмы) — чтобы не было заметно разницы в глубине резкости, необходимо также установить вручную баланс белого, кадры, которые вы предполагаете склеивать, должны на 20-30% перекрывать друг друга — всё остальное корректируется.

Свои файлы я конвертировал из raw через Adove Camera Raw, который при сохранении в tiff почему-то обрезает метатеги с данными об объективе. Похожая ситуация может случиться, когда фотоаппарат прописывает эти данные в другие поля — программа не сможет найти их. Это, конечно, осложнит задачу программы, но смертельным не будет. Вам просто нужно будет указать фокусное расстояние объектива (старайтесь запомнить, в каком положении зума снимали — я обычно снимаю широкоугольником на 18 мм — минимальное значение зума) и почерпнуть из инструкции по эксплуатации данные о размере матрицы и кроп-факторе (во сколько раз матрица меньше плёночного кадра). Если вы не знаете и этого — тоже не беда, хотя знать всегда лучше.

После загрузки фото программа покажет вам план расположения ваших кадров. В редактор панорамы вы можете также зайти в любое время. Внизу есть несколько вариантов работы с редактором — ползунками вы увеличиваете или уменьшаете поле проекции, на которое будут накладываться отдельные кадры. Вы также можете выбрать тип проекции: сферическую (так видит наш глаз, если мы крутим головой во все стороны), цилиндрическую (то же, но небо будет не у вас над головой, а развернётся в полосу, кадр будет в виде ленты у вас перед глазами, но только предварительно эту ленту надо разрезать и разложить на столе) или плоскую (как видит фотоаппарат — с сильным растягиванием изображения по углам кадра).

После закрытия редактора можете нажать на кнопку «Generate control points». В моём случае точки создались автоматически, хотя примерно в 30% случаев такого результата не достичь, и будут отсутствовать точки либо частично, либо полностью. Вам необходимо будет максимально точно указать контрольные точки на каждой паре склеиваемых кадров — программа вам в итоге подскажет, где ей нужна помощь и где вы сработали не на пятёрку. Всё равно в итоге пользоваться результатом вам.

Перед сохранением окончательной панорамы есть смысл ещё раз посмотреть Panorama editor (не забудьте нажать кнопки «Align panorama» и «Optimize», чтобы что-то поменять. Можете также быстро взглянуть на результат (имеет крайнюю необходимость при склейке 12 и более кадров), выбрав вариант «Preview». По поводу настроек самой панорамы — я обычно сохраняю их в 8-битном формате tiff без сжатия, blended (то есть, однослойный файл со сведением и яркостной коррекцией), разрешение — максимальное. И только потом подвергаю файл правке в Adobe Photoshop. 16-битный файл, на данный момент смысла не имеет — вам придётся очень долго искать лабораторию, где эти 16 бит напечатают как 16, а не как 8 (денег при этом возьмут за 16, естественно) — а реальная польза для зрительного восприятия пока ещё не доказана, хотя данный факт ясен любому знакомому с оптикой и компьютерной техникой.

В данном случае, мне было просто интересно, что получится в итоге. Взяв 3 6-мп кадра за основу панорамы (по 35,5Мб каждый 16-битный tiff в цветовом профиле ProPhoto RGB) через 20 минут программа выдала мне один 16-битный tiff без цветового профиля, 4424х4272 пиксела размером 147Мб (Pentium 4 2.4Мгц 512Мб ОЗУ, видеокарта значения не имеет). Его уменьшенная версия ниже.

Окончательную версию можно увидеть здесь.

6 комментариев

  1. Николай

    Я в фотошопе склеиваю. Накладываю фото друг на друга на одном листе, выравниваю примерно, потом по границе провожу ластиком нажим 50% и непрозрачность 50% вуаля! все совпадает. олько очень важно сделать фотографии на одинаковых значениях выдержки и диафрагмы, чтобы потом экспозицию не поправлять.

  2. mvf1974

    Мне нужно фото большого объёма.Например нужно снять верх здания,середину и низ.Каким образом объединить их в одно фото.Спасибо.

  3. faleksei

    Ссылка в конце статьи на фото не работает- 404.
    По программе вопрос созрел- где-то мне почудились точки, которыми отмечается линия горизонта на каждом снимке, но найти их не смог.
    Общий смысл- чтобы горизонт не валился (хотя это больше присуще фотошопу, а эта программа как-то умеет отличать, например, береговую линию от линии горизонта на перспективе, но не всегда).

    1. Леша, программа тупая, она горизонт не понимает, да и не нужно это ей. Проекцию она строит по полученным кадрам, а не тому, как ты это хочешь видеть. После все корректируется фотошопе.

      Ссылку поменял, спасибо.

  4. Здравствуйте уважаемый UncleSam.
    Программа PTGui PRO действительно почти волшебна, но лично у меня жутко глючит. Не знаю как это объяснить словами, а приклеить фотку не могу, если можите помочь объяснить эти глюки программы, напишите мне на мыло, на какой адрес выслать пример.
    А словами скажу так:
    при склейки, например панорамы комнаты, не сходятся косяки дверей, окон, мебели. короч рвёт она изображения. как буд то зигзагом клеит. причём когда расчитывает — всё нормально у неё, а потом за секунду до выдачи результата итог с равнным изображением :( Хорошая программа, но жуткие ошибки не дают мне желания сказать что она тянет на 5.. так, поиграться деткам. Уж совсем это не ПРО…

    1. Алекс, ну вы так зря. Лучше ptgui пока никто и не сделал. С ней просто надо снимать правильно. К примеру, когда объект далекий (пейзаж), можно, стоя на одной месте, руками аппарат крутить, все склеится корректно. А вот в помещении надо обязательно ставить на штатив (желательно еще чтобы поворот осуществлялся по оси, проходящей примерно на уровне передней линзы объектива) и крутить оттуда, тогда получится верно.

      Если сможете показать результат, я бы помог и другие вещи объяснить. Что же касается предпросмотра, там просто кадры друг на друга накладываются, чтобы было общее впечатление, а при расчете уже лезет результат. В предпросмотре таких тонкостей не заметишь.

  5. Здравствуйте, постоянно читаю ваш блог через ридер, спасибо за то что вы делаете!

    Захотел найти подобную программу, погуглил и опять вышел на ваш сайт, прочитал статью, воспользовался софтом, вот что получилось:

    http://fotki.yandex.ru/users/prostoroman2/view/141999/

  6. akim

    hugin 0.6.1 тоже поддерживает 16 бит + вместе с ним идут порядком оптимизированные библиотеки panorama tools + enblend для выравнивания экспозиции. так что разницы по большаму счёту нет )

  7. Сам hugin не пользовался, потому врать не буду. У ptgui хороший движок — сейчас самостоятельный, но ранее был родной, разработанный Хельмутом Дершем (panorama tools), на этом старом движке сейчас работает еще ptAssembler — кому-то вроде попроще. Лично мне этот нравится, к тому же он поддерживает 16битные изображения на входе и выходе, да и оптимизирован под архитектуру современных процессоров. Работает быстро. К тому же, в сети можно уже найти кучу кряченных вариантов, если жалко американских денег.

Добавить комментарий для UncleSam Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *