Расстановка сил на фоторынке – тенденции на ближайший год

Подходя к сентябрьской фотовыставке, мэтры, как всегда, бряцают оружием, намереваясь погромче о себе заявить, дабы обеспечить поток наличных средств и получить побольше новых адептов. Побробуем посмотреть на рынок и слухи последнего месяца и вспомнить уже выпущенные модели, чтобы определить, кого и что беспокоит.

Сразу хочу оговориться, что основные монстры стремятся к постоянству – необходимо привязать к себе пользователя, чтобы обеспечить зависимость от своей продукции. В компактах это карты памяти (SD становится доминирующим стандартом, по мере развития компактов, CF все больше уходит в профессиональную сферу) – свои есть у Olympus + Fujifilm и Sony. C одной стороны, карты своё дело делают, несмотря на появление более новых, более крупных и более быстрых – пользователи так или иначе продолжают быть приверженными одной марке. Но в то же время, другая карта памяти может и отпугивать пользователей, как это происходит в случае с Fuji – триумф последних моделей подчас омрачается невозможностью использования уже существующих карт.

С другой стороны, выбор пользователя не всегда осознан и находится под влиянием множества факторов – от рекламы до простых слухов, и далеко не все выбирают качество или наилучшие функции (более того, осознанный выбор способны делать только рассчётливые люди, которых, как всегда, меньшинство). Поэтому хорошее качество изготовления или передовые функции подчас уступают на рынке хорошему дизайну и раскрученному бренду. Не будем говорить о маркетинге, а просто посмотрим на вопрос с технической стороны: с точки зрения функциональности, качества изображения и изготовления и недостатках по отношению к конкурентам.

Цифрокомпакты.

За последний год огромный прыжок сделала Fujifilm – благодаря дальнейшему развитию своих матриц Super CCD (с нестандартным расположением пикселов) нового поколения, компании удалось преодолеть кучу негативных черт сенсоров наиболее распространённого формата и даже задавить эйфорию по поводу развития матриц стандарта CMOS, еще два года назад заставлявшую фотографические умы утверждать, что Canon, благодаря им, всех победит. Компания создала платформу для развития группы компактных аппаратов, способных снимать при высокой чувствительности и полном разрешении (на матрицах выше 6Мп), в результате чего выпустила хиты вроде s6500fd, F20, F30, s9000, чем обеспечила себе технологический задел на год вперед – только сейчас по чувствительности её пытаются догнать Canon, Sony и Panasonic (что, впрочем, в силу определенных обстоятельств не очень удаётся). Однако и отдохнуть “зеленым” не позволят – высокая чувствительность хоть и решает основную проблему цифрокомпактов, однако панацеей от плохих рук и прочих недостатков (компании еще много работать над экспозамером и цветопередачей дешевых матриц) не является. Опять же, вспомним непопулярную карту памяти.

В “бизнес-классе”, после долгого перерыва, Sony наконец оттеснила Casio, причём не только благодаря надписи Zeiss на своих объективах, но и выпуску ультратонких фотоаппаратов вроде T30. Серией H мегамонстр уже постепенно начинает теснить господствующего в классе ультразумов Canon (серия S-IS).

Canon продолжает комплектовать рынок своими бюджетными аппаратами серии A – по функциональности и удобству использования равных им можно отыскать только в стане той же Sony серии W.

Итак, что будет в ближайший год. Как можно предположить, в конце августа последует объявление от Canon (возможно, и Sony) касательно выпуска целой серии новых цифрокомпактов, ключевым моментом в которых непременно будет высокая чувствительность – монстры неприлично отстали в этом направлении и при продолжении тенденции от Fuji начнут недосчитываться части своих сверхдоходов. Естественно, до порога в ISO 1600, и уж тем более в 3200 им не доплюнуть (по крайней мере, в сопоставимом качестве), но монстрам это и не обязательно – им просто достаточно предложить что-то лучше уже имеющегося при сохранении прочих характеристик. Fujifilm либо объявит о новых шокирующих функциях, либо временно остановится на достигнутом и активно займётся сбытом, ведь надо же окупать исследования. Nikon продолжит получать свой скромный доход с заработанного годами имени.

Зеркальные фотоаппараты.

В полку минольтистов прибыло – выход Sony a100 стал закономерным подтверждением слухов о росте производства фотоаппаратов мегамонстра и выходе в полупрофессиональную (пока) и профессиональную (в будущем) сферы. Просто вместо того, чтобы заново изобретать колесо (байонет), что неизбежно связано с потерей времени (денег), мегамонстр решил это колесо купить, заодно купив себе миллионы пользователей, подсевших на линзы от Minolta. Даже учитывая все недостатки аппаратов и объективов, Sony решилась на такие инвестиции исключительно ради достоинств. Забрав себе Antishake (ныне Super Steady Shot – назван в соответствии с фотографической лингвистикой компании) и хороший затвор, а также притянув к производству за уши до этого времени ограничивавшийся только стеклами малого калибра Carl Zeiss, контора уже на старте получает хорошую фору перед встречей с доминирующими на рынке Canon и Nikon (и на лавры последнего претендует не стесняясь). Компания отказывается даже от использования своих карт, т.к. в зеркальных фотоаппаратах есть способ другой привязки пользователя – объективы. Последние, кстати, могут стать и ахиллесовой пятой этого громадного симбиоза. Зная качество изготовления оптики Zeiss, вначале можно сказать, что это огромное преимущество. Однако если знать еще и немецкое производство, то можно вспомнить, что сам Zeiss никогда не занимался ни зумами, ни автофокусными объективами, обеспечивая сверхкачественное изображение на объективах конструкции 1970-х. Сегодняшняя надпись Carl Zeiss на объективе говорит лишь о качестве стекла, которое изготовлено в соответствии с немецкими стандартами в Японии или Тайване. Sony хоть и поднаторела в этом, но для получения высококачественного оборудования ей придётся приложить еще очень много сил.

В то же время, сам фотоаппарат обладает бесспорными рыночными преимуществами, которых ни у одного из конкурентов нет, тем более за эти деньги. Другое дело, кого может заполучить Sony: Canon находится на подъёме, и из этого стана ловить нечего, Nikon уже год теряет сторонников из профессионального круга, часть из которых теоретически может уйти в Sony-Minolta (только теоретически, т.к. смена системы дело недешевое, и менять на новичка вряд ли человек с опытом и в здравом рассудке станет). Другое дело – начинающие профессионалы, не связанные с оптикой, и любители фотодела… видимо, на них данная шумиха и рассчитана.

То, что фотоаппарат, по сути, сделан на начального уровня Maxxum 5D, заставляет предположить, что Sony готовит выход аппарата более продвинутого уровня, причём, возможно, не одного. Более того, Sony выпускает парк оптики под уменьшенный сенсор, из чего можно сделать вывод, что на полнокадровые матрицы CCD переходить не собирается. Отказалась компания (как минимум, временно) также и от производства собственных сенсоров CMOS, который используется в бриджевой R1, сосредоточившись на более развитом производстве CCD. Отсюда предположение о небезупречности матриц типа CMOS – при небольшом размере, по всей видимости, есть определенная проблема с шумами, проблема существует и при производстве полнокадровых CCD.

Canon обещает выход серии аппаратов в конце месяца. Как говорилось ранее, производитель готовит массированный ответ: 1DsN (18Мп – USD 5000), 370D (8.2Мп х1.6 – USD 800), 3000D (6.3Мп х1.6 – USD 500) в августе и 50D (10.8Мп х1.3 – USD 1300) в конце года. Дело в том, что даже модель 30D на момент выхода уже морально устарела, т.к. является лишь переделкой предыдущей “двадцатки”, да и 8Мп лидеру как-то не к лицу, когда выходят более дешевые и функциональные конкуренты.

Тенденция роста рынка CMOS сошла за два года до рамок производства в рамках одного холдинга. Обещанный переворот впоследствии был поддержан единицами (последнее прибавление – из стана Panasonic-Olympus), и большинство попыток были неудачными. Налицо также тенденция сокращения кроп-фактора (увеличения размера сенсора) пропорционально увеличению количества рабочих мегапикселов матрицы – по всей видимости, тенденция перехода на полный сенсор не просто дань фотографическому сообществу, а реальная проблема цифрового шума при определенном размере матрицы (следует правда, оговориться, что требования к уровню шума в профессиональной технике гораздо жестче, чем в любительской). Из-за этого же компания пока не переводит свои цифрокомпакты на CMOS, который, по словам маркетологов (которым верить не надо), гораздо дешевле в производстве. Более того, с развитием производства, себестоимость более ранних матриц, по всей видимости, сильно падает, что позволяет Canon устанавливать планку в USD 500 (беспрецедентный шаг) за 6Мп проверенного качества.

Nikon окончательно отказался от претензий на трон, сосредоточившись на простом обновлении техники и маркетинговой политике (кстати, несмотря на всю её эффективность, она всё равно привела к оттоку профессионала из своего стана). Компания зацепилась за “научно обоснованный” кроп х1.5 (примерно три года назад по интернете ходило заявление из научных кругов о том, что оптимальным для цифры является кадр на треть меньгий по сравнению с пленочным, в соответствии с которым многие производители подкорректировали свою политику – против ветра идёт только Canon) и вовсю штампует под него оптику с низкодисперсионными стеклами ED (аналог L-оптики у Canon). В то же время, модель 50D эффективно продаётся – сегодня за 600 долларов вряд ли можно подыскать зеркалку сопоставимого качества. Обновление D70 до D80 ожиданий фотографов опять не оправдало, как было и в случае с D200 (многие ожидали появление полнокадрового фотоаппарата – фотографы до сих пор надеются, что их мнение что-то решает). В фотоаппарате (безусловно, хорошем, но морально и технически устаревающем), по сути обновлена только матрица и частично электроника.

Что будет? Таким образом, можно подвести итог: из вторжения Sony на рынок его завоевания не получится, и максимум, на что может рассчитывать компания – это получение второго места на рынке, причём даже не через год, а гораздо позже. Фотографы – сообщество крайне консервативное, и даже не из-за своих взглядов, а из-за объективозависимости. Nikon, несмотря на все трудности и наплыв конкурентов, нельзя сбрасывать со счетов: компания с многолетним опытом, пережившая не один кризис и довольно прочно стоящая на ногах, просто так сдаваться не будет, и одному богу известно, что зреет в её недрах (вспомнить хотя бы производство собственных матриц, использованное в некоторых профессиональных моделях). Более того, родственные отношения с Fujifilm, постепенно запускающей свою зеркальную технику могут привести к определенному симбиозу – вполне возможен (теоретически) переход фотоаппаратов Nikon на матрицы от Fujifilm, про которые говорилось выше.

Canon активно открывает сектор полнокадровых аппаратов для профессионалов и постепенно распространяет его в полупрофессиональный класс – грядёт падение спроса на кропнутую оптику (которая профессионалов и так не волновала), из-за чего собирается сузить размеры классов и увеличить тем самым их количество. Не следует забывать также о мифе цикла разработки и производства различных типов матриц: полгода для CCD и полтора для CMOS (от самго начала до выхода на конвейер). То есть, за время оборота одной матрицы Canon конкуренты могут запустить еще две и чувствовать себя вольготно, да и процесс вывода старых матриц проще: при более коротком цикле сокращается и их окупаемость. Другими словами, у Canon должен быть идеально отлажен производственный процесс (а так, скорее всего, и есть), чтобы вести настолько агрессивную политику.

Sony выкинет еще не одну новинку, причём ожидать их можно уже на выставке в сентябре (обещание выпуска 20 объективов в этом году еще не выполнено), причём от мегакорпорации можно ожидать как внедрения давно забытых функций, таких как лазерной проекции для фокусировки в темноте или инфра-красной съёмки, а также новых, вроде визирования по ЖК-дисплею (как мы видели у Olympus).

Olympus-Panasonic тоже не успокоятся и могут вывести еще одну модель в подражание E-330 (c визированием по откидному дисплею) в поддержание своей системы 4/3, чем могут лишь задать тон к ускорению внедрения схожих функций у конкурентов.

  • Mozes says:

    Хотелось бы узнать вашу оценку ситуации в наметившемся соперничестве двух тенденций незеркальной аппаратуры- со сменной оптикой или с универсальным зумом (разумеется, речь идёт о топовых компактах с матрицей >2/3). Выход Кэнон G1H показал,что существует и другой подход к камерам с относительно большой матрицей.

    • Кстати, надо обновить, есть много идей интересных. Но вкратце, компакты умирают… по крайней мере, в нашей стране.

    • Canon G1H, кстати, ничего не решает — народ мало волнует, что там матрица большая. Вот объектив несменный — это теперь моветон, и сколько народу не объясняй разницу между Nikon J1 и Olympus E-PL3, толку никакого… бренд лоялти.

    • Илюха says:

      Судя по тесту от Антона Мартынова (в его ЖЖ) навряд ли данный агрегат займет место в тройке лидеров на рынке беззеркалок – уж больно много неоднозначных решений в нём… Да и средняя цена в 26 тыр вряд ли будет способствовать стремительному завоеванию доли рынка…

      • А откуда он его на тест взял? Его нету еще в России

        • Илюха says:

          Вот уж не в курсе – может, семпл-образец или пилотный какой?…

          • Если только он предварительно тестировал. Вроде как на избранного самим Олимпусом выбирался. А значит, что он уже пользуется олькиными зеркалками. Соответственно, с зеркалками и сравнивает. 26 тыр — не такая страшная цена для вовсю навороченного фотика, посмотри на цены Sony, поймешь.

  • TimLev says:

    Пора обновлять статью.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *