Обратная сторона фотобанков

Обратная сторона фотобанков

Поделиться

Сегодняшней регулярной публикацией мы открываем новую рубрику нашего мега-портала, которую будем вести не мы, а приглашенные блоггеры, которым просто интересно поделиться мыслями с нашими читателями. Мы будем стараться привлекать интересных людей, которые каждый четверг будут наполнять наш сайт свежей кровью своими интересными мыслями. Возможно, здесь появятся не только серьезные, но и совсем несерьезные люди, мы не знаем, но очень надеемся, что их идей хватит на всех. Это рубрика некоммерческая — напротив, она абсолютно свободная, сюда могут писать все, делиться мыслями, ощущениями, опытом… главное, чтобы все, так или иначе, касалось фотографии.

Наш сегодняшний гость — Денис Воробьев (он же Rellas, автор блога aboutstock.ru), которому профессионально близка тема фотобанков, в рамках нашего первого «Фоточетверга» он что-нибудь напишет вот под этой линией.


Многие из вас слышали о микростоках, возможно даже пробовали, и есть те кто успешно занимается продажей своих фотографий. А не задумывались, каково соотношение между этими категориями? А оно примерно такое — слышали 10000 человек, пробовали 100 человек, успешно занимается 1! Почему так? Ведь так все красиво везде написано, казалось бы, бери фотоаппарат, снимай, и остается только придумать куда потратить деньги. Это не так, на фотобанках очень много подводных камней о которых я вам и расскажу.

big camera

Совсем недавно на нескольких фотосайтах нашей страны был проведен небольшой опрос на тему «что вас останавливает при мыслях о работе с фотобанками?». Самыми распространенными ответами были: незнание языка, непрофессиональность самого себя как фотографа, непрофессиональная аппаратура, недостаточность информации, в том числе, и по юридической составляющей вопроса, загранпаспорт и лень! Кроме того именно на фотосайтах очень популярным было высказывание, что снимать белоснежные улыбки и вообще стоковую фотографию это убивать себя как фотографа.

Все правильно, по многим пунктам так и есть, вот, например, непрофессиональность себя и аппаратуры… многие говорят, что для работы с микростоками достаточно средне-бюджетной мыльницы и желания. Так было несколько лет назад, когда микростоки только появились как конкуренты классическим фотобанкам, но с тех пор денежный поток с классических фотобанков очень сильно перекочевал на микростоки, а вместе с деньгами пришла и огромная конкуренция. Ну скажите, какому дизайнеру понадобится среднекачественный снимок, если так много «зеркальных» студийных?

Ладно, с техникой, допустим, у нас все в порядке, теперь перейдем к знанию языка. Это, конечно, проблема, но не такая уж и страшная. Для нормальной работы нужно будет выучить и понять не такой и огромный набор слов, необходимый для описания фотографий и для работы на самих стоках. На самом деле эта проблема сама собой уходит с опытом, и в конечном итоге фотограф забывает о наличии русскоязычной версии интерфейса микростока.

Недостаточность информации? На самом деле это лишь неумение пользоваться поисковиками. В связи с тем, что сами микростоки поддерживают реферальные системы, то есть, за привлечение пользователей можно получать свои проценты без ущерба кому-либо, вот, в связи с этим, весь интернет завален статьями и сайтами где по полочкам разложены многие аспекты работы. Остается только потратить время на чтение. Одним из многочисленных сайтов на это тему является и мой сайт, посвященный продаже фотографий через интернет.

Загранпаспорт в последнее время тоже перестал быть проблемой, он был необходим для работы с самым крупным микростоком — Shutterstock, для регистрации. Несколько лет назад мне пришлось получить загранпаспорт именно для того, чтобы начать с ним работать. Но сейчас есть и другие варианты регистрации, например скан российского паспорта + скан лицевой стороны пластиковой карточки где латиницей написаны имя и фамилия.

Лень — вот основной тормоз в развитии любого коммерческого фотографа. Так как развитие на фотобанках происходит не лавинообразно, а очень медленно, то пропадает и мотивация, а вместе с ней приходит лень даже у очень настойчивых людей. Взгляните на график моего развития за 2007 год, первый год общения с микростоками:

graph2007

Лишь спустя полгода я пересек доход в 100 долларов в месяц. Но я начинал с нуля, с хорошей цифромыльницей и огромным желанием. К сожалению, в то время особо помощи ни от кого не получал и очень много наступал на грабли. Если бы сейчас начинал с теми знаниями которые имею, то, думаю, хватило бы месяца чтобы пересечь 100 баксов и полгода чтобы пересечь тысячу. Хотя сейчас конкуренция намного выше и не знаю, как бы все обернулось. Не каждый выдержит столько времени, глядя в туманные перспективы.

Можно рассмотреть проблему еще с одной стороны. Уже достаточно долго я занимаюсь привлечением фотографов на фотобанки, и у меня есть возможность наблюдать за достаточно большой выборкой новичков. Добиваются успеха те, кто не отступает. Например, я рассказал о микростоках одному опытному коммерческому фотографу нашего города, с многотысячным портфолио, и он взял… и с первого раза не прошел экзамен на шаттерстоке. К сожалению, так часто бывает, но это не повод для разворота и он не развернулся и уже не первый год торгует на микростоках, даже впоследствии проводил семинары на эту тему среди местных фотографов.

Но есть обратная сторона, печальная. Я работал дизайнером в одной крупной российской газете и в своем коллективе после достижения определенных успехов начал рассказывать что там да как, двое моих друзей, профессиональных векторщиков, начали пробовать себя на микростоках, а точнее, по моему глупому (как я впоследствии понял) совету, направились прямиком на iStockPhoto. Это была очень большая ошибка, при всем их профессионализме им не хватило терпения пройти начальный этап развития. Именно поэтому теперь я советую начинать с шаттерстока, потом двигаться на фотолию, дримстайм и уже потом на айсток. Провал экзамена на шаттерстоке является как бы проверкой, если человек после провала вернется с прежней упертостью, то у него может получиться большое будущее. Если экзамен пройден, то проверкой будет прохождение первоначального этапа развития.

Подводя итог, хочется сказать, что успешный стокер может получиться только благодаря сочетанию таких качеств как упертость и настойчивость, профессионализм и желание. И это все в сочетании с хорошей аппаратурой и хотя бы базовым знанием языка.

Дочитавший до этих строк уже человек упертый и интересующийся. Поэтому если вас заинтересовала сама тема продажи фотографий через микростоки приглашаю вас посетить мой сайт, aboutstock.ru. Вы узнаете об аспектах работы с крупными микростоками, кроме того, имеется ряд статей интересных не только новичкам, но и бывалым стокерам. Также возможно будет интересен мой блог о стоковой фотографии — Заметки микростокера.

13 комментариев

  1. Работа на фотобанках такая же работа как и в любом другом месте. Есть только одно отличие — здесь нужно пахать 7 дней в неделю, 365 в году, чтобы добиваться хоть каких-то успехов. Ленивым здесь не место. Фотобанки — это бизнес. Это не творчество.

  2. Наталья

    Спасибо, в первый раз прочитала то, что больше похоже на реальность. 2,5 месяца назад впервые узнала о таком виде заработка. Очень обнадежилась, т.к. работа в офисе уже совсем достала и меня постоянно тянет в творчество. Первая прочитанная статья о стоках вызвала ощущение легкости заработка, думала просто сказка. И с пылом взялась изучать что к чему. Пару недель помыкалась с цифромыльницей и со своими «лучшими» фотками и поняла, что пора осваивать вектор. Освоила. На Шаттер попала с первого раза, продажи идут неплохо, проснулась Фотолия и по мелочи другие стоки. Однако, основной вывод: работа на стоках — это огромный труд, упорство. Разоброаться во всех тонкостях обработки, загрузки, требований, нюансов работы с компьютером и программным обеспечением и многим другим. Просто чтоб во всем разобраться — это уже огромный труд. Даже с средненьким знанием английского, я попсиховывала заходя например на Дримстайм — ну жутко трудный интерфейс с непривычки. Потом — огромный труд не соскочить. Но так как мне соскакивать буквально некуда, я просто раз в неделю падаю духом, именно в этот момент чудесным образом растут продажи и я вновь воспаряю и понимаю, что это только начало и надо тупо работать без оглядки, не лениться прорисовывать и обрабатывать все тщательно, чтоб клиент нарадоваться не мог, как красиво и удобно все в моем файлике. Процесс очень нравится, даже не хочу заниматься фотографией, работать в векторе очень нравится. Вобщем, главное не падать духом, и упереться рогом, особенно если сам процесс по душе. И всё будет:). Спасибо за ПЕРВУЮ ПРАВДИВУЮ статью.

  3. Сергей

    Российские фотобанки конечно пока не развиты, но тоже начинают щевелиться — был на STOCKinRUSSIA в этом году — ребята конечно молодцы (я про PressFoto), не знаю получится ли у них что-нибудь, но со стороны уровень фотобанка весьма достойный. Сам занимаюсь стоками только пол-года, экзамен не прошел с первого раза, но со второго очень надеюсь. Думаю наш рынок тоже скоро раскачается

  4. Василий, спасибо за отзыв.

    Основные статьи написаны довольне недавно, так что думаю они не потеряли актуальности, они обзорные и впринципе почти одинаковые на всех подобных сайтах, но кроме этого на сайте есть темы заинтересующие бывалых стокеров :)

    Жесткость приемки естественно с каждым днем становится все строже и строже, т.к. базы изображений уже давно многомиллионные и раздувать их дальше низкосортом не имеет смысла, многие стоки уже давно начали чистки своих баз, дримс например недавно, айс со своим криво работающим доллар бином.

  5. грамотная статья. И сайт ваш поштудировал с любопытсвом. Очень лаконично и хорошо пишите. Вот только на сайте много инфы сильно устарело. По той же фотолии. Нынче она уже довольно строго фильтрует фото. У меня по крайней мере по суровости-строгости фотолия на первом месте и только потом — айсток. А вообще айсток крайне адекватен, только привыкнуть надо к нему.

  6. Ну что я могу сказать по этому поводу?

    Работа на фотобанках, на сегодняшний день, становится более актуальной темой. Многие даже на этом живут и довольно не плохо. Можно сравнить с Фрилансерами или дополнительным заработком для себя!

    То что, не многие выживают на них, это правда: конкуренция и самое главное по моему не хватает терпения, сил и надежд!

    Сам на фотостоках я около двух лет, все начинал банально, с начала ознакомился, попытался, далее малость забросил, потом решил заново все это пройти и начать. Хвастаться пока нечем, но я стараюсь и пытаюсь выявлять новые ошибки, нахожу для себя новые вещи и тому подобное, анализирую!

    Начал конечно с Европейских фотостоков, т.к. Российские, которые на понятном языке для Нас, считаю Не Актуальными и Не востребованными. А почему: начнем с простого оформления договора, на европейских достаточно от сканировать дог-ор и отправить по электронной почте, что упрощает и ускоряет сотрудничество, что нельзя сказать про Российские(дог-ор, отправить по почте и ждать месяц — кому это понравится)!Далее политика Российских фотобанков, оставляет лучшее, вывод средств и ценовая политика, продвижение сайтов и тому подобное — еще одна отдельная песня (это лично мое мнение)

    Что могу посоветовать: начать работу с Европейских стоков, выбор с какова? Решать вам, можно начинать один за другим и анализировать свои дальнейшие шаги. Преимущества очень большие, а вот особенно, когда принимают ваши труды на таких стоках, как Shutter и IStock, вас переполняет восторг, что ваши работы и в правду хороши! Далее пойдут оценки, отзывы и конечно порадует продажами.
    Ну а главное: терпение, силы, надежды и огромное желание!!!

    Кому интересно, могу проконсультировать, может чем помочь!

    с наилучшими пожеланиями Павел!!!

  7. Андрей Х,
    Лори не описан потому-что у меня с ними договор не подписан, сегодня только заполнял его, отошлю, статус дадут и тогда опишу и Лори. Так то я у них с 2007 года до перехода целиком на айс.

    Насчет тренироваться на российском рынке в корне не согласен, во первых потому-что перейдя потом на запад будет равнозначно тому, что заново всё начинать — и кейворды переводить и описания. А самое главное что если на нашем рынке нужен снимок собора какого-нибудь местного, то на западе естественно он ненужен. Это получается что после российского рынка при переходе на крупные микростоки половину наработанного, а то и больше просто некуда будет девать.

    В общем я обоими руками за такой путь:
    Фотосайт (человек учится фотографировать, получает критику, осваивает постобработку) -> шаттерсток (провал экзамена ниочем не говорит) -> фотолия + дримс -> (повторный экзамен на шаттере) -> айс -> лори. Первый пункт можно опустить, но будет слегонца сложнее. Вообще свое мнение я изложил на aboutstock в советах по поднятию продаж в самом первом пункте — 1. Работайте только с основными фотобанками.

    Начать с Лори можно посоветовать только тем у кого действительно очень туго с английским, но для денег в дальнейшем всеравно прийдется немного его подучить. Там на самом деле только вначале с языком трудно, я тоже был троешник по английскому, но все быстро понял. А переводчиками и сейчас пользуюсь.

    Насчет юридической составляющей… ну как сказать, проблемы же вообще нет :) на западе всё отточено.

    Ну и насчет финансовой составляющей лучше не буду говорить, надеюсь что сейчас на Лори все стало намного лучше чем два года назад.

    PS: Ирину Терентьеву очень люблю, помню как они переводили мое портфолио на русский язык, помню лестные отзывы по некоторым картинкам и указание на технические ошибки на других, помню переписку когда я уходил на айс и она предложила выплатить мне заработок который недотягивал до минималки.

  8. Андрей Х

    Написано, конечно, хорошо, но однобоко, однако…
    Вся заметка посвящена западным фотобанкам. При этом российские фотобанки почему-то игнорируются, будто их не существует в принципе. В то время, как они не только есть, но и весьма успешны. Как минимум, один из них — фотобанк «Лори» (существует он, кстати, аж с 2003 года)…

    Вот автор пишет «Самыми распространенными ответами были: незнание языка, непрофессиональность самого себя как фотографа, непрофессиональная аппаратура, недостаточность информации, в том числе, и по юридической составляющей вопроса, загранпаспорт и лень!»

    Разберу по пунктам…
    1) Незнание языка… Русского?.. Не знаешь наглицкий, можно учиться на российских фотобанках, постепенно выходя на «мировой уровень» — никто не запрещает продавать фотографии сразу в нескольких фотобанках;
    2) Непрофессиональность самого себя как фотографа… Древние говорили: «Дорогу осилит идущий». Если есть желание, можно научиться всему, чему угодно;
    3) Недостаточность информации, в том числе, и по юридической составляющей вопроса… Опять же, загляните в фотобанк Лори — там есть форум с подробной информацией по всем вопросам. В том числе и о том, как снимать, и что снимать, и по юридическим вопросам тоже;
    4) Загранпаспорт… Для работы с российскими фотобанками он не нужен;
    5) Лень… :) Ну это универсальная отмазка… В ответ могу сказать только слова древних: «Кто хочет, ищет способы, кто не хочет — причины» ;)

    Удачи всем!..

    1. Про русские фотобанки если говорить, сопоставляя их с западными, можно сказать, что их и нету, так что нет ничего страшного, что их проигнорировали. У них законодательство чуть проще по отношению к выплатам, а наши под него пока не подтянулись, так что оттуда зарабатывать проще, потому все там и сидят.

    2. Кстати, если есть желание опубликовать ваши мысли в следующий четверг в таком же формате, пишите нам, и мы обязательно предоставим вам площадку для вашего красноречия.

      Огромное спасибо Денису за смелость, кстати. первый — это всегда почетно, т.к. и блины бывают не плоскими, и вообще эпистолярный жанр не у всех хорошо проходит. Очень приятно, что все получилось гладко и даже интересно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *