Как я снимал серию «Маленькая Золушка»

Как я снимал серию «Маленькая Золушка»

Поделиться

Мы совершенно искренне верим, что самое ценное в фотографе — его голова. Можно взять, конечно, с руками вместе, но голова все-таки превыше всего. Выше нее только кепка. У фотографа там роятся идеи, мысли, вызревают кадры — выхлоп оттуда мы, как конечные потребители фотографического продукта, видим уже по факту рассмотрения фотографии. И самый популярный вопрос при рассмотрении фотографии — «Как это снято?», который, кстати, будучи правильно заданным фотографу, способен сгенерить у него в голове еще и корректный ответ на него. Последний для многих начинающих крайне ценен, потому кто, как не настоящий опытный фотограф, способен правильно научить, как снять и на что следует обратить внимание. Такой, кстати, и наш сегодняшний гость — настоящий фотограф Константин Шамин (по совместительству, брат нашего гостя на прошлой неделе, Дмитрия Шамина, который нам рассказывал, как сделать свой фотоклуб), который на rosbest у нас недолго, но очень резво начал, буквально с первых же фотографий вырвавшись в топы. У Константина есть свой сайт, куда он не только фотографии выкладывает, но и умные статьи по фотографии пишет, а также аккаунт на 35photo, где тоже можно посмотреть его фотографии. Да и вообще он человек простой в общении — если появятся вопросы, смело задавайте, получите интересный и обстоятельный ответ. В принципе, для вступительного слова у нас все, под чертой читайте, чем с вами хотел поделиться Константин.


Часть первая, «Откуда берутся идеи».

Очень часто идея для фотографии рождается из совокупности моментов, мыслей, настроения и жизненных случайностей. И чем дольше ты вынашиваешь идею той или иной работы, тем больше внешних факторов влияют на конечный результат. Иногда ты видишь «картинку» сразу и торопишься воплотить ее в фотографии, пока идея свежа и интересна, но стоит только отложить задумку, и она тут же начинает обрастать доработками, нюансами, мелочами и подробностями. Причем на конечный результат влияет буквально все: неожиданные встречи, недавно просмотренный фильм, случайный разговор… Именно так и происходило с серией «Маленькая Золушка», о которой я буду сегодня рассказывать.

«Маленькая Золушка» © Константин Шамин
© Константин Шамин

Все началось с тыквы. Выросла она на огороде родственников на загляденье крупная, кругленькая и сочная. И как только мы с женой ее увидели – сразу подумалось: «Тыква для Золушки». Тыква была не гигантская, поэтому главная героиня истории должна была быть «пропорциональных размеров». Вот и первый ассоциативный ряд: «тыква – Золушка – ребенок». Тыква была перевезена домой, идея записана как «перспективная, но временнозатратная».

Прошло пару месяцев. Тыква лежала дома и, попадаясь на глаза, заставляла додумывать сюжет фотоистории.

Часть вторая, «Декорации».

Однажды, когда старшая дочь смотрела мультфильм «Золушка», супруга вспомнила о замечательном одноименном советском фильме 1947 года выпуска с Яниной Жеймо в главной роли. Картина была быстро скачана из Интернета и просмотрена всей семьей. Именно после просмотра пришло понимание, что Золушка должна быть чумазой и окружающий ее интерьер должен напоминать о ежедневных хлопотах: уборке, стирке, готовке, мытье посуды…

Тут и начался «великий сбор аксессуаров». Кастрюли, чайник, бочка, корзина, мешки из под зерна – все это было найдено на чердаке у бабушки и дедушки жены. Маленький медный чайник был обнаружен у нас дома на полке. Ступка, толкушка и сито также у нас нашлись. Сено… еще одна случайность. Буквально за неделю до начала сбора аксессуаров нам временно дали «на проживание» декоративного кролика. Так я узнал, что в зоомагазинах продается первоклассное сено (правда, мне на это намекал и Михаил Рапкин).

Все это добро постепенно свозилось в студию и выстраивалось в некое подобие интерьера. В какой-то момент мне захотелось добавить на задний план вязанку хвороста. Где можно найти хворост? Правильно, в лесу. Благо ехать далеко не надо. Правда, в отличие от настоящей вязанки хвороста, мне пришлось все палки обломать приблизительно под один размер – иначе не лезли в машину. Сбор осложнился еще и выпавшим снегом. А уж как на меня смотрели сотрудники и посетители торгового центра, через коридор которого я тащил в студию сначала какую-то кухонную рухлядь, потом бочку и в завершении всего – охапку хвороста!

Последней на съемочную площадку прибыла старая лестница и старый, совершенно «лысый» банный веник, из которого была сооружена метелка (обычные метлы велики относительно ребенка).

Параллельно со «строительством» интерьера в студии решался вопрос с одеждой Золушки. Никакие современные «костюмы напрокат» не подходили, т.к. во всех используется исключительно современный материал.

Тут в очередной раз ситуацию спасла супруга, которая решила одежду сшить самостоятельно. Светлана вообще принимала самое активное участие во всех стадиях подготовки – от поиска и сбора аксессуаров, пошива одежды до помощи в режиссуре конечных кадров. На пошив одежды Светлана потратила несколько вечеров.

И последнее – чем испачкать нашу маленькую Золушку? Ведь по задумке она у нас должна быть чумазой. Ответ прост и банален – золой. Мало кто из детей даст себя испачкать перед фотосессий, но моя старшая дочь Аня (которая к тому моменту знала почти наизусть сюжет и реплики фильма «Золушка») была готова на все, чтобы выступить в главной роли.

Часть третья, «Да будет свет!»

Расстановка света изначальна была обусловлена идеей: большое количество теней, приглушенные тона, акцент на главной героине.

Световая композиция в конечном итоге сложилась вот в такую картину:

  1. Рисующий свет – портретная тарелка с сотами. Довольно жесткий свет, дающий глубокие тени
  2. Верхний свет – источник со шторками (для управления углами рассеивания). Используется для подсветки всей сцены в целом (включая аксессуары)
  3. Заполняющий свет – стрипбокс с сотами. Компенсирует сильные тени от рисующего света.

А теперь обратите внимание на площади, которые покрывают эти источники:

  1. Рисующий свет – выполняет свою функцию, делая акцент на Золушке. Установлен справа от фотографа и выше модели (светит где-то под углом 45 градусов).
  2. Верхний свет – заполняет почти всю площадь сцены, но имеет меньшую интенсивность. Шторками регулируется необходимый охват.
  3. Заполняющий свет – светит в пол! И уже отраженным светом от пола подсвечивает сцену.

Как видите, ничего экстраординарного в световой схеме нет. Главное – добиться желаемого результата.

Часть четвертая, «Детская».

Сцена готова, актеры на местах – можно снимать. А т.к. сегодня я говорил хоть и о постановочной, но все же детской фотографии, то позволю дополнительно остановиться на паре аспектов (хитростях, если хотите), которые следует помнить, работая с детьми.

Первое.

Какой бы терпеливый ребенок ни был – он не будет ждать час, пока вы выставите (найдете) оптимальную световую схему. Поэтому старайтесь свет настроить до прихода ребенка. В крайнем случае, пока он переодевается.

Второе.

Ребенка надо увлечь идеей. Правда, при таких декорациях это несложно, но все равно необходимо. Тут вам поможет ассистент, в роли которого может выступить мама снимаемого.

Третье.

Разговаривайте с ребенком, чтобы получить эмоции. Достаточно спросить: «А помнишь, какую красивую песню пела Золушка в фильме. Она тебе понравилась?» Ребенок скажет:  «Да» и, вспоминая, сам вам улыбнется естественной, а не наигранной улыбкой.

Четвертое.

Обратите внимание, что при таком точечном освещении и в целом темным помещением студии, ребенок может вас не видеть, находясь на свету, когда вы – в тени. Если присутствует мама, то лучше ей быть поближе к свету, дабы не провоцировать ребенка сходить посмотреть, где она, покинув при этом съемочную площадку.

Часть пятая, «Заключительная».

Не бойтесь экспериментировать. Поверьте, вы получите удовольствия в несколько раз больше, по сравнению с банальными снимками, которымы убьете идею. Хоть мы и потратили на подготовку этой серии полторы недели (с момента начала сбора аксессуаров), но это были интересные дни, насыщенные творческими мыслями, поисками и преодолением трудностей. Мало того, серия не закончена. Скорее всего, мы к ней вернемся.

Вот и все, что я хотел рассказать о съемках «Маленькой Золушки». Возможно, у вас появились вопросы – смело задавайте. Постараюсь наиболее полно ответить на них.

7 комментариев

  1. Iulian

    Такое сделать может только профессионал своего дела на пустом месте, знаю по своему неудачному фотоопыту. Просто поражен сделаным!

  2. Dennis, рад быть полезным :)

    Пекарь, основная проблема сьемки таких сюжетов в домашних условиях — это отсутствие возможности планомерно выставлять реквизит в создаваемый интерьер. У меня же была возможность не торопясь создавать ту картинку, которую я хотел получить, а не делать все бегом-бегом, потому что к вечеру все надо разобрать — ибо спать негде :))

  3. Пекарь

    чудесная статья. Приятно почитать, как человек крутанулся на почти пустом месте. Полезно для тех кто пытается снимать в квартире подобные сюжеты… Хотя если подумать, то это возможно снять и в однокомнатной квартире… У самого почти месяц дома стог сена лежал ))))

Добавить комментарий для Константин Шамин Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *