Про иллюзионизм в фотографии

Про иллюзионизм в фотографии

Поделиться

 

Сегодня у нас необычный гость, даже корректнее сказать, не гость, а гости. Они всегда и везде ходят вместе, если, конечно, верить интернету — даже здесь братья-близнецы Колдуновы едины в двух обличьях. Лично я до сих пор путаю, кто из них Виктор, кто Алексей (благо, в волнах у них разные идентификаторы, равно как и email различаются, хотя до конца, конечно, никто не может быть уверен). У них есть общий текстовый блог «Заметки Колдунов», отчасти фотографической тематики, а также фотоблог «Фото Колдунов», признанный нами одним из 7 самых необычных фотоблогов года, а спонсором ЛРФБодним из самых интересных начинаний года прошлого. Сказать, что их фото интересны, значит, тратить слова впустую — надо идти и смотреть, причем, желательно, в подлиннике, только тогда и можно будет составить свое мнение об их фотографиях. Нашей редакции их фото очень нравится, но, как с любым сильно выделяющимся направлением в искусстве всегда бывает, далеко не для каждого это так, что безусловно, хорошо, ведь всегда будут фанаты и противники, будут горячие споры и страсти — главное, не будет равнодушия и серости, а значит, жизнь станет, пусть и на капельку, цветнее. Однако, оставим в стороне наши измышления и предоставим слово авторам.


Рано или поздно, любой фотограф выбирает несколько полюбившихся ему направлений в фотографии и начинает вырабатывать свой собственный стиль, который может походить на работы других авторов, а может сильно отличаться от всего, что было раньше. Кто-то стремится, во что бы то ни стало, выделиться, а кто-то копирует работы известных фотографов или просто делает то, что ему нравится, не обращая ни на кого внимания.

Koldunov_1

© Фото Колдунов

При этом, для формирования и развития своих идей, важно иметь представление о том, чего ты хочешь от фотографии. Задумываться об этом нужно периодически или постоянно, только тогда возможно движение вперёд.

Не так давно, мы с братом начали замечать, что тяготеем к определённой тематике и стилю фотографирования, обозвать который можно как «фото-иллюзионизм». Этот термин нам раньше не встречался, поэтому мы решили его использовать, чтобы словесно выразить то направление в фотографии, которое мы хотим продвигать в дальнейшем. Вроде бы получилось ёмко, не очень длинно и не слишком заумно.

Но на всякий случай поясним: название происходит от французского глагола «illusionner», «вводить в заблуждение». Иллюзии бывают разные и обычно нарушают привычные представления о свойствах хорошо известных предметов и явлений, происходит манипуляция человеческим сознанием. Нотки таких манипуляций мы всё чаще стали находить в чужих и своих работах, что и заставило задуматься о целесообразности выделения отдельного направления нашего творчества.

Пожалуй, любовь к этому направлению проснулась после просмотра серии фотографий Виктора Ахломова «Вещи смотрят на нас»:

Koldunov_2

В. Ахломов. Советское Фото, № 01 за 1978 г.

Совершенно шикарные портреты сенокосилок, пристальный взгляд автомобиля на женские ножки, дома с глазами — всё это, действительно, смотрело на нас и напоминало детство, когда предметы одухотворялись и казались совсем не такими, как есть на самом деле. А может быть, наоборот, взрослый мозг придумывает более удобные интерпретации происходящего, чем детский.

Ещё одной знаковой фигурой этого направления является знаменитый Испанский фотограф Jose Maria Rodriguez Madoz (также известный как Chema Madoz). У него есть совершенно гениальные работы, после просмотра которых создаётся впечатление, что побывал в другом пространстве, где вещи имеют новые свойства и живут какой-то своей совершенно непонятной жизнью.

Koldunov_3

© Chema Madoz

Порой это всё напоминает выступление фокусника… вроде бы, понимаешь, что увиденное — лишь обман зрения, но веришь и удивляешься происходящему, как ребёнок. Ведь мы действительно не знаем внутреннего мира вещей и наша фантазия может развиваться в геометрической прогрессии, пока фокусник показывает нам, что бумага на самом деле не горит, а кролик живёт в шляпе. Но настоящее «зависание» в мозгу происходит, когда сомнению подвергаются возможности человеческого организма. Ведь мы же все одинаковые и как в таком случае возможны те трюки, которые показывает иллюзионист на себе? То руку себе проткнёт, то пролетит над сценой.

Именно поэтому нам очень нравится работать с людьми, и мы стремимся применять иллюзии в портретной фотографии. Пусть они будут не очень удивительными, пусть выглядят забавно — зато смогут вызвать немного больше эмоций у зрителя, чем это сделает обычный портрет. Нечто более близкое нам по духу делает француз Рёне мальтет (René Maltête), в работах которого проявляются характеры людей, их привычки, мысли и желания.

Koldunov_4

© René Maltête

Пытаясь реализовать какие-то свои идеи, часто приходится сталкиваться с непреодолимыми трудностями, причём, не факт, что чем интересней идея, тем больше сил она отнимает. И уж тем более, результат никак не зависит от вложенных сил. Бывает, что целый день потратишь на идею, а в результате вообще ничего не получится.

Вот, например, простой приём:

© Фото Колдунов

Перевернули девушку Веру вверх ногами и сделали ей оригинальную причёску. Ничего сложного, а фотография заиграла.

На следующей фотографии тоже вроде ничего сложного, однако её исполнение требовало намного больших усилий, чем казалось с первого раза. Прошло минимум полгода, прежде чем удалось найти подходящие кусты, с нужным ракурсом и настроением.

Koldunov_6

© Фото Колдунов

Ведь необходимо не просто подбирать красивый фон, нужную высоту кустарника, но и заставить модель в трудных условиях изображать те эмоции, которые требуются от неё. В итоге, рождаясь в творческих и физических муках, фотография в конечном счёте так никому и не понравилась. Таким образом, на вопрос «Должна ли идея быть простой или сложной?» нет однозначного ответа.

Моделям вообще, порой, приходится не сладко и они с мужеством выдерживают все тяготы, которые взваливаются на их плечи (за что им огромное спасибо, кстати говоря)! Шутка ли, вот так парить в воздухе пока фотограф поймает нужный момент:

Koldunov_7

© Фото Колдунов

Несложно догадаться, что без ассистента, а тем более, физически сильного ассистента, очень часто просто не обойтись. В этом отношении полезно иметь брата (одного или более). Часто фотографы, в том числе «профессиональные», отказываются от помощников, ведь с ними нужно как-то расплачиваться. Многие вещи приходят с опытом, и осознание необходимости помощи тоже. Да, брат в качестве ассистента — это удобно, но часто и этого не хватает, нужен ещё кто-то. Другими словами, один ассистент — это минимум, иначе «рук не хватает», во всех смыслах.

Koldunov_8

© Фото Колдунов

Когда стараешься соответствовать поставленной планке, резко возникает необходимость в наличии идей. Неудивительно, что не всегда они осеняют бесконечным потоком, бывают застои, поэтому, даже если идея не реализована сегодня, лучше её записать, иначе забудется. Причём, не обязательно идея должна быть уж очень хорошей — впоследствии она может быть развита, даже если изначально была всего лишь сносной. Многое также зависит и от окружающей обстановки и порой бывает, что идеи возникают из ниоткуда:

Koldunov_9

© Фото Колдунов

Просто сук дуба оказался немного прочнее, чем думалось с первого взгляда. В итоге такой расстыковки наших представлений с реальностью, получился интересный кадр. Кстати говоря, некоторые приёмы иллюзионизма применяются в рекламе:

Koldunov_10

Вот, например, такая реклама пива: «Не важно что Вы видите. Важно что это есть на самом деле».

Конечно, от стандартных портретов мы тоже не отказываемся. Всё таки, любая девушка хочет не только повисеть на дереве или постоять на голове. Модель нужно как-то отблагодарить за издевательства с нашей стороны, например, сделать пару красивых портретов. Особенно это полезно, когда идеи не приходят, да и просто в качестве «пристрелки». Ведь главное — постоянно фотографировать, и хорошие кадры придут.

14 комментариев

  1. Константин, ценное замечание. Обычно обстоятельства как раз заставляют сдаваться. Читал Вашу статью про Золушку и понравился мне в ней как раз процесс подготовки. К сожалению, ни разу не было возможности ТАК кропотливо всё проработать. Всё бегом, бегом… :-/

    Сергей, мне просто кажется, что статье немного не хватает конкретики, поэтому мало обсуждений. Абсолютно согласен, что вопросов тут должно быть гораздо больше, чем ответов, поэтому всячески буду поддерживать дискуссию. В общем, я тоже могу выступать в роли злого духа и критиковать свои же слова :-))

    Про забывание идей — именно поэтому мы завели себе по блокнотику с записями и зарисовками ;-)

  2. На счет технической реализации. Мне кажется, что просто не стоит торопится. То, что ты не можешь снять сейчас, вполне вероятно, что сможешь через пол года или уже завтра наткнешься на все, что тебе необходимо :) Главное не боятся этапа подготовки и поиска всего необходимого. И не идти на поводу обстоятельств — типа что-то не нашел, ну и ладно — сниму без этого. Это не правильно.

  3. Ах да. Вот что обиднее всего! Иногда делишься с кем-то идеей, а он реализует её так плохо, что обидно становится. А переделывать — это уже плагиат получается :-(

    Так что лучше всё таки сначала пробовать самому, потому как если твоя идея не получается у тебя — это не так обидно, как твоя идея не получившаяся у других :-))

  4. Чего привязался? Хорошие слоганы! :-) Мне нравится. Спасибо большое за добрые слова :-)

    Проблема заключается в том, что плохо реализованная идея может быть испорчена. Таким образом она «дарится» другим фотографам, которые, будучи более подкованы технически, реализуют её на более хорошем уровне и присвоят себе.

    Понимание этого сковывает многих начинающих фотографов и нас с братом в том числе. Однако, нужно постоянно пытаться снимать и я склонен не согласиться, что «без должной техники съемки ничего не получится». Что-то обязательно должно получиться.

    Мы периодически организуем так называемые «Фотонабеги» — групповые фотосъёмки и иногда возникают мысли о том, как бы не подарить идею другим. Ведь люди смотрят и могут на том же месте при тех же условиях повторить кадр. Есть риск, что у них получится намного лучше.

    По началу нас это напрягало, но потом мы поняли, что идея, показанная другим людям, начинает развиваться, обрастать новыми интересностями и рождать новые. Но даже если это не так, то всё равно не жалко делиться. Даже хорошо, что идея была раскрыта и использована кем-то ещё. Меньше будем зацикливаться на ней, а её место займёт новая, ещё более интересная.

    Так что не стоит копить идеи. Их надо воплощать в жизнь, а техника съёмки обязательно придёт.

    1. Виктор, что идеями нужно делиться, я просто убежден. Тому есть два доказательства… иллюстрации, точнее. Во-первых, лично у меня обращаться с чужой идеей получается проще — меньше совесть мучит, что можно ее испоганить, а потому, получается только развивать, хоть иногда и не в ту сторону. А вот не делиться своей — значит, очень часто просто дать ей помереть в завитках своей памяти, которая далеко не вечна.

      А по поводу положительного отклика я вот не согласен. Естественно, людям нравится, но без обсуждения статья получается какой-то… незаконченной, что ли. Практически, без недостатков, а такого не бывает. Так что давайте что ли я побуду здесь злым духом, чтобы пробудить обсуждение ото сна.

    1. Блин, вы тут все как слоганы рубите. А поспорить?

      Вот, к примеру, про то, что фото с идеи начинается. Но заканчиваться оно должно техникой, верно? У меня в голове идей немеряно — именно идей, не мыслей. Но вот реализация постоянно сливает. Так что, без должной техники съемки, а именно, умения реализовать идею именно так, как это лучше подходит для данного случая, ничего не получится, будь хоть полна голова мыслей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *