Во власти времени и света

Сегодня к нам на фоточетверг пришел Артем Носенко, фотограф-любитель, для которого пейзажная фотография не просто не пустой звук — это основное увлечение, которое куда-то вперед тянет. Тянет, очевидно, вставать, когда еще все спят или идти снимать, когда обычные люди ужинают. Тянет за кадрами, за небом, за морем, за природой… просто за красотой. Казалось бы, нужно получить один кадр — а столько усилий положено, просто чтобы он вышел таким, какой увидел глаз фотографа. Возможно, именно поэтому его фото и отличаются от других, да вы сами посмотрите, вам понравится.


Природа ― вечно изменчивое облако;
никогда не оставаясь одной и той же,
она всегда остается сама собой.
Ральф Уолдо Эмерсон

На сегодняшний день, с развитием фототехники и, главное, ее доступностью, много людей начали увлекаться фотографией и конечно же съемка пейзажа входит в список интересных им направлений ― поездки на море, путешествия, вылазки, все это подстегивает к занятиям пейзажной фотосъемкой. Но на самом деле, пейзаж ― это чувства, это настроение и настрой, это теория, подкрепленная практикой и наоборот, пейзажная фотография требует от фотографа серьезного подхода. К примеру, кто будет вставать в 2 часа ночи, чтобы успеть доехать на место съемки на рассвет?

В данной статье мы затронем тему пейзажной фотографии. Статья называется «Во власти времени и света», так как любой пейзажный фотограф зависит от времени и света, и на них повлиять никак нельзя, это вам не студия. Вот и приходится быть во власти природных явлений и стихий.

Nosenko_dusk_sea

Снимок снят на побережье Каховского водохранилища.

Главную роль в пейзажной фотографии играет небо. От его состояния зависит настроение снимка.

Пейзажная фотосъемка ― одна из самых интересных, сложных и экстремальных направлений в фотографии. Чтобы передать на снимке дух места, фотографу нужно сперва его понять и прочувствовать. Данный вид съемок предрасполагает к неспешному и вдумчивому выбору места, ракурса и композиции. Фотографирование пейзажа ― это своего рода медитация.

Что же делает пейзажный снимок действительно выдающимся и выделяет его из других? На этот вопрос тяжело ответить, так как у всех свои требования, и в связи с этим данный список отражает только мою позицию:

  1. Состояние природы ― это первостепенный пункт. Можно сколько угодно выбирать ракурс и выстраивать композицию, но если день не выразительный, небо синее или просто белое, то при таких условиях вряд ли получится что-то действительно стоящее.
  2. Время съемки имеет не менее важное значение, чем состояние. Я снимаю только в «золотое время», а это рассвет и закат, причем не только, когда солнце садится, а еще до его появления и после захода ― очень интересное время для съемки. Днем не рекомендую снимать ― освещение контрастное, тени не выразительные, глухие и глубокие, как черные дыры. Днем лучше заниматься пристрелкой, а действительно снимать уже когда солнечный круг будет приближаться к горизонту.
  3. Взгляд фотографа ― это отношение человека к миру, его мысли, его позиция, если человеку есть что сказать, то фотография для него станет интернациональным языком общения. От того как человек видит окружающий мир, зависит как в итоге видит фотоаппарат в его руках. Глаз ― это первый инструмент и самый важный в фотографии.
  4. Теория ― зная правила композиции, построения кадра, понимая колористику, фотограф сможет осознанно ею пользоваться и, главное, нарушать не в ущерб кадру, а наоборот, делая его еще более выразительным.
  5. Техника ― я имею ввиду не самый крутой фотоаппарат, а немного иное. При съемке нужно уметь пользоваться такими мощными инструментами как выдержка и изменение глубины резкости (диафрагма), определение нужного фокусного расстояния относительно выбранного сюжета. Нужно не только уметь, куда важнее понимать и чувствовать, что вот сейчас я увеличу выдержку для создания «марсианского пейзажа», и так будет гораздо выразительнее, к примеру.

Вот 5 принципов, которым я следую при съемке.

Теперь относительно оборудования. Лично я не представляю, как можно снимать пейзаж без штатива. Штатив ― это лучший друг фотографа, так как, действительно, расширяет рамки фотографии. При съемке желательно использовать фильтры. Для пейзажа незаменимы поляризатор и градиентные прямоугольные фильтры. Не помешает защитный фильтр, так как приходится часто вести съемку возле воды и объектив лучше защитить, так как замена фильтра гораздо вам выйдет дешевле чем покупка нового объектива. Что касается фотоаппарата ― здесь нужно помнить, что снимает фотограф, а не его техника и фотоаппарат сам не встанет ночью и не поедет фотографировать. Каким бы ни был крутым и дорогим фотоаппарат, но кнопки съемки шедевров еще не придумали, поэтому все зависит от человека. Сначала желание, знание, а потом уже техника.

Nosenko_sea_blown

Исходя из состояния природы нужно искать подходящий передний план. Тогда можно достичь некой гармонии на снимке. Взаимодействие различных объектов создает единое целое, которое работает в заданном направлении.

На съемке дело получения хорошего снимка не заканчивается. Снимая в RAW, нужно уметь правильно обработать его в графическом редакторе, что сейчас является темной комнатой. Не принципиально каким RAW-конвертером вы пользуетесь — главное, следовать своей задумке, но не в ущерб качеству снимка… и всегда нужно знать меру.

Вообще, использование компьютерных программ для обработки фото ― это личное дело каждого. Никогда не понимал людей утверждающих, что Photoshop убивает фотографию. Как и в любом деле, в любой сфере, так и в фотографии есть и будут определенные тенденции развития, уже мы никогда не вернемся к состоянию фотографии лет на 20 назад. Нужно смотреть в будущее. В первую очередь нужно ответить для себя на вопрос: «Кто я, документалист или художник?» От ответа будет зависеть ваше отношение к фотографии и к получаемому результату.

Nosenko_bw_sea

Уделяйте внимание композиции. При правильном построении кадра его выразительность и смысловая нагрузка увеличивается в 2 раза.

В пейзажной фотографии нужно уметь прислушиваться к своему внутреннему голосу. Когда вы находитесь в веселом, грустном, печальном или радостном состоянии, вы и мир видите по разному. Нужно уметь чувствовать это.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что практика должна быть подкреплена теорией, а теория ― практикой. Анализируйте снимки известных пейзажных фотографов, делайте выводы, задавайте себе вопросы: «Почему он снимал так?» и регулярно фотографируйте! Тогда у вас будут получаться отличные снимки!

Один комментарий

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*