Несколько слов о счетчиках и мерянии пальцами

Несколько слов о счетчиках и мерянии пальцами

Поделиться

Сегодняшний интернет удручает все больше и больше: с одной стороны, появляются очень достойные проекты с правильными идеями, трезвые, умные, простые (мы говорим о фотографии, естественно), авторы которых, с одной стороны, открыты, с другой — наивны, потому что искренне думают, что стоит написать что-то оригинальное, и о вас будут знать миллионы. Такие проекты вскоре умирают, потому что о них, в первую очередь, узнают спаммеры, которые насылают ботов, съедающих существенную часть трафика (хостинги не умеют фильтровать ботов, поэтому нагрузка ложится на серверные скрипты, но это видно только при очень большой популярности), маньяки, которые ходят и пишут комментарии очень грубого вида, которые принимаются неподготовленными авторами за чистую монету, в то время как очень правильные посетители, для которых человек и пишет, могут узнать о ресурсе через год-два, а то и больше. Именно из-за этого такие ресурсы так же быстро и загибаются, что очень печально. Мы следим за многими из них, потому не просто высасываем такие мысли из пальца. Выживают из них единицы, как правило, те, кто делает это просто для себя и «вон для того парня», и у кого есть и другие, более важные дела в жизни.

Другие ресурсы — чисто попсовые. Сайт со старта прогоняется через сеошные хитрости, набивается псевдооригинальным контентом, накачивается, на него ставится куча счетчиков, чтобы новые посетители и, главное, рекламодатели, считали его авторитетным и умным. Все эти счетчики, помимо того, что поднимают индексы системам, их составляющим (li.ru, Feedburner и прочие), еще и являются мерялками, примерно как мегапикселы в современных фотоаппаратах. Мы в них не верим.

Да-да, любой фотограф понимает, что не все мегапикселы одинаковы. Можно за неделю собрать несколько тысяч подписчиков — были бы деньги, но качество этих подписчиков будет никаким. Вряд ли кому-то нужны люди, которые все равно ничего не читают. Точно так же накручивается посещаемость и цитируемость — деньги правят миром. Именно поэтому мы никогда не публикуем на главной странице ни нашу посещаемость, ни статистику чтения наших новостных лент, хотя индекс цитирования всегда можно узнать из открытых источников.

Статистика прослушивания подкастов

Можете назвать это скряжничеством или старообрядческим подходом, но мы и понятия не имеем, сколько людей нас читают. Прежде всего, потому что каждый наш читатель нам дорог, а тех, кто комментирует, мы вообще очень любим (даже спаммеров местами). Это не значит, что мы не пользуемся статистикой — так, для внутреннего применения, не более того. Впрочем, со статистикой наблюдается куча несоответствий и глюков.

Например, хваленый счетчик LI.ru работал некорректно на нашем хостинге после переезда, отчего от него пришлось избавиться — накручивал количество посещений в 3-4 раза, по сравнению с установленным позднее Google Analytics. Да, картина получалась красивой, ведь похвастаться 10-тысячной аудиторией ежедневно может не каждый, в то время как приходили, как оказалось, около 3 тысяч посетителей на тот момент. Google, как мерило всего, разрулил ситуацию.

Нельзя посчитать только статистику чтения RSS — дело в том, что технология эта стандартизованная и не позволяет даже куки сохранять на компьютеры читающих, а адрес IP давно уже идентификатором не является, потому что может у одного посетителя меняться в течение дня. Именно поэтому счетчики Feedburner, помимо того, что лишают хорошие сайты использовать несколько потоков RSS (как у нас, по темам — можно к любой категории добавить /feed, и подписаться на то, что любите).

Вывод такой: какими бы ни были эти цифры, вы никогда не узнаете, кто ваши читатели и сколько их живых из тех, кто значится в счетчиках, такой вывод сможет сделать только сам администратор, анализируя количество кликов по ссылкам, но насколько это востребовано? Да бог его знает. В наше время очень просто подписаться на ресурс и никогда не читать его, а мусор пусть складывается в читалке.

Чтобы понять эту смешную ситуацию, предлагаем вам посмотреть следующие цифры:

  • 2000 человек нас ежедневно читают через RSS, по данным нашего внутреннего счетчика. Когда мы пишем часто, количество обращений к ленте возрастает до 3000, но остальное, как вы понимаете, показы.
  • 6600 человек подписаны на наш основной фид в Google Reader (там достаточно посмотреть рекомендованные подписки). Просто для сравнения, из того же источника: Strobist – 36962, Джо Макнелли – 12868, FotoTips – 1084, Скотт Келби – 13864, Русский Лайфхакер – 10479, ЖЖ Темы Лебедева – 15852 (у него гораздо больше подписчиков в самом журнале). Это просто самая популярная читалка в мире, но есть еще Лента.Яндекс, Канбан, Subscribe.ru и куча подобных сервисов. Обычно соотношение подписчиков и читателей колеблется в пределах 10% (читает каждый десятый, кликает каждый сотый), в зависимости от того, откуда каждый читатель пришел. В любом случае, статистика, как вы видите, глупая.
  • 4000 человек приходят на наш сайт ежедневно, по данным Google Analytics, просматривая 7000 страниц. Электроботы поисковых систем здесь не считаются, не считаются и спамботы, которых должно быть раз в десять больше, так что мы вообще удивляемся, что сайт до сих пор не сдох. Приходят посетители, в основном, по поисковым запросам из поисковых систем, вот только Яндекс, к примеру, считает лично только каждого 10-15-го посетителя по кликам на свои же ссылки, поэтому в сервисе Яндекс.Вебмастер есть вообще только очень поверхностная информация, какие запросы посетители использовали.

А теперь правда жизни всех этих «тысяч». Одна новость на сайте получает чуть меньше 4 комментариев (просто делим 7478 одобренных комментариев, опубликованных на сайте, на 1931 текст, новости и статьи вместе взятые). Это, естественно, средняя цифра, потому что одна только статья про выбор фотоаппарата получила больше 1000 комментариев. Более популярные — по 10-20, никакие по содержанию вообще не комментируются. Первый наш подкаст был прослушан 485 раз, а в первый день 200. Если еще и посчитать, что, к примеру, к уважаемым авторам наших «фоточетвергов» приходят в первые несколько дней по 200 человек, получается, что это и есть наша постоянная аудитория, т.е. наиболее активная часть нашего сообщества.

Именно для вас, ребята, мы все здесь и пишем. На наш взгляд, только самые смелые люди и самые независимо мыслящие могут ежедневно читать весь тот смелый бред, который мы здесь пишем, именно с вами мы встречаемся на «фотосредах» (следующая в среду, 15 сентября), а потому, именно для вас мы и пишем. Мы можем прямо сегодня запретить тупому Яндексу индексацию нашего сайта (поверьте, поводов куча), туда же будет послан и Google, и верим, что вы все равно останетесь с нами. Все равно все эти цифры — чистой воды надувательство, не более того, ведь статистика, пожалуй, самая неточная из всех полуточных наук.

20 комментариев

  1. Не пойму, в чем проблема.

    У нас на FotoTips.ru счетчики посетителей гугл аналитикcа и ли.ру практически полностью совпадают ( гугл чуть прибавляет к уникальным посетителем, лиру — к просмотрам страниц).

    Зачем брать статистику Google Reader вообще непонятно — для России она совершенно не репрезентативна, так как через гугл ридер в России РСС ленту читают по больше части гики и «адванс юзеры». И именно поэтому у того же лайфхака русского стока подписчиков по ридеру.

    Почему так мало комментов тоже понятно — большинство людей заходят на статьи через поисковые запросы в яндексе и гугле. Они просто ищут инфу. Абсолютному большинству из них совершенно без надобности вступать в переписку с авторами.

    Вопрос ядра аудитории это, конечно, хороший вопрос, но как показывает практика на него очень сложно ответить. Можно сделать 10 разных замеров — различными постами на разные темы, активностями с пользователями, опросами и тп и тд и получить разную статистику.

    На мой взгляд, самые приближенные к правде показатели это разделы статистика того же ли.ру о размере аудитории и длительности сессии. Тогда становится понятно сколько людей действительно регулярно заходят на сайт и действительно читают статьи на сайте, а не закрывают, мельком пробежав ее глазами.

    1. Александр Свет, я же специально привел сайты, ориентированные на Запад. Фототипс просто рядом стоял из фотографических наших, больше в рекомендациях никого не было. Ну а по поводу Лайфхакера — так там одни гики и сидят, они как раз на Гугле массированно, так что цифра где-то рядом. Как раз удивило, что так мало у них. Подозрительно мало.

  2. iamf

    Простые фокусы занимают почётное место в speed dial’е.
    От индексации отказываться, конечно, не стоит, на мой взгляд.
    И… Пишите-пишите! Пожалуйста.

  3. Статья задела. А значит, очень хорошая.
    И даже нет никаких мыслей что писать в комментариях, нет поводов ни для споров, ни для обсуждений.
    Просто решил сообщить, что классная статья.

    P.S.: прикрути кнопку Like для Facebook — я бы ее нажал сразу после прочтения.

    1. Серега, в Твиттер отсылай. Кстати, для ФБ кнопку сделаем (клубов там заводить не станем, а вот кнопка будет), буквально на следующей неделе. Надо код найти.

  4. I-C-E

    Коммент №2 (может №3).
    Читаю практически все (по RSS), практически два последних года. Фирменный стиль «смелый бред» в самый раз для моего понимания (где не осилил, так хоть посмеялся).
    Спасибо. Успехов.

  5. Сплог — это блог, содержимое которого заимствуется из других блогов, обычно посредством rss. Раньше поисковые системы не очень хорошо определяли первоисточник информации и сплоги неплохо себя чувствовали. Как правило, сплог приносил доход от рекламы Google Adsence, размещенной на нем.
    Сейчас Яндекс достаточно хорошо умеет опредлять сплоги и банит их.

  6. А чтобы было много комментариев нужен скандал. Статья в духе «Что лучше сало или мясо?» ну в смысле Canon или Nikon, сайт все-таки фотографический. Тогда бойня в комментах обеспечена!!!

  7. Статья похоже написана под влиянием осенней депрессии :-)
    Что хотел сказать автор??? Что не все мегапикселы одинаково полезны? Или что мало комментариев? Да хороший у тебя сайт Сережа, я его всем рекомендую!!!

    1. Ненене. Это просто мысли. Плюс наш безбашенный подход (в том числе, мой лично). А вас я всех люблю, вы классные.

      Началось все с того, что случайно увидел в Ридере статистику глупую — всегда думал, не больше 2000 нас по RSS читают. Оказалось, цифры другие. Тут эмоции просто, не более того.

  8. П.с. во, пока писал, тут комментариев появилось. Естественно накрутить можно, но более менее адекватный аналитик распознает накрутку.
    Например, много переходов с поисковых систем, но при этом позиций в топе у сайта нет. Много переходов с закладок (больше 20%), что больше, чем среднее по сайтам данной тематики и т.п.

  9. Сергей, ну что тебе проанализировать в статистике? :) Давай посмотрю :)
    А на счет учета спаммеров. Код счетчика — это ж java script и обрабатывается на стороне клиента. А спам-боты обычно представляют из себя простейший скрипт, не поддерживающий java, и таким образом данные в тот же liveinternet не передаются. Да и обычно «заходят» на сайт напрямую. У тебя таких посетителей много? у меня с «закладок» всего 7% — собственно, живые люди все :)

  10. Конечно, счетчики не являются истиной и ориентироваться на них неправильно.
    Но они помогают понять какие-то закономерности. популярность тем, например.

    У вас замечательный сайт, продолжайте в том же духе, а пузомерки пусть будут для рекламодателей)

  11. Сергей, мне кажется, в первом абзаце ты сгущаешь краски. Понятно, что путь автора к читателям не прост, но все же в наш век, он значительно короче чем раньше.

    А если уж этот автор попал в поле зрения Простых фокусов, то весомая доля известности ему гарантированна )

    Про статистику отчасти соглашусь, есть ведь известная фраза «Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика»! Почти любой счетчик можно накрутить.

Добавить комментарий для Sergei Krepski Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *