Sigma SD1 и волшебные 46 мегапикселов

Sigma, которая давно никаких шагов в зеркальной сфере не делала (несущественное обновление этого года не считаем), уже некоторое время считается в нашей редакции как несерьезная контора — ведь такое производство дороже поддерживать, чем тянуть дальше. Чтобы продвинуться сегодня на рынке, надо делать что-то особенное, не идущее в ногу с крутыми конкурентами. Предшественница, Sigma SD15 имела разрешение 14 Мп — она была анонсирована два года назад, но свет увидела только в начале этого года. То, что компания после цифры 15 внезапно выпускает аппарат с индексом в начале ряда, как минимум, странно… однако, не стоит пугаться, аппарат этот пока от фейка недалеко ушел, так как на Photokina-2010 представлен только муляж. Анонс состоялся на специальной пресс-конференции.

Sigma_SD1

Фото: DP Review

Новая модель Sigma SD1, наверное, будет одной из самых непонятных камер Sigma (до сих пор сайт, посвященный модели, фактически пуст) — до последнего времени об аппарате было известно слишком мало, более того, представленный на выставке образец вообще странно выглядит — то ли зеркала у него нет, то ли он вообще недоделанный еще. Хотя, говорят, если вглядеться внутрь корпуса, можно увидеть чудеса. Из чудес там все та же трехслойная матрица Foveon X3, только стала она, по всей видимости, покрупнее, что неудивительно, ведь два года с прошлого релиза прошло. Да-да, там внутри скрываются 46 волшебных мегапикселов.

Небольшой экскурс в прошлое, чтобы вспомнить, что же такое Foveon:

в отличие от “стандартного” подхода к изготовлению матрицы CMOS и CCD, каждый пиксел матрицы способен одновременно улавливать только один цвет (на каждом пикселе стоит цветной фильтр) из RGB пространства (соответственно, красный/red, зеленый/green или синий/blue), после чего процессор все равно записывает их в разные каналы в 8 или 16-разрядном выражении (в итоге получается 24 или 48-битное изображение). Другими словами, при матрице в 10Мп только зеленый канал будет реально получать информацию 5Мп (пикселов больше в два раза, т.к. цвет лучше улавливается глазом), красный и синий – только по 2,5Мп. Все остальные данные берутся из механизмов интерполяции процессора фотоаппарата.

У матриц Foveon все по-другому: матрица обладает тремя слоями фотосенсоров на кремниевой основе, при этом каждый слой соответствует одному из трех цветов RGB. Другими словами, пикселы с разными фильтрами, которые расположены на обычной матрице бок о бок, в Foveon просто разнесли на разные слои и считывают их также послойно (матрицы CMOS считывают информацию не рядами, а данными отдельных пикселов, благодаря чему им прочат великое будущее), впоследствии преобразуя в единую картинку в пространстве RGB. Преимущество состоит в том, что механизм считывания изображения абсолютно такой же, как у пленки, из-за чего производителю удаётся расширить динамический диапазон матрицы (градации оттенков цвета и света) далеко за пределы ограничений, стоящих перед производителями распространенных матриц. Другими словами, по многим показателям, в том числе, по передаче полутонов, данный способ фиксации изображения вплотную приближается к лучшим образцам фотопленки.

Как результат такого подхода, у трехслойных матриц выше детализация, так что дело лишь в том, как таким преимуществом воспользуется производитель. Разрешение сенсора предыдущего поколения составляло 14 Мп (чуть больше 4 Мп в каждом из слоев), в этом поколении такое разрешение содержится всего лишь на одном слое, что суммарно дает уже 46 Мп, а это на кропнутом сенсоре очень близко к рекорду. Впрочем, даже 15 Мп чистой картинки без интерполяции — уже хорошо.

У нового аппарата трехдюймовый экран, много кнопочек и, кстати, довольно современный дизайн, чего не хватало предшественникам. Приятно, что хоть в этот раз дизайн сделали пораньше, чтобы в последний момент не рубить его из дерева. Верхнего экрана нет, зато есть второе колесо выбора режимов работы, встроенная вспышка, лампа подсветки автофокуса.

В отличие от аппаратов всего рынка, этот снимать видео не будет (хоть у кого-то в Японии трезвые мысли остались), правда, там из-за этого и визирования по экрану не будет, так что добро пожаловать в классику. Если это жертва, требуемая для хорошего динамического диапазона, ее можно было бы заплатить, вот только сейчас матрицы и лидеров подтянулись под цифры, которые показывают супер-Фуджи и Сигмы, так что с продажами наверняка будет сложнее. Или нет?

Сроков поставки и цены, естественно, нет, это пока кот в мешке. Зато ТТХ уже можно смело публиковать.

Технические характеристики Sigma SD-1:

  • матрица СMOS X3 разрешением 15 Мп ×3 (всего 46 Мп), размерности APS-C (кроп-фактор х1,5),
  • корпус из магниевого сплава
  • датчик автофокуса: 11-точечный высокоскоростной, все датчики сдвоенные крестообразные
  • встроенная вспышка с ведущим числом 11
  • оптический пентапризменный видоискатель с увеличением х0,95 и диоптрийной коррекцией, 98-процентное покрытие кадра
  • 3-дюймовый (460.000 пикселов) жк-экран
  • хранение данных: карта памяти CF (UDMA)
  • габариты: 145.5х112.5х80 мм

20 комментариев

  • Илюха says:

    Тимур, да лана, неужто ты от соньки решил отказаться? :)) Ни за что не поверю!
    Это во-первых. А во-вторых, непонятно, как новая кроп-тушка заменит тебе ФФ Соньки? :)))

  • timlev says:

    Скорей бы уже продавать начали!! А то ведь дождутся, что я себе вмсето неё по дешевке ФФ Соню возьму.

  • TiXon says:

    А Флешку на терабайт для него уже сделали?? ))

  • TimLev says:

    Сигма в Foto.ru регулярно имеется. Все мои знакомые, кто снимали на SD14 – хвалили. Сказки про мыльность SIGMA EX – они сказки и есть. Но кэнонисты все равно обычно перебайонетивают Сигму на байонет Кэнон, чтобы не плодить вторую линейку объективов.

  • Фома says:

    Купил в фоотомагазине ТЦ Европейский м. Киевская, в очень неплохом китовом наборе с зумом 18-50 из “золотой” серии EX. Вышел на Сигму выбирая аппарат по тем снимкам в сети которые мне понравились, есть на Яндексе такая фишка в поиске: поиск фотографий по моделям. Порадовало также что кроме ремешка и батареи на всем made in Japan.

    • Я искренне считал, что их в Россию не возят. Сигма имеет свою сбытовую сеть здесь хорошую, но мне чудится, что большая часть того, что идет — серая, судя по ценам. Шло бы по официальным каналам, было бы дороже. Так что не меньший сюрприз узнать, что нормально возят в Москву.

  • Фома says:

    владею Sigma SD14, второй год, приятный брутальной внешности аппарат, скажу что резкость конечного отпечатка зависит от освоения оригинальной программы обработки, в которой при конвертации RAW шарпинг выставлять максимальный. Визуально субъективно камера с 14 МП фовеоном выдает около 10 МП байеровских, но резкость во многом зависит от условий съемки и качества объектива, что в принципе улучшаемо. Главный плюс Sigma это широкий динамический диапазон, полутона мягче чем байеровские. Хотя некоторые спецы считают ее цвета не реальными. Но на мой взгляд “нереальность” цветов фовеона гораздо органичнее и более соответствует художественному восприятию действительности, нежели сухая фиксация физической окраски предметов. Сигма дает понять что такое цвет (в идеале), и что такое окраска (которую нумеруют). Камеру брал для поездок на природу, но пришлось использовать на работе для фотофиксации в самых разнообразных условиях и критических нагрузках. Камера оказалась очень неприхотливой и надежной, если бы не медленная скорость записи кадров в серийной съемке и шумы на 400 ИСО придраться было бы особо не к чему. После того как приятель профи два дня опробовал аппарат и убедился что это не ошибка природы, его скепсис сошел на нет, и он приобрел себе тушку Сигмы на аукционе в Японии, под оптику Кенон.

  • TimLev: На зажатых диафрагмах детализация падает от дифракции, причём чем плотнее пиксели тем сильнее эффект. То есть для совмещения зажатых дырок с высокой детализацией лучше брать ФФ или даже СФ.

  • TimLev says:

    Если сделают кит резкий как бритва на f8..13, то вероятно я постараюсь приобрести эту чудосигму для портретки. Полагаю, что 15-ти бритвенных Мпикселей мне хватит лет на пять.

    Я снимаю преимуществено на f8 и ИСО 200. Но все равно имею на выходе мыльцо. Так что либо переходить на 24,6 Мп от альфаФФ, либо на 15 Мп от SIGMA, но еще более резких. Тогда уж лучше SIGMA!

  • Детализация у Фовеона, да, на порядок выше. Но намного ниже цветопередача и намного выше шумы.

  • Конечно реальных пикселов (с тремя составляющими RGB) там всего 15 мегапикселов. Но в отличие от баеровских 15-мегапикселов они не размазаны АА-фильтром и не интерполированы с нескольких разнесённых в пространстве цветовых датчиков. А потому аналогичную детализацию с баера можно получить только с более высокого разрешения. Не с 46 мегапикселов конечно, а примерно с 30мп (ориентируясь на сравнительные тесты предшествующих камер пишу). Проблема системы Сигма в стёклах – свой байонет, плавающее качество родных (резких как бритва практически нет, а именно такие нужны чтобы разрешить новую матрицу), ну и наличие в продаже околонулевое… Если только с БиХа всё заказывать. Фотоманьяки переделывают сигмовские туши под кэноновский байонет с потерей поддержки стаба, но зато можно эльки цеплять. Но не так это просто, как переходничок прикрутить, да и переходники есть только на m42. Интересно, таких вещей как пылетряс и ремапинг там по-прежнему нет?

  • Сигма не очень любит акцентировать внимание на том, что реальное изображение получается все-таки 15-мегапиксельным и говорить о 46 мегапикселях – на самом деле спорный маркетинговый прием.
    Если же камера с такой матрицей позволяет делать снимки бОльшего разрешения, то это достигается программной интерполяцией с потерей изначального качества.
    Для обоснования такого, чисто маркетингового, хода, Foveon пытается переписать под себя определение «пикселя» — определяя его не как полноцветный элемент изображения, а как элемент воспринимающий одну цветовую компоненту, аппелируя к тому что каждый «пиксел» матрицы с фильтром Байера также воспринимает только одну цветовую компоненту (хотя некоторые из таких матриц даже имея несколько датчиков на пиксель, вовсе не претендуют на подобное кратное увеличение заявленного разрешения).
    Ну, и никуда не деться такой матрице от слабой цветопередачи и высокого уровня шумов… Но, если честно в руках держал из Сигмы только DP2. Аппарат другого класса, более древний, но все равно картинка с него мне очень не понравилась.

  • Евгений says:

    @UncleSam
    Порадовали, спекуляций почти нет :) Хотя у многих вызывает сомнение модуль автофокуса, который копирует олимпусовский по ТТХ :) Поэтому появились спекуляции, что олимпус тестирует их матрицу… типа они обменялись технологиями… Но я не верю в это. Хотя факт, авфтофокус очень похож.

    Не нравится, что видоискатель особо не улучшили. А в остальном, нужно сэмплы посмотреть.

  • imjohnsmith says:

    Дождаться бы начала ее производства. Обещанного Сигмой обычно три года ждут.

    • imjohnsmith, очень хорошо про три года. Но тут вроде бы последняя, хотя никто не мешал через месяц сказать, что столкнулись с проблемами.

      Илюха, где вот только оптику под нее приобрести. Да и не все там гладко с остальным — неслучайно же датчик автофокуса такой крутой поставили.

      • Илюха says:

        UncleSam, по идее, оптика “пленочных” времен должна подходить для всего. Просто пиксели будут масенькие-масенькие и на площади 24х36 мм :))

  • Илюха says:

    А что, такими темпами Сигма первая перейдет знаковый рубеж в 1 Гп! :)))

    ЗЫ. Сейчас смеемся, а вдруг он по ДД Фуджик S5Pro переплюнет? :)) Вот тогда владельцы фотегов Сигм будут ходить с гордо поднятыми головами…

    • так s5pro все сигмы изначально переплёвывали
      в одно время вышли sd14 и s5pro в далёком 2007 году
      вот и тестировали их дд и охват цвета
      фуджик неровно курил в сторонке . со своими выдуманными псевдо 400%

      • Параметры ДД и охвата цвета только и нужны тестерам — остальные снимают.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *