Копирайты и подписи в Lightroom

Копирайты и подписи в Lightroom

Поделиться

В интернете, как вы знаете, воровство фотографий грехом не считается, и если один человек честно взял и поставил ссылку на источник, то десяток других об этом даже не задумывается, и копирует без ссылок, потом у каждого из них копируют как сознательные, так и несознательные, и ситуация лишь усугубляется. Нет, мы не говорим сейчас о противодействии воровству фотографий — это уже ваше дело и время. Но вот о втором назначении копирайтов мы всегда забываем, а ведь о том, чтобы вас могли найти, позаботиться следует заранее, ведь, в большинстве случаев, сегодня копирайты только для этого и нужны… по крайней мере, теоретически, здесь работают лучше всего.

Что такое копирайт

Но сначала немного нашей нудной теории (если не нравится отлистайте вперед)… Копирайт, если не знаете, это предмет авторского права, то есть, законодательно защищаемое право интеллектуальной собственности — что бы ни говорили про наши законы, они не плохие, просто работают через раз. Соответственно, и текст, удостоверяющий ваше авторское право, должен быть понятен и максимально близок к уникальному способу идентификации вас как автора. Другими словами, не быть похожим на какие-то странные ники, которые вы сами себе придумали для использования в интернете. Это все равно что подписать фото «© Рыжий» — во-первых, рыжих много (Чубайс, к примеру), а во-вторых, в суде вам еще придется доказать, что вас можно назвать рыжим на основании какого-то документа. Надо учиться выходить из интернета в реальный мир, мы же фотографы!

Один из самых распространенных средств идентификации личности у нас в стране — паспортные данные. А начинаются они, естественно, с ФИО, хотя отчество, естественно, можно откинуть. То, что Путин Владимир Владимирович и Владимир Путин — это один человек, наш премьер докажет очень легко, достаточно лишь паспорт предъявить. В наше время интернет все равно идет к идентификации личности, как бы вы к этому ни относились — рано или поздно, и ники отменят, и будем мы общаться в форумах по имени-отчеству (шутка, конечно, но очень страшная). Более того, ваша основная аудитория — люди, не понимающие других алфавитов, кроме созданного двумя болгарскими монахами несколько веков назад, поэтому не пишите ваши регалии латиницей, если только на это у вас нет веских причин (размещение на западных сайтах с целью привлечения клиентов, куча иностранных клиентов, размещение фото на западных сайтах для продажи, когда открыто требуется именно латиница), а если пишите, пишите как в заграничном паспорте — а во всех остальных случаях, естественно, как в паспорте местном.

Просто, в качестве примера, в свое время я послушал Артема Сапегина и завел себе очень правильную привычку подписывать фотографии как «Сергей Самсонов». Нет, я не боюсь, что у меня фотки украдут (потому и копирайт ставлю, кстати, в месте, где его легко отрезать), потому что и ценности в них особой нет, да и не защитишь их так. А вот если кто-то потом задумает вас найти, будет ведь искать что-то определенное, вроде «фотограф Сергей Самсонов».

Прописываем копирайт в Лайтруме

Прежде всего, прописать копирайт надо в двух местах: на фотографии и в фотографии. По порядку обо всем, в той последовательности, как мы работаем.

Прежде всего, данные о вас как о создателе должны быть в EXIF/IPTC — туда может прописывать, кстати, не только Лайтрум, но и программа скачивания фоток на компьютер. Я это делаю через Nikon Transfer, а потом дописываю через Lightroom. Да, такой я параноик. Просто первый умеет писать прямо в файл RAW, а Лайтрум нет… точнее, не умеет в NEF, продвигая собственный DNG таким низменным способом, как создание неудобств пользователю.

Панель метаданных

Итак, находим в окне Library панель Metadata — там, по умолчанию, показывается все и сразу, так что мудрствовать не будем. У меня вы видите уже примененный пресет (пресет выбирается в окошке наверху), который применился еще при импорте. Помните только, что до самого экспорта эти данные будут храниться только в базе самого Lightroom, так что если потеряете файл RAW, уже потом никто его автора не найдет (для этого мне и нужен Nikon Transfer, некоторые данные прописываются раньше).

Новый пресет

Итак, открываем окно выбора пресета (про пресеты можете почитать подробнее, кстати), нажимаем Edit presets… Мы видим окно, в которое вбиваем все свои регалии. Ставим галки напротив тех пунктов, которые нужны. Нужны, естественно, немногие: IPTC Copyright и IPTC Creator, причем второе даже не полностью, а вот первый пункт заполните как я, только Serge Samsonov поменяйте на что-нибудь близкое вам. Просто в качестве перевода:

  • Copyright — кому принадлежит авторское право
  • Copyright status — является ли фото объектов авторского права и какого типа
  • Rights usage terms — условия использования (у меня написано «Воспроизведение и использование только с предварительного письменного разрешения»)
  • Copyright Info URL — страница с условиями копирайта, у меня указана юридически неверно, потому что это просто ссылка на сайт, надо что-то вменяемое написать, но я прекрасно знаю, что все равно туда никто ходить не будет
  • Creator — автор
  • Creator Address — адрес автора (приезжайте в гости, кстати)
  • Creator City — город
  • Creator State / Province — штат / область
  • Creator Postal Code — индекс
  • Creator Country — страна
  • Creator Phone — телефон
  • Creator E-Mail — электропочта для спаммеров, харвестеры пока оттуда ее не вытаскивают… или вытаскивают
  • Creator Website — сайт автора
  • Creator Job Title — профессия автора (не копируйте мое)

После заполнения всего этого добра, причем, желательно, латиницей, так как лично у меня нет уверенности, что все закодируется правильно, если будете использовать русские буковки, вверху этого окошка, где написано «Preset», просто выбираете «Save Current Settings as New Preset» и вводите название для нового пресета. Все, теперь можно пресет этот применять ко всему, что у вас снимается, прямо при импорте, либо уже потом, из интерфейса Library (выделить только предварительно все файлы не забудьте). Помните только, что в файле они очутятся только при экспорте.

Второе — это вписывание копирайта прямо на картинку.  Вариант уже больше для успокоения своей совести, потому что украсть все равно можно, так что не надо делать копирайты через все изображение, не портьте кайф смотрящему. Нужно просто как вариант, чтобы вас могли найти, как я уже сказал.

Уже после того, как мы обработали все фотки, идем в окно экспорта, как обычно, вводим нужные настройки (лучше из пресета), скроллим в самый низ окошка экспорта до раздела Watermarking, где ставим галочку возле пункта Watermark (он там один) и выбираем пункт Edit watermarks.

Водяной знак

Вариантов (Watermark style) два, самый простой — это текстовый, второй графический. Для текстового выбираем настройки текста в меню Text options.

  • Font — шрифт
  • Style — стиль шрифта
  • Align — способ выравнивания текста
  • Color — цвет
  • Shadow — тень
    • Opacity — непрозрачность
    • Offset — сдвиг в сторону
    • Radius — радиус растушевки
    • Angle — угол падения

Второй вариант — графический, для него в Image Options просто надо выбрать заранее подготовленную картинку, меню текста будет недоступно. Для них обоих применимо меню Watermark Effects:

  • Opacity — непрозрачность
  • Size — размер (пропорциональный по отношению к картинке, по ширине, во весь экран)
  • Inset — сдвиг
    • Horizontal — по горизонтали
    • Vertical — по вертикали
  • Anchor — якорный элемент (стороны, углы, центр)
    • Rotate — вращение

После введения данных нажимаем Save as New Preset и сохраняем на светлое будущее — впоследствии надо не забыть указывать этот пресет уже в пресетах экспорта.

Я сделал плашку копирайта в Фотошопе, уменьшил ее прозрачность и сохранил как PNG24, и с тех пор использую ее для подписи. Очень удобно, правда. Получается примерно вот так:

Кусочек мистики

Фото: Фотикс

26 комментариев

  1. Alex

    Нихрена не понятно…. какой пресет, гда, изменил метадата, а они экспортируются без копирайта, омг, неужели нельзя по пунктам по-человечески написать, где вы все это берете, все эти менюшки…

    1. Прежде чем ругаться, выполните следующую последовательность действий:
      — прочитайте текст и сделайте попунктно, как там написано, как раз попунктно
      — убедитесь, что программа, в которой вы смотрите данные exif и iptc, умеет показывать то и другое
      — учтите, что сайты, вроде Facebook, ВКонтакте и пр. намеренно отрезают ваши метаданные, чтобы впоследствии было меньше проблем с нарушением копирайтов

  2. Используете ли вы разные подписи для вертикальной и горизонтальной фотографии?
    Или же одна для всех?
    У меня при использовании одной и той же текстовой подписи на вертикальной и горизонтальной фото у подписи разные масштабы, что напрягает, а использовать разные не совсем удобно…
    При использовании png неудобно работать с разными по размеру фотографиями…. так как быть — как создать универсальную подпись?
    Может есть какие то средства автоматизации — типа скриптов? Мне как программисту по образованию было бы проще так.
    А экспорт для веб это, конечно, хорошо, но иногда нужно отдать полное фото с копирайтом…

    1. Не парьтесь, создайте подпись графическую, она будет универсальна для всех и независима от шрифтов. Только учтите, что для разного конечного масштаба она тоже должна различаться.

  3. Сергей, есть замечание по поводу вот этого:

    >> не умеет в NEF, продвигая собственный DNG таким низменным способом, как создание неудобств пользователю

    Тут не совсем верно. А точнее — совсем неверно :) Это не проблема идеологии Adobe, это проблема производителей камер, держащих свои RAW-форматы закрытыми. Это Nikon не пускает Adobe в свой RAW, а не Adobe продвигает DNG.

  4. Да! Именно так. Попробую написать ему, чтобы указал ссылку на мой сайт, думаю договориться миром. Не согласится будем устраивать красный террор с насилием ;-)

  5. Тут я нарвался на сайте одного фотографа, в портфолио, мои фото, стыренные с Контакта правда авторство указано, но размещено без моего согласия. Это является нарушением авторского права?

    1. Konstantin, вы просто на Никон не снимали, поэтому думаете, что это единственный фотоаппарат. Вот только прописывает его она не в поле копирайта, а в поле комментария.

  6. Сергей! Набрав «Сергей Самсонов» в Яндексе на среди первых 60 ссылок я тебя не нашел, дальше стало лень. Так что, может все-таки название сайта в качестве копирайта лучше?

    1. Леша, есть такая штука, как добавление критериев поиска. Например, «хоккеист Сергей Самсонов» и «фотограф Сергей Самсонов» вполне могут быть разными людьми.

  7. Кстати советую убрать эффект объёма у шрифта, и даже простое использование серого полупрозрачного шрифта (без подложки) с отступом от краёв в одну букву «N», является самым оптимальным выбором для организации фотокопирайта, с точки зрения дизайна

    1. Алексей, при попадании на серый фон просто серый шрифт сольется с ним и будет нечитабельным с точки зрения эргономики, так что дизайн тут вторичен. Я не дизайнер, и мне так вполне достаточно, а за совет, кстати, большое спасибо.

  8. А может в качестве копирайта имеет смысл написать адрес своего сайта или е-мэйл. Чтобы найти могли именно тебя, а то Вконтакте, например, 844 Сергеев Самсоновых.

  9. Несмотря на все улучшения в 3-й версии Лайтрума, для меня этот инструмент по-прежнему не работает. Главная проблема — невозможно задать абсолютные размеры подписи, из-за чего она часто оказывается непредсказуемого размера.

    Поэтому я очень долго пользовался своими скриптами для Фотошопа и совсем недавно перешёл на LR2/Mogrify. Там есть все необходимые настройки, а так же возможность брать данные из метаданных (не помню, умеет ли так делать Лайтрум).

    1. Артем, тут есть тонкость одна: обычно копирайт ставится для веба, а для него сохранение обычно делается в одном размере… ну или в нескольких. Достаточно прописать просто необходимое количество пресетов экспорта под каждый требуемый размер, плюс дубли под вертикальные, с вставкой копирайта из специального файла или со специальными настройками для каждого. Я понимаю, что это через то, как мы, русские, делаем, но другого варианта ведь нет, а вот на ЛР2 я не готов.

  10. Вот у меня такой вопрос, если человек только-только начинает фотографировать, считает свои фотографии недостаточного уровня, стоит ли ему уже привыкать ставить копирайты? Ведь когда он наберется мастерства, то старые, часто неудачные, фотографии будут тянуть его вниз. Как сказал один фотограф: уровень мастерства оценивают не по лучшей, а по худшей фотографии.

Добавить комментарий для UncleSam Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *