Невиданные фотографии Вивьен Майер

Что для вас значат имена Анселя Адамса, Анри Картье-Брессона, Роберта Капы (список можно продолжить)…? Помимо того, что они признанные мэтры и гении, наверное, что оны были известными — в том смысле, что при жизни успели много сделать для фотографии, снять много хороших кадров, чем навсегда вписали себя в историю визуального искусства. Они были популярны еще при жизни, т.е. их стремление к искусству имело определенную цель. Но всегда ли искусстно должно быть именно таким? В конце концов, получение прибыли и стремление к созданию красоты не всегда идут рука об руку… искусство можно создавать и бескорыстно, без задачи получения денег в итоге, просто искусство ради искусства.

Вивьен Мейер

Главное требование, в таких случаях, наверное — просто делать то, что тебе нравится. Вы ведь вряд ли слышали имя Вивьен Майер, правда? А, между тем, эксперты признают, что ее фотографии ставят ее в один ряд с известными стрит-фотографами 20 века. Естественно, не по известности, а по уровню ее творчества. Проблема в том, что при жизни она не добилась популярности, более того, она даже не стремилась к ней. Большинство сделанных ею кадров вообще остались лежать в ящиках, недоступные взору публики. Ее искусство принадлежало только ей… правда, замечательно и романтично? Чем не пример независимости от общественного мнения?

Вивьен Мейер

Вивьен, дочь францужинки и австрийца, кстати, такой и была: не любила американский кинематограф, предпочитая ему континентальный, была ярой феминисткой, носила мужскую фото-жилетку, брюки и вообще дамой была неприступной. Работала она в качестве няньки в нескольких американских семьях — ничем не привлекательное занятие. Зато ее хобби, а я бы вообще назвал его болезнью, давало ей, наверное, возможность дышать: по всей видимости, вместе с детьми она в течение дня колесила по улицам Чикаго и видела довольно много интересных моментов, запечатленных на многих из 100 000 фотографий, оставшихся после нее в пластиковых ящиках.

Вивьен Мейер

Ящики эти, кстати, впоследствии купил некто Джон Малуф, который в поисках одной исторической книги пришел на аукцион, продававший книги, мебель и антиквариат. Что внутри, он и понятия не имел (в то время он знал о Вивьен примерно столько же, сколько я до вчерашнего дня)… вернее, знал, что негативы, но чьи и что на них изображено, не представлял. Более того, в то время его интересовала именно история, и о фотографии он имел слабое представление. Когда же он стал просматривать архивы, они его затянули — многие фотографии были просто выдающимися. Стоит ли говорить, что найденное искусство изменило и его жизнь: он увлекся фотографией, стал ходить по городу с таким же Rolleiflex, как Вивьен (благо, живет тоже в Чикаго) — только тогда он и понял, насколько было сложно сделать хотя бы похожий кадр.

Вивьен Мейер

Однако, вернемся. Вивьен была человеком очень упертым и целеустремленным — она и английский язык выучила, только благодаря просмотру англоязычных фильмов в Америке. Фотографии она, естественно, научилась не сразу — судя по коллекции книг известных фотографов, которые купил впоследствии Малуф. Наверное, из-за своего особенного отношения к окружающему миру она была одинока до конца своих дней, хотя человеком была, по всей видимости, необычным — когда у нее не было квартиры, и ей ее купили ее бывшие воспитанники, так что проблем с жильем она больше не испытывала. Более того, зарплаты няньки хватало ей на ее увлечение — покупку пленок, к которым она относилась очень чутко. Ящики, найденные на аукционе Малуфом впоследствии, были проданы компанией, осуществляющей хранение ценных вещей, в отсутствие регулярных платежей в течение определенного времени. Это тоже понятно — в 2008 году она поскользнулась и ударилась головой, и платить за хранение, естественно, не могла. В 2009 она умерла, как раз примерно в то время, когда Мэлуф приобрел ее коллекцию из третьих рук.

Вивьен Мейер

Ее кадры замечательны — от них исходит такой европейский аромат, что просто диву даешься. Натуральные эмоции, интересные ракурсы… те, кто увлекается стрит- и жанровой фотографией, меня поймет. Естественно, все фотографии черно-белые, с цветной пленкой она только начинала экспериментировать. Основную часть своих кадров она снимала в 50-70-е годы прошлого века, так что по ним смело можно проследить атмосферу на американских улицах (Чикаго и Нью-Йорк) того времени.

Vivian_Meier_6

Все фото: Автор — Вивьен Майер, правообладатель Джон Малуф

Впоследствии она ездила и по разным странам — досталось небольшое землевладение в наследство в Эльзасе, которое она продала и решила с размахом настоящего художника им воспользоваться. Обо всех этих местах остались кадры, естественно, просто интереснее всего те, что она делала в США.

Сегодня работы Вивьен Мейер можно найти в интернете, просто введя соответствующую строку в поисковика. Официальные источники ее фотографий — это блог Джона Малуфа, посвященный ей, и ресурс Джеффа Гольдштейна, который в свое время приобрел небольшое количество ее негативов. Лично от меня большое спасибо Родиону Ковенькину, который прислал Танюшину ссылку на программу о Вивьен, с чего и началась заметка, которую вы прочитали выше.

Кстати, а что вы думаете о непризнанном искусстве?

10 комментариев

  • xpert says:

    Про интересных фотографов прошлого – моя любимая рубрика здесь. Жаль, что заметки выходят довольно редко.

    Если хотите, я могу посоветовать несколько российских и зарубежных фотографов, которые, на мой взгляд, интересны, и о которых можно было бы написать.

    • Ее никто не комментирует обычно, отчего мы сочли ее бесперспективной. Можем возродить, и не только про старых.

      • xpert says:

        Ну, не комментирует – ещё не значит, что никто не читает и не любит. Если комментировать больше всего будут посты с сиськами, вы только их на сайте оставите? )

        • Посты с сиськами однозначно принесут толпу народу. Глупого, но цифры будут потрясающие. Я вот просто цифры не люблю, как и вся редакция.

          • xpert says:

            ну что ж, тогда вы на верном пути! продолжайте оставаться сайтом для людей творческих, мыслящих, интересующихся. мне нравится думать, что я и сам такой ))
            только про фотографов иногда пишите ;)

  • Спасибо! Перепостил у себя:
    http://skotinin.livejournal.com/

    Просто чудо какое-то!!!

  • papajazz5 says:

    Не признанное искусство!!?? Скорее не признанный гений. У Вас есть статья “Куда засунуть свой фотоблог” и это, при скорости распространения в интернете! попробуй о себе заяви, а тогда?!
    Без рекламы, дела не будет, только разве что, его величество случай. А вот с рекламкой то и бездарь покажется гением, ну если конечно за дело возьмутся профи.
    Многое зависит и от личности, ведь творя для души, вряд ли захочется кому то постороннему раскрыть свою душу?! Так душа(негативы) в ящике и покоится.

    • Мне версия объяснения очень понравилась… я имею в виду ту часть, что про душу. Цепляет.

  • статья далась тяжелее, чем обычно на этом ресурсе.
    Позанудствую (исключительно моё субъективное мнение):
    «что оны были признанными — в том смысле» -> «они были признанными — в том смысле».
    «кстати, такой и была» – пока посмотрел фотографию, забыл, какой именно. Связанные предложения хорошо бы не разделять фотографией.
    «в течение дня колесила улицы Чикаго» -> «в течение дня колесила по улицам Чикаго».
    «пришел на аукцион, подававший книги» -> «пришел на аукцион, продававший книги»
    «античные предметы», может «антикварные»?
    «оставшихся на многих из 100 000 фотографий, оставшихся после нее в пластиковых ящиках.» – какое-то странное предложение, может быть так «сохранившихся на многих из 100 000 фотографий, оставшихся после нее в пластиковых ящиках.»

    • Вот же как полезно читать после написания. Спасибо, поправил много чего, в том числе, неупомянутого.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *