Постановка задач и планы на будущее (СФ-2011)

После предыдущей, самой первой записи в проекте «Свадебный фотограф-2011» пришло очень много отзывов, так что я, с вашего позволения, продолжу. Первый выпуск проекта был посвящен просто обозначению подхода, постановке целей, каким-то прочим организационным мелочам. На деле же это был просто первый шаг: надо было не просто поставить задачу, таким образом я просто создал для себя серьезное обязательство — ведь себя можно максимально долго самообманывать, но обманывать других уже совестно, так что это лишний повод пнуть себя. Нет, я и так умею себя пинать, но когда есть шанс пнуть и другим (пусть и чисто психологический, ведь я надеюсь, что вы сильно пинать не любите). Более того, это такой очень крупный проект на весь год теперь, которому и хочешь, будешь уделять больше времени, и не хочешь — все равно будешь. Использовать ли такой подход вам, советовать не буду, все индивидуально, однако одно надо запомнить очень точно…

Начало свадебной фотосессии, макияж для невесты

Фото: Фотикс

Крайне важно поставить самому себе задачу. С этого начинается работа по проекту, если вы хотите не сидеть на месте, а идти вперед — в конце концов, можно спокойно снимать всю жизнь свадьбы небольшими объемами и не жаловаться. В этом нет ничего плохого или неправильного. Вы будете немного зарабатывать себе на фототехнику, жить в свое удовольствие и не напрягаться. Однако, если вы хотите отойти от этого, неважно, куда, надо четко расписать задачи, и начинать надо с самого начала (как на фотографии выше — там с макияжа невесты). А начало — это своеобразный «ноль» на линейке, от которого вы будете двигаться в определенную сторону. Потом, в конце года, будет возможность сравнить ситуацию с его началом. Это определяется тем, что я определил в прошлый раз как правильное отношение к деньгам — с холодной головой, расчетом и пр. Ничего личного, просто подход по стандартам менеджмента к самому процессу развития — обратите внимание, что подход к съемке у меня уже выработался, и он другой, крайне личный… главное, не мешать два этих подхода.

Именно поэтому надо абстрагироваться и найти ориентир. Для меня ориентир — прошлые годы. В 2009 я снял 4 свадьбы, в 2010 было пять свадебных съемок, из них одна некоммерческая, по знакомству. Кстати, свадьба знакомому человеку — это тоже интересно, поверьте. Более того, это крайне продуктивно, в особенности, для человека начинающего. Чуть позже напишу отдельную заметку на этот счет, так что следите за эфиром. Таким образом, мой рабочий процесс каким-то образом меня выводит на такой объем заказов. Так что будем думать, что это и есть ноль.

Как результат, ставим себе новые задачи: нужно увеличить объем заказов, чтобы больше снимать и получать больше денег. Однако, мне не нужен дикий объем заказов — моя задача не подвинуть профи на этом рынке, а попросту откусить чуть побольше самому, не более того. Такой судьбы, как у профи, сам для себя я не хочу. Приятнее ощущать себя вольным художником, который делает, что хочет (или почти то, что хочет), но в рамках новых задач, исправляя те ошибки, которые я отметил у фотографов в прошлый раз. Если учесть, что я отдаю фотографии через две недели после свадьбы (это абсолютно реальный срок), близкий к максимальному объем моей загрузки, который не приводит к разводу и затягиванию сроков — две свадьбы в месяц. Высокий сезон начинается в апреле и заканчивается в октябре (в этом году дата финала — 11 ноября, по понятным причинам), потом уже можно и не работать. Получается, максимально возможно 15 свадеб. Пусть это будет самый оптимистичный сценарий, на который будет молиться моя жена. Нейтральным сценарием будет 8-10 свадеб, а негативным — все те же 5, с которых мы начинаем (отсутствие прогресса соответствует регрессу на фоне конкурентов).

Сценарии — это, конечно, хорошо. Но надо ведь их и разграничить для себя самого, ведь у нас есть нормы КПЭ, верно? В случае негативного сценария, я ищу другой подход к свадебной съемке или начинаю развивать другую сферу, иду на курсы свадебных фотографов… в любом случае, начинаю исправлять что-то в себе, потому что все плохо. При реализации нейтрального сценария нужно выписать себе бонус — поощрение ведь является частью всего процесса. Стимул, мотивация, как ни назови… То, что я искренне сейчас хочу, но могу обойтись, это, наверное, Nikon D7000. При реализации оптимистичного сценария надо выписать себе уже очень хороший бонус. Nikon D700 + Nikkor 24-70/2.8 (потому что 17-55 придется скинуть вместе с неполнокадровым D90) прекрасно подходят под эту роль, плюс, возможно, и новый компьютер.

В процессе надо, естественно, себя контролировать, ведь нельзя 10 свадеб снять за один день, цель подразделяется на задачи: просто делим 10 на пять месяцев, в среднем по две свадьбы в месяц будет нормальным темпом. Поэтому мне сразу будет заметно, иду я вперед или отстаю. Если будет меньше, надо будет быстро активизировать ресурсы (например, давать быстродействующую рекламу, а это уже рост текущих затрат), если будет больше, к примеру, максимально критичного уровня (например, 4 свадьбы в месяц будет уже критично для качества, но еще терпимо — после уже жена выгонит из дома, особенно, если на улице лето), буду поднимать цену своих услуг, постепенно, но до ограничительного уровня (так можно увеличить доход, не увеличивая нагрузку до невыносимого до меня уровня). Отчет по результатам каждого месяца — обязательное мероприятие, которое будет проводиться здесь. Отчеты по каждой из свадеб буду попросту публиковать у себя на сайте.

Цена вопроса — 20 000 руб. за полный свадебный день, последующую работу в редакторе и результат в виде 150-200 фотографий (см. ошибку номер семь из предыдущей заметки по этой теме). Это довольно стандартные мои условия, которые никак не отличаются от свадьбы к свадьбе. Сегодня это относительно низкая цена для московского рынка, так что не надо делать большие глаза. Начинающие фотографы могут брать меньше, крутые больше — все это лишь дело личных предпочтений. У меня пока наглости на большее не хватает, равно как и уровня. В стоимость входит съемка лав-стори, всего свадебного дня от одевания и до ресторана и заканчивается примерно после первого танца молодоженов в ресторане. На диске предоставляется и весь брак, только в папке с браком и с таким же названием и обещанием молодоженам дообработать нужные кадры, буде им какие понравятся (условия полностью можете почитать у меня на сайте, если интересно). Я принципиально не обрабатываю все кадры, потому что считаю, что если ты отдаешь 1500 кадров в качестве результата, значит, ты просто фотограф, который не умеет их выбирать, а ведь за это тебе деньги платят.

Далее, в процессе работы над проектом, поговорим об оптимизации сайта, продвижении и рекламе. Не обо всем сразу, естественно, тогда получится подробно. До техники съемки, общения с клиентами и прочих чисто технических тонкостей дойдем, только когда нужно будет уже конкретно контактировать с заказчиками.

На сегодняшний день, пока достигнута предварительная договоренность с одной парой, на май, так что работа уже пошла. Правда, этот результат можно отнести на «связи», потому как контакт перепал от хорошего человека, которого надо, кстати, отблагодарить, пока не знаю, как (есть идеи, что может быть интересно девушке?).

29 комментариев

  • У меня уходит заказчику примерно 600 фотографий с ББ, примерно 2000 за день съемки все как есть с аппарата и примерно 200-300 это ретушь. Но в нашем городе все так работают, Иногда и больше отдают.

  • robin says:

    Я отдаю 800+ в зависимости от погоды. Обрабатываю 100-150 фото остальные только ББ и уровни корректирую.

    Пока никто не жаловался.

  • UncleSam
    Отдаю 500-1200+. Так уж был приучен. Жадный у нас пипл до количества. Ещё ведь всё зависит от длительности съёмок. На этот год у меня 4, скажем так, “тарифа”. Только 1 из них включает съёмку от и до включая всю гулянку.

  • 1) 150-200 фото? однако
    2) и почему ваш репортаж заканчивается на первом танце? шокирует. а как же весь остальной вечер, фейрверк?
    3) немного оффтопа. долго терпел. достала идиотская система логина. уж простите меня. постоянно выбрасывает.
    нельзя ли зделать по-человечески, как везде. да и эти однообразные “аватарки” твиттера с фликером как-то сбивают с толка.

    • 1. Так и не понял, плохо или хорошо. Обоснуйте, в любом случае, пожалуйста.
      2. А что весь остальной вечер? Пять часов дополнительно снимать напивающихся гостей и потом это гордо вкладывать в книгу? Можно, за другие деньги, конечно.
      3. Я не знаю, как именно работает плагин этот с картинками. Лучше все равно пока ничего нет. Без регистрации было раньше, было много идиотов и спам-боты сервер напрягали. Зарегистрируйтесь, все будет куда проще.

      • Я думаю (почти убежден), что 150-200 – это крайне мало.
        и пьяным родственникам тоже хочется увидеть репортаж о себе.
        рассказываю как было на моей свадьбе.
        фотогрф дал мне на диске 800 самых хороших фоток. там было всё и были все: с 9 утра и до полуночи.
        а для книги мы с супругой выбрали 150 самых про нас, новобрачных. вот из них нам фотограф и сделал книгу.
        а те, что по 800 я растиражировал самостоятельно на CD-r и разослал гостям.

        • Ну, запросы у молодожёнов разные, как и предложения у фотографов.

          Кто-то хочет максимально подробной фиксации всего происходящего и находятся фотографы, которые снимают 1500 кадров и отдают с минимальной обработкой (ББ, цвет, может пакетно Портретура).
          Кто-то хочет фото с претензией на художественность – и найдётся фотограф, который снимет всего сотню, но прекрасных кадров и обработает их так, что на обложку Vogue с Esquire не стыдно.
          А среди этих крайностей – масса промежуточных вариантов, где репортаж совмещается с постановкой, глубокая ретушь части кадров с пакетной коррекцией всех остальных.
          В конечном итоге, молодожёны ищут подходящего им фотографа, но и фотограф “ищет” подходящих ему клиентов.

          Вот ради интереса, сегодня доберусь до домашнего компа и проанализирую какую-нибудь свою свадьбу на предмет сколько каких фотографий в ней присутствует.

        • Другими словами, в печать пошли все те же самые 150, которые у меня нижний порог. Остальные 650 вряд ли вообще кто-то видел.

          Просто для интереса, в каком разрешении были те 800 кадров, если легко влезли на CDR? Получается, картинка меньше мегабайта. Специально посмотрел папку с 205 фотками с последней свадьбы под названием «свадьба для печати» — 1.36 Гб. А ведь еще «лав-стори для печати», «лавстори для просмотра», «свадьба для просмотра» и общая папка «брак» с обработкой на автомате.

  • Хорошо мысли складываете :) свободного времени должно быть много….

    слежу за развитием сюжета, очень интересное начало:)

  • // 20 000 руб. за полный свадебный день, последующую работу в редакторе и результат в виде 150-200 фотографий

    А почему так мало фото? Или это с учётом того что они все будут отретушированы (экспозиция, бб, кожа на лице и т.п.)?
    И как это объяснить молодожёнам, которые хотят 500+ кадров?
    Фраза “лучше меньше, да лучше” здесь явно не сработает.

    • Какие молодожены хотят 500+ кадров? Посмотрите на страницы свадебщиков, у которых пакеты тарифов дифференцированные, так многие вообще 70-80 отдают. Или это из постулата, что количество перерастает в качество?

      Чисто технически, за свадебный день выходит около 1500 кадров (я далек от уровня Родионова, потому снимаю скорее много), и 150 кадров из них — скорее очень хорошая лесть самому себе. Крутые мастера попросту не снимают плохих, но 500+ разных кадров = 500+ разных сцен, даже если посчитать, что на выбор сцены и проработку надо около минуты (мало), получается 500 минут (часов восемь, да?), и это не учитывая времени в пробках, очереди в загсе, бегании в туалет, одевания/раздевания и пр. Опять же, остальные 1500 идут в папке «брак», как я сказал выше.

      • Тут у всех разный подход. Мне показывали свадьбу на 4 DVD (1500 фото), причём вполне сносных, но обработанных видимо пакетно Портретурой.
        Приятель любит сериями снимать, чтобы выбрать лучший дубль (а выбрать потом не может, потому что здесь – это хорошо, а здесь – то))
        У меня где-то 200-400 получается (при том, что исходников – как раз те же 800-1000).
        Опять же выход зависит и от пары, и от погоды, и от многих других факторов.
        А брак и исходники я не отдаю (хотя просят почти всегда)

        P.S. Кстати, у меня на этот год такие же цели: перейти от эпизодических свадебных заработков к постоянным. Так что проект очень интересен.

        • Бань конкурентов! :)

          • Мы в разных регионах)

          • Сразу вспоминается «в Гугле забанили».

            Забанить на сайте легко, но интернет «фокусами» не исчерпывается, к счастью. И потом, извини, что нудеть начинаю, но почему-то все относятся к соседям-фотографам как к конкурентам, хотя даже в Москве мы никакие не конкуренты. Я не претендую на хлеб профи, они на мой. Мне приятнее считать, что у нас общее дело — все равно ведь мне не достанется пара, которая откажется от какого-то фотографа, а выгода «общему делу» вообще понятием является рамытым.

          • Для желающих позанудничать. Выше была шутка-юмора!
            :)

          • Сам занудничать стал. Я понял.

        • Андрей, спасибо за идею, я написал статью соответствующую, «сколько кадров отдавать после свадьбы». Естественно, абсолютно субъективную.

          Что касается процесса, у меня фотоаппарат тоже в серийной стоит, и я всегда делаю дубли (вдруг кто глаза закроет), но мне очень редко нравятся соседние фотографии даже с одного сета, не говоря уже о том, чтобы дубли. В Lightroom есть даже функция отбора очень удобная — добавил туда картинки и минусуй, пока одна не останется. Всегда из двух одна будет лучше, другая хуже. Если одинаковые, то это все равно недостаток второго кадра, потому что он второй. Ничего плохого не хочу сказать про вашего приятеля, но, по-моему, он просто отбирать пока не умеет. Потом к этому придет — крутые фотографы ведь не лучше нас, они просто отбирать умеют жестче, вот и все.

          • Серия серии – рознь. По паре кадров и я обычно делаю. В самые ответственные моменты и если групповой снимок – то и больше (и то глаза иногда приходится копипастить из другого дубля). В остальных же случаях (прогулка, сборы, репортаж) я предпочитаю делать несколько разных снимков одного сюжета – с разных ракурсов, разные планы. Но это индивидуально, наверное.

          • Попробую ради эксперимента сказать что наснимаю много, но выберу и обработаю только самые самые сотни три. Посмотрю на их реакцию ;)

          • Alex A. Zaramenskikh

            А зачем говорить, что наснимаю много? Сколько я наснимаю – это моё дело, клиенту же я говорю сколько я отдам снимков.
            По поводу выбора какие обрабатывать – я для себя решил: что и как делать выбирать буду я. Таково моё условие работы (пока). Это не значит, что так правильно, но я по другому пока работать не могу и не хочу.

          • Кстати, а сколько отдаете?

        • Илюха says:

          “Мне показывали свадьбу на 4 DVD (1500 фото)…”
          Блин, я просто с ужасом представил, что это не просто “показали”, но еще и всё посмотреть заставили!:)) Слава богу, среди моих знакомых таких садистов до сих пор не нашлось :))

    • Могу сказать про то когда я был в качестве модели-жениха на фотосессии.
      Съемка начиналась загсом и кончалась банкетом (танцем и групповыми снимками)
      В итоге было отснято около 2000 кадров.
      На руки мы получили 360 из них 80 ретуш в 3 вариантах обработки (цвет, ЧБ, кроспост) + слайдшоу.
      Мы безумно были рады такому количеству и в глаза ни хотим видеть все 2000 кадров.

  • >есть идеи, что может быть интересно девушке?
    ее фотосессия в подарок будущему мужу.

    Если все пойдут по твоему сценарию, у тебя могут появится конкуренты ;)

    • Рома, представляешь, заработали ответы на комментарии. Не без моего тупоголового вмешательства, естественно, поэтому страница сначала перегружается. Но это уже не знаю, как исправить. Будем теперь счетчики на фокусах накручивать, а то на меня давят акционеры, надо отбивать посещаемость.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *