Общение с молодоженами («свадебный фотограф-2011)

Итак, наш проект «Свадебный фотограф-2011» продолжается, и на очереди, как и обещал, довольно объемная тема общения с молодоженами (или «заказчиком», если вам так удобнее). Сразу скажу, все аспекты этого охватить невозможно, опишу только те, до которых дотянулся мой разум в момент написания данной заметки и которые я считаю особенно важными. Можно смело задавать вопросы в комментариях, я или кто-то еще из участников нашего сообщества обязательно вам ответит. Кстати, отдельное замечание, чтобы «гуры» не наезжали: я не профессионал, я просто занимаюсь фотосъемкой свадеб, так что информация от профессионалов, возможно, окажется более полезной… если конечно найдете бесплатно опубликованную, ха-ха.

Свадебное фото

Фото: Сергей Самсонов

Если уж вдаваться в подробности, общение, само по себе, уже предполагает много аспектов, даже на перечисление которых может уйти пара книжек, поэтому мы просто сузим общение до предварительных разговоров с молодоженами и немного поговорим о последующем. Естественно, любое общение имеет очень сильную персонализацию, то есть, зависит именно от вашего характера: кто-то и в жизни ведет себя жестко, другие, наоборот, занимаются лизоблюдством, кто-то, как и я, любит сдержки-противовесы (кнут-пряник), так что если любое из моих правил у вас вызывает стойкое несварение, можете просто на него плюнуть, хотя прочитать и подумать, чтобы заменить своим близким вашему характеру аналогом желательно. В любом случае, учитывайте, что все ниже — лишь мой опыт, а не правила или рекомендации к обязательному применению.

Говорить я буду не только о психологии, но и об общей методике — не всегда и не все можно продумать, так что эта запись даже мне позволит устаканить все тонкости для себя лично. И если у вас есть личные секреты, которыми вы пользуетесь в работе, добро пожаловать с советами, если я их не знаю или забуду указать.

Кстати, как я говорил раньше, не относитесь к молодоженам, как к «заказчикам» — прямо вот с наименования и начните. Это, прежде всего, люди, а не кошельки с деньгами, и то, что они собираются совершить в будущем, поменяет их жизнь, минимум, на несколько лет, а то и навсегда, и это куда важнее какой-то идиотской фотосессии, несмотря на то, как высоко вы себя цените. Это примерно как с детьми — начните относиться к ним, как ко «взрослым человекам», и в вашей, и их жизни все поменяется радикально.

Будьте на связи

Прежде всего, помните, что, как и любой коммерческий фотограф, вы должны быть всегда на связи. Если вам кажется, что, оставив на сайте адрес email, вы этот пункт выполнили, ошибаетесь — современные мейл-сервисы способны фильтровать в спам даже осмысленные письма, просто поверьте мне на слово, благодаря им я не получаю ежедневно кучу настоящих писем. Впрочем, от писем отказываться окончательно не надо: обязательно указывайте на сайте номер мобильного телефона и контактную форму с антиспам-капчей. Так вам и позвонить могут, и прислать весьма обезличенное письмо. Обратите внимание, как контак-форма сделана у меня на сайте — не идеал, конечно, но соответствует моим умозрительным заключениям.

  • обратите внимание, что контакт-форма в коммерческом разделе сайта должна быть видна отовсюду, лучше в левом или правом верхнем углу, пользователь совсем не должен перерыть весь сайт в поисках того, что приносит вам деньги. Укажите там все методы связи с вами, хоть телефон в Скайпе (только чтобы в Скайпе была возможность добавить вас, проверяйте настройки)
  • подключите себе услуги «всегда на связи», «мне звонили» и как они еще называются у разных провайдеров — вам будут падать смски о пропущенных вызовах. Можно также пользоваться голосовой почтой, но к автоответчикам наш народ не привык, учитывайте эту особенность.
  • обязательно всегда перезванивайте, особенно, по незнакомым номерам — каждый из них может быть клиентом — причем, чем раньше, тем лучше. Не думайте только, что перезвонить через день-два — нормально, уважайте клиента.
  • если на совещании не можете говорить, постарайтесь скинуть вызов и отправить смс, что перезвоните, как сможете (для этого напишите текстовый шаблон для отсылки).

Поставьте себя на место заказчика

В целом, постарайтесь понять своего заказчика (ведь он всегда прав): ему совершенно не требуется знать о ваших личных проблемах, зато надо понять, что за деньги, которые он отдает, вы готовы работать, причем, с полной отдачей. Недоступность, неполучение ответа на Email или SMS, неперезванивание… все это здравомыслящего человека подталкивает к мысли об обратном.

Первый звонок поэтому очень важен — от того, что именно вы скажете, зависит, отсеит ли он вас на первой же встрече. В зависимости от того, как вы с человеком пообщаетесь, он либо захочет, либо не захочет встретиться. Не захочет — значит, попросту отсеит вас на предварительном этапе, учтите, вы даже фотки показать не успеете. Представьте, как именно человек ищет фотографа: ввел, к примеру, в Яндексе «свадебный фотограф в Москве» и кликает по страницам результатов, начиная с первой. Если вопрос цены для людей важен — а для целевой для меня аудитории, действительно, важен — то сортировать будут именно по цене. Как минимум, той, которая указана на сайте.

Говорите правду

Именно поэтому, кстати, многие фотографы пишут тарифы и пакеты — вроде как разные ценники, хотя я почти уверен, что по самому дешевому тарифу они никогда не снимают, разводя молодоженов на цену, на которую они изначально даже не рассчитывали. Меня такой подход в корне не устраивает, поэтому в общении и создании я придерживаюсь одного правила — правдивости подачи информации. У меня честно написано, что свадьбы я снимаю за 20 000 руб. (и туда включено все), но возможно обсуждение других вариантов.

Примерно тот же месседж я открыто транслирую при первом звонке, сразу назначая встречу. Во-первых, так я вкратце рассказываю, что я фотограф недорогой, открытый, а во-вторых, сразу перехожу ко второму этапу общения, предлагая показать фотографии. Слишком назойливым тут быть не надо, трындя напропалую заученный текст, просто для себя запомнить несколько пунктов, которые обязательно нужно упомянуть в телефонном разговоре. Нервничать, что не успеете, не надо, ведите себя естественно — все равно часть информации в процессе общения теряется, тем более при звонке по телефону. Здесь необходимо немного знать цены московских крутых бомбил (не художников, а именно бомбил, у художников ценники совсем другие) — это в пределах 40-80 000 руб. за весь день, с последующей обработкой. Сколько отдавать кадров, уже дело каждого.

Главное, что нельзя упустить, это ответ на ключевой вопрос — сколько стоят ваши услуги. Не надо уклоняться от ответа, вроде «скажу при встрече», если это и есть ваша сильная сторона, озвучивайте смело, заодно добавьте, что вы за эти деньги снимаете и что, кроме этого, туда входит. Даже если при этом вы находитесь в метро, (удостоверившись, что вас слышат) расскажите немного о себе, что снимаете с момента приготовлений невесты и до ресторана (и некоторое время в ресторане), плюс в цену входит лав-стори, обработка, запись на диск, перекачка фоток печатнику и т.д.

Будьте открыты к диалогу

Здесь к правдивости передачи информации добавляется подход с доступностью — естественно, не в любое время дня и ночи, но примерно так. Еще до первой встречи постарайтесь поведать заказчику, что, если их что-то не устроит, возможны варианты, которые можно обсудить. Вообще, старайтесь быть внимательны к человеку — ему совершенно не нужно знать или думать, что у вас толпа таких, как он, потому что он, в любом случае, уникален, как и его личная история.

  • задавайте вопросы. Люди любят рассказывать о себе (кстати, вопросы помогут на лав-стори стать ближе с молодоженами, а так и кадры будут естественными, поверьте), и всем есть что рассказать, вне зависимости от того, насколько они общительны. Не бойтесь вопросов, если только не снимаете свадьбу функционера из УДП РФ — вас за это никто не убьет.
    • отдельный вопрос сразу — даже если человек представился, а вы не запомнили, попросить «напомнить, как вас зовут» и когда свадьба. Эти данные пригодятся в будущем.
  • используйте имеющиеся у вас коммуникационные навыки, а неимеющиеся развивайте. Именно в общении часто скрывается путь к успеху. Кто-то должен вести беседу, и если это не вы, вполне вероятно, вас легко продавят и по цене, а видя, что вы удар не держите, могут заподозрить в этом неопытность… естественно, слишком самоуверенным или даже наглым быть не стоит.
  • не делайте вид, что умрете без заказа — такого никто не любит, а уважать за такой подход никто не станет. Правда, до другой крайности, наплевательства на интересы клиента, доходить тоже нельзя — рынок большой, и такое вряд ли позволено даже большим художникам с огромным опытом.

Будьте технически готовы

На дворе торжество века цифровых технологий, купите уже себе удобный телефон, удобный именно для вас. Неважно, что вы предпочитаете, навороченный смартфон или телефон, который просто умеет звонить, основное требование в другом — чтобы он был удобен, умел быстро записывать данные и не терял их.

Мой случай — настроенный на синхронизацию с Google смартфон на WM. Это накладывает определенную специфику на работу с контактами:

  • после первого звонка я записываю в контакты имя звонящего и дату свадьбы в качестве имени и фамилии к принятому звонку, например, «Алексей, свадьба 14 апреля». В WM есть удобные категории, которые, к сожалению, не синхронизируются с Google, а так, можно было бы присваивать контактам категорию «свадьба», что крайне удобно. Впоследствии я сразу узнаю звонящего и перехожу уже на немного другой уровень общения, это важно.
  • дополнительные данные во время звонка (любые телефоны, например, если звонят с городского и диктуют мобильный, прочая информация) я сохраняю в виде заметок к звонку прямо во время разговора, можно и на диктофон записать, а после разговора сразу переписать в книжку. В любом случае, эти данные попадают в качестве дополнительной информации к контактам.
  • дата свадьбы записывается в знаменательные события контакта — в нужное время телефон вам об этом напомнит, более того, данные будут и в календаре.
  • при первой встрече обязательно записываю имя и телефон второго молодожена (просто когда-то звонят женихи, когда-то невесты, и предварительно я знаю только один телефон) — все это пригодится в день свадьбы: договариваясь с женихом, вы же потом все равно должны прийти в дом невесты к приготовлениям, учтите это заранее.
  • когда я определился с молодоженами («да» или «нет») я создаю в календаре событие, вроде «Аня и Саша свадьба». Даже если при этом вы добавили 5 Ань в записную книжку, вы их в поиске легко отсортируете по дате, и проблемы с номерами не будет.

Договор и позитивное общение

Хочу сделать отдельное замечание, что я доверяю людям, что дает мне некоторые преимущества в плане организации. Естественно, это на моем, определенном этапе развития — я кровно не завишу от гарантированности заказов, а потому, мне проще доверять людям. Если говорить о риске срыва съемки… в крайнем случае, я просто развернусь и уеду, прокляв заказчика, наверное, если вдруг он в последний момент меня «кинет»… не думал об этом пока — естественно, все до первого раза.

Прежде всего, я довольно позитивный человек (наверное, не новость для тех, кто со мной встречался) и скорее доверяю другим, чем наоборот, пытаясь установить довольно неформальные отношения. Именно поэтому я провожу предварительную встречу, когда показываю фотографии, потом снимаю лав-стори, пытаясь узнать молодоженов ближе (кстати, для летних свадеб лав-стори надо снимать не более чем за полмесяца до регистрации, а для зимних можно этим правилом и пожертвовать, ради кадров в более теплых условиях), задавая вопросы. Мы общаемся, я даю им понять, что никуда не денусь — просто честно говорю, что у меня не так много заказов, и ничего не сорвется.

Другими словами, договоренности остаются на устном уровне. Это тоже договор, если вдуматься (не забудьте руки пожать, да), просто трех свидетелей, в случае чего, вы вряд ли найдете. Если вдуматься, в наше время письменный договор тоже ничего не решает — еще никто никого не засудил, за то что в критический момент молодожены отказались от фотографа или что фотограф не пришел на свадьбу. Просто спросите у юристов, насколько такое реально, и поймете… у нас с авторским-то правом беда большая. Получается, что договор — не более чем успокоительная бумажка, как таблетка плацебо, действует чисто психологически. При этом, естественно, предоплату я не беру, все расчеты при получении фотографий. Просто прошу молодоженов, если выберут другого фотографа, сообщить об этом мне… я, в любом случае, об этом узнаю, ведь ближе к дате свадьбы начинаю общаться с людьми гораздо плотнее.

Укрепляет такие отношения и атмосфера доверия, которую вы постепенно строите с молодоженами — мне кажется, что это куда важнее официальных документов, обеспечить соблюдение условий которых в наше время непросто. Чтобы ее укрепить, никогда не врите, признавайте, что у вас есть свои слабости (только не говорите, что время от времени уходите в запой), что вы несовершенны… я вот часто рассказываю о своей многочисленной семье (многие, думаю, от этого и не торгуются). Обязательно во время первой встречи с молодоженами проговариваю день свадьбы, что именно я снимаю, на что надо обратить внимание, где не забыть посмотреть на фотографа, где ускориться (нигде), где притормозить и не спешить (в Загсе), рассказываю смешные или необычные случаи, как могут кинуть лимузинщики, нахожу точки пересечения по интересам… в общем, получается почти обычный разговор, примерно такой, как вы говорите с друзьями, просто ваши новые друзья — это молодожены.

Кстати, если ваши новые друзья захотят-таки заключить с вами договор, сделайте это, и даже возьмите предоплату, предварительно повысив и стоимость услуг на ставку НДФЛ (13%), который вам придется теперь заплатить.

И вообще, я верю, что все будет хорошо. Пока никогда не подводило, даже если в дороге были неприятности. У молодоженов все-таки с везением куда лучше, чем у обычного человека, даже менты им многое позволяют. И вообще, отдавайте в мир больше позитива, он к вам обязательно вернется.

29 комментариев

  • Спасибо за статью, интересно было почитать!

  • Грипп отпустил первый день, не поленюсь пофилософствовать :)
    Художник с большей вероятностью выдаст работы ближе по качеству исполнения к бомбиле (и наоборот), чем к ремесленнику. Просто увлеченность каким-то творчеством не подразумевает коммерческой пригодности. Даже глубоко не вникая в суть определений “ремесленник” и “художник” не сложно заметить, что первое строится от результата, а второе – от процесса. Что из этого важнее потребителю, думаю, объяснять не стоит :)

    Мне, будь я на месте потребителя, было бы важнее с какой вероятностью я получу интересный качественно результат, а не какова будет степень творческого подхода в нем. Не для кого не секрет, что люди творческих специальностей редко собраны и особой организацией и самодисциплиной не отличаются :) И в этом моменте мы сходу и натыкаемся на краеугольный камень, который многие молодожены (по молодости, по наивности, по невнимательности, может еще почему) забывают учесть – раз в год и палка стреляет. Да-да. Я обычно это перефразирую на свадебную тематику так – раз за свадьбу у меня любой ассистент, даже самый криворукий, снимет шедевр. И снимет, это не шутка.

    ps
    Практикам совет-имхо: ассистент никогда не должен брать камеру в руки. Во-первых, в поисках вышеуказанного шедевра потеряете массу времени на удаление всего остального хлама. Во-вторых, момент сугубо психологический – пара должна понимать, что она платит вам – мастеру. Если любой другой может взять камеру и снять так же, то нафига ж она вам столько платит )))

  • Зря вы так, ребят. Почему-то ремесленник у вас звучит как ругательство. Я для себя, оборачиваясь на десяток лет работы, не вижу ни капли обидного в том, чтоб меня назвали ремесленником. Я делаю некую работу, она – мое занятие по жизни, она – мое ремесло. Имея не одну профессию, я выбрал в итоге ремеслом занятие с ними не связанное.

    Открываем ту же википедию. Определение:
    “Мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия.”

    Иными словами, есть некий человек – мастер. Этот человек выполняет некую работу. Сам по себе и в соответствие со своим разумением и навыками (есть сходные родовые признаки с современным определением предпринимательства, кстати). В отличие от возникшего позже термина “профессия”, который сегодня куда больше в моде, в ремесле нет “обязательных минимумов” выполнив которые и получив “корочку” тебя признают все вокруг. Если лишь результаты труда – которые могут нравиться, могут нет. Могут покупаться, могут нет.

    Названий халтурщикам во все времена было масса. Полагаю бомбила одно из современных в свадебной фотографии. Это есть в любой профессии, имеющей сезонные колебания. Обязательно найдется прослойка желающая по-быстрому с минимальными усилиями настричь дешевых денег. Единственное что нужно сделать – соответствовать внешним признакам, что обычно не сложно. Только в целом к ремеслу свадебной фотографии это не имеет никакого отношения. Ежегодно в индустрию вливается не намного больше таких щипачей, чем из нее вываливается. Из личных наблюдений.

    Все написанное, как обычно, сугубо субъективно и никакого не мело целью зацепить :)

    • Согласен, просто ремесленником назвать бомбилу некрасиво. Это, наверное, ремесленник-пофигист — отдал диск/книгу, и наплевать, пошел других окучивать. Некоторые ведь халтуру гонят из года в год, растут над собой далеко не все. И ведь, что обидно, таких халтурщиков индустрия не фильтрует, прекрасно себе живут, особенно, если закрепятся в каком-то крупном агентстве, которое точно так же и будет продавать их услуги. А агентствам наплевать, главное, цена и тупая работа, им художественность не нужна, как и репутация, впрочем.

      Поправьте, если где неправ.

  • очень понравилось выражение “бомбила”
    кто это, ?

    • Человек с фотокамерой, который за хорошие деньги снимет вам свадьбу дорогой камерой. Причем обращаю ваше внимание, что я не сказал, что он хорошо снимет. Скорее всего это будет очередная серия из 2000 снимков, напоминающая раскадровку. Если коротко, конечный результат – срубка бабла :)

    • Ну, ремесленник, а не художник.

  • Pingback: Быстроссылки: про софт, про лучшие фото 2010, про LightRoom…  |  Фото блог `Заметки о фотографии`

  • Наконец победил эту логинзу…))

    У каждого есть свой стиль съемки: репортаж,постановочная фотография,бомбила.. Я предпочитаю постановочную фотографию. Люблю работать с фиксами и 1-2 источника света.

    В основном так снимают дорогие свадьбы, почему складывается стеориотип, что если бюджет маленький, то свадьба выглядит как “Папараци в погоне за звездами”.

    Конечно бывают исключения, но в большинстве случаях, от меня ждут “папарци”:( это обидно, приходится работать по обстоятельствам.

    Нужно ли навязывать молодым свой стиль съемки или лучше подстраиваться постоянно, в надежде что следущаяя пара будет лучше.

  • Тут 2 подхода –
    1. Просто “предсвадебная” съемка (ЛСтори в простонародье)
    2. Настоящая “история любви” с хронологией развития отношений, продуманным сценарием и фантазией :)

    Второй вариант стОит дороже из-за временных затрат, но интереснее и правильнее по семантике этого понятия %)

    Договор кстати можно оформлять как своего рода “памятку” молодоженам, где прописаны форма оплаты, координаты, форма отдачи материала и пр. И они не забудут о нюансах и мы спокойны, что они не забудут :)
    Вообще это самый правильный подход воспринимать любого клиента, как друга (только жаль с “друзей” не хочется много денег брать :))

  • “кажется впариванием и навязыванием”

    Все что мы видим вокруг имеющее цену – впаривание и навязывание. Кварплата, транспорт, связь, пища, вещи и все-все прочее. У нас есть лишь иллюзия выбора.

    По налоговой. Поверьте человеку с кандидатской по юриспруденции – несете околесицу, не владея матчастью. Какая налоговая с нашими копейками.

    В год снимаю всего 50-60 свадеб, раньше до сотни брал. Старею :) Процент можете сами вычислить.

    Первая позиция в яндексе у меня менее полугода. Это лишь эксперимент, от которого, думаю, откажусь. Я не пошутил, что мне не нравится контингент, обращающийся с сайта.

    • Про копейки вы правы, но, как и все у нас в государстве, никто вам не гарантирует, что если не наезжают на олигархов, не значит, что одного из них пожизненно не посадят. Примерно так же, как и не факт, что стуканет в налоговую какой-нибудь недовольный клиент, и человек не получит некоторые проблемы — точно так же, как на налоги можно налететь со сдачей квартиры, если сдадут соседи, или получить проблемы из налоговой при занижении стоимости квартиры при продаже. Да, все решается, но проблем не исключает. Считайте перестраховкой чтоль. Я сам не юрист, но при составлении своего договора консультировался с двумя, которым доверяю, и они долго прочищали мне мозг по этому поводу.

      По поводу позиций в Яндексе — думаю, они недешево стоят, иначе бы оптимизаторы давно вытеснили, да и разница между первой или пятой не слишком велика, если на соседей ваших посмотреть. Не то чтобы у вас сплошь шедевры (в свое время я на ваши кадры ориентировался как своеобразный стандарт), но разница уровня со многими из десятки разительная, так что умный человек с глазами, как вы правильно сказали, по качеству вас и выберет. Ну а по поводу аудитории даже не знаю, что сказать, ко мне они, понятное дело, не обращались, поэтому просто поверю на слово.

      Что касается остального, у нас с вами уровень разный — вам надо ваш опыт конвертировать в переход на новый уровень, к «художникам», а мне, как и большинству наших читателей, еще нужно хотя бы до вашего уровня добраться (хотя понятно, что почти ни у кого не получится), так что цели у вас и нас разные, вы это тоже учитывайте.

    • Svetlay says:

      Ну,если бы каждый фотограф такие Копейки платил в казну…то,думаю,пенсионерам можно было б повысить пенсию еще на пару процентов!

      • Вряд ли, просто кто-то из налоговиков себе бы машину новую взял.

      • Если бы мне дали гарантию, что это хоть на тясячную долю процента прибавило что-то пенсионерам – я бы платил. Пока то, что я вижу в нашей стране в контексте отношения к старикам у меня вызывает рвотный рефлекс как только люди пытаются мне рассказывать про налоги. Как говорится, я люблю свою страну, но ненавижу государство.

  • Есть масса книжек по специфике персональных продаж, холодных звонках и том, как обычно формируются продающие сайты. Не мало тренингов по этой теме не сложно найти.

    Русские люди не любят не только автоответчиков. Когда к ним лезут сходу с какими-то вопросами они тоже не сильно хорошо переносят…

    Договор – каким бы плацебо ни был, а закрепляет ваш разговор на бумагу. Странно видеть рядом фразы про позитивное расположение и про то, что никто ничего не отсуживал. Во-первых – отсуживал. Во-вторых, договор между двумя физлицами на авторские услуги вполне себе имеет юр.силу. И самое главное – все тот же менталитет: если человек под чем-то подписался, то шанс, что он станет это опровергать при изменении ситуации – близок к нулю. Советы ограничиваться устной договоренность выдают малый опыт. И вопрос тут совершенно не в том, зависите Вы от съемок или нет. И снова повторюсь – люди, читающие ваши тексты могут воспринимать сие серьезно. И зависеть от съемок тоже могут. Я бы это учитывал!
    Итак по договору – 2/3 ситуаций поиском фотографа занимается невеста. 2/3 невест это девочки у которых ветер еще во всех местах. При устной договоренности вы через раз будете натыкаться на ситуации когда она пришла домой, обсудила с будущим мужем свое решение – и “вдруг” передумала. А может быть и того проще “подруга посоветовала того, кто был у них”. Варианты можно перечислять до бесконечности.

    Особенно серьезный момент – заказ съемки с альбомом. Я уверен вы очень здорово обрадуетесь своему доверительному отношению, когда вам спустя месяц активной работы над макетом книги скажут, что передумали ее делать (у них ремонт, отпуск, дача строится, ребенок родился и тд).

    А теперь по делу. Даже при обязательном условии о подписании договора и авансе в размере 10.000 рублей – в год имею не менее 3-5 отказов. Ежегодно. То есть это реальная рабочая статистика. Причины, как уже сказал, могут быть любыми. Вплоть до “передумали жениться”.

    Без обид, автор: философский подход в полностью коммерцилизированной отрасли никого к добру еще не приводил. Проходил я это всё. Очень быстро перегорают такие люди. Либо бросают и находят более достойное занятие, либо начинают понимать что бизнес есть бизнес. Ничего личного, как говорится.

    • Михаил, спасибо огромное за хороший комментарий. Я в самом начале специально оговорку сделал, чтобы планку требований понизить, так что думаю, на свое мнение право имею, а как рекомендацию никто не воспримет.

      По поводу вопросов и русских людей поспорил бы, хотя, возможно, мне просто не самые русские до сих пор попадались. Я могу себе позволить возможность выбирать, хотя до сих пор пока ни одного заказчика не забраковал, возможно, настанет время. Тем не менее, до сих пор все довольно охотно разговаривали. Персональные тренинги и продажи не для меня — как и сказал, жизнь от этого у меня не зависит, как и благосостояние, да и продавать я не умею, мне это кажется впариванием и навязыванием, пальцы я загибать тоже не умею.

      Про договор я согласен, но тут про другое говорил — договоренностью можно считать, когда уже виделся с обоими и вроде как договорился. Обжегшись на молоке… помните? Я просто пока не обжигался, как в статье и сказал. До этого молодоженов как серьезных кандидатов на свадьбу не воспринимаю, хотя и радуюсь, что ко мне пришли а не к другому. Драфт договора у меня есть, составленный вроде бы неплохим юристом, просто договор между двумя физиками не самая хорошая штука, особенно если их в год больше 4-5 штук и их случайно видит налоговая, тут уже простым НДФЛ не обойдешься, это статья о незаконном предпринимательстве.

      Про доверительные отношения я знаю, что так нельзя — я просто к тому, что работает оно примерно с такой же эффективностью, как письменный договор. А у вас отказы, думаю, не такой большой процент от общего числа отказов имеют. Я не знаю, сколько вы в год снимаете и сколько через первую позицию в Яндексе клиентов приходит, но думаю, что цифра не самая страшная, укладывается в рамки погрешности.

      Перегорать пока не собираюсь, равно как и становиться фото-бизнесменом. Пока не мое, проще быть фото-любителем.

      А вам еще раз спасибо за экспертное мнение.

      • Сергей, Михаил прав абсолютно. Договор или аванс (пусть даже символический – я тыщу беру за “бронирование дня”) автоматом переводит ваши отношения из “мило посидели-поговорили и никто никому ничего не должен” в некую договорённость.
        В случае отказа ты теряешь не деньги ЭТОГО заказчика (ведь ты в общем-то его и не снимаешь в итоге), а деньги ДРУГОГО заказчика, которому ты отказал, потому что считал что ты в этот день занят.

        • А я не сказал, что это неправильно. Обратите внимание, специально и отметил, что это просто мой подход. Немножко различаются масштабы: я сейчас снимаю 5 свадеб в год, Михаил в десять раз больше. Я хочу удвоить объем, но даже этого будет мало, чтобы хоть как-то существенно приблизиться к профессиональному результату. И, как и сказал, не зарабатываю свадьбой денег на жизнь, только «карманные», отчего немного гибче в подходе. В любом случае, такую слабость могу себе позволить.

  • Сергей, спасибо.
    Как кидают лимузинщики?

    • Ну, не совсем кидают, наговорил я на них. Просто вместо черного вполне может приехать белый, даже если номер машины открыто прописать в договоре или цвет.

  • Svetlay, а разве это проблема? По-моему, это должны решать молодые. Как они хотят – так и будет.

    • Svetlay says:

      Конечно,конкретного опыта у меня нет,но я сомневаюсь,что молодые смогут что-либо предложить!!!очень сомневаюсь…

  • Svetlay says:

    Теперь можно обсудить как снимать Лав-стори?риготовить заранее сценарий или быть просто наблюдателем за молодоженами?

    • Лучше свой сюжет развивать, естественно, хотя разработать его можно и вместе. Или нужно. Напишу, конечно.

  • Сергей, спасибо за статью! Все понятно и доходчиво, буду действовать! Уже договорился со своим хорошим знакомым профессиональным фотографом взять меня вторым фотографом на пару съемок. Еще раз спасибо за статью!

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*