О важности репутации (свадебный фотограф-2011)

О важности репутации (свадебный фотограф-2011)

Поделиться

Сегодня из «ВКонтакте» пришел отзыв на одного знакомого фотографа, который сам подмочил себе репутацию, отчего я лично решил поговорить (естественно, в рамках нашего проекта «Свадебный фотограф-2011») о том, насколько важно сегодня быть честным, равно как и ответственным человеком. Сразу скажу, что говорить я буду от своего свадебного лица, потому все сказанное ниже стоит автоматически считать моим мнением. Если оно совпадает с вашим или нет, пожалуйста, комментируйте, как всегда, обоснованно и в соответствии с нормами приличия. Естественно, если у вас есть развернутое мнение на этот счет, тоже не стесняйтесь.

http://photix.ru/wed/misha_jane_ls/images/DSC_0275.jpg

Фото: Сергей Самсонов

Прежде всего, давайте представим, как молодожены ищут фотографа.

  • часть из них обращается в специализированные агентства, которые делают все. При этом, правда, не учитывается, что в агентствах работают хорошие продажники, которые ориентируются совсем не на качество, а на количество — чем больше клиентов подтянут, тем больше получат. Цена при этом является лишь маркетинговым фактором привлечения клиента — на более низкую клиент идет быстрее, и разводить его надо чуть дольше. В агентствах сидят и другие люди, которые привлекают фотографов из числа своих или почти своих, и они все снимают. Естественно, фотографы там разного уровня, и те, которых приглашают на «усиление» часто снимают совсем не так, как показывали молодоженам. Как итог, иногда могут возникнуть проблемы с качеством, просто оттого, что молодожены не стали уникальными, а были просто одними из десятка таких же пар в один день.
  • часть пытаются найти фотографов своими силами, сначала по знакомым, потом по рекомендациям, в каких-то свадебных салонах получая проспекты и пр… дальше идет интернет и открытая реклама. Здесь срабатывает другое: крутые фотографы не берут ниже определенной таксы (могут себе позволить, честное слово), даже если работают по полгода над редактированием, а вот все что ниже — это зона неопределенного качества. И разниться качество может от очень плохого до очень хорошего, причем надо помнить, что человека, сайт которого вы видите впервые, вы не знаете, а потому, не можете подтвердить и авторство фотографий. При этом, чем ниже ставка фотографа, тем выше объективный риск.

Свадебные агентства

В первом случае ситуация неоднозначная: вам покажут классные фотографии, снятые фотографами агентства пару лет назад на вполне реальных свадьбах, вам скажут, что круче фотографа вы не найдете, что если будете искать все услуги отдельно, выйдет дороже (последнее, кстати, правда), что агентство полностью отвечает за качество… не скажут только одного: так ли это будет на самом деле. Нет, скорее всего, если заплатите тысяч 300-500, результат будет гарантированным (иметь проблемы с человеком, у которого есть деньги, мало кому хочется), но когда опускаетесь ниже, до разумных пределов, качество будет расползаться, и где-то придется его ужимать пропорционально ужатой сумме. Дадут вам подешевле фотографа, оператора — а фотографии у вас в мозгу остаются ведь самые лучшие. Более того, с агентством вы подпишете договор, который якобы защищает вас со всех сторон.

С одной стороны, агентства — классная штука, здесь вам все сделают от точки до точки. С другой, возьмут и денег за это соответственно либо, сэкономив, сделают с косяками. В конце концов, далеко не все сегодня могут отличить хорошую работу фотографа от откровенной халтуры — это в особенности касается тех молодоженов, которые заказывают фотографа «впридачу» к основному блюду, потому что свадебные фотографии «должны быть», даже не поинтересовавшись результатом. Да, большинство разницы не заметят — но что если в числе гостей окажется затесавшийся претенциозный и обиженный свадебный фотограф, который потом педантично раскритикует полученное через полгода «творчество»? В данном случае, все сведется к «тем двум процентам», которым «постоянно ничего не нравится». Для профессионалов-поточников это является приемлемой зоной риска. Есть правило: всем не угодишь, которому они неукоснительно следуют.

Свадебные фотографы

В случае со свадебными фотографами-индивидуалами (смешное словосочетание, но я тоже один из них) ситуация заметно сложнее. С одной стороны, есть вершина рынка, крутые фотографы, которые держат примерно 80% той доли всех свадебных заказов, которая свободна от работы агентств. Такие фотографы полностью живут на заработанные от свадебной съемки деньги, если других услуг не предлагают (что в наше время, кстати, рискованно, и многие из них, как минимум, детей снимают вдовесок) — именно это, заметьте, и называется «фотограф-профессионал».

Когда ты не имеешь основного дохода (последнее — мой случай), картина предстает в совершенно ином свете, и на такие льготные условия, как я, к примеру, пойти они попросту не могут, стараясь выжать из клиента приемлемую для них норму прибыли. Именно поэтому, имея потрясающую возможность выбора (согласитесь, на одних показах первой страницы Яндекса по ключевым словам «свадебный фотограф» можно иметь в день пару десятков звонков в высокий сезон), они отбирают с рынка самые сливки, убеждая всех остальных фотографов в том, что они лохи, раз не умеют развести клиента. И если по поводу второго можно спорить, по поводу первого, увы, нет. Они берут достаточно денег, для того чтобы создать определенный стандарт ценника, на который вы либо готовы, либо нет.

Естественно, мы поговорим о том, что же будет, если «нет». Представьте себе, вы попали с деньгами на рынок, но сознательно прошли мимо рекламных вывесок на входе, куда стоит большая очередь. У вас просто нет достаточной суммы, чтобы воспользоваться услугами крутого фотографа, вот вы и идете внутрь на поиски. Обратите внимание, кто сидит на очень проходных местах: это дядьки с красивым красным мясом, белыми яйцами (да-да, куриными), желтыми бананами и красными мордами. Они умеют представить товар так, чтобы он выглядел наилучшим образом. Проблема лишь в том, что если придет плохой товар, выглядеть на прилавке он будет все равно хорошо, и купите вы его, если вы не умеете выбирать, точно за те же деньги. А ведь товар, вдобавок ко всему, мог быть и краденый, и просроченный.

Точно так же и на рынке фотографическом: если не разбираетесь в фотографии, с большой долей вероятности можно нарваться на контрафакт и плохое качество, если не хуже. На фотографическом рынке распространены случаи воровства фотографий у одних фотографов и выдавание их за свои, свадебные фотографы здесь тоже отличаются. Помните, что фотограф может взять с клиента предоплату в размере 50%, просто подписав договорчик на оказание услуг (последний, кстати, в условиях нашей юридической реальности вообще является грамотой, подписанной неким Филькой) — набрав таких «заказов» месяца за три, можно смело уехать отдыхать за границу, даже ничего не делая.

Как разобраться в фотографах

Разобраться же, по большому счету, в наше время довольно просто. Да, я прекрасно понимаю, что у нас с интернетом не так все замечательно, как за границей, но некоторые подвижки все же есть. Просто подходить надо с трезвой головой и довольно въедливо, а для этого нужно, чтобы голова другим не была забита. По большому счету, надо просто подбору фотографа отвести должное внимание, вот и все. Давайте представим, что мы подбираем не фотографа, а контрагента, которому собираемся дать денег с перспективой получения услуг лишь в отдаленном будущем — как бы мы тогда действовали.

  • сопоставляем качество результата с ценой. Если цена слишком низкая, а фото слишком для нее хороши, странно, что фотограф не берет больше — ведь мог бы. Часто хороший результат можно найти на сайтах других фотографов, что проблему немного решит.
  • в плане качества ориентируемся на то, что подделать сложно, то есть, на напечатанные фотографии. Посмотрите напечатанное портфолио фотографа, и многое для себя проясните. Я понимаю, что печатать фото нынче не модно, но это единственное мерило, которое крайне сложно подделать или настроить неправильно, ведь фотограф печатает фотографии сам. Опять же, украсть напечатанное портфолио сложнее.
  • при личном контакте старайтесь обращать внимание не только на личные качества фотографа, но и на то, что он, собственно, говорит и показывает. Другими словами, сопоставляйте факты с внешностью.
  • будьте готовы к заметным уступкам в качестве при заметном уменьшении цены — это как раз нормально, ведь фотограф похуже должен и брать поменьше. Не нужно просто от фотографа требовать идеала за копейки, тем более когда коллеги по цеху на рынке зарабатывают больше.
  • верьте только самому себе, но не позволяйте пускать вам в глаза пыль. Часто интуиция, здравый смысл и еще много чего подсказывают вам правильные решения — достаточно им просто довериться.

Если себе не верите, кстати, попробуйте поискать отзывы о работе фотографа. Мы же живем в информационном мире, и если вы ищете фотографа в интернете, попробуйте почитать о нем не только то, что он сам (или его копирайтер) написал, но и то, что пишут о нем другие, естественно, не на его сайте.

  • обязательно посмотрите черные списки в группах из социальных сетей. Например, ВКонтакте есть группа «Свадебные и фото-мошенники», с вменяемыми правилами внесения в их черный список (фотографу отправляется уведомлялка, что его хотят внести, и если нет вменяемого и обоснованного ответа, фотограф в список вносится). Группа, преимущественно, московская, хотя есть и фотографы из других городов России. Есть и другой список, по украинским фотографам — там уже успел засветиться Игорь Воротнев, который одно время был очень активен на нашем сайте.
  • поищите просто информацию по яндексу, например, «Сергей Самсонов отзывы о работе». Если был какой-то негатив, может и вылезти какой-то результат, хотя гарантии нет.
  • посмотрите позиции сайта в Каталоге Яндекса (просто добавьте свой домен в конце вместо моего) — у старых сайтов фотографов, которые их стремятся продвигать, показатели Индекса цитирования заметно выше 10.
  • посмотрите данные регистрации домена. Есть специальные ссылки на регистраторов, по которым это легко проверить. Домены, зарегистрированные год назад, могут быть не очень честными, особенно, если имеют специфичный вид, вроде «свадебный-фотограф-на-свадьбу.рф» (утрированно, и подставлять владельца не буду, но ситуация ясна, правда?)
  • учтите, что не всему, что пишут в интернете, можно верить (даже вот этим словам, которые сейчас читаете), сопоставляйте реальную информацию с происками конкурентов, которые легко могут написать десяток негативных отзывов, если, конечно, захотят. Более того, есть заказчики, которым с самого начала и по определению ничего не нравится (видимо, те, кто хочет идеала за копейки). Сравнивайте данные со здравым смыслом, лучше всего, своим — в любом случае, решать-то вам.

Учтите, что хорошему фотографу совсем не наплевать на свою репутацию, и он будет отстаивать ее чистоту, в любом случае: если на меня наговорят, я попросту предоставлю спорную фотосессию на рассмотрение профессионалами и общественностью, чем буду пускаться в споры в стиле «сам дурак» — именно это является доказательством того, что я снимаю определенным образом… а уж как меня оценят, дело другое. В конце концов, мне проще будет вернуть деньги, чем ругаться с клиентом — так, правда, готовы поступить далеко не все, но мне проще, я еще и в блог об этом напишу, так что не останусь в стороне от определенных бонусов и получу их посещаемостью.

Кстати, уже в стороне от темы, завтра снимаю свадьбу сильномерзнущей пары замечательных Миши и Жени, так что, если кому-то интересно поассистировать, попробую вас взять с собой. Свадьба из двух частей, регистрация-венчание, будет скромно, но интересно.

21 комментарий

    1. lmike

      Свадебное фото востребованно — так уж повелось ::)
      А то, что в него лезет куча распальцованных «фотографов» ради денег — реально правда. Хотя недолго такие выскочки живут ::) Репутация в итоге выходит на первый план — и там уже понятно кто халтурщик, акто действительно любит снимать.

  1. Эх, жаль, далеко к вам ехать ассистировать.
    Сергей, у вас на сайте в разделе «цена свадьбы» опечатка в слове «лаборатории», или это так задумано? :)

    Вообще по теме — у нас фотографы снимают невест плохо. Но самое интересное, что невесты этого не замечают. Она на снимке похожа на рожок подтаявшим мороженым, и радуется еще. На таком фоне тяжело иногда объяснить, за что твои, к примеру, услуги, стоят дороже.

      1. Вот со спорным моментом о красивости даже я уже успела столкнуться. Все-таки, любой человек смотрит на себя иначе. Мне вот кажется безумно красивым какой-нибудь портрет, а человеку, на нем изображенному, не нравится. Видятся какие-то несуществующие складки, якобы скошенные глаза и прочее. Попробуй угоди)

        1. Вот как раз для этого лав-стори и нужна, чтобы можно было и заказчику на себя глазами фотографа поосмотреть, и фотографу на заказчика, ошибки исправить.

          1. Перфекционизм это несколько другое. Некоторые люди изначально вбивают себе в голову мысль, что всё будет плохо и они не удовлетворятся, пока не найдут какого-нибудь негатива. Это не только в фото, а вообще…

Добавить комментарий для Svetlay Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *