Как правильно меряться объективами

Как правильно меряться объективами

Поделиться

Интересный патент выскочил недавно, адресуемый в недра Canon: компания подала патентную заявку на объектив для компактного фотоаппарата с диапазоном фокусных расстояний 27-1116 мм — если поделить одно на другое, получится 42-кратный зум. Для сегодняшнего аппаратостроения это абсолютный, пусть и бестолковый, рекорд. Однако же, это не просто рекорд, это еще и перспектива на будущее, а не просто где-то заблудившийся патент… скорее всего, разработка вообще уже готовится к выпуску, и появится на свет в течение года.

Canon_patent_42zoom

Изображение: Egami Blog

Прежде всего, не будем даже говорить про расхожую байку, что объектив нельзя сделать одновременно качественным, дешевым и легким. Сегодня, раз уж маркетологи определяют спектр продукции, рынок и движется в маркетинговую сторону, никак не в фотографическую. Достаточно довольно зрело посмотреть в спецификации планируемого стекла, чтобы понять утопичность замысла.

Во-первых, диапазон фокусных расстояний вовсе не 27-1116 мм, он гораздо меньше, 4.36-180 мм, что для компактов обычное дело, просто иногда мы об этом забываем. В итоге, естественно, получаются все те же 42×, но зато мы можем поразмыслить над размерами матрицы. Делим эквивалентное фокусное расстояние на эффективное, получаем мультипликатор (кроп-фактор) 6,2. В последнее время типоразмер используемых в компактах матриц составляет 1/2,3”, и там кроп-фактор ×5,6, так что этот объектив уже рассчитан на матрицы поменьше, например, 1/2,6” — все ближе к 1/3”. При той плотности пикселов, которые умудряются туда впихивать, каждый микрон важен, так что не думайте, что это мало, лучше на линейке попытайтесь увидеть диагональ матрицы около сантиметра, а потом представьте, что ее площадь еще и на 14 млн. точек делится.

Во-вторых, помимо диапазона фокусных расстояний, надо учитывать диафрагменные числа. Понятно, что постоянную дырку на всех фокусных делать, в таком случае, будет крайне дорого — но, тем не менее, требования к стеклу будут высокие: его надо сделать достаточно светосильным на коротком конце, чтобы на длинном сильно в диафрагме не потерять. В итоге, у производителя получилось вписаться в 2,54-5,74 (если округлить, получится 2,5-5,8). Если вам кажется, что 5.8, в таком случае, на длинном конце, крайне много, вы сильно неправы. Даже такое сделать очень дорого, и я искренне думал, что диафрагма на длинном конце здесь не откроется шире 8 (кстати, это предельное значение в большинстве компактных линз). Однако, отойдем от того, что может изготовить производитель, а подойдем к тому, что нужно потребителю. Вы когда-нибудь фокусировались в условиях не очень хорошей освещенности на объектив, который шире f/5.6 не открывается? Проблемно, согласен, даже хорошие фазовые датчики иногда теряются. Впрочем, это и не нужно будет — стабилизация, скорее всего, будет матричной (в объективе нет соответствующей группы линз), которая сильно все равно от смаза не спасет. Другими словами, птичек снимать можно только днем.

Ну, а раз маркетологи определяют основные направления, и для них числа имеют значение (как жаль, что не те, лучше бы диафрагменными озаботились), то и матрица наверняка будет смешной. Типоразмер, как мы сказали, примерно 1/2.6”, разрешение около 16 Мп. Логика понятна: это матрица нового поколения, сделанная по новому процессу, самое дорогое в этом аппарате будет объектив, и за матрицу никто переплачивать не станет, иначе сделали бы крупнее. В остальном аппарат наверняка нагрузят поворотно-откидным экраном и несъемным электронным видоискателем, а также поддержкой внешних вспышек Canon, к примеру. Можно было бы и на счет цены погадать, но зачем, раз мы не понимаем даже смысла производства таких вот линеек для мужского достоинства?!

В общем, аппарату не судьба попасть в список наших рекомендаций.

Один комментарий

  1. kurgus

    Постоянная апертура на всем диапазоне фокусных расстояний — это, конечно, Святой Грааль :-)

    Но ведь могут производители, когда захотят — я вот до сих пор и с удовольствием пользуюсь мыльницей-трансформером Nikon S10 — там объектив 10x с постоянной апертурой 3.5.

    P.S. Повбывав бы Nikon’овских маркетологов, убивших эргономично-анатомичный swivel design серии 9xx /4500. P.P.S. Да и не только Nikon’овских — отчего то маркетологическая банда всех вендоров решила, что я должен мечтать о «классическом дизайне», т.е. об имитации Чайки-3 сорокалетней давности…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *