Моральный выбор или выгода («свадебный фотограф-2011»)

На самом деле, у профессионала таких вариантов возникать не должно — если тебе деньги платят, иди и работай, получил деньги — отвали. Другое дело фотограф-любитель, для которого свадьба — лишь сторонний доход, не являющийся основным. Без него не умрешь, есть будешь так же, просто на пиво деньги придется брать из собственного кармана. Именно такая специфика съемки и определяет тему сегодняшней статьи, которую я вдруг решил написать в рамках проекта «свадебный фотограф-2011».

Невеста в черном Фото: Сергей Самсонов

Так уж случилось, что на меня недавно вышел близкий мне некогда человек — а именно, бывшая девушка — и попросила снять ее свадьбу. Ну вы поняли ситуацию, верно? Мы с ней когда-то расстались, но не разругались, как бывает обычно, а просто расстались, сохранив дружеские отношения. В итоге, получается коллизия: с одной стороны, деньги, с другой, моральная дилемма, которая может неоднозначно сказаться на моем затуманенном прочими проблемами разуме. Выбор, как всегда, неочевиден.

Впрочем, нет, даже здесь есть ряд вещей которые следует десять раз обдумать:

  • психологическая уравновешенность субъекта и объекта. Прежде всего, у меня нет никаких сомнений в собственной стабильности — почти 10 лет женат, с двумя детьми… говорят, в таких случаях уже ничего не страшно. Однако, если человек уверен в себе, это еще не значит, что так же ведет себя и оппонент — желание сэкономить на свадьбе, в данном случае, тоже не должно быть определяющим фактором, верно? То, что «каждый отвечает за себя» от возможных проблем не избавит, ведь качественные фотографии — это головная боль фотографа, и каждый нехороший кадр (или малое количество хороших, к примеру) может быть воспринят как дань прошлому. Более того, жизненный опыт тоже подсказывает, что гарантировать даже мелкие особенности собственного поведения сложно — никто из нас не робот, и не надо над самим собой издеваться. Что говорить о других?! Другие, кстати, тоже попадают под вашу ответственность — как вы думаете, что будет в голове у жениха, когда он такого фотографа увидит?
  • смешивание личных отношений и деловых. По сути, именно об этом здесь речь и идет: знакомый человек — это тот, которому можно сделать скидку «за знакомство», а вот с незнакомым работать всегда надо по номиналу. Как быть в данном случае? Сделать скидку, естественно, или снять бесплатно. В таком случае, следует определенная череда объяснений, почему сделал скидку, разговоры с женами-женихами, которые могут быть неудобны любой из сторон и еще куча прочих мелких проблем, которых, очевидно, так не хватает в жизни скупому фотографу.
  • добавление лишнего неизвестного в уравнение. Фотограф снимает свои чувства — о своих на время съемки мы забываем, не думаем, выключаем из цепи событий. Именно так получается заметить чувства тех, кто находится по ту сторону фотоаппарата… или придать им видимость тех, которые мы хотим в свадебных кадрах видеть. Если в вашей голове будут крутиться ваши, пусть и прошлые, чувства и ощущения, результат будет уже менее предсказуемым
  • первое слово дороже второго. Помните, что в высокий сезон каждый выходные дороги — натягивая на себя лишнюю психологическую нагрузку, вы рискуете ее впоследствии еще и дополнительно усилить, если внезапно упадет хороший заказ со стороны. То есть, займете субботу, и придется другой паре отказать, даже несмотря на то, что психологических проблем от нее гораздо меньше, а денег, наоборот, больше.

Вообще, есть такое правило у любого профессионала: нельзя смешивать личные отношения и профессиональные — однако же, нет правил без исключений, к тому же, не все из нас профессионалы, и в фотографии сухой профессиональный подход свойствен только самым прожженным и испытанным временем монстрам. Лично я считаю, что без личного отношения, взгляда, ощущения, видения, отношения хорошей фотографии не получится, особенно, поначалу. Ее надо через себя пропустить, прочувствовать (в том числе, при обработке настраиваться правильно на людей и в плохом настроении за работу вообще не приниматься). Какая разница, что вы деньги зарабатываете — платят вам совсем не за это, а за то, что вы фиксируете людей счастливыми, что в плохом настроении сделать нельзя. То же самое можно интерполировать и на любой моральный выбор, который в процессе работы с клиентом возникает. К примеру, встречаетесь вы с парой, которую вы устраиваете, но которая не устраивает вас в плане чисто моральном — неважно, по какой причине. Они могут как-то на вас давить, напрягать, быть просто негативными людьми… или же вы встретились с ними, а невеста оказалась некорректируемо страшной (мне не попадалось такое, в силу не слишком большого опыта, но представить теоретически могу) — учтите, что вы, как вольный художник, тоже имеете право на отказ. Естественно, формы отказа тоже могут быть разными — не надо необоснованно хамить и ругаться, вы же человек, а не обезьяна. Намекните, что за такие деньги можно найти десяток фотографов в Москве, которые в очередь выстроятся на их свадьбу, что у вас дата занята, что уезжаете в отпуск, предложите кандидатуры друзей (ни за что не поверю, что знакомых фотографов у вас нет). В конце концов, попросту установите слишком высокую цену. Помните только, что если на нее они согласятся, придется работать, ведь это вы ставили условие — а слишком высокую цифру еще постараться надо оправдать. Кстати, я, естественно, отказал. Разве мог быть другой вариант?

11 комментариев

  • Илюха says:

    Промежуточный вариант решения сей дилеммы: от съемок не отказываться, размер оплаты назвать по стандарту, а съемку делать не одному, а с напарником. При этом заранее обговорив, что предоставление фотографий и расчет за выполненный заказ – все уже через напарника.

    А то, кто его знает, сколько заказов можно упустить из-за аналогичных ситуаций: ведь кто из нас не был молодым-любвеобильным! Что ж теперь, всем своим бывшим отказывать? Так и без работы можно остаться! :)))

  • Дмитрий Лебедев says:

    Сергей, перечитал. Вы написали, что отказали. А кто такой товарищ dou и кому он отказал, я не знаю.

    • Ну, просто аналогичная ситуация. Извините, я не догнал, что не мне.

  • Дмитрий Лебедев says:

    Брррррр…. “Кстати, я, естественно, отказал. Разве мог быть другой вариант?”. Ничего не пойму.

    • Имеет смысл перечитать текст, мои слова не сразу доходят, это нормально.

  • я не отказал. Но, что характерно, взял обычный гонорар, учитывая что он у меня невелик, личное не стало смешиваться с профессиональным.

    • Ого, а можете подробнее рассказать? Я обещаю, что спорить не буду, но мне интересна именно психологическая сторона: не было ли каких-то напрягов в вашей голове, как себя молодые чувствовали?

      • johndou says:

        да не было никаких моральных сложностей,вопервых, я товарищ в этих вопросах простой как перпендикуляр – раз предлагают значит все обдумали ,люди то взрослые. Во вторых, мне ж с невестой не спать , мне ж ее фотографировать. Единственный момент, это рузья невесты, вот у них, было определенное чувство изумления.

        • Кстати, есть еще и родители ведь, это тоже определенная сложность.

  • Дмитрий Лебедев says:

    Ага. :) Неисправима даже фотошопом! =)

    Сергей, вообще, Вы правильно сделали, что отказали своей бывшей девушке снять ее свадьбу. Я бы поступил точно также. Даже если бы Вы чувствовали себя комфортно, не вспоминая прошлое, то у жениха к Вам была бы точно ненависть. И наверняка ему бы Ваши сделанные фотографии не понравились. Кому нужны лишние проблемы.

  • ВолАнд says:

    “невеста оказалась некорректируемо страшной” – :)!

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*