Время пленки прошло, а с ним как-то в лету кануло и время фотопечати, как это ни грустно — если откинуть профессионалов, которые вынуждены печатать фото по работе, отчего встраивают в этот процесс и бытовые фотографии, то мы выйдем на того самого «среднестатистического пользователя», который по подходу сегодня сильно отличается от того же профессионала. Проблему вам сможет озвучить практически любой — фотографии лежат мертвым грузом на компьютере, в лучшем случае, выкачиваются в интернет для показывания френдам. Казалось бы, что тут ужасного, если их всегда «можно быстро» достать и показать кому угодно?! Ан нет, так и потерять все недолго, так что, рано или поздно, к проблеме архивирования человек приходит…

Защищать, чтобы не пришлось восстанавливать

Прежде всего, давайте поговорим о проблематике (можно поскроллить ниже, если такого желания нет): не все в этой жизни вечно, в особенности, то, что подвержено механическому воздействию. Сюда можно подтянуть, кстати, даже движение и существование человека (немудрено, что организм через некоторое время погибает от износа), так что компьютер, который, кстати, состоит из частей не только чисто электронных, и подавно существо незащищенное. Самое слабое место, в этом случае, это жесткий диск (вращение диска само по себе является механическим воздействием, которое конечно) или флеш-память (у последней время от времени образуются битые сектора, которые легко восстанавливаются, но файлы могут повреждаться). Несмотря на то, что производство дисков сейчас на высоте, вам никто не даст гарантии, что диск не откажет по окончании гарантийного срока — а сколько это, год, два, три? Лично я всегда рассчитываю, что мой компьютер все-таки будет хранить информацию хотя бы лет пять. Странно, но раньше фотоальбомов хватало на куда большее время.

«Вылеты» дисков — ситуация далеко не редкая, какой бы крутой бренд вы ни использовали. Не будем даже касаться ситуаций с браком — со временем стареет все, и даже если откинуть в сторону вирусы, от которых мы, казалось бы, защищены неплохо (или хотя бы знаем, как эти вирусы лечить), в сухом остатке все равно будет все та же механика, диск все равно придет в негодность, морально и физически устареет и умрет. Просто спросите знакомых айтишников, как часто выходят из строя жесткие диски, чтобы избавиться от иллюзий на этот счет. Флеш-память надежнее, но по цене пока не подтянулась под жесткую, да и все равно имеет свои недостатки в плане надежности.

Если вы не знаете, что значит потерять сколько-то гигабайт данных, спросите тех, у кого такой опыт есть. Я такой опыт имел, и повторения его не хочу. Мы спрашивали у вас, как вы каталогизируете и храните фотографии (кстати, почитайте комментарии, будет полезно), откуда лично я для себя почерпнул один важный тезис о том, что «Неважно, когда сдохнет диск, важно, насколько свежий бэкап на тот момент будет у вас на руках», фраза, которая меня до сих пор тонизирует.

Между тем, бывают и отдельные клинические случаи, связанные не с уничтожением носителя, а с утерей его или данных — например, когда физически он исчезает или когда случайно форматируется. Теоретически, во втором случае, можно данные восстановить, но это относится, прежде всего, к стандартным видам файлов — изображениям, документам и пр. Каталоги Lightroom, к примеру, сюда не вписываются. Если не верите, просто попробуйте скопировать файл каталога на жертвенную флешку, потом восстановите оттуда программой для восстановления данных, скопируйте на компьютер и попробуйте открыть. Я так делал, причем совсем не ради эксперимента, а оттого что с головой не дружу время от времени. В целом, хочу сказать одно: превентивные меры куда важнее восстановительных.

Сложность новых реалий

Как сегодня выглядит ситуация с фотографиями? Мы снимаем на флешку, не думая о количестве кадров, потом, придя домой, скидываем их на компьютер. Самые смелые из нас, о которых мы говорить не будем, фотки закачивают в Лайтрумовский проект или сразу отправляют на печать без разбору, и в итоге, все равно имеют бумажные копии, в качестве архивных. Не мы придумали этот поток, от фотоаппарата до бумажки, так что все отходы от него в сторону считаются новыми и неопробованными.

Остальные же фотографы, как было сказано в начале, просто хранят фотки в компьютере, без организации, без сортировки, просто разбитые по датам закачки. Так и искать сложнее, и мусора больше. Согласитесь, привезти из отпуска пару тысяч кадров, сваленных в одну папку в компьютере — не то же самое, что иметь 200 обработанных и напечатанных, зато самых лучших, оттуда же. Во-первых, объемы разные, во-вторых, полезность, в-третьих, возможность поиска тоже. В любом случае, лучше определиться, что оставлять у себя, а что нет, заранее, иначе за несколько лет рискуешь забить компьютер настолько, что только лишь на разбор архива может уйти до нескольких месяцев. Достаточно выбрать один из новых органайзеров, которые позволяют быструю обработку фотографий, и проблема станет заметно более простой. Варианты программ для быстрой обработки фотографий известны всем:

Мы немного писали про указанные выше программы и особенности работы с ними (например, про Picasa здесь, Lightroom и CaptureOne здесь)

Добьемся такими решениями мы одного: радикально сократим количество кадров, если будем даже попросту отбирать лучшие, а лишние выкидывать. Однако, и это не все — так еще и ценить фотографии сами для себя научимся больше. Когда вложил в них хотя бы что-то, согласитесь, цена фотографии для нас сильно растет чисто психологически. Часто человек не приступает к обработке, только потому что думает, что программы обработки сложны, тяжелы, требуют долгого вникания… фотошоп, короче говоря, полный. Сегодня, тем не менее, ситуация сильно поменялась — приведенные выше программы специально созданы для потоковой работы, то есть, умеют работать сразу с блоками фотографий, которые помещаются в папке или проекте, а количество инструментов в них сведено к минимуму. Естественно, с наскоку победить эти решения не получится, но, при должном старании, привыкнете быстро.

Подходы к архивации (бэкапу) фотографий и каталогов

После того, как определитесь с количеством, можете заморачиваться и собственно сохранением на будущее. Нет, конечно, предыдущий шаг можно и пропустить, но не понимать его важность преступно: если вы не будете управлять потоком фотографий, которые снимаете, он сам будет управлять вами — вам не захочется его разбирать, даже приближаться будет лень, потому что объем будет неимоверным, причем разрастаться в объеме будет примерно с той же скоростью. Со временем, правда, темп спадет (вы будете руководствоваться при съемке уже другими принципами, к примеру, «у меня таких уже куча, до сих пор не напечатал»), что приведет скорее не к более рациональному отбору лучших, а к депрессии и творческому кризису.

Получается, одну проблему — количества — мы уже нашли как решить. Осталась вторая, сохранности. Сохранить фотографии важнее всего для себя лично. Представьте, что в один день вы возьмете и забудете года четыре своей жизни… неприятно, правда? А ведь примерно так бывает, если вдруг диск компьютера выйдет из строя. Значит, вам нужно определить методику процесса архивации, в зависимости от ваших целей и задач. Понятно, что простое сохранение домашнего архива — это одно, клиентских свадебных фотографий другое, а вот серьезной коммерческой работы — совсем третье дело. Мы попытаемся рассмотреть более приземленные способы, потому что совсем профессионалы прекрасно обойдутся и без наших советов, так как решения имеют готовые.

Прежде всего, попытайтесь представить, как будете чувствовать себя, если внезапно потеряете все фотографии без возможности восстановления — много ли в итоге волос у себя на голове оставите, оставите ли в стене вмятины от головы и пр. Это будет для вас мотивирующим фактором.

Выберите способ архивации фотографий. Бэкап не обязательно должен быть прямым, он может быть и сложным, автоматическим, ручным — все зависит от целей и доступных сумм. Кстати, еще до бэкапа обеспечьте себе резервное питание — купите любой вменяемый блок UPS (блок бесперебойного питания) и подключите к нему компьютер и, желательно, все внешние диски, которые того требуют.

  1. Простой вариант. Самый простой вариант — это попросту обеспечение возможности копирования фотографий на внешний диск на регулярной основе. Желательно для этого взять специальную программу, которая всем и будет заниматься.
    • бэкап на DVD — регулярная запись папочек с файлами на диски, которые подписываются специальным маркером по датам. Хорошо подходит для ситуаций, когда домашний фотоархив рассортирован по датам, к примеру, закачки фотографий в него через специальный софт. Очень хорош для ситуаций с уже отобранными хорошими и откинутыми плохими, тогда каждый DVD лучше записывать в 2 копиях, а записанные папки перемещать в отдельную, например «Archived» внутри папки с фотографиями, чтобы потом не путать. Требуется программа для записи DVD и стопка хороших DVD (не знаю, где их взять). 1 DVD сейчас стоит около 15 рублей, но сказать, что он хороший, не могу. ПО есть бесплатное и коммерческое.
    • бэкап на внешний диск — вариант изложенного выше, просто дублируются папки не программой для записи дисков, а специальной программой для создания и управления бэкапами. Внешний диск желательно держать отдельно от компьютера, подписанный (на нем там и должно быть указано — «для бэкапа фотографий») и постоянно отключенный, подключаемый через USB или Firewire при необходимости осуществления бэкапа. Стоит ли говорить, что диск должен использоваться исключительно по своему основному назначению? Правила бэкапа, затронутые папки и прочее уже определяется лично, но желательно, чтобы диск был не меньше по емкости, чем диск с фотографиями. Требуется подключаемый внешний диск и специальная программа синхронизации файлов. Внешние диски стоят от 2000 руб. (за 1 Тб, на сегодняшний день), ПО есть бесплатное и коммерческое.
    • бумажный бэкап — просто печать фотографий, про которую мы часто забываем. Цена зависит от выбора печатника, так как все они предоставляют разные услуги по цене и качеству. Ценники начинаются от 3.40 в Нетпринте.
    • бэкап в интернет-хранилище или внутренний сервер — неплохой вариант, когда у вас есть сервер с доступом через интернет или просто сервер в компьютерной сети с большим стеком RAID. Можно воспользоваться готовыми решениями для бэкапа на западе, там ценники начинаются от 25 долларов в год, но имеют ограничения, либо поднимаются до 100 и ограничения здесь становятся уже более гибкими. Осмысленные решения есть у Mozy, SmugVault и Picasa, а также у некоторых других, стоит только поискать — за деньги на Западе делают все.
    • бэкап на стримерные кассеты — стримеры являются стандартным решением для небольших компаний или индивидуальных предпринимателей (фотографов), потому что могут хранить внушительные объемы информации в течение долгого времени, обеспечивая высокую надежность, зато осуществляться это может с требуемой регулярностью. Решения коммерческие и требуют серьезных вложений на начальном этапе.
  2. Комплексный вариант. Комплексный вариант предполагает не столько направления бэкапа, сколько сам подход. Дело в том, что фотограф сегодня имеет файлы разной ценности и разной периодичности обращения к ним, отчего и подход к бэкапу этих файлов должен различаться.
    • быстроизменяющиеся файлы → в онлайн-хранилище или внешнюю флешку. Lightroom, к примеру, имеет встроенный алгоритм бэкапа фотографий, предлагая сохранить каталог после редактирования в любое удобное место. Учитывая то, что это не просто текстовые данные, а результаты кропотливой работы над файлами, ценность их очень велика, можно бэкапить и каждый раз при выходе их программы. Как вариант бэкапа, есть и интернет-флешки, вроде Dropbox или Skydrive. Регулярность — каждый день или при каждом выходе из программы.
    • файлы в недеструктивной работе → на промежуточный диск, в интернет-хранилище или на вместительную внешнюю флешку. Исходники для редактирования не трогаются конвертерами, разве что при редактировании во внешних программах к ним добавляются подпорченные вашими руками версии в виде файлов tiff, которые желательно туда добавлять. Регулярность — при начале работы и несколько раз в процессе, в зависимости от доступности времени и ценности файлов. При импорте в Lightroom есть опция «дубликата», которой надо обязательно пользоваться, а в процессе можно использовать программы синхронизации.
    • обработанные файлы и исходники → на внешний диск, DVD, интернет или стример. После окончания работы необходимо обеспечить уже сохранность данных от вашего собственного или чужого влияния. Этому и служат системы постоянного хранения, которые вы выбираете для себя. Регулярность — по необходимости специальной программой или автоматически другой специальной программой.
  3. Географический фактор — сам факт осуществления бэкапа спасает вас от ваших действий или несостоятельности железного монстра, но не гарантирует сохранности в случае внешних факторов, к примеру. Кража, пожар, землетрясение — довольно редкие происшествия, которые, тем не менее, могут усугубляться еще и потерей воспоминаний даже в бумажной форме, так что если останется хотя бы электронная, будет чем смазывать раны теплыми вечерами перед камином. Интернет-бэкап решает эту проблему автоматически, а вот диски надо просто стараться хранить отдельно: у родителей, на работе в сейфе, в депозитной ячейке — в зависимости от доступности вариантов и преференций.

Программы для архивного копирования (бэкапа) и синхронизации

SyncToyWorking

Отвлечемся от интернет-сервисов и обратимся к приложениям, которые устанавливаются на компьютер — это именно те, о которых мы говорили выше. Предпочтение мы отдаем бесплатным, потому что коммерческие версии вы можете найти и в рекламе, и в поиске, причем, очень быстро.

Следует сделать отдельную оговорку: прежде чем приступать к синхронизации вообще, в меню Панель управления → Администрирование → Управление дисками вашей операционной системы удостоверьтесь, что внешний диск подсоединяется каждый раз одной и той же буквой, помогают также конкретные ярлыки для внешних дисков. Обычно достаточно просто назначить диску постоянную букву из конца алфавита, чтобы не было путаницы.

Синхронизатор 1.17 — простая и бесплатная программа отечественного производства, рекомендованная нашим читателем Сергеем в качестве инструмента, который он использует. Поддерживаются разные направления или одно, удаление файлов и папок, если нужно. Возможность создавать несколько заданий синхронизации.

FreeFileSync — бесплатная западная программа для синхронизации папок с двух сторон, не перегруженная излишними графическими деталями — рекомендована нашим читателем chicago. Просто сравнивает и копирует в нужную сторону. Можно добавлять папки перетаскиванием, есть поддержка нескольких заданий, возможность управления из строки.

SyncToy — программа разработки Microsoft и, тем не менее, бесплатная. Выбирается несколько вариантов синхронизации, возможность запускать один или выборочно несколько из всех или все подряд, сохраняет данные в небольших файликах, чтобы знать, что синхронизировано. Программой пользуюсь я лично.

Конкретный пример бэкапа фотографий

Наверное, неинтересно читать теорию безо всякого выхода на практику, верно? Я тогда просто расскажу, как построен процесс в настоящее время у меня — это будет конкретным примером использования указанной выше схемы.

Так как я не являюсь фотографом-профессионалом, и большая часть моей халтуры идет от свадеб (в плане цены, как правило, не в плане работы). Относительно общего объема моих снимаемых фотографий, получается зависимость примерно 30-70%, большинство за коммерческими съемками, это обусловливается спецификой съемки. Поэтому, кстати, домашний фотоальбом имеет не такое большое значение в общем объеме, но, тем не менее, внимания заслуживает.

С домашним ситуация понятна — он у меня иногда зависает, причем подчас даже на год, к примеру, разбираю я его, когда есть довольно много времени, обрабатываю единым каталогом Lightroom (я уже писал, что особенность моей работы с Lightroom состоит в том, что я создаю каталог под каждый проект), удаляя из него навсегда мною забракованные. Получается, что фотографии годичной давности могут зависать на довольно долгое время, создавая мусор на диске, в плане объема — потом, благо, это количество значительно сужается. Исключения здесь — отпуски, после приезда из которых я стараюсь довольно оперативно их обрабатывать.

Коммерческие проекты остаются храниться на диске полностью, чтобы были в наличии источники, причем каталог Lightroom хранится в папке рядом с ними — так он всегда доступен. Удалять забракованные я пока не решился, не то чтобы жалко, просто, получается, что они не мои, но все больше прихожу к выводу, что в старых каталогах их надо все-таки удалять. Видимо, пока место не подпирает.

Для фотографий отведен отдельный диск, подключенный к компьютеру внешним под буквой Z. Больше на этом диске нет ничего, соответственно, мучений с тем, что именно бэкапить, не возникало, когда я над бэкапом только задумался. Диск WD Mybook Edition емкостью 1 Тб, приобретался года два назад. Именно в тот момент я решил, что хранить фотографии на системном диске непредусмотрительно. Сейчас забит на 380 Гб, из которых порядка 50 Гб — неразобранные фото бытового характера за последний год.

После съемки карточки дома перегружаются в компьютер через Nikon Transfer (программа автоматом все складывает в папочки по датам перекачки и прописывает копирайты прямо в файлы NEF, а не в пресет в Lightroom), потом добавляются в новый каталог на внешнем диске Transcend 320 Гб, который я использую для работы над картинками. Получается в итоге две копии. Иногда, впрочем, я делаю по-другому, перекачиваю в компьютер через Lightroom, делая вторую копию через интерфейс импорта. В любом случае, исходники существуют в двух копиях, одна рядом с каталогом на переносном рабочем диске, вторая на диске с фотографиями. Если одна внезапно умрет, восстанавливается из другой. Это важно, потому что, как правило, это ценные клиентские фотосессии, за которые предоплата уже внесена, и падать лицом в грязь нельзя — да и вообще нельзя, это же репутация. Когда работаю на выезде, копирую карточки просто на диск нетбука. Один раз это избавило меня от головной боли, потому что случайно форматнул не ту карточку в фотоаппарате.

Работаю я на двух компьютерах, отчего и решение такое мобильное — каталог на съемном диске, там же в подпапке исходники. Отсюда же необходимость создавать каталоги под каждый проект, они получаются гораздо легче. В настройках каталога Lightroom указываю делать бэкап при каждом выходе. Немного раздражает, но проще иногда отказаться, чем потом грызть ногти. Бэкапится файл каталога в папку Dropbox/LR Backups откуда старые с какой-то регулярностью вычищаются. Это обеспечивает мне крайне оперативное сохранение моей жизнедеятельности над картинками.

По окончании работы с проектом он экспортируется в виде каталога на диск с фотографиями. Старая папка с простыми исходниками после проверки работоспособности каталога удаляется. Хранятся коммерческие в отдельной подпапке, рассортированные в дополнительные подпапочки по видам деятельности.

Примерно пару раз в месяц провожу полный бэкап всего диска программой SyncToy с купленным для этих целей внешним диском WD Elements на 1 Тб. Синхронизация в режиме Echo — то есть, односторонняя, но с необходимостью удаления удаленных на диске с фотографиями. Диск на это время подключается, впоследствии отключается. Хранится диск на работе в сейфе, что обеспечивает и географическое разнесение копий.

В последнее время взял себе за привычку делать еще два параноидальных шага:

  • дома бэкапить рабочие каталоги с рабочего диска (карманного) на системный, в специальную подпапку для бэкапа фотографий — целиком, каталог вместе с исходниками. Оперативных каталогов у меня редко бывает больше 4-5 штук, так что объем невелик для внутреннего 320-гигового диска. По перенесению каталога в архив он удаляется из оперативно архивируемых, переходит в постоянные.
  • оставлять абсолютно все каталоги хотя бы в одной копии в Dropbox — даже если они уже находятся на постоянном хранении на двух дисках. Я прекрасно понимаю, что сильно ситуацию это не вылечит, если вдруг оба диска умрут, но это все равно успокаивает.

В заключение…

… хочется сказать, что мой опыт здесь приведен не в качестве панацеи и абсолютно универсального решения на все времена. Это просто один из работающих вариантов, построенных по моей же логгике, описанной выше. Применим он для личных целей или для небольших коммерческих проектов — для более серьезных проектов нужно и решения искать соответствующие, а просто домашний архив может обойтись и «простой» схемой. В общем, соизмеряйте ваши затраты с вашими задачами и будьте разумны, не надо покупать себе сервер и стример на него со сменой кассет по графику, если у вас дома просто домашний архив — все-таки диски не настолько ненадежны, чтобы настолько отдаваться в руки своей паранойе.

Почитайте дополнительно:

8 комментариев

  • TimLev says:

    Я просто каждый раз когда изменяю фото-файл на основном харде, достаю из ящика или жилета и подключаю внешний хард и делаю копию соответствующей папки.
    С DVD-копиями я давно завязал.

  • pictorial says:

    Могут ли? какие то просмотрщики показывать изображения из RAR архивов. Из ZIP показывают.

    • По идее, если только сам rarsoft что-то выпустит…

      • pictorial says:

        Воспринял как рукаводство к действию.
        Скачал сборку FAR потолще 🙂 она таки умеет из RAR показывать.И ещё попался TNR ComiXView – Просмотрщик комиксов он из всего может *.CBR, *.CBZ, *.RAR, *.ZIP, *.CBZX, *.Djvu. A FAR у меня умудряеться тормозти!?!!!:)

  • У меня конечно попроще всё 🙂 но в целом суть одна:

    – Держать каталог и его зеракало на физически разных дисках.

    – Следить за “смартом” дисков, купить нормальный бесперебойник (от 4т.р.)

    – И раз в полгода, бэкапить на внешний жесткий. (у меня через док. станцию)

    Подробнее в комментариях обсуждали на моем сайте

    http://tkhagapsu.com/?p=15

    • Расскажите подробне про зеркало — это постоянно подключенный диск, который зеркалирует содержимое основного с фотографиями? И плюс к этому диск с бэкапом?

      БПУ — это обязательно, он у меня есть, просто не счел нужным упоминать. Наверное, стоит внести в статью, спасибо за напоминалку.

      • Нет, в моей трактовке зеркало это просто физически другой жесткий диск, на который я переодически тотал командором копирую основной рабочий массив. (примерно 100gb )

        И внешний диск с таким же точно бэкапом.

        Рейд массив сдесь не уместен, он сильно “гоняет” жесткие диски 🙂

        PS если католог хранить в одной папке с фотками, то бэкапить удобнее.

        • Вот кстати про хранение каталога с фотками в корне с вами согласен, отчего и сам так делаю — и перекинуть на внешний проще, и бэкапить, да и вообще. Естественно, для меня лично — когда каталог один, а папки с фотками исчисляются сотнями, наверное, удобнее отдельно.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *