Наверное, ни для кого не секрет, что изображение искажается даже простым оконным стеклом, однако к таким искажениям мы привыкли и считаем их нормой. Куда сложнее обстоит дело с объективами фотоаппаратов, линзы в которых совсем не плоские и их гораздо больше одной (как в случае со стеклом). Что интересно, ситуация ухудшается на компактных фотоаппаратах, т.к. размер стекла там гораздо меньше, чем на больших зеркальных…

Проблема оптических искажений появилась вместе с самими объективами. Если вы когда-то смотрели в кривое зеркало, вы поймете – в автомобилях часто делают выгнутые зеркала, которые расширяют угол обзора, одновременно “удаляя” объекты и искажая обзор. Примерно то же происходит внутри объектива фотоаппарата – в качестве теста можно сфотографировать лист бумаги “в клеточку” и затем рассмотреть его в фотошопе (для этого вам нужно включить линейки Ctrl-R и с них “перетащить” мышкой направляющие синего цвета – так легче будет увидеть кривизну получившихся клеток).

В принципе, в небольших искажениях проблемы особой нет (у профессионалов фотографов существуют даже специальные объективы с углом обзора 180 градусов – чего нельзя добиться без искажений – изображение на таких кадрах сильно скруглено по краям и кажется выпуклым, за что такой объектив получил название “рыбий глаз”), однако когда вынужден наблюдать, как находящийся в центре кадра объект раздувается за счет сужения или уменьшения находящихся по краям – мало приятного. Хорошо еще, если вы снимаете портрет, и в центре кадра находится основная часть лица, сходящая на нет к краям кадра – а если снимаете в полный рост комплексующую от недостатков фигуры девушку?

Тут к нам на помощь приходит наш излюбленный инструмент, Adobe Photoshop.

На всякий случай, сделаем копию фона (все, наверное, помнят, что исходное изображение лучше непосредственно не править?) или слоя с изображением – перетащим мышкой слой на значок newlayer.jpg в палитре слоев или, кликнув на слое правой клавишей мыши, выберем пункт Дублировать слой / Duplicate Layer.

Затем Выбираем пункт меню: Filter/Фильтры > Distort/Искажение > Lens Correction/Оптические искажения, в результате чего появляется окно с многочисленными основными настройками, из которых нам нужен только верхний блок справа, сразу под клавишами:

lenscorrection.gif

Там мы передвигаем вручную ползунок до получения желаемого результата. Двигать нужно очень аккуратно, т.к., как правило, сильнее -7 искажает очень мало объективов – значит править нужно до появления значения +4 или +5, что, в большинстве случаев, достаточно для многих компактных цифровых фотоаппаратов. Можно также эти цифры вбить от руки, контролируя результат по сетке, находящейся в поле предпросмотра самого фильтра. Можно поступить еще проще, нажав в левом верхнем углу кнопку lenscorrectionbutton.gif и затем “нарисовав” воображаемую линию от края к центру (опять же, очень аккуратно).

Попытаемся сделать несколько попыток коррекции и по достижении результата нажмем “ОК”. Казалось бы, всё…

Есть, однако, небольшая проблема: фильтр появился только в последней версии, CS2. Если вы пользуетесь более ранними версиями фотошопа, увеличьте на 30% размер холста (Image/Изображение > Canvas Size/Размер холста > в процентах 130 по вертикали и горизонтали) и откройте Filters/Фильтры > Distort/Искажение > Spherize:

spherize.gif

В нем, напротив, ползунок нужно передвинуть в отрицательное положение (в нашем случае, -5). Жмем ОК.

После правки у вас могут “провиснуть” края изображения, поэтому вам нужно будет воспользоваться инструментом “кадрирование”.

Есть и альтернативные, зато совсем недешевые варианты правки оптических искажений. Так, Томас Ниман в свое время выпустил плагин ptLens, который оставался бесплатным до выхода на проектную мощность. Сегодня стоит около $15. Преимущество – встроенные профили объективов и фотоаппаратов, автоматическое их определение по данным exif файла изображения и правка прочих искажений, таких как виньетирование (затемнение к краям кадра) и хроматическая аберрация (синие или красные ореолы вокруг высококонтрастных объектов). Стоит скачать и, как минимум, попробовать исправить не более 10 кадров. Есть также набор более дорогих фильтров от DxO optics, которые, по слухам, и работают лучше, однако нацелены на более чем домашнее применение.

Удачи!

8 комментариев

  • Спасибо…помогли….!!!!!

  • Прохожий says:

    Антип Од, пожалуйста, проверяйте свои данные, некоторые верят интернету. Сферическая аберрация заключается в неодинаковости фокусных расстояний сферической линзы вблизи ее центра и по краям и может быть исправлена только приданием линзе параболической формы. Сказывается это на невозможности сфокусировать точку достаточно малого размера и к геометрическим искажениям отношения не имеет.

  • Антип Од, имелось в виду упаковывание зумов в маленькие фотаппаратики, отчего аберрации и вылезают. Средние положения и длинный конец часто близки к норме, а вот широкий угол – нет. Спасибо за развернутое объяснение, но, все же, зачем оно, если, как вы говорите, искажения из-за несимметричности, а симметричные только в аэрофотосъемке используются? Мы же говорим только о потребительских, и получается, что тут как раз в качество разработки все и упирается.

  • Антип Од says:

    Введение к статье не совсем точное, если не сказать – совсем неточное. Искажения на снимке есть следствие сферической аберрации. Эта проблема появилась не вместе с объективами, а несколько позже. Однолинзовый монокль без диафрагмы совершенно свободен от сферической аберрации независимо от фокусного расстояния линзы. Кто не верит, может убедиться. Стоит поместить за линзой диафрагму – появятся искажения, величина и характер которых будут зависеть от.. взаимного положения линзы и диафрагмы. Немного упрощая можно сказать, что от сферической аберрации может быть свободна только симметричная относительно оптического центра система линз со сферическими поверхностями. При этом сами линзы не обязаны быть симметричными и иметь одинаковый радиус кривизны с обеих сторон. То есть, берем две одинаковые линзы, помещаем диафрагму точно посредине – опять нет искажений. Все современные любительские объективы ассиметричны, так как симметричный объектив сложно сделать светосильным. Однако, симметричные ортоскопичные объективы выпускаются и используются, например, в аэрофотоаппаратах. Распространенное мнение о том, что искажения на снимках есть результат некачественного изготовления линз не имеет ничего общего с реальностью.

  • Дело даже не в грамотности. Тут и спеллчекер есть, да и когда много пишешь — ошибок меньше делаешь. Я часто просто заговариваюсь: начало предложения получается об одном, а конец совсем о другом. 
    Иногда получается это заметить, но чаще так и удодит "в печать" . Кстати, очень здорово помогает читать редакторские правки собственных текстов, но это мне повезло, у меня есть такая возможность.

  • У тебя, видимо, врожденная грамотность – я вот только раз высказал пожелание по поводу перевода уток, ошибок у тебя я не видел.

  • Не за что.
    Меня бы кто так редактировал 🙂

  • Ну да, естественно. Спасибо за внимательность при прочтении, которая исправляет мою невнимательность при написании

  • “В автомобилях часто делают выгнутые стекла, которые расширяют угол обзора, одновременно “удаляя” объекты и искажая обзор”
    Может все-таки не в стеклах, а в зеркалах заднего вида?

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *