Простые фокусы

Зачем нужны светофильтры?

Когда был изобретен фотоаппарат, народ сильно не волновало качество изображения — ведь было просто приятно видеть свою физиономию, пусть и ужасно нечеткую, на какой-то поверхности, ведь таким образом твой лик консервировался в том возрасте, когда был снят, но человеку редко бывает чего-то достаточно, и перфекционизм попросту не дает покоя, хочется от хорошего побыстрее перейти к лучшему. Постепенно на фотоаппаратах появились объективы, увеличилась разрешающая способность и, в конце концов, появился цвет, и вот тогда стало ясно, что цвета не очень-то соответствуют тому, что видит глаз. Появилась необходимость коррекции этих самых цветов, которая осложнялась еще и тем, что каждая пленка  тоже имела свой оттенок.

Нет, не подумайте, во времена фотографии черно-белой светофильтры тоже были необходимы: опыт показывал, что теплые светофильтры неплохо помогают при портретной съемке, красный делает более удобоваримым лицо и более контрастным небо — все равно ведь в результате картинка получалась монохромной, так какая разница, какого цвета стекляшку ставить, ведь с отсутствием цвета конечный кадр не получал и ненужных тонов.

На закате пленочной фотографии всем стала править цифра, а появление удобных программ редактирования и мощных процессоров с каждым годом править карточки становится все легче и быстрее. Такая ситуация привела к тому, что цветные светофильтры практически перестали применяться, на смену им давно пришли светофильтры цифровые, ставшие чуть ли не стандартным инструментом в программах редактирования. Из продаваемых и производимых фильтров сегодня остаются только те, что имеют нейтральный цвет. Впрочем, есть и цветные  светофильтры для портативного света, но их необходимость никогда и не отпадала.

Какие бывают светофильтры?

Прежде всего, есть светофильтры для объективов (вкручивающиеся в резьбу крепления светофильтра или вставляющиеся в специальный держатель на объективе) и фильтры для импульсного света, устанавливающиеся в крепеж для светофильтра во вспышке или просто фиксирующиеся резинкой для денег. Мы поговорим обо всех.

Фильтры для объектива:

  • защитные, самый простой вид фильтров, просто защищают переднюю линзу от царапин, устанавливаются при покупке и не снимаются, так как имеют аналогичную посадочную резьбу для других светофильтров с обратной стороны. По структуре это обычная стекляшка, просто чуть лучшего качества, по сравнению с оконным стеклом. В маркировке обычно используется «protector».

  • ультрафиолетовые, которые часто часто используются как защитные, дополнительно еще и снижают поток ультрафиолетового излучения, которое глаз человека не видит, но прекрасно видит матрица. На финальном изображении УФ и часть поляризованного света приводят к появлению цианистого оттенка в небе и даже могут его сильно пересвечивать. Использование УФ-фильтра часто способно снижать этот эффект, делая небо чуть темнее и чуть синее. Обозначаются обычно как «UV».
  • инфракрасные, наоборот, фильтры очень специфические. В противовес ультрафиолетовым, которые блокируют только ультрафиолетовую часть спектра, наоборот, отфильтровывают весь видимый спектр, а инфра-красный оставляют. Современные цифровые фотоаппараты улавливают его часть, потому могут регистрировать информацию в очень специфических условиях. Так как фильтр закрывает весь видимый спектр, вы даже сфокусироваться не сможете или экспозицию измерить — в видоискателе будет абсолютная темнота. Потому, нужно обязательно использовать штатив (обязательно будете ставить длинную выдержку), ручной режим съемки и  фокусироваться на объекте заранее. Результат применения фильтра очень необычен: деревья получаются по-зимнему белыми, небо черным, а часть объектов глючно меняет свой цвет. Обозначаются фильтры как «IR».

  • поляризационные, которые бывают двух типов, линейные и круговые — первые не очень эффективно снижают поляризованный свет, невидимый нашему глазу, зато по всему полю фильтра и под любым углом, вторые гораздо эффективней снижают этот поток только под прямым углом к оптической оси, любой из них необходимо вращать перед каждым кадром, контролируя эффект в видоискатель. Вторые куда популярнее первых (естественно, ведь сильнее давят ненужный спектр), отчего первые куда сложнее купить. На деле, эффект применения фильтра выглядит как более контрастная картинка: небо очень синее, тени глубже, а вода практически прозрачная, с минимальным количеством бликов, под таким углом даже наш глаз дно не видит, а в кадре слой воды будет абсолютно прозрачным, в зависимости от ее чистоты, конечно. За счет того, что фильтр фактически состоит из двух колец, он получается очень толстым и на широкоугольных объективах срезает виньетированием углы изображения, отчего многие производители перешли на тонкие поляризационные фильтры (маркировка «slim» и более высокая цена). Маркируются фильтры как «PL» (линейные) и «C-PL» (циркулярные).
  • градиентные, которые тоже бывают двух видов, вращающиеся 50/50, которые имеют затемнение на половину кадра и вращаются, как поляризационные, и обычные, квадратной формы для установки в специальное крепление на объективе. Нужны они для выравнивания экспозиции при съемке пейзажей, чтобы немного затемнить верхнюю часть изображения, а низ, соответственно, экспонировать лучше. Как результат, вы получаете изображение с корректно экспонированным небом (синим с красивыми облаками) и землей или водной гладью (без провалов в тенях, с достаточной детализацией). Неудобны оба вида фильтров: круглые делят кадр вопреки канонам кадрирования, ровно пополам, а квадратные требуют специального адаптера, так что далеки от компактности и оперативности. Как аналог применения фильтра, сейчас часто используют панорамную или HDR склейку.

Все фото: Veezzle

  • нейтральные, которые бывают одного вида, но различающиеся по плотности. Они все нужны для того, чтобы удлинять экспозицию, не привнося никаких цветовых эффектов. Это простые «темные очки» для объектива, которые затемняют изображение на 1/2 ступени и более. Их эффект обычно указан в маркировке, например, ND2 (на две ступени, т.е. доступна выдержка в четыре раза длиннее, при прочих равных) или 400x (девять ступеней, с округлением — такие могут устроить закат солнца вручную). Помните, что затемняют тени они больше, чем света, и, в большинстве случаев, если использовать слишком темные, тени получаются провальными. Эффект их применения виден, когда требуется снять, к примеру, портрет при ярком солнце, но с открытой диафрагмой, к тому же, с полнофункциональной вспышкой, либо размытую воду при съемке заката или рассвета, когда над экспозицией довлеет солнце, многие так же снимают водопады в солнечных местах — в общем, все случаи, когда вам требуется принудительно удлинить выдержку или открыть диафрагму, если условия освещения вам этого сделать не позволяют. Обозначаются, как можно понять из сказанного выше, «ND», после чего следует определенная цифра.
  • цветные, которые были актуальны в пленочную эру для работы с черно-белыми и цветными пленками.

Светофильтры для вспышек — с этими все гораздо проще, потому что они бывают только одного вида, цветные. Казалось бы, зачем в наше время они нужны — ведь цвет так просто поправить ползунком баланса белого в конвертере?! Ничего подобного — ведь ползунком вы правите сразу все изображение, а перекрасить его локально может обойтись довольно дорого, в плане затрат времени, так не лучше ли все делать сразу и верно?

Вспышечные светофильтры бывают разными: пластиковыми, из стекла, и даже из желатина (в народе называемые гелевыми, что в корне неверно — кто видел их, подтвердит, что к гелю они имеют уж слишком отдаленное отношение). Суть у них одна — скорректировать цвет вспышки, называемый еще и цветовой температурой.

Для понимания необходимости в этом включаем мозг и обращаемся к шкале цветовой температуры (откройте Lightroom или хотя бы панель настройки монитора — там есть общепринятая шкала Кельвина), можно еще и предустановки баланса белого покрутить, чтобы посмотреть, как что меняется (поэкспериментируйте и поснимайте один объект с одним освещением в JPEG, меняя баланс белого, все поймете). Конвертеры сделали баланс белого и цветовую температуру вообще вещью относительной: кадру, снятому в RAW, вы можете присвоить любой параметр, в пределах кельвиновской шкалы. Неважно, к чему это приводит, но смысл в том, что, к примеру, лампочка накаливания, которой присвоен соответствующий ей параметр баланса белого, будет в кадре белой, а импульс вспышки в том же кадре будет уже синеватым, если то же самое проявить с установкой «день», лампочка станет желтой, а вспышка белой. Но настоящее веселье начинается дальше: при установке «люминесцентная лампа» появится явный оранжевый оттенок у лампочки и красный у вспышки.

Такие вот шатания от синего красному и обратно, принципе, нестрашны, когда вы не страдаете перфекционизмом, и когда источник света в кадре один — вы просто тыкаете серой пипеткой в нейтральное место на кадре, и все становится красивым… но стоит вам увлечься стробистскими тонкостями, как все вокруг меняется. Вспышка по цвету совместима только с дневного светом — все остальное будет у нее вызывать стойкое отторжение. Именно поэтому все хорошие вспышки продаются с каким-то минимальным набором цветных фильтров — нужны они не для световых спецэффектов, а для выравнивания цветовой температуры под имеющиеся источники, чтобы лампочки в кадре не казались глючными — ведь яркость вспышки будет перебивать по яркости любые из них, и корректные цвета будут лишь у объектов, ею освещенных.

Получается, что вспышку мало просто внести в кадр — ее свету надо придать еще и соответствующий оттенок, если вы не хотите ужасной мешанины. Совершенно серьезно, у вас все объекты с одной стороны могут быть белыми, с другой желтыми, и, пытаясь охладить «горячую» сторону, вы сделаете другую еще холодней, поэтому коррекция должна быть локальной, либо светофильтрами, либо масками в конвертере — второе обычно требует на порядок больше времени.

У цветных светофильтров есть два параметра: цвет и плотность. Цвет подбирается под оттенок мешающегося нам в кадре освещения:

  • красный — под «теплые» люминесцентные лампы и цвет заката
  • оранжевый — под «теплые» люминесцентные лампы или лампы накаливания, может отчасти заменить отсутствующий желтый или красный
  • желтый — под лампы накаливания
  • зеленый — под «холодные» люминесцентные лампы
  • синий — отчасти заменяет зеленый, для эффекта к нему можно добавить желтый

Не забывайте также о смещении цветов (или цветовом сдвиге) — тогда из одних можно получить другие.

Стоит также помнить и о цветовом контрасте, подчас необходимом в кадре, помимо контраста яркостного, например, темно-синему небу можно противопоставить теплое, в желтоватых или оранжевых тонах лицо. Естественно, это не значит, что на фоне малинового заката лицо обязательно должно быть зеленым.

Однако, вернемся… второй параметр светофильтра — плотность, выражающийся в количестве ступеней яркости, которые он крадет, соответственно, надо будет поднимать яркость вспышки. Маркировка написана на самом фильтре, вроде 1.2 EV и пр. Более плотный фильтр, естественно, добавляет больше цвета в кадр, т.е., применять его следует, в зависимости от того, насколько ярко освещен кадр «чужеродным» цветом. Это как с краской — положишь дополнительный слой, темнее и насыщеннее будет поверхность.

Вот, в общем-то, и все, дальше остается огромное поле для экспериментов. Ну, а о том, что надо не только читать, но и непременно обратиться к самой съемке, мы уже писали.

21 комментарий

  1. Несколько раз сталкивался со мнением, что мол, для современных объективов фильтры, в частности УФ — не нужны вовсе. Но по собственному опыту знаю, что благодаря этому фильтру (или тому, что забываю его снимать, да и не считаю нужным это делать) спасал переднюю линзу объектива при ударе.

    1. Иван

      Удивительно- любое стекло задерживает ультрафиолет. В объективе их несколько. Неужели uv фильтр задерживает какие-то особенные лучи, пропускаемые 5-6 стеклами объектива?? Защита объектива- это круто, но я фоткаю 32 года и НИ РАЗУ не уронил фотик, тем более объективом вниз. Более того, царапина в два сантиметра гвоздем на наружном стекле или пара трещин на все наружное стекло никак не будут видны на фотке. Легко проверить — приклейте тонкую полоску пластыря и посмотрите, это же обычный закон фокусировки. Это все маркетинг, и при покупке фотика в магазине вам скажут , что оооочень желательно приобрести такой красивенький тоненький фильтрик. Полярик — хорошо, но с ценой от 50 долларов за 52 мм, дешевле портит экспозицию. И если вы фоткаете все время небо, и под правильным углом, и, желательно, с правильными (не серыми) облаками. Как часто вы это делаете??? Красивых фоток насмотрелись??? Поверьте, это тоже маркетинг, и пользоваться профессионально поляриком надо учиться, а когда вы хотите снять своих разбредающихся детей в композиции с ярко-голубым небом, крутя полярик и пересаживая их в ту сторону, где полярик сработает, но зато они будут морщить лицо от яркого солнца, притом с одной стороны лица — улыбки уже не поимаете. Поэтому, даю альтернативный совет, не навязывая свое (и не только, правда) мнение — берегите деньги и снимайте как профи — без всяких фильтров.

      1. Ультрафиолетовый спект фильтруется стеклом не полностью, вы это должны знать. А по поцоду царапин не забывайте, что даже просто испачканное стекло портит картинку, мылит, так что содержите в чистоте.

  2. Когда было интересно узнать про фильтры выискивал отдельно по каждому инфу, а тут все и сразу :)
    Очень понравилось окончание статьи про фильтры для вспышки — никогда не задумывался об этом вопросе, но не знал как исправить, когда лампа желтая, а пыха мощная и белая — и как то все странно выглядит… :)
    Спасибо!

  3. Илюха

    UncleSam: Статью про изготовление самодельного ИК-фильтра изучил. Загорелся! :)) Возникло несколько вопросов:
    1. Ф/Пленку для изготовления фильтра используем только цветную или чб тоже подойдет?
    2. Пленка должна быть просто засвечена или проявленный (ессно, неэкспонированный) кадр тоже подойдет?
    3. Проверку своего фотега (ловит он ИК спектр или нет) с помошью ПДУ телика лучше в темноте проводить или без разницы?
    4. По поводу п. 3 – это правда, или просто предпервоапрельская шутка? :)))
    5. И еще, если мой Д90 ловить ик-волну не будет, можно ли с помощью правильно изготовленного (т.е. по указанной технологии) ик-фильтра снимать на пленку (чб или цветную)?

    1. Леша, наоборот: большечисло — меньше пропускает (там же еще красный захватывается), т.е. меньшее число ближе к имитации ИК, а больше — к чистой ИК-съемке. Ну, чем меньше пропускает, естественно, тем длиннее выдержки нужны будут, это понятно, отсюда шумы и прочая дребедень неприятная.

  4. faleksei

    Доброго времени суток, вопрос по инфракрасным фильтрам: стоит ли брать? Имеется D90, дорабатываться снятием фильтра с матрицы не будет (не хочу). Если стОит, то какой выбрать? Быстрый гуглинг по ибэю даёт 720, 850 и 950 нм.

  5. Андрей

    Позволю вставить свои 5 копеек.
    Недавно появилась возможность для своего объектива прикупить за дешево качественный полярик с мультипросветлением. Могу сказать, что чудес ждать не надо, фантастических пейзажей, как на рекламных сайтах, или на иллюстрациях статей, где описываются эффекты поляриков, в общем, где небо насыщенно-синее с объемными облаками, трава ядовито-зеленая, и все выглядит немного сюрреально, не будет. Эффект есть, да, но авторы лукавят, по тихому, пока никто не видит, выкручивая в конвертерах что-то типа Saturation :) В горах правда не снимал, не исключаю что там эффект посильнее выражен.
    А вот при съемке воды, особенно спокойной, эффект выражен намного лучше. Если интересно, могу привести примеры своих сравнительных снимков, с поляриком и без. Но тоже, чудес ждать не надо, отражения и блики гасятся от силы наполовину.
    Для себя сделал вывод — для обычного любителя, не фаната водных пейзажей, на дорогущие новые полярики можно и не смотреть. Эффект от них, описываемый на многих сетевых ресурсах, зачастую преувеличен. А вот резкость с поляриком реально падает.

  6. Илюха

    Дополнения, ИМХО, если позволите :))
    1. Фильтр на первом снимке, кроме UV, имеет маркировку HAZE — это против дымки в атмосфере.
    2. В настоящий момент разумному фотолюбителю нет никакого смысла покупать фильтры protector — в качестве защитного все стараются купить UV — он и стекло защитит, и уф-спектр снизит.
    3. Есть еще фильтры с маркировкой Soft и Diffussion. Разница между ними незначительна, позволяют сделать рисунок портрета более «мягким». Денег стоят побольше, чем UV. Поэтому экономному и некоммерческому фотолюбителю вместо них будет достаточно куска старых колготок (отбираем у прохожей на улице/жены/любовницы/дочери, нужное подставить:)) и с помощью канц.резинки крепим на переднюю линзу объектива. Пробуем, если нравится, но чего-то не хватает — тогда уже разоряемся на soft-фильтр.
    4. Где-то у кого-то из гуру читал, что если вы занимаетесь пейзажем и у вас уже есть полярик и градиентный, то нейтральный ND уже не нужен — совместно навинченная пара полярика и градиентного даст аналогичный эффект (хотя вряд ли заменит ND400!:))
    5. Цветные фильтры на стекло и пыху — для экспериментов можно просто покоцать несколько офисных разноцветных папок-уголков. Если результаты заинтересуют, тогда уже покупать фирменные оригиналы. Такие фильтры из папок под объективы у меня есть под все стекла (даже под фиш-ай!:)) Когда хочется похулиганить при жестком солнечном свете — они под рукой. Получаются сказочные, размытые, мягкие картинки с преобладанием синих (зеленых, желтых, красных — см. цвет папки) тонов. ЗЫ. Очень осторожно с помощью этих фильтров подходите к портретным снимкам. Если не уверены в адекватном поведении портретируемого — лучше снимок ему не показывайте! И, однозначно, не советую с помощью этого фильтра снимать жену — тут Вам всё вспомнят :))))

  7. Aleck

    Тоже обратил внимание на ошибку в описании поляриков. Xenozauros все описал верно. Можно только добавить, что в комбинации двух поляриков (как комбинированный ND-фильтр) первым (на пути света в объектив) должен быть линейный, а второй какой угодно.

  8. denvist

    спасибо!
    аккурат знакомая на днях интересовалась «что и для чего?». объяснил как мог, но лучше пусть ещё и вашу статью почитает :)

  9. Э… Мне казалось всегда, что линейный полярик тоже надо вращать. А, что в статье названно «вращающимся», правильнее называть круговым или циркулярным.
    Разница в том, что на циркулярном поляризаторе стоит бутерброд — вначале поляризатор, потом деполяризатор.
    В итоге, в объектив попадает уже депляризованный свет, который, тем не менее, прошел сквозь поляризационный фильтр. То есть картинка уже избавлена от лишних бликов, вода прозрачная и т.п.
    Для чего деполяризовывать свет обратно?
    Вроде как, поляризованный свет может свести с ума датчики фокусировки цифровых зеркальных камер. Вроде как, никто из фотографов с этим вживую не сталкивался. Но тем не менее, все производители зеркалок рекомендуют именно циркулярные поляризаторы.

Добавить комментарий для Илюха Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *