Простые фокусы

Научись видеть как объектив

В фотографии много правил, много рекомендаций, но нет ни одной универсальной и верной — все можно опровергнуть и даже нужно это делать, время от времени, по крайней мере. «Закон» третей — легко, «не резать по суставам» — тем более… многие фотографы так делают намеренно, будто пытаясь раздвинуть рамки реальности, чтобы было свободнее, ведь на пути к становлению себя как мастера можно и себя самого потерять в итоге. Однако, сколько ни трудись, одно у фотографии неизменно — и это правило останется жестким и неломаемым — это законы оптики. Человек никогда не научится видеть, как объектив, а значит, конечная фотография будет формироваться в голове, как образ, мысль, стереотип или еще что-то… в любом случае, это будет какая-то вымышленная субстанция, никогда на деле не существовавшая, а явившаяся лишь слепком фантазии фотохудожника. И до тех пор, пока фотограф этого не понимает, фотографии его будут слишком далеко от того, что он видит, а потому, можно сказать, что фотоаппарат вряд ли передаст его замысел.

Чтобы заставить фотоаппарат снимать так, как хочет фотограф, надо его понимать. Говорить с ним на одном языке, видеть, как он, чувствовать, что хочет этот глупый механизм… ой, этот механизм чего-то хочет? Наверное, это уже из моей собственной головы вылезло, не обращайте внимания. Другими словами, это сродни тому, как учатся езде на лошади или на машине — пока не поймешь, как что устроено и что нужно, чтобы начало двигаться, не поедешь или бед натворишь.

Часть первая, занудная. Фотоаппарат видит по-другому.

Так или иначе, фотоаппарат не видит мир, как мы. И дело тут не в количестве цветов и передаваемых тонов — как раз все это легко настраивается и доделывается в фотошопе, дело в восприятии действительности. Первое, что нельзя исправить — это то, что мы воспринимаем мир динамически, а фотоаппарат одномоментно. Это не недостаток, это просто особенность: ведь в динамике мы постепенно растем, взрослеем и стареем, а на фотографиях всегда останемся слепком реальности даже не в конкретный день, а в конкретный момент.

Bresson-la-gare

Фото: Анри Картье-Брессон

Фотоаппарат трансформирует реальность — как только вы нажимаете на кнопку, время останавливается. Естественно, не навсегда, а только в каком-то конкретном кадре… но в фотографии нас именно этот кадр и интересует. Вот этот мужик на картинке сверху скоро уже как 100 лет назад через лужу прыгнул возле Лионского вокзала в Париже (если ошибаюсь, поправьте), а в итоге стал знаменит на весь мир, хоть имени его никто и не знает. Брессон в начале прошлого века это знал, более того, он и видел, как его камера — именно потому и стал родоначальником правящего с тех пор в фотографии направления, поиска и фиксации одного момента из длинной реальности, неважно, сколько длился этот момент. Выдержка кадра может быть и 1/500с, и пять часов, но все это будет представлено в виде неподвижного изображения на экране (ах да, и на бумаге тоже).

Именно поэтому необходимо помнить, что кадр всегда останется статичным и замороженным, и если вы хотите добавить в него динамики, надо пользоваться теми правилами, по которым живет фотоаппарат, а не вы.

Вторая особенность фотоаппаратного зрения заключается в том, что это очень плохой конвертер пространства: мы воспринимаем глубину пространства непосредственно, благодаря стереоскопическому зрению — а вот фотоаппарат так не умеет, у него глаз один. Попробуйте как-нибудь пообщаться с человеком, у которого зрение с недостатками и попробуйте его понять. Если знакомых нет, сделайте вид, что вы Кутузов и походите полдня с черной повязкой на одном глазу — станете видеть, как фотоаппарат, и изображение станет плоским, то есть потеряет глубину. Фотографы, правда, знают об этом не первый день, да и до фотографии о таком недостатке было известно еще из живописи. Раз объем потерян, его нужно вернуть — само наше сознание этого требует, ему надо только подсказать и показать, где и что.

Один глаз начинает работать в пространстве по другим правилам. Прежде всего, помните, что единовременно наш мозг обрабатывает только центральную зону изображения (даже если второй глаз подключите, ничего не поменяется, не старайтесь), а остальную воспроизводит по памяти… вот только мощности на детализацию не хватает — да и не нужна она — в итоге окружающее пространство имеет лишь только общие яркостные и цветовые характеристики, то есть, как бы размыто, но эта размытость никак не связана со степенью удаления от того объекта, на который мы смотрим.

Впрочем, нашему глазу помогает логика, более крупные и более контрастные объекты (а соответственно, и более цветные) находятся ближе, чем менее контрастные и мелкие. Это уже называется перспективой, линейной и тональной.

Однако, теория без практики, наверное, не имеет смысла. Самое главное, что нужно понять из сказанного выше, что, поняв, как работают системы восприятия в том и ином случае, мы научимся конвертировать или переводить одно в другое. Этим нормальный человек занимается всю жизнь. Даже сейчас, когда я пишу эти буквы, а вы читаете, мы воспринимаем все посредством черных буковок на белом фоне, которые кто-то пишет, а кто-то читает. Мы не общаемся непосредственно, для этого есть другие формы. Мы кодируем информацию в буквы при написании и декодируем при чтении — точно так же надо поступить и при съемке, закодировав какой-то смысл или эмоцию в визуально воспринимаемый образ в конкретном кадре. От того, насколько хорошо вы умеете кодировать, и восприниматься ваш смысл будет глубже или, наоборот, более поверхностно.

Часть вторая, конкретная. Говорите на одном языке с фотоаппаратом.

Нет, это не японский. Это язык образов и средств визуальной передачи информации. В нашей статье далеко не все — это только малая часть всего того богатого набора, которым ежедневно пользуется фотограф.

Будем двигаться постепенно. Прежде всего, что делать, чтобы вернуть движение в кадр. Способов таких есть несколько:

  • прежде всего, заморозить движение, как Брессон и сделал (и делал еще довольно долго, вплоть до своей смерти… подумать только, и он, и человек в кадре уже мертвы, а картинка до сих пор актуальности не потеряла). Во многих случаях зависший в воздухе человек или человек в позе, не предполагающей стабильного нахождения в ней все равно нашим мозгом воспринимается как перемещающийся в пространстве, поэтому и будет так восприниматься в кадре.

Передача движения непосредственно

Фото: Сергей Самсонов

  • наоборот, размазать движение — так может размазаться сам человек, вследствие чего будет понятно, что он двигался в момент съемки, что на статичном фоне будет даже выглядеть динамично; либо может размазаться фон, при статичном объекте, что придает динамики в кадр тоже напрямую. Последнее используется при съемке спорта и называется проводкой.

20110523153822_2011051816471_dsc_0069

Фото: Сергей Самсонов

  • можно и не передавать движение непосредственно, а просто придать динамики в кадр — все линии и направления, которые основываются на естественном человеческом восприятии, надо использовать, помнить все о том же правиле третей, которое эту динамику и регулирует, использовать баланс и перспективу в кадре. Линии формируются не обязательно непосредственно, но еще и направлением взгляда. Есть стереотип еще из школы, что линия, начинающаяся слева внизу и идущая направо вверх, означает рост и позитивную энергию, что-то отличное передает уже другую эмоциональную нагрузку, но, в любом случае, это динамика.

Чуть сложнее обстоит дело с возвращением в кадр объема — с одной стороны, способов тут море, но не все они прямые, зато подчас куда более действенные.

Портрет с видимо размытым фоном

Фото: Сергей Самсонов

  • самый простой способ вернуть глубину в кадр — сымитировать наше зрение, что доступно на всех современных зеркальных фотоаппаратах. Компакты это умеют гораздо хуже, зато в последнее время появившиеся беззеркалки с большими матрицами тоже живут по тем же оптическим правилам. Проблема лишь в том, что аппарат при этом фокусируется на целой плоскости, а не просто на главном объекте (как говорилось выше), но мы к этому визуально уже привыкли.

Разные планы изображения

Фото: Сергей Самсонов

  • чуть сложнее, но связано с предыдущим: разделение картинки на планы (передний, средний, задний) — уже логическое деление, подкрепляемое чисто оптическим выделением. Основано это на том, что основная часть изображение — это сопутствующие элементы, фоновые, которые позволяют выделить в изображении основную информацию.

20111209192333_bridge_pan

Фото: Сергей Самсонов

  • при разделении на планы важно еще и проследить в картинке взаимосвязь между элементами — как шашлык насаживают на шампур, чтобы приготовить, так и картинку доводят, находя линии, связывающие воедино основные планы и элементы кадра. Здесь нам помогают как линии, так и контрасты, цветовые и световые. Тональная и линейная перспектива здесь очень помогает объединить картинку в единое целое.

Заключение. Философские мысли о единении фотографа и фотоаппарата

Вот, в общем-то, и все, что хотелось сегодня сказать. Прежде всего, не забывайте, что пятью кадрами не ограничивается статья, как вся фотография не ограничивается пятью правилами. Самое важное — это сделать правильный вывод из статьи. Вы уже знаете, что дело не в фотоаппарате — все кадры рождаются в голове фотографа и делаются не фотоаппаратом, а руками художника. Отсюда же, думаем, будет понятно, что хороший фотоаппарат не просто не гарантия хорошего снимка — если вы не умеете снимать сами, хороших снимков быть и не может, пока вы не поймете, что к чему.

Постарайтесь понять ту черную пластмассовую коробку, которой снимаете карточки. У нее есть свои особенности и ограничения, и чтобы их понять и узнать, не надо пытаться что-то угадать, не надо вообще быть семи пядей во лбу, не надо уметь читать мысли — надо просто снимать. Снимать регулярно, снимать, когда хочешь, когда видишь… естественно, при этом надо видеть. Более того, старайтесь представить, как и что видит фотоаппарат. Для этого, естественно, больше сравнивайте то, что видите сами, с тем, что получается на выходе из аппарата. В таких случаях часто бывает бессмысленно слушать стороннего совета — просто верьте своим глазам, они не соврут.

19 комментариев

  1. А я вот все ни как не могу именно научиться «видеть ка фотоаппарат». Вижу отличную картинку — снимаю, а получается совершенно не то, что задумывал.
    За статью большое спасибо. Надеюсь поможет.

  2. Natalliym

    Когда я впервые, взяв в руки фотоаппарат, сфотографировала им обалденный закат, а затем увидела получившееся фото, разочарованию моему не было предела. Я на долго потом забросила это дело, но в последствии поняла, что мне просто следует подучиться. Так что, эта статья, как нельзя лучше подходит для новичков и ни какой воды я в ней не увидела. Спасибо автору!!! Хорошая статья, интересный сайт.

  3. Спасибо! Статья мне понравилась, учусь искусству фото и это мне пригодится. Жалко что своим друзьям на «ОК» я не могу показать прямой ссылкой как на «вконтакте», пришлось копировать текст с картинками и только тогда все увидели в моем статусе. Друзьям единомышленникам ваша статья тоже понравилась.

    1. Давайте не будем придираться к тексту, если вы пишете пустые комментарии. Или, если вас не затруднит, конкретизируйте, пожалуйста.

      Дураку понятно, что изложить смысл любого текста можно и в 1, и в 5 предложениях, однако, сказать человеку «научись видеть как объектив» (смысл данного текста, выраженный в заголовке) совсем не приводит к тому чтобы человек научился это делать. Вместо критиканства пишите критику, пожалуйста.

  4. zverolen

    Офигенные материалы на сайте! Впервые я нахожу описание именно тех вещей, которые мне непонятны. Учитывается то, что люди, которые начинают заниматься фотографией, мягко говоря, не в полной мере обладают знаниями и навыками профессиональных фотографов, и простой пары «термин — определение» им иногда недостаточно. Классно!

  5. u571

    По крайней мере я уже научился понимать как снимет кадр мой фотоаппарат, теперь бы еще научить его снимать так, как вижу я и тогда все будет отлично.

  6. andrew

    А ведь через фотоаппарат мы видим не трехмерно, а так же плоско как и матрица, да еще и одним глазом. изображение в окуляре формируется то на матовой плоской пластине… а в итоге все равно получается не то что мы там видим ((( вот в чем подвох не пойму ?!
    хотя если наводится по экрану то все нормально ( почти всегда).
    тут видать где-то «собака зарыта», то ли в зеркале, то ли в пентапризме…. ))))

    з.ы.
    И даже если на экране фота все получилось то дома вновь ждет разочарование: на экране монитора снова все не так как на экране фота. недавно специально убил полтора часа что бы на мониторе получить ту же картинку что и на фоте. Родной DPP, Фотошоп и Capture One 6. Родным в этом случае вообще трудно добиться нужного результата. а вот в Capture One 6 все таки удалось привести картинку к тому что показывает фот. и то битва была за чб картинку ! ( изначально было снято в чб, кенон 60д)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *