Простые фокусы

Рабочий процесс с Lightroom на примере одной свадьбы

Что все так прутся от этого лайтрума? Ведь это всего-то и есть лишь ядро от фотошоповского плагина для конвертации файлов RAW (Adobe Camera RAW) плюс навешанные на него украшения, не более того. Программа позволяет вносить изменения порядка стандартных 20 параметров, плюс совершенно примитивные возможности ретуши (очень простенький штамп, лучше подходящий для прыщей) и удобная локальная кисть. Из прочих елочных украшений — создание слайдшоу, подготовка к печати и публикации в сети.

Однако, будь все так просто, не было бы такой кучи адептов, которые обмениваются какими-то «пресетами», готовят уроки по использованию и вообще говорят, что Lightroom — максимум того, что нужно настоящему фотографу. Неужели они все настолько недальновидны (тупы?), что не видят всего этого примитивизма?

Суть, как всегда, в мелочах. Лично я лайтрум просто обожаю — несколько лет назад, когда этой программы не было, и потом, когда я ей не пользовался, Lightroom казался мне темным лесом и примерно таким, как описано в первом абзаце. Основная проблема — его крайне прямая логика, идущая вразрез с рабочим процессом, который большинство для себя уже выстроили. Ее нельзя согнуть, нельзя изменить, здесь все начинается с одного (импорта) и заканчивается другим (экспортом). Пока все внутри, оно варится на очень быстром огне. До тех пор, пока объем проходящих через меня фотографий не перевалил за барьер примерно 10 рабочих фоток в день, я о нем даже не думал.

У Lightroom есть одно достоинство, которого нет сегодня, пожалуй, ни у одной другой программы — он представляет собой модель работы с проектами, в то время как остальные с каталогами и папками. Возможно, некогда нашелся в недрах компании один интересный ум, предложивший объединить функции органайзера и конвертера, прилепить к ним механизм печати и презентации, и готово. И если по последним претензии есть до сих пор (явно над ними думали меньше, чем над первыми двумя), сам конвертер просто замечательный. Проекты придумал кто-то гениальный, а правильные примеры не вредно и перенять. Усвойте, что любая коммерческая съемка — это проект. Любая домашняя съемка — это тоже проект (например, отпуск — один проект, текущие бытовые съемки в течение года — вялотекущий проект, чей-то день рождения — еще один проект). Да, поначалу вы не относитесь к ним так, и у меня было так же, пока не подстроил свой рабочий поток под логику Lightroom. После этого все стало на свои места.

Давайте поступим так: возьмем конкретную свадебную съемку конкретного фотографа и посмотрим, как можно это все организовать в качестве проекта Lightroom. Я не претендую на оригинальность или уникальность — вполне возможно, другие делают по-другому. Я просто расскажу о том, как делаю я, чтобы добиться своих целей (скорость, эффективность и безопасность).

С чего начать?

Вешалкой в лайтруме является первое окно под названием Library — это, собственно, и есть органайзер, однако, сначала надо войти в дверь. Да, программа показала вам несколько пунктов с объяснялкой на английском, где вы ничего не поняли (а зря), но дальше, в любом случае, сталкиваетесь с тем, что программа пуста. Правильный шагом для разработчиков было бы заставить вас лично создать проект подсказкой, они же, наоборот, создали дефолтный проект за вас (чисто американский подход к сложной проблеме). Создай вы сами, сразу бы это запомнили.

Итак, первый шаг — создание нового проекта (File → New catalog…). Проект — всего лишь папка с кучей файлов настроек внутри (Lightroom просто не хранит изменения в самих файлах, все в библиотеке, хранящейся тоже на диске), куда записывается все, что вы делаете с картинкой. Для примера, можете взять два файла, обработать на разных компьютерах, записывая данные на бумажку, чтобы скопировать с первого на второй — картинки будут идентичны. Из-за стандартности инструментов это возможно.

Создание и хранение каталогов (их мы и называем проектами) должно соответствовать вашим собственным предпочтениям. Работаете на одном компьютере, на нем и храните, если же вы мобильничаете, придумайте решение. Для себя я нашел такое: купил внешний «условно неубиваемый» диск на 320 Гб, где у меня есть специальная папка под названием «Рабочие каталоги». Именно там я и создаю каталоги, соответствующие названию (причина — работа на двух компьютерах). В данном случае, 20100908 Саша и Женя свадьба. Дата помогает сортировать каталоги по дате создания, остальное контент. Программа создаст папку, внутрь положит файл с аналогичным названием, но с расширением .lrcat — это и есть файл настроек, в котором хранятся данные каждой фотографии из проекта. При открытии создается рядом такой же файл с расширением .lock (замок), в который настройки временно копируются, чтобы потом записаться в основной. Если у вас экстренно выключится компьютер, последний файл придется удалить, иначе программа будет ругаться, что каталог используется другим. Более того, Lightroom не будет работать таким образом в аккаунтах с правами ниже административных (только с каталогами, созданными на компьютере).

После того, как проект создан, программа закроется и откроется заново, работая уже в нем. Он пустой — ни одной картинки там нет, да и программа вам порекомендует начать с импорта.

Импорт фотографий в проект

Импорт фотографий в проект Lightroom

По умолчанию, программа настроена так, чтобы импортировать фотографии в папку для фото, выбранную операционной системой. Каталоги же можно хранить отдельно, хоть на другом диске. Мне такой подход не нравится — раз работа проектная, а проект представляет собой ограниченный во времени процесс, раскидывать оригиналы и настройки не очень умно. Более того, для мобильной работы это совсем не подходит. Именно поэтому оригиналы я храню в папке проекта. С несколькими оговорками, естественно.

После съемки свадьбы к нам в руки попадают две флешки. Вне зависимости от того, как фотографии попадают непосредственно в компьютер, я перестраховываюсь, дублируя оригиналы. Копировать фото мне удобнее через Nikon Transfer (он переименовывает фотографии, прописывает копирайты и копирует фото на диск — настроена программа на папку «Фотографии» на внешнем диске, который постоянно подключен к компьютеру и рабочим не является, еженедельно синхронизируется с отключаемым внешним такой же емкости), однако иногда сразу включаю Lightroom и копирую при импорте. Этот вид и рассмотрим.

Открываем интерфейс импорта (File → Import Photos), который автоматически натравится на вставленную флешку (можно еще и в настройках галку поставить, чтобы окно открывалось автоматически при появлении карты памяти в системе), а  все фото на ней будут выделены. Так как перед свадьбой я форматирую карты памяти, на которые снимаю, прямо в фотоаппарате, особенных раздумий по сортировке того, что нужно, а что нет, у меня не возникает. Если же снимали некоторое время до этого, отсортировать можно хотя бы по датам через палитру в правой колонке или просто выделив нужные и поставив галку любой из них.

С карты фотографии тоже автоматически копируются (в остальных случаях, надо выбрать «Copy» вверху), только местоположение я указываю сам каждый раз — папку с конкретным каталогом на диске, тогда все лежит в одном месте. Дополнительно ставим галку «Make a second copy to» и указываем местоположение уже на диске, где хранятся фотографии на самом компьютере (у меня это стационарный внешний диск для фотографий).

Очень умная штука — сразу отбить программе желание интерпретировать по-своему, что и как вы там наснимали. Можно для этого использовать какой-то пресет, применяемый к вашим кадрам, в качестве которого я лично беру переделанный Zeroed из стандартного набора. Я добавил к нему еще профиль Camera Neutral и назвал Zeroed + Camera Neutral. Его я применяю всегда, потому что Auto tone способен полностью убить впечатление от фотографии. Когда все по нулям, тоже не лучше, но я хотя бы понимаю, от какой печки плясать (унылая низкоконтраастная фотография с большим количеством серого по всему кадру и прибитыми цветами).

Можно еще и ключевые слова при этом прописать, чего я не делаю — поиск по тегам в рамках одной свадьбы низкоэффективен. Я это делаю позже, чтобы отделить в рамках проекта саму свадьбу от лав-стори. Теги прекрасно подходят для долгоиграющих проектов.

Нажатием на клавишу Import мы заканчиваем процесс душевных мук. Обычно я импортирую картинки в компьютер сразу после свадьбы, по приходу домой. Процесс настроек занимает минуты две — я даже переодеваюсь дольше. После этого с чистой совестью иду ужинать, пока компьютер работает. Из всех процессов импорт — один из самых долгих, особенно если копируются картинки на два диска по USB.

Отбор фотографий

Отбор фотографий в Lightroom

Самый легкий этап работы с картинками — расставление оценок и отбор. Им можно заниматься и в панели Develop, и в Library, но последний удобнее хотя бы тем, что картинки можно перелистывать колесом мыши. Тут все дело в клавишах: убираем лишние панели (боковые или только одну из них и верхнюю с нижней), чтобы места для фото было больше. Листаем стрелками, цифрами от 1 до 5 расставляем оценки, клавишей P выбираем, клавишей X отбраковываем (должна быть установлена англоязычная раскладка). Я делаю два прохода — сначала просто отбираю подходящие фотографии в течение 2-3 часов, потом еще за полчаса откидываю из них лишние и расставляю оценки или цветные ярлыки (последние ставятся цифрами 6-9). В результате, мы должны получить то количество фотографий, на которое ориентируемся, плюс (или минус) какой-то запас. Свадебные фотографы предоставляют обычно от 70 (умные) до 200 фотографий (большинство) в обработанном виде, глупые обрабатывают все. Логика здесь ясна: больше фото = больше работы и меньше времени на обработку каждой фотографии. Если договориться на 30, можно каждую даже по полчаса в Фотошопе крутить.

После расставления оценок обратите внимание на панель сортировки в Library (видна, когда проект выводится в виде картинок предпросмотра) — там можно отсортировать и по тегам (например: свадьба/лав-стори/загс/прогулка/ресторан), и по параметрам съемки, и по вашим оценкам и меткам. После того, как отметите нужные (я беру отобранные), можете переключаться на вкладку Develop и обрабатывать.

Обработка фотографий

Панель Develop в Lightroom (стандартный вид)

Самый ответственный и самый долгий этап работы с фотографиями, ради которого все, собственно, и делается. Описывать его, впрочем, получится значительно короче, по причине того, что вариации у каждого свои, потому описываются только общие детали.

У мня есть некоторый набор свадебных пресетов, однако каждый отдельный из них не обязательно исспользуется при обработке каждой свадьбы. Пресетов не нужно много: в дополнение к стандартным, достаточно всего десятка-двух, которые надо регулярно обновлять и отсортировывать ненужные. Для собственного стиля достаточно пяти-восьми общих и еще десятка бьющих в нужную цель (прорисовать небо, траву, снег, желтые тона, сделать теплее/холоднее). Большее их количество будет просто ненужным мусором. Крайне рекомендуется набор плагинов для художественной работы: для ретуши портретов я использую Imagenomic Portraiture, для черно-белых фото Nik Silver Efex Pro, любителей псевдо-HDR наверняка привлечет Topaz Adjust (удобство отдельного плагина для Lightroom, думаю, обсуждать не нужно — нет необходимости запускать Фотошоп каждый раз). Нужен, естественно, и сам фотошоп, задачи которого однозначно сформулировать невозможно, ограничившись лишь туманной фразой, что он «аккуратнее делает работу, с которой конвертер справляется очень грубо».

Обработка — самая художественная часть, потому начинаю ее обычно, тыкаясь в разные фотографии и пробуя различные пресеты для стилизации, чтобы понять, что хочу видеть. Такое, впрочем, не всегда — иногда просто довожу картинки до вида «по умолчанию», проявляя в нормальном режиме.

Нормальный режим начинается с выравнивания освещения по ярким и темным зонам (ползунки Exposure и Blacks), потом баланс белого и кривая S для нужного контраста (она все равно больше ничего не умеет). Ползунок Contrast я не использую вообще никогда, Brightness лишь в исключительных случаях (она практически противоположна контрасту, для его сохранения и осветления фото пользуюсь Exposure, но это личная преференция). Шарпинг и подавление шумов — обязательный следующий этап. Далее следует работа с цветом. Обратите внимание на ползунки Vibrance и Saturation — это просто усиление/ослабление всех цветов, просто с разными акцентами. Гораздо интереснее здесь панель HSL/Color. Первая позволяет изменять спектр цветов локально по группам (например, если профиль вашего фотоаппарата явно краснит и выдает битые зелено-желтые градиенты, что часто случается с Nikon, вам сюда), вторая позволяет тонировать снимки, причем очень гибко, зато по тому же принципу (практически аналог цветного фильтра в Фотошопе). Высший пилотаж для владельцев хороших глаз и дорогих мониторов — сплит-тонирование. Виньетки и профили объективов — стандартные на сегодня инструменты стилизации. Белая или черная виньетки подчеркивают центр или придают воздушный вид, стилизация под «рыбий глаз» вообще вошла сегодня в моду.

Что касается времени обработки, тут каждый решает сам. Поначалу довольно долго (логика работы непривычна и ломается), потом привыкаешь и уже не уверен, что с этой иголки слезешь. Эффективность возрастает в разы, если посчитать соотношение времени и результата и делать все правильно. Тем не менее, я считаю большой удачей, когда удается отдать заказчику диск ровно через неделю после свадьбы (совершенно не понимаю фотографов, которые могут мурыжить клиента по полгода, ссылаясь на «большое количество заказов» — явно форменное неуважение к заказчику и наплевательство на деловую этику). В любом случае, закладываюсь я всегда на две недели (всякое бывает, иногда по ошибке и рабочий диск отформатируешь), в которые укладываюсь, в любом случае. Учитывая то, что это далеко не мой основной заработок, а так, для души и пополнения кармана, времени у меня уходит несколько вечеров, зато результат нестыдно посмотреть самому и показать другим. Две недели — это еще и стандартный срок отпуска в России, который молодожены, как правило, берут после свадьбы.

Предпечатная подготовка и презентация фотографий

Экспорт фотографий для печати

Из всей предпечатной подготовки в Лайтруме есть одна наиважнейшая функция — экспорт. Окно печати нужно совсем для другого. Так как в наше время фотографии печатаются только в лабораториях, просто готовим их под нужное разрешение. Выделяем все (Ctrl+A), правый клик — Export. Я кладу эту папку все в ту же папочку каталога, именую ее соответственно контенту: например, «печать А4 AdobeRGB», что, само по себе показательно. Файлы именуются похожим образом. Формат вывода зависит от лаборатории, но так как почти никто не печатает 16 бит, необходимости в tiff тоже нет. JPEG без сжатия, размер по длинной стороне под пиксельные размеры 20×30 составляет 3600 точек, небольшой шарпинг после изменения размеров тоже уместен. В конце ставим Show in Explorer, чтобы понять, когда работа окончена. Идем пить чай с глубоким удовлетворением.

Затем из результирующих фото уже можно делать свадебную фотокнигу, если вы ее верстаете не в Лайтруме, если же вы выбрали его и для создания книги (не очень умный шаг), у нас и статья есть о том, как создавать фотокниги в самом Lightroom. Именно для этого нам понадобится окно Print.

Свадебная фотогалерея

После конвертации имеет смысл сделать интернет-галерею для просмотра молодоженами (они будут и ссылки другим отправлять, учтите). Идем в панель Web и выбираем опции. Самая эффектная — это флеш-галарея Airtight Simple Viewer. Там необходимо только указать название галереи, немного настроек с копирайтами и контактный телефон (вы же не знаете, кто ее увидит, верно?). При выводе программа спросит только пароль к FTP вашего сайта, который не надо хранить в пресетах, лучше каждый раз вводить вручную. Дальше программа все сделает сама. Опять идем пить кофе.

Как опцию, заказчику можно отдавать и оставшиеся фотографии, которые вы откинули. Я их конвертирую под разрешение 10×15 и складываю в папку «брак», которую помещаю на диск для заказчика.

Безопасность и бекап

Ключевая фраза, которую необходимо помнить на протяжении всего процесса работы — «сохраняйся». В Lightroom есть интерфейс бекапа каталогов, но сделан он очень глупо — сохраняется файл настроек не просто на тот же диск, но еще и в те же папку, что, очень мягко говоря, «немного глупо».

Риски, которые стоят перед вами, заключаются в следующем:

  • потеря исходников. Лечится двойным копированием, с предусмотрением еще одной самой резервной копии. Именно для этого мы создавали вторую копию на локальном диске, в плюс к мобильному, именно для этого вручную я делаю еженедельную синхронизацию со вторым внешним (подключаемым по требованию) диском. Имеет смысл проплатить интернет-хранилища, если цена потери и того выше. У меня пока до этого не дошло, а проблемы надо решать по мере возникновения. Учтите, что правильные люди копии разносят еще и в разные локации (у меня оба диска лежат дома, хотя один отключен, другой постоянно подключен).
  • потеря настроек. Внешний диск для Лайтрума должен только для него и использоваться. Чем больше вы его используете для прочего применения, тем выше и риски его случайно угробить. У меня такое было, больше не хочу. Напишите на диске маркером Lightroom или еще что-то, чтобы зарубить себе это на носу.
  • потеря бекапа. Если файл бекапа базы лежит на том же диске, значит, он вообще не нужен. Да, ранние версии программы при экстренном закрытии могли случайно весь каталог грохнуть — сейчас такого нет (или просто я давно не видел). В любом случае, делайте вторую копию бекапа на другой диск. Смысл в том, что за две недели редактирования с парой сотен фотографий может случиться что угодно, а файлы каталогов софтом по восстановлению данных восстанавливаются некорректно (проверено на своем горбу).
  • потеря результатов. Данные теряются на разных этапах, потому заведите себе правило: бекап-бекап-бекап-бекап.
    1. Бекап после съемки (копия на внешний диск, копия на второй)
    2. Бекап по ходу редактирования, можно использовать встроенные настройки, только помогать вручную. Кстати, для бекапа каталога может подойти даже Dropbox.
    3. Бекап по окончании редактирования. после того, как сконвертируете результаты, экспортируете каталог на жесткий диск с фотографиями (File → Export as Catalog…), туда же копируете и фотографии для печати, просмотра или еще чего-нибудь.
    4. Регулярный бекап диска с фотографиями на внешний резервный носитель. Есть несколько программ для простой синхронизации папок, плюс многие из производителей дисков включают в комплект софт для синхронизации папок по нажатию клавиши на диске или при подключении. Такое ПО есть и у WD, и у Seagate, и у Transcend. Можно делать и вручную.
    5. Дополнительно можете обогатиться идеями нашего уважаемого сообщества о подходе к резервному копированию фотографий и их правильному хранению.

Вот, наверное, и все. Надеюсь, что статья окажется вам полезной. Еще раз скажу, что ни один шаг не является обязательным или рекомендуемым. Можно делать по-другому, можно даже предложить свои варианты ниже, за них вам наши читатели скажут отдельное спасибо.

57 комментариев

  1. sabaka

    Ээ а чем обусловлены сроки в полгода, кроме как лени? 6 месяцев по 20 рабочих дней по 8 часов = 960 часов. Сколько фотографий выдает клиенту професиональный фотограф за этот срок?

    1. У свадебщика-профессионала летом по 3-4 съемки в неделю, отбор быстрый а вот обрабатывают почти все сами, и это самое долгое. Плюс встречи с клиентами и пр. Не думаете же вы, что фотограф только снимает и обрабатывает — тогда бы у него просто не было клиентов.

      Если хочется быстро, выход только один — непрофессионал.

  2. Спасибо за статью. Пробежал по диагонали, но не нашел.
    Может знаете, как сделать сортировку по дате съемке по умолчанию.
    А то сейчас стоит sort>Added order что не совсем правильно, когда я снимаю одновременно тремя камерами.

  3. terra

    Имеется вопрос)
    Хотелось бы освоить Lightroom (разумеется, опыт работы с шопом имеется). Но есть одна глобальная проблема: не знаю английский. Есть ли источники в и-нете, где можно скачать версию на рус.яз. или это бессмысленное дело и надо приобрести коммерческую версию?

    1. Есть, прям здесь и писали про русификатор, а переводившему человеку даже предложили у нас захостить все, он сам не захотел, выкладывает все на Народе.

  4. Илюха

    UncleSam: «…понятия профессионал/непрофессионал основываются на другом — основной это заработок у человека или нет».
    Не согласен, надо таким фотографам другое определение придумать. «Профессионал» — это все же в первую очередь «качество». Иначе люди на «шохах», стоящие у метро и предлагающие подвезти, если им покажут дорогу — профессиональные таксисты! )))

  5. Дмитрий

    зачем передергиваете? ))) я не критиковал ваш весь текст и не говорил что вы лох. Я лишь счел нужным уточнить то что вы выделили в статье жирным шрифтом, потому что вы не разбираетесь в таких ньюансах. Лайтрумом пользуюсь конечно. Потом шлифую в Фотошопе. За статьи вам отдельное спасибо — особо ничего нового для себя не нашел, но все равно вы молодец.

  6. Да я не умничаю, ты просто иногда как напишешь что-нибудь, что даже и ответить-то нечего.

    По-моему всё просто. Нет ничего плохого/страшного/неуважительного/непрофессионального в больших сроках. Если заказчика устраивает качество и срок — в чём проблема. Меня, как заказчика, такие сроки вполне устраивают. Зато я получу то, за что заплатил не маленькие, в общем-то, деньги. А не «в день свадьбы с камеры слил». Обзывать при этом всех фотографов, у которых сроки больше недели и, о ужас, нет 3—4 свободных дней в неделю, по меньшей мере, глупо. Об этом тебе и пытается сказать Дмитрий, а я его вполне поддерживаю.

    1. Артем, тогда скажи, в какой строчке я обозвал. Я сказал, что это нехорошо. Ты бы тоже мог написать «а вот я считаю что…», а не говорить «почитай комментарии, тут все написано». Для собственного мнения комментарии и нужны. Про «с камеры слил» тоже не вижу, где я писал.

      Дмитрий, я в этом сам признался, да и не скрываю этого. Вопрос сроков, в любом случае, не предмет статьи совсем, поэтому за него цепляться тоже некрасиво.

  7. И да, по поводу «за неделю нельзя свадьбу нормально обработать». Это мне сложно, с 8-часовым графиком. А если иметь хотя бы 3-4 свободных дня, 150 хороших кадров (и меньше) можно практически вручную отрисовать, не говоря уже о Лайтруме. 8-10 часов работы в день, по 15-18 кадров в час — производительность неплохая. Ну, а в Фотошопе никто сегодня не рисует.

    Дмитрий, вы вот профессионал, видимо, поделиться могли бы, чтобы другие знали. Вместо этого кинули пару ссылок на форумы и сказали, что я лох, что все и так знают. Думаете, показали этим свои глубокие знания и опыт? Мне кажется, нет

  8. Дмитрий, вы ссылок на какой-то свадебный форум накидали — это должно как-то доказать что вы профессионал?

    Спор ни о чем, согласен. Вы раскритиковали мой текст (зачем только, не пойму, речь-то не об этом — вы что, Лайтрумом не пользуетесь чтоль?), точнее подход, а я вашего понять не могу, искренне считая, что он неправильный. То, что я свадьбы снимаю непрофессионально, зарабатывая на постоянной работе в другом месте, не делает меня некомпетентным в оценке и собственном мнении. Встречал кучу заказчиков, которым вот так по полгода мозг крутили. Офигенно, наверное, отпраздновать свадьбу в июле и под новый год получить фотографии. Особенно, в наше время, когда все на компьютерах. Тут ответ только один — человек некомпетентен (это даже смелый заказчик скажет, который в фотографии ничего не понимает). А вот крутые фотографы с именем себе такое могут позволить, согласен, но имен-то не так много.

    Я профессионалом не буду. По крайней мере, профессионалом-свадебщиком. Прежде всего, потому что языком вертеть у меня получается лучше, чем кнопку нажимать и кадр видеть, так сложилось. Не всем дано, так что я и не лезу. К тому же, чтобы продвинуться, надо изначально вложиться хорошо в раскрутку. Почему-то уверен, что 20% раскрученных фотографов держат 80% рынка. Остальным 80% достается остаток 20% заказов, которых вполне хватает на карманные расходы и поддержание парка техники, при том, что времени на такое денежное хобби много не тратится. Да и нет у меня совести, чтобы человеку сказать «прости брат, заказов много».

    По поводу книжек, я нигде не писал, что за неделю книжку сверстать можно. Тут есть ссылка, что ее можно сверстать в LR, что просто, но дешево. А решение фотограф + дизайнер очень хорошее, и дизайнеру обычно не нужен стиль фотографа. Задача фотографа — снять хороший кадр, а вот задача дизайнера его правильно презентовать. Будьте откровенны сами с собой, скажите, что просто делиться не хочется.

    Артем, а о чем речь? По мне, так она вон наверху написана. Ты, как всегда, не прочитал ничего.

  9. Дмитрий

    UncleSam: я вовсе не оправдываюсь, а пытаюсь вам донести ситуацию изнутри, которую вы не знаете )))
    Я вам привел ситуацию когда допустим снимается всего лишь одна свадьба в неделю и как порой невозможно ее сделать (качественно) за неделю. А если ещё вдруг форс-мажоры посыпались — так вообще.. )) Нашел вам тему — http://www.mywed.ru/forum/talk/view/505/
    Ни у кого фотокниги за неделю нету )) плюс скидка на то что все хотят выглядеть максимально скоростными — прочитать то могут все и потенциальные женихи-невесты тоже))
    И не стоит меня учить как подымать цену, чтобы больше времени освобождалось — это мной и делается, но не все так просто )) Займитесь сва.съемкой на проф.уровне и многое станет понятным… В общем спор не о чем.. )))

  10. UncleSam, ты как-то опять всё перепутал :)

    «Вы сейчас пытаетесь оправдаться, сказав, что раз крутые гуры по полгода могут верстать, что угодно, то обычные бомбилы тоже».

    Речь-то не об этом совсем.

  11. Дмитрий

    то Илюха: ввязывайтесь ))
    А сколько НАДО делать щелчков чтобы считаться проф.фотографом? )) Чтобы сделать вид что работаешь, можно и раз 200-300 за весь день нажать (не спорю, быть может все 300 будут в «кассу»,т.е. явные шедевры, но я сомневаюсь и таких фотографов не знаю)). А чтобы поймать нужный момент у явных не проф.актеров, а у обычных людей, некоторые фотографы и по 5-6 тысяч приносят материалу. Но зато там будет то что нужно.
    Зайдите на mywed.ru и почитайте тамошний форум. Была как-то раз там тема про количество щелчков и тема про сроки работы ))

  12. Илюха

    To UncleSam & Дмитрий: Позвольте и мне ввязаться в ваше обсуждение (с точки зрения гипотетического заказчика).

    Вопрос у меня всего один — почему 2000 (Две тысячи!) щелчков за свадьбу (т.е. за период максимум в 8 часов чистого съемочного времени за минусом переездов)приравнивается к понятию «профессиональный фотограф»? Имхо, такой производительности обзавидовалась бы даже Анка-пулеметчица :))))

    1. Илюха, понятия профессионал/непрофессионал основываются на другом — основной это заработок у человека или нет. Об уровне фотографа никто и никогда не говорит, хотя подразумевается, что профессионал вроде как снимает лучше и берет больше денег.

  13. Дмитрий

    то UncleSam: Еще раз — не рассуждайте о том чего не знаете ))) У именитых столичных фотографов сроки изготовления фотокниг легко доходят до нескольких месяцев (что и закладывается в договор). Подумайте почему )) Найти дизайнера, который сможет качественно разобрать отснятый материал в пару тысяч файлов, обработать его в соответствии с виденьем фотографа и качественно подготовить книгу к печати — ОЧЕНЬ сложно. Проще самому. Клиенты ведь бывают разные — кому-то проще подождать несколько месяцев и получить качественный материал за несколько десятков тысяч рублей, радующий их годами, кому-то проще нанять студента который отснимет за еду в ресторане и запишет фотки с фотоаппарата на диск в этот же вечер.Все дело в шкале ценностей и понимания качества )) Как там — «мы можем выполнить свою работу быстро, качественно, дешево. Выберите только два пункта.»

    1. Дмитрий, речь не об именитых. Именитые не работают по нескольку раз на неделе, на творчество это не похоже. Не работают так и лохи, вроде меня (спасибо, что перепутали меня с Медведевым, наверное, это очень лестно должно быть, хотя все знают, что фамилия у меня не президентская, пусть и сына Димой величают). Вы сейчас пытаетесь оправдаться, сказав, что раз крутые гуры по полгода могут верстать, что угодно, то обычные бомбилы тоже. А вот и нет, уровень другой. Нормальная экономичесская задача: раз много заказов, поднимай цену, пока не снижается доход (а прибыльность растет, потому что время свободное освобождается). На какой-то границе количество клиентов начнет сокращаться, но за счет цены можно зарабатывать столько же, работая меньше. А вы стараетесь окучить всех, что в корне неправильно.

      И с чего вы взяли, что я не знаю. Давайте пригласим в подкаст знаменитого свадебного фотографа и с ним поговорим — все само собой развеется. В пределах этого сайта что я, что, извините, вы, люди одинаковые — вы даже вон портфолио своего не показали, чтобы мы вас к профессионалам причислили… ну а я… хотя я вверху сказал, и это все здесь знают.

    2. Илья

      На мой взгляд, ценность качественного свадебного материала ещё больше возрастает, если получить его через 3-6 месяцев, а не через 1-2 недели, поскольку сразу после свадьбы ещё живы впечатления от неё, а вот получить классные фотографии через несколько месяцев — значит заново погрузиться в приятные воспоминания. Вряд ли эффект от просмотра свадебных фото во второй раз будет сильнее, чем в первый.:)

      1. Возможно, это такое видение фотографа, который к фотографиям привык в принципе. Однако, люди, в большинстве своем, хотят фото почти сразу после съемки и не хотят ждать вообще.

  14. Дмитрий

    «совершенно не понимаю фотографов, которые могут мурыжить клиента по полгода, ссылаясь на «большое количество заказов»» + «Учитывая то, что это далеко не мой основной заработок, а так, для души и пополнения кармана, времени у меня уходит несколько вечеров» — именно поэтому вы и не понимаете проф.фотографов у которых основная работа свадебная съемка )))
    Как будете снимать по несколько свадеб в месяц + личные встречи с клиентами (и не факт что встанут к вам) + доп.съемки типа лав-стори + другие проекты…а еще хочется кушать и спать..и вы в неделю уже не будете успевать отдавать свадьбу…тем более по осени-зиме когда накапливаются долги )))

    1. Дмитрий, т.е. вы, как профессиональный фотограф (пусть и свадебный), считаете, что полгода на подготовку результата с отмазкой «у меня много заказов» — это нормально? Не можете справиться с объемом, работайте на пару с дизайнером, пусть обрабатывает в потоке, он только спасибо скажет. Повышайте цену услуг до уровня, когда вам количество заказов/оплата/занятость станет нормальным уровнем. А то ведь так и пожалеть недолго нерадивого и безответственного фотографа.

    1. Патрик, самому сделать. Я в свое время скачал где-то 400 штук, которые и так были бесплатными, просто кто-то собрал в один архив. Потом все они пошли в топку, хотя те, что понравились, немного подучили работать с цветом и стилизацией. Ну и естественно, лучше понять, что именно больше нравится — оптимальных не существует, как не бывает правильного цвета или баланса белого.

  15. Александр

    UncleSam, я бы во всех местах убрал. Я не против заимствований, но по словарю этот термин лежит совсем в другой области.
    По поводу отбора написано:
    «Самый легкий этап работы с картинками — расставление оценок и отбор». Для меня это самый тяжелый этап работы (если фотографий много). Когда ТЗ выполнено и к технике претензий нет — выбирать из 5-10 почти одинаковых кадров непросто.

    1. Александр, согласен. Но, согласитесь, фотографии не бывают одинаковыми. Где-то свет чуть по-другому упал, где-то лицо повернуто. Если есть сомнения, отбирайте все, между которыми сомневаетесь. Этап редактирования исправит. Часто просто фокус уплывает с глаза на нос, а при отборе это не всегда заметно. Душевные мучения терзают недолго, достаточно лишь пожестче себя критиковать. Посмотрите, как отбирают свои фотографии профессионалы, все поймете.

  16. Наконец-то хоть что-то здравое про Лайтрум. А то дальше «фотошопа недоделанного» не заходило.

    «Lightroom просто не хранит изменения в самих файлах, все в библиотеке, хранящейся тоже на диске»

    В XMP/DNG хранит всё, кроме истории, меток и тому подобного.

    «После расставления оценок обратите внимание на панель сортировки в Library…»

    Это, конечно, не сортировка :)

    «стилизация под «рыбий глаз» вообще вошла сегодня в моду»

    Хвала магистрам не видел ни разу :)

    «совершенно не понимаю фотографов, которые могут мурыжить клиента по полгода»

    Это уж от целей/задач клиента и фотографа зависит.

    «Как опцию, заказчику можно отдавать и оставшиеся фотографии, которые вы откинули».

    Что подтверждает сказанное выше :)

  17. Рейтинг понятно для чего. А вот про цветовую идентификацию «штанов» написано вскользь.
    У меня от поездки к поездки цветовые метки меняются. Нет пока порядка в голове, как их использовать.

    1. Александр, нормально. Просмотрел и в двух местах из трех убрал, абсолютно согласен с напряжностью, так что спасибо за нацистский подход.
      А по поводу напряжного отбора не понял. Вроде не писал об этом.

      Рома, цвета — это пользовательская маркировка. Я вот по целям определяю, единого цветового пространства все равно нет. Условно подумал, что красные из этой серии пойдут в книгу, и все, а зеленые в портфолио общее. Как-то так.

  18. Александр

    Чо, я не грамманаци, но слово «преференция», да еще и в нескольких экземплярах конкретно возмутило. Вы сделали мой день!
    Вообще интересно почитать про то как на потоке работают… Я только был удивлен тем, что процесс отбора фотографий назван самым ненапряжным…

  19. limon_4eg

    А как вы относитесь к хранению изменений произведенных в фотографии в том же каталоге что и РАВ в файле с названием фото и расширением .xmp?

  20. Полезный материал :) Давно пользуюсь лайтрумом и так же не могу счас от него отказаться :)
    А для бекапа пользуюсь бесплатным русифицированным софтом Cobian Backup. И архивирую не только фото, но и часть важных документов, достаточно лишь выставить папки и расписание.
    PS скачать можно тут http://www.cobiansoft.com/cobianbackup.htm

    1. Lafto, гран мерси, такие программы нужны.

      limon_4eg, а какая разница? Если грохнется диск, вы их все равно не восстановите. Они все равно под Лайтрум писаны. Это удобно, когда надо человеку передать в качестве настроек равки, но тогда оно от пресета ничем не отличается в функциональном плане. В общем, я смысла не вижу. Кроме как если грохнется такой каталог, часть данных поднимется — уж лучше в стороне держать файл самого каталога. Вон, Евгений вообще в одном каталоге все держит и ничего не боится.

      Михаил, пожалуйста. Тут, как говорится, главное задать нужный и правильный вопрос.

  21. Полезный материал, всегда интересно ознакомится с тем как выстроен рабочий процесс у других.

    Из идеологических отличий: я не создаю каталог, под каждый проект (свадьбу). Есть общий каталог wedding в котором содержаться все свадьбы.

  22. «…до сих пор почему-то никто не придумал возможности поставить галки выделенным вручную файлам, а окошко под галку очень маленькое, и нельзя назвать оперативным кликанье в каждую из них.» — для этого надо выделить все требуемые файлы и поставить галочку на любом из них. В этом случае она проставиться автоматически

  23. Хорошая статья! Надо мне поближе с пресетами познакомиться! А ты зачем заказчику «брак» отдаешь? Он может подумать, что у тебя плохих фото гораздо больше чем хороших!

    1. Плохих всегда больше. Просто где-то может оказаться совсем отстойная фотка, где невеста сама себе очень нравится, отредактируешь и ее. Как правило, эту папку все равно никто не смотрит (или не говорят).

Добавить комментарий для Денис Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *