Простые фокусы

Что в бридже тебе моем?

Про бриджевые аппараты (называемые еще цифровыми дальномерками) рынок бредил очень давно, и началось это, наверное, не с Sony, хотя она стала первой производить аппараты с большой матрицей, но «как бы компактные», в том смысле, что без зеркала… началось это с Sigma, которая, кстати, очень долго мучала рынок своими предварительными анонсами с угрозами вставить некомпактную матрицу в компактный корпус, глюками и багами, и все же это сделала. Естественно, тогда еще никто не был уверен, что получится у Sigma, а маркетологи даже примерных данных о продажах не видели. По всей видимости, данные были очень интересными (лично мне не раз встречались люди с Sigma DP1 в России, хотя официальных поставок не было довольно долгое время) — проектом сразу же заинтересовались в Panasonic/Olympus, которые, видимо, имели к тому времени не просто мысли, но и наработки.

Буквально пару лет спустя на свет появилось их детище (Panasonic G1), которое принялось активно размножаться в разных ипостасях под личиной микро-4/3”, и с тех пор рынок буквально задрожал. Ничего сверхъестественного в этом нет — даже при своей тормознутости, эти аппараты имели одну очень ценную характеристику: способность снимать хорошо при компактных размерах. Да, медленный автофокус, да, не самого высокого уровня оптика, да, не такой уж он и компактный — но при этом ведь есть куча перспектив для роста.

Olympus_E-PL1_1

Что удалось сделать Olympus в паре с более богатым Panasonic — сдвинуть рынок с мертвого места, а именно, с мыслей, что «еще стоит посмотреть» к «надо столбить себе место». В рыночных войнах все знают, что найти нишу мало, надо еще обеспечить себе безбедное будущее, чтобы эта ниша была платежеспособной и обеспечивала твою старость и старость твоих потомков. Если попытаться посчитать, какой процент глупых проектов становился гениальным, понимаешь, что дело часто упирается не только в деньги и математику, но больше даже в везение и интуицию, которые у каждого свои. Теперь можно смело говорить, что первыми на рынке выпуска компактных фотоаппаратов со сменной оптикой были именно создатели системы микро-4/3”, которая лучше прижилась именно в качестве компактной характеристики фотоаппарату, нежели аналог своего старшего брата, которого, по всей видимости, обгонит по продажам уже в ближайшие пару лет и заставит основных акционеров перенацелить производство с зеркалок на более компактный сектор, а это ведь не только аппараты — это оптика и куча аксессуаров, сектора, которые пока дают очень мало отдачи.

Samsung_nx10_flash

Затем был Samsung, который, поставив в аппарат матрицу из своих зеркалок, тоже как бы стал первым — правда, для этого условия пришлось оговаривать списком («первая в истории компактная камера с сенсором формата APS-C, без зеркального элемента и со съемным объективом», причем западные пиарщики подгадили президенту тем, что, к тому же, про съемный объектив сказать забыли, а наши перевели, как было). По сути же, аппарат получился практически таким же, как и детище Olympus/Panasonic, просто из другой системы и с корейским мышлением в основе. Которое из восточных лучше, покажет только практика, а также личные предпочтения каждого фотографа, как, впрочем, и судьбу новых компактных систем сегодня не знает никто. Впрочем, бояться первопроходцам нечего — они уже потратили на проект кучу денег, и дорога у них только вперед, а это значит, что и лидерство в новом сегменте останется за ними. Достаточно вспомнить, к примеру, Nikon, у которого продажи компактных аппаратов начинались очень вяло, в то время как конкуренты очень быстро сориентировались и пошли вперед. Как результат, по продажам компактов компания и сейчас позади тех, кто вышел раньше, хотя интересных новинок у нее не меньше других, так что упущенное время со временем компенсируется упущенными деньгами.

Sony_mini_alpha

С этого момента дело приобрело стихийный характер: пластиковую модель своего бриджевого аппарата, совместимого с оптикой серии «альфа» чуть ли не напрямую представила Sony, чуть позже Nikon вынужден был раскрыть секрет, что и сам занимается разработками в данной области (потом все подтвердилось и данными о патентах), теперь вот очередь дошла и до тормозного лидера зеркального рынка. Canon стал, наверное, последним (из заинтересованных), кто заявил о том, что имеет претензии на рынок бриджевых аппаратов.

Итак, к чему, собственно, весь сыр-бор? Заметьте, сегодня есть два направления: с одной стороны, массированный переход на полнокадровые матрицы формата 135, а, с другой стороны, и стремление оставить урезанный в полтора раза кадр в очень компактном сегменте, как будто бы специально для тех, кто пока не чувствует в себе уверенности носить «большой аппарат». По крайней мере, это та тенденция, которую заметили мы. Ввиду того, что прогресс идет вперед, к уменьшению размеров пиксела, стремление производить дешевые крупные матрицы будет постепенно сходить на нет, и «кропнутые зеркалки» все равно останутся — получается, что полный кадр отдадут наоткуп тем фотографам, которые готовы будут платить за это, т.е., свадебщикам и профессионалам, оставив энтузиастам зеркалки с матрицей поменьше.

По всей видимости, удел бриджевых аппаратов — стать карманной моделью для тех, кого не устраивает качество обычного компакта, но кто к зеркалке не готов. Против зеркалки часто выдвигается одна-единственная претензия: она крупная. Да, она крупная, но если сравнивать компактные зеркалки с компактными объективами с «бриджами» со штатными зумами, выигрыш получается слишком неявным — и то, и другое, хорошо помещаются только в небольшую сумку, никак не в карман. При всем желании, сделать аппарат с большой матрицей слишком тонким не получается ни у кого — например, у Olympus получилось «обыграть» рабочий отрезок всего лишь в два раза. В этом смысле, у пока не вышедших на рынок производителей есть прекрасная возможность сделать свои детища компактней — ведь сокращение рабочего отрезка, по крайней мере, в тех пределах, которые позволяет размер матрицы аппарата, приведет к сокращению количества используемого стекла, а значит, помимо выигрыша в толщине корпуса самого аппарата, еще и к возможности использования более компактных объективов.

Сегодня маркетологи компаний-производителей, заинтересованных в производстве «бриджей», оценивают сегмент своих потенциальных покупателей таким образом: проводят исследования среди тех, кто аппараты уже купил, спрашивают, что нравится, а что нет. Как результат, был выявлен сегмент тех, кто при покупке аппарата хотел купить зеркалку, но в итоге мнение сменил и взял компакт — прежде всего, из-за выигрыша в размере. Именно на них и нацеливают свою продукцию в Olympus, к примеру. А это, кстати, ни много ни мало, в 2-2.5 раза больше, чем владельцы зеркалок, на сегодняшней день. А ведь среди них и профессионалы, и любители… напомним, кстати, что на 10 владельцев компактов сегодня приходится только один оппонент с зеркалкой — что, в принципе, можно и под правило «80/20» подтянуть, и под правило «10%». Другими словами, это прослойка, для которой качество хочется «получше чем в телефоне», но «зеркалку таскать ломает».

У нас есть убеждение, что так жестко целевую аудиторию этих камер делить нельзя — нехорошо забывать профессионалов, которым второй аппарат все равно нужен. А уж эти люди чуть ли не самые требовательные среди всех, соответственно, для них надо будет и с оптикой поторопиться, причем, в первую очередь с компактными «фиксами» с хорошей светосилой. Скидывать их со счетов попросту нельзя — часто это довольно активные члены фотосообщества, которые парой своих слов могут сильно подрезать рейтинг любой модели. Правильнее было бы даже довольно громким именам отдавать аппараты на тестирование, а потом можно было бы кричать об этом на всех углах.

Еще один фактор, которого сегодня многие производители зеркалок просто не видят: лидер на рынке уже есть, и, при прочих равных, лидер лидером и останется, просто потому что территорию себе застолбил довольно уверенно и сдаваться не намерен, сколько денег ни инвестируй. А потому, кто бы на рынок ни пришел, ситуацию это только скорректирует, но не изменит в корне — когда полинтернета говорят о «панасониках» и «олимпусах», сложно будет продавать «самсунги», «сони» и «никоны» без существенных затрат на маркетинг. Не нужно забывать, что бриджевый аппарат, какой бы на нем ни стоял бренд — это новая система, и даже если у вас основной аппарат Nikon, маленький Nikon потребует своей оптики. Ну, разве что вспышки отдельно для них никто делать не будет. Впрочем, для съемки в помещении все равно можно взять большой — будет лучше. Другими словами, совершенно неважно, какой «бридж» вы себе купите — хоть сейчас «Олимпус», хоть потом «Кенон». Качество, понятное дело, будет отличаться чуть ли не в пределах математической погрешности.

Не стоит забывать, что «бриджи» и по сей день используют контрастный автофокус, и во многих ситуациях, вроде съемки детей, конечно, удобнее (не надо к глазам поднимать, визируются по экрану, давая возможность съемки с необычных точек), но далеко не быстрее, а ведь полсекунды часто бывает достаточно, чтобы глазами моргнуть или голову отвернуть — потому надо либо верить обещаниям производителей поставить фазовый датчик, либо смириться, поняв, что быстрее зеркалки маленькие корпуса уже не будут.

Более того, сегодня основным направлением производства оптики является производство объективов именно под зеркальные системы, значит, и по качеству картинки, несмотря на все уверения, что «при более коротком рабочем отрезке требования к стеклу ниже», «бриджи» еще много лет будут проигрывать зеркалкам. Да, не так значительно, но многим именно это «не так» будет очень важным. Ну, а производить хорошие стекла для новых систем начнут не очень скоро, судя по всему, если, конечно, кто-то из новичков на рынке не решит на этом построить свою стратегию завоевания рынка.

Из существующих сегодня подходов самый верный, пожалуй, у Olympus — они играют на традициях и моде, отчего их можно сопоставить с современной Leica, которая стала если и не музейным экспонатом, то уж точно предметом роскоши, а значит, место вакантно. Такой подход не отрицает худшего, по сравнению с зеркалками, качества. Он просто играет на стиле и стремлении к нему среди потребителей. Panasonic решил всех задавить массированной рекламой, что тоже верно, ведь, кроме него, больше моделей здесь никто не выпустил. Однако, для него, к примеру, бренд Lumix оказывает и обратный эффект — многие потребители его вообще путают с компактом, а значит, объяснить для себя (или, тем более, для жены) огромную разницу в цене будет сложно. Samsung пока не определился, но конторе проще — производство зеркалок у нее практически стоит.

Не следует забывать и про цену, которая важна всегда и всем, особенно, у нас, в Российской глубинке. Цена Olympus E-PL1, к примеру, выше, чем начальных моделей зеркалок этой же конторы — понятно, что платите вы за компактность, но ведь зеркалки у компании не такие уж и крупные, а фокусируются заметно быстрее. Более того, новый продукт всегда отбивает цену затрат на него, которые и у нас, и на Западе (как ни странно, Япония воспринимается как страна западная) стоят недешево. Это значит, что новые аппараты любой компании будут стоить дороже их аналогов производства тех компаний, которые вышли на рынок раньше. Т.е., если Panasonic имеет все шансы через год подешеветь, аналогичная Sony обойдется потребителю дороже, даже если функционал будет одинаковым. Естественно, если только компания не будет демпинговать.

Что думаете, а?

19 комментариев

  1. Александр

    Пользуюсь KONIKA MINOLTA A200,(куплен в 2005г за 19.000р.в СпБ) всем доволен , кроме конечно скорости фокусировки и большой лаг ….
    а так — 8 мп матрица 2/3. чувствительность на которой реально качественно можно снимать — не выше 100. 2 режима макро.
    недавно подержал в руках зеркальный Nicon — тяжеловат, громоздок, штатный объектив не устраивает , у меня 7-х зумм. Так что я думаю этот класс фотоаппаратов имеет право на жизнь, — достаточно настроек — приоритет выдержки , или диафрагмы и прочее …

  2. papajazz5

    Механике (зеркалка) — сменную оптику.
    Электронике (компакт) — зум.
    Гибрид, как многофункциональное устройство, охватывает много, но плохо.
    Как по мне — бридж понты! Но выглядит эффектно, не спорю.

  3. TimLev

    посткадрировать = кропить оригинал до нужной формы прямоугольника :-)

    Я частенько переделываю 3:2 (16:10,(6)) в 16:10, а с 4:3 (16:12) это затруднительнее и огорчительнее.

  4. TimLev

    UncleSam, ты когда-нибудь снимал оликами и потом пытался их посткадрить к монику или печати??

    Я с 4:3 плююсь. Да и цвет с шумом с Олика мне оченно не понравился.

    Т.е., как мне самому не прискорбно, но я опытным путем пришел к убеждению, что вся система 4:3 — извращение. Особенно жалко спущенные на олик 20 т.р.

  5. TimLev

    Прошло немало времени от сабженаписа. И, после массированных продаж нексов их существенное превосходство над 43шками не осталось незамеченным фотонародом.
    Я не удивлюсь, если через год-два рыночное превосходство тети С. задавит продажи олинасов на корню.

  6. Максим

    Что думаем?
    Ну, первое. Системная задача любого бизнеса — получать большую Брутто-прибыль. Т.е. хорошо продать десять зеркалок и навариться по 100 у.е. — это тысяча у.е. В то же самое время — бругое подразделение компании продаёт тысячу мыльниц с табашем по 10 у.е. — доход десять тысяч. Вместе — одиннадцать, т.е. — ХОРОШО!
    «Правильная» задача — вклячить маркетинговыми методами новую технику аккурат между зеркалом и компактом. Оттого-то и название — «бридж», и функционал поменьше, и цена нимношко заградительная…
    Задача, конечно, с оговорками в части завоевания ниши (именно ниши, а не рынка!) — в первую очередь — не убить соседей. Т.е. сосчитанные нами одиннадцать тысяч дохода должны прирасти от продаж бриждей, но не быть заменены таковыми.
    Второе. Есть мнение (с), что вся японская оптика — в руках одного собственника. Значит, знака равенства между беззеркалками и зеркалками поставлено не будет никогда (на том, рынке, как его видят из Японии). Единственный конкурент — Самсунг. Вот он-то и может произвести интервенцию в сектор зеркалок (технически). Или не может. Я тамошних пасьянсов рынка не знаю. Возможно, Панас не будет давить самсунговские LCD-матрицы в обмен на «незавал» фоторынка. А, возможно, Самсунг плюнет — и сделает «это».
    Третье. Как верно заметил автор — оптика — неизменный спутник тушки. По себе замечу, что мои расходы на оптику уже раза в три выше расходов на всю остальную технику, и пропорция — только увеличивается. Продать «полный кадр» сегодня — это значит, обеспечить себя спросом на дорогие и качественные стёкла на пятилетку. Особенно, если продаёшь пользователю, у которого это — не апгрейд, а впервые. Поэтому, ИМХО, рынок зеркалок всегда будет обособляться и фетишизироваться по давным-давно устоявшимся правилам.
    Четвёртое. Брать или не брать? )))))
    Ну, это как вопрос — жить сегодня или погодить до завтра. Смелее — любите себя, покупайте то, что хочется!

  7. asphyx

    Считающие беззеркальные камеры со сменной оптикой чем-то «промежуточным», для тез, что «не готов к зеркалке» не правы в корне. Это совершенно иной, новый класс аппаратов. Вы же не зовёте дальномерки «недозеркалками»? Инженеры, придумавшие Micro 4/3, постарались по максимуму использовать современные технологии. Выкинуто ровно то, что досталось современным камерам от их механических предков, и от чего сейчас можно отказаться без ущерба для качества картинки.

  8. TimLev

    Я себе куплю SONY с плоским фиксом аля 40..60 мм. У меня уже был E420_25/2,8 (классная но жутко шумная вещь) и есть LX-3. Сэмплы с GF1 с фиксом меня устроили полностью. Но! Полагаю, что APS-ка от SONY будет еще круче. Да и возможность юзать системную вспышку для меня очень важна. Пронести компакт в любой зал можно, да и вспышку к нему. А вот полупрозеркало с телевиком уже никак. :-(

    И, если SONY (а это очевидно) сделает переходник для альфаоптики, то я буду использовать компакт в качестве затычки к телевику и регулярно таскать такую пару с собой в небольшой сумке. Придется вероятно даже купить 500/8 от SONY. Он очень маленький и легкий.

  9. Илюха

    Фотопроизводители создают себе новый рынок. Насколько он окажется живуч и рентабелен, покажет время. Мне представляется, что некоторая часть ожидаемых потребителей будет из числа публики, которой в силу своего характера (менталитета, пафоса.. нужное добавить) с мыльницей ходить «западло», а зеркалку осваивать лень (боязно, некульно… нужное добавить).

  10. На самом деле когда перечисляли потенциальных покупателей то почему то забыли упомянуть обычных фотолюбителей с зеркалками. Ведь человек попробовавший качества зеркалки с очень большим сожалением берет в руки компакты. Раздражает всё, и медленный фокус, и отсутствие привычных программ, и малая глубина резкости и особенно задержка между нажатием на спуск и «срабатыванием затвора». А таскать за собой зеркалку не всегда с руки. Я вот например столкнулся с такой проблемой когда ездил на лыжах кататься. Так что думаю с удешевлением часть «зеркалочников» обзаведется таки бриджевыми аппараами.

  11. Странный достаточно ход…
    1. Размер не так и мал. положить в карман не получится, а значит сумочка обеспечена. Почему бы тогда не взять зеркалку даже начального уровня?
    2. Стоимость того же samsung nx10 > 20 000руб. Для мыльницы много. (SONY DSLR-A230L (kit 18-55) — 16 000, CANON EOS 1000D body и NIKON D3000 kit AF-S 18-55 II — 18 000).
    3. Как я понимаю, разброс объективов тоже не сильно большой для таких моделей?

    Да и нужна эта полумера? Кому-то хватает и простого маленького фотоаппарата, кому-то уже интереснее зеркало купить… Это как купить маленький КАМАЗик (в природе не существует) — и за хлебом ехать дороговато по топливу и неудобно в городе, и груз возить маловат по сравнению с обычным…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *