Почитаешь наш сайт, так сразу в голову и приходит ответ: «Нет!!!» — буквально с языка срывается. «Фотография никогда не сводится к выбору фотоаппарата, объектива, а прежде чем их выбрать и купить, надо над руками сначала поработать». Да-да, мы это знаем, это банальности, обошедшие половину интернета — начал в свое время еще Кен Роквелл (хотя, как подсказывает чутье, еще Брессон об этом говорил, и только братья Ньепсы были убеждены, что в фотографии главное — камера), потом за ним повторила большая часть фотонета (о, придумали термин для «фотографического интернета»), и с тех пор на каждом форуме вам рекомендуют почитать Дыко, Лапина и Афанасенкова, а в соседней ветке ведутся горячие споры, что выбрать надо фотоаппарат подороже, побольше и обязательно с полнокадровым сенсором, взять к нему Тамрон 17-55 и «будет вам щастье». Казалось бы, мы в очередной раз хотим поднять будоражащую мозг любого начинающего фотографа тему и затеять еще один холивар, на тему того, что же лучше, руки или фотоаппарат… нет, вы не угадали. Каждый здравомыслящий (и не только, кстати) человек для себя давно на этот вопрос ответил, причем мнения могут разниться очень сильно — да и статью мы намеренно не назвали «Почему ваш фотоаппарат не имеет значения», причем не только потому, что это наикривейший перевод с английского (надеюсь, все русскодумающие читатели пытались понять сакральный смысл этого высказывания?), но еще и фраза, содержащая в себе изначально спорное утверждение. К тому же, наша статья не совсем об этом.

© Морсеанский фотоблог

Фотоаппарат и сложный выбор

Современный фотоэнтузиаст (слово «фотолюбитель» давно полили грязью) — как правило, владелец зеркалки и человек тратящий ежегодно вменяемые (или не очень) суммы на свое фотооборудование или идущий другим путем и делающий новые приблуды для фотоаппарата самостоятельно. Какой путь выбрать, совершенно неважно — главное, что путь есть, причем, для каждого человека успешный и правильный. Естественно, большинство фотографов потом и рекомендуют этот путь в качестве единственно верного, забывая о том, что у него есть один основной недостаток — этот путь индивидуален для каждого человека, и даже будучи популярным среди определенного количества людей, не обязательно подойдет конкретному человеку. В итоге, в интернете сейчас много понаписали о том, что фотооборудование совершенно ничего не значит, даже больше, чем о том, что RAW — единственное решение для уважающего себя фотографа.

Если помните тот анекдот про серебряные ложки, то наверняка поймете, что в каждой из статей «за» или «против» есть и рациональное зерно, и куча условий, но при количестве этих статей больше какой-то критической массы, люди их уже перестают читать, принимая на веру главный постулат, заложенный обычно в заголовке или в одном из подразделов жирным шрифтом, не учитывая ряда оговорок, которые делали разные авторы (что логично — «оговорки-то у всех свои, а вот основной вывод одинаков, соответственно, изначально верен»).

Заметим, кстати, что из первой следует, что снимать можно даже компактом, а из второй, что нельзя (RAW в большинстве компактов нет), однако, это никого не останавливает, и все с самого начала хотят купить зеркалку, причем не простую, а крутую, и с хорошим стеклом (странно, но в эту категорию чудным образом попадают Тамроны и Токины). О том, потребуется ли все это в будущем, никто не задумывается — гораздо важнее не почувствовать себя ущербным и не купить попсовую фигню. Нередка потому и фраза: «Купил Nikon D300 + Tamron 17-55, скажите, как научиться снимать». Человеку почти сразу приводят десяток ссылок, одна из которых и ведет на сакральную статью о том, что дело не в аппарате, а в руках. Словно оплеванный, начинающий фотограф с зеркалкой в руках начинает с формирования собственного комплекса неполноценности, приводящего, в одних случаях, к покупке дорогостоящей оптики (потому что предыдущая стала плохо снимать), а в других, к полному забрасыванию фотодела.

Именно поэтому, в нашем пассаже мы затронем и оговорки. Во-первых, не нужно забывать, что все статьи пишутся, преимущественно, не для самых начинающих фотографов, а для тех, кто уже пару кошек съел, соответственно, успел понять, что к фотографии с наскоку не подойти. Если ваше умение снимать ограничивается тем, что «надо нажимать на ту серебристую кнопку», надо прочитать хотя бы инструкцию к фотоаппарату — смысла лезть в интернет за другими данными нет (речь пойдет о диафрагме, выдержке и прочей первичной инфе, которая как раз в мануалах и содержится), а если вы и инструкцию не осилили, вряд ли сможете пойти дальше, так как здания не строят без фундамента. Если же начинающему промыть мозг про то, что надо снимать в только RAW, а потом его обрабатывать, иначе вообще ничего не получится, это как отпугнуть может (не умею снимать, а тут еще каждый кадр и обрабатывать нужно), так и способствовать тому, что человек никогда не начнет снимать с правильной экспозицией (ради этого надо ведь еще свой мозг воспитывать), привыкнув вытягивать все в Лайтруме.

Плохие и хорошие фотоаппараты

Несмотря на холивары на форумах на предмет того, какой же фотоаппарат лучше, все обсуждение, если оно здравое, должно сводиться к одному: нет плохих и хороших фотоаппаратов, нет фотоаппаратов, в абсолютном плане превосходящих остальные — есть фотоаппараты, лучше или хуже подходящие для конкретных условий. Поясним: зеркалку в карман не положишь, а в компакте, в любом случае, жертвой падут кнопочки ручных настроек, а качество будет хуже, без возможности выбора. Промежуточные варианты так промежуточными и останутся: по качеству хуже зеркалки, по компактности хуже компакта.

И все же, одно можно сказать твердо: главным критерием выбора фотоаппарата всегда был и будет сам человек (именуемый в настоящем пасквиле как «фотограф») — пришел в магазин, подержал в руках, купил (не купил). Как показывает история, разные люди, оставившие самый глубокий след в фотографии, снимали на разные модели камер: Брессон и Капа на Leica, Адамс начинал с Kodak, Бруно Мерсье получил в подарок Hasselblad отца, а профессор Хеджкоу чаще злоупотребляет Пентаксом. На Canon, Nikon и Sony сейчас снимают куча профессионалов — тут уж кому как удобней (кому что нравится), и перечислять не имеет смысла, к тому же, числом возьмут все равно кенонисты (их просто физически больше).

Более того, у фотографа обычно нет и единственного фотоаппарата, с которым он готов провести всю свою жизнь: снимал на кропнутый, перешел на фулл-фрейм, затем купил бридж, потому что прется от стрит-фото, или, наоборот, среднеформатник (или крупный формат даже), чтобы снимать ну очень большие фотографии. Фотоаппарат меняется вслед за мастерством фотографа, к тому же, механизмы, в отличие от нас, киборгов, сами восстанавливаться не умеют и, рано или поздно, приходят в негодность. Тогда в нормальных аппаратах меняется коробка, и все начинается с начала. К чему мы это? Ну, хотя бы к тому, что фотоаппарат растет с ростом мастерства фотографа. Купить начинающему «пятак» и полтинник 1.4 — предел форумного тупизма, так как большинство функций останутся невостребованными, а отсутствие автоматических режимов быстро отобьет руки от фотографии, к тому же, с доступностью зумов необходимость бегать взад и вперед сильно напрягает.

В чем, собственно, разница?

Когда человек начинает снимать, хочется быстро и просто: нажал кнопку — получил результат, только после некоторого времени начинаешь задумываться, почему фотки отстой, а некоторые стабильно получаются плохими, начинаешь учить технику съемки, совершенствовать навыки, пока позволяет аппарат. Познаешь основы композиции, учишься видеть кадр, и понимаешь, что тут не хватает скорости автофокуса, там выдержки (чувствительность хочется побольше) — понимаешь, что именно тебе нужно, скидываешь компакт на барахолке, покупаешь простую зеркалку, учишься дальше. Нельзя стать фотографом (даже не так, Фотографом) в один день, купив хороший фотоаппарат — надо учиться, видеть, рисовать, снимать, понимать (Ленина вспомнил, да). В самом начале нет никакой разницы, чем снимать плохие фотки — шедевров поначалу все равно не будет, а если будут, довести до ума эти случайные кадры вы все равно не сможете. Потому будьте скромнее, берите что попроще.

Разница появляется, когда речь заходит о хороших фотографиях и об определенном уровне фотографического мастерства. По мере своего профессионального (или любительского, но все равно фотографического) роста, начнете понимать, чего именно не хватает. Обычно фотограф проходит следующий путь (шутливая схема, но другой все равно нет): покупает фотоаппарат со штатником, снимает все. Через некоторое время приобретает длиннофокусный объектив, снимает птичек и макро. Чуть позже покупает широкоугольный и пытается впихнуть в него окружающее пространство. И только потом, прощупав реальность во все стороны, начинает снимать уже тем, что есть, говоря остальным, что не в фотоаппарате дело. Совет, безусловно, хороший, просто сформулирован неверно и не вовремя. Ведь сам фотограф уже прошел определенный путь, и имея на себе груз объективов, аппаратов и кучи прибамбасов, учит других, что им это не нужно, а «разницы между вашей мыльницей и моим набором никакой нет», что безусловно, очень далеко от правды — вы же своими глазами видите результат, и он говорит о том, что где-то вас обманывают.

Разница есть, и она огромна: дело даже не в том, что дорогие аппараты больше, тяжелее, быстрее и могут лучше снимать — дело в том, что потолок роста вас как фотографа в них изначально значительно выше, чем «в вашей мыльнице». Но здесь уже дело не в этом: достичь этого максимума на ранних этапах становления фотографа большинству не удается. В то же время, люди с опытом, даже умея снимать на компакт (хотя при этом будут говорить, что разницы нет, и дело в руках), в большинстве случаев, предпочтут большой фотоаппарат — уж слишком много раздражения вызывает компакт при съемке, и тупит, и тормозит, и все настройки забиты далеко в меню, а многие функции вообще недоступны. Как человек, пока растет, меняет велосипеды, так и фотограф меняет аппараты, примеряя их под свои навыки. В принципе, и ребенка можно посадить на хороший горный велик, да и взрослый сможет кататься на трехколесном, но смотреться это будет очень смешно и странно. А потому, торопиться не надо — всему свое время. Обучение фотографии — как процесс развития человека, занимает некоторое время (у кого-то быстрее, у кого-то медленнее, кому-то вообще выше головы не прыгнуть), так что времени на то, чтобы понять, что требуется, будет море.

И не стоит винить аппарат в том, что у вас многое не получается — скорее всего, вы еще не прошли один из уровней, сохранитесь, перезагрузитесь, прочитайте мануал, запустите игру заново… все еще получится. Получается, что ваш фотоаппарат растет вместе с вами — более того, даже вашей жизни сопереживает: отчитывается по ценным проектам, радуется по рождению детей или свадьбам (у многих ведь не одна), сочувствует и сопереживает… в конце концов, вместе с вами растет. Еще год назад, снимая на автомате, вы не знали, как сделать так, чтобы человек на фоне заката на экране вашего компакта не выглядел черным пятном, я сейчас уже щелкаете девчонок, подбирая цветовую температуру вспышки под закат, гадая лишь, поставить оранжевый фильтр на полторы ступени или красный на половину, играя с синхронизацией по воздуху на своем «пятаке». Вы выросли профессионально, и с вами вырос и ваш фотоаппарат… а ведь прошел только год, и если так пойдет и дальше, через пару лет, конечно, в выставочном зале висеть не будете, но в рекламную индустрию вполне можетте влиться. Поймите просто, что все фотоаппараты разные — нужно просто выбрать ваш собственный. По крайней мере, на ближайшее время.

68 комментариев

  • Николай says:

    Статья интересная, наткнулся на неё случайно. Сомнения в отношении того, что снимает фотограф, а техника в расчет не принимается, зародились во время прочтения книги Ли Фроста “50 фото проектов”. Да, там автор приводит доводы, что снимать можно всем, что под руку попадет, но, я думаю, если это не противоречит задумке фотографа. У автора книги есть и Хольга, и пинхольная самодельная камера, и наш среднеформатный Любитель и т.д.. Снимки интересные, но для меня, только как иллюстрация к книге и в основном, как пример построения кадра. Снятые против света полароидом кадры навряд ли будут достаточно хороши, если у него нет прекомпенсации экспозиции. В принципе и черный квадрат Малевича у кого-то вызывает восхищение, а я вот к нему равнодушен. И, кстати, видел в продаже пинхольный объектив, который с маленьким отверстием 0,2 мм для зеркалок. Пожалуйста, можно и ретро-снимок сделать, но на матрицу, например, 24 Мп, и распечатать его для выставки на А3 или больше.
    Так что я сторонник того, что фотограф и его техника – это кентавр! И ни одна из этих обеих частей не должна “хромать”, если ставится цель получения великолепных результатов.

  • Metamorfoza36 says:

    UncleSam, это коэффициент производительности кнопки “шедевр”.
    )))

  • Metamorfoza36 says:

    Полезная статейка. Слегка назидательная и не без своеобразного стёба.

    Конечно же она поможет многим, впрочем, как и мне решить-таки проблему правильного выбора фототехники.

    На разных этапах погружения в мир фото есть свои нюансы. Они известны только настоящим профи и мастерам своего дела, поэтому спасибо всем и за очень полезные и информативные комментарии к статье.

    Всем успехов и высочайшего КПКШ!

  • Яна says:

    Спасибо за статью! Написано легким и понятным языком.
    Сейчас тоже стою перед выбором первой зеркалки и ваша статья оказалась очень кстати.

  • Romik says:

    Очень понравилась статья. Даже трудно подобрать правильные слова 🙂
    Потому говорю просто “спасибо! за полученное удовольствие от чтения статьи!”

  • forever alone says:

    Статья и правда хорошая. Мне, как начинающему, очень понравилась. Пригодится, спасибо:3

  • CameoN says:

    хорошая статья, не буду комментировать, но скажу прям по писанному:
    лазил в инете и вдруг захотелось мне делать (не творить, нет. я критичный и циничный) фото. поскольку являюсь гиком, но в денежных ущемлениях, выбрал Canon powershot s5is с уникальным тогда 12х зумом. фотики до этого держал только с функцией “на, щелкни меня/нас”. тогда я мыслил иначе, чем сейчас, но понимал, что фотосчастье не в мегапикселях, а в оптике. частично верно же? наигравшись вволю против зуммирования ногами и макросом от 0 мм, понял, что в сложных условиях получается полнейшее Г.
    причем сложные условия начинались уже в комнате, хоть и с 5ламповой люстрой и светлыми обоями. Г это проявляло себя в сильном недоэкспонировании, либо сильном шуме, либо смазе и шевеленке. Тогда я и “пошел” читать, наткнулся на размеры матриц и, соответственно, количество попадаемого на них света. именно так я перешел в зазеркалье. 450Д + кит 18-55. сейчас жду Тамрон 70-300 и штативчик. в планах заказать 50/1.8 и 430 пыху.
    всё по статье!
    в другом классе фотоаппарата для меня не вижу смысла, так как, даже при его выборе, я переборол в себе гиковские наклонности, а функции его устраивают более чем

  • хорошая статья, но есть замечание. Начинающему всегда скучно учиться по книжкам и мануалам – лучше найти “сенсея”. Именно поэтому дети ходят в школу, а не сидят на заочке. Проф. фотограф заложит в тебя упомянутый в статье фундамент теории, сто раз ударит по рукам, когда горизонт будет завален и вобьет в твою голову правило золотого сечения. А вот потом уже есть резон развиваться и расти вместе с фотоаппаратом. Хотя, это лишь мое ИМХО.

    • Николай says:

      “Сенсей” может и хорошо, но зачастую дороговато, если он не твой друг. Я сторонник самостоятельного развития, когда сам и информацию ищешь, и опыт накапливаешь, пусть даже методом своих же проб и ошибок. Зато, то, что прошло, как говорится, через руки – остаётся навеки, как свой опыт. К тому же в век интернета можно получить помощь на форумах, и книжки по фото найти, и бесплатные вебминары посетить.

  • Артём says:

    UncleSam, здравствуйте!

    Супер статья! Немного сложно читается, но это ваш стиль и после нескольких статей уже не представляет сложностей! Вы точно описали мою ситуацию. Вопрос, а почему: “…(странно, но в эту категорию чудным образом попадают Тамроны и Токины)…” настолько все плохо с ними?
    Вы просто и тут попали в мою ситуацию, хотя зеркалку я все таки купил самую простую ))))

    • Тамроны и Токины — стекла эконом-класса, с кучей вытекающих отсюда последствий. Выбирать надо тщательно и понимать, что то, что дешевле редко бывает лучше того, что дороже.

      • Taras says:

        А как обстоят дела с Сигмой? Сильно хуже Кенона? В отдельности интересуют фиксы 35 и 50.

        • Полтинник от сигмы все хвалят. Говорят что лучше полтинника кэнон 1.4 но хуже 1.2. То что многие ищут нечто среднее, потому что к 1.4 есть много претензий, а 1.2 очень дорог. Таким образом на кэнон отличный варинат.
          А есть ли у сигмы 35мм? Я знаю что точно есть 30, но он строго для кропа, так что не особо интересен. Хотя карточки делает замечательные. И если уже 35 и есть, то я не в курсе про него вообще.

  • johnnny says:

    =) Ну, да,да.
    P=(L1*L2*L3)*1000,
    Где P — коэффициент производительности кнопки “шедевр” (КПКШ),
    L1,L2,L3 — линейные размеры камеры (ширина, высота, глубина).

    P1 — Эталонный коэффициент производительности кнопки “шедевр” идеальной камеры размером 1*1*1 метр. Равен 1000.

    Таким образом, например, камера размером 0,5*0,3*0,2 метра будет иметь КПКШ равный 30. Что означает, что 30 фотографий из 1000 будут прекрасны, независимо от иных обстоятельств.
    Для Canon 350D КПКШ равен 0,9, то есть из тысячи фотографий шедевров менее 1. Для компактных фотоаппаратов результат будет весьма плачевный.
    Надо будет пересмотреть формулу, сделать поправки.

  • johnnny, думаю, жать надо ровно туда же, куда и на любой другой камере, — на кнопку «шедевр»: http://decisivemoment.ru/equipment 🙂

  • johnnny says:

    Хорошая статья.
    А вообще: “Да здравствует российский рынок зеркалок! Самый нелогичный рынок зеркалок в мире!”
    Я вот думаю, где денег взять на новый фотик, ибо старый скоро физически не выдержит — возраст. А кто-то мучается с 5Д2, купив “большое и крутое”, а теперь не знает, куда жать, чтобы “как на той фотке у мужика”.

    • Николай says:

      Я, в своё время, купил фотоаппарат в кредит, оплатив сразу около половины стоимости. Это дало минимальный процент переплаты. Сразу потратить 52000 р. было трудновато.

  • Отличная статья!
    Сам начинаю менять любую технику, только после того, когда ты уже явно знаешь что тебя не устраивает старая, по таким то и таким параметрам и это не из-за твоей не опытности, а именно железо лучше вытянуть просто не может…

  • Пушистая says:

    есть техническое и эстетическое качество фотографий
    как обычно в статье про второе, а в комментах про первое
    то есть часта мысль что статья хорошая (ну она правда хорошая :)), но все таки что лучше дешевая тушка или дорогая (а не, например, просьюмерка и компакт).
    Сама третий год балуюсь с Panasonic lx3 и полками с фотобуками начиная со Стиглица. Потому что точно занла что моей душе нужен или A или М и широкий угол + всегда с собой %)))

    • Ну, видите, вы же сделали для себя правильный выбор. Представьте классный кадр, сделанный айфоном — он будет классным, даже несмотря на поганое качество встренной камеры, верно? Так какая разница тогда, чем снимать? Запуск Шаттла в Штатах так и сняла девочка из самолета, а по прилету оказалась знаменитой

  • kirill says:

    Хорошая статья, Но не совсем согласен, по собственному опыту могу сказать, что камера имеет большую разницу даже для начинающего нажимателя серебряной кнопочки.
    Я часто стал ездить в путешествия и мне необходим был аппарат для съемки окружающего мира. 1 приобретение было
    CANON power shot sx 200 / Хорошая машинка , маленькая компактная , объектив выдвигается все в шоке сразу ,
    Но для фотографа , который фоткает только на авто ,
    никаких прелестей эта камера не открывает. самое обидное
    по ощющениям нет никакого желания лазить в меню и выставлять режимы. а темболее попробовав в режиме М,
    где получаются черные кадры сразу про все забываешь и зелененький квадратик замирает навсегда в одном положении.
    Первые помыслы о несовершенстве фотогографий начались
    когда фоткали двумя аппаратами Canon и Sony по очереди ты меня я тебя , а потом открывали фотографии и смотрели , что получалось . было удивление , снимки получались разные, хотя и с одного места. Сонька выдавала сочные контрастные снимки, а канон затемнял, терял цвет в место красного получалось темное пятно. Вобщем прощелкав где-то 1000 кадров при окончательном просмотре понял, что печатать можно только 10 а остальные так , сохранить для себя посмотреть на досуге. В голову попала мысль, что аппарат надо менять и точка ….

    Выбор пал на зеркалку, месяц обработки информации
    остановка ,,, CANON 5d MARK II стекло 24-70 F2.8
    Щас все скажут идиот это же профессионалка денег стоит и всякое такое , так вот взяв руки эту машинку
    у меня появилось огромное желание разобраться ,
    а как оно все работает меню доступно и через неделю манипуляций я уже снимаю только в М режиме.
    Выучил такие слова, как Экспозиция ГРИП БОКЕ Диафрагма Выдержка ISO и ТД ,
    Не могу сказать что все фотографии сразу шедевры, но каждая десятая достойна внимания.
    С такой камерой интересно работать, чувствуешь , что потенциал зарыт огромный и появляется желание его достать , начинаешь читать литературу, открываешь учебники по фото , смотреть работы других авторов , вобщем изучаешь фото дело как молодой студент.
    Так вот, подытожу, благодаря покупке пятака произошел просто прорыв в моих знаниях и в качестве отснятого материала чему я несказанно рад.
    так что приобретение хорошего аппарата может толкнуть и
    Вас к развитию и совершенствованию в фотоискусстве.

    • Я бы еще добавил, что тут и денежный вопрос играет роль: потратился, надо отбивать.

    • Николай says:

      Выбор пятака, конечно. хороший! Но почему многие считают, что снимать нужно исключительно в М режиме? Поэтому у Вас и “каждая десятая достойна внимания”. Для съёмки в ручном режиме нужно очень хорошо понимать и представлять весь процесс (что приходит только с достаточно большим опытом) для грамотной установки параметров камеры, позволяющих получать Вами задуманное. В современных цифровых зеркалках такого класса, как Ваша, есть режимы P (обычно называют творческим), A (приоритет диафрагмы), S (приоритет выдержки), которые помогают фотографу выполнять его задумки. В конце концов, потратив кучу денег на “фотографирующий компьютер”, отказаться от использования его программ – это прямое расточительство. Дайте “интеллекту” фотоаппарата помогать Вам! Научитесь управлять этими процессами и каждый отснятый кадр хотя бы не будет испорчен технически.
      У меня сейчас Nikon D7100. Начинал я более 40 лет тому назад с призматического “Зркий-3м”, доставшегося от отца, так сказать, по наследству, потом зеркальный “Зенит” и несколько цифровиков. Снимаю в основном пейзаж с печатью на формат А3 и панорам.

  • TimLev says:

    Если брать б/у тушку, то тогда да.
    За 20 т.р. можно например б/у SONY A700 или Canon 40D купить и на 10 т.р. найти к ней б/у SIGMA 18-50/2,8 или Tamron 17-50/2,8.
    Тогда у Вас будет пусть и весьма устаревшая, но вполне профессиональная тушка, и приличный штатный объектив к ней. Canon 40D Вы легко сможете в продаже найти в коммисионках или с рук, да и штатник к нему, а SONY A700 и штатник к ней в мелком городе так просто не найти, но можно по почте отсюда заказать http://www.forum.minolta-club.ru/forumdisplay.php?f=97

  • lelka says:

    всем, привет! у меня есть все возможности зарабатывать на съемках всякого рода торжественных мероприятий в своём городке.Но к сожалению при наличии связей в этой сфере, у меня мало опыта, а главное хорошего фотоаппарата. Помогите выбрать фотоаппарат и объектив к нему. Смогу ли я вложиться в 30тыс, чтобы качество фотографий не разочаровало потенциальных клиентов? Конечно при условии, что еще придется работать над собой!!!! у меня сейчас мыльница Canon A470, она уж вряд ли для этого подойдет. Посоветуйте пожалуйста, что выбрать, только если можно на более доступном языке, а то на форуме половина слов «на китайском»,сложно новичку понять, о чём вы пишете друг другу. Заранее спасибо

    • Николай says:

      А нет ли возможности брать фототехнику на прокат там, где Вы живёте? Таким образом, не тратясь на технику, поймёте, какой класс фотоаппарата вам нужен. Тогда уже и купите, но уже точно необходимое. И кроме камеры нужно ещё кое что, например, вспышка, фотофильтры, софтбоксы и т.п.

  • надо – же, а я таким путем и прошел.
    ЗЫ. с первого пленочного кодака фото хорошие чаще выходили.

  • Пара заметок из личного опыта, если позволите.
    Я не считаю себя фотолюбителем, так как снимаю мало и, в основном, семью/ребёнка и фото типа “я и Эйфелева башня”. И хотя никогда не пользовался ни одним из автоматических режимов – только A-S-M -, тугодумность моего компакта (A650) меня всё равно так достала, что, как только появилась финансовая возможность, купил зеркалку. Так что ограничения техники могут стеснять не только увлечённых фотографией людей, но и тех, кто просто хочет получать предсказуемый результат.
    А мой приятель, сменив свой компакт на зеркалку, по его словам, заново открыл для себя фотографию. Сейчас носится по городам и весям – повышает мастерство и получает удовольствие от процесса. 🙂

  • Поправилась статья, самому хочется технику покруче, а фотографии пока – слабоваты. Согласен с автором, техника должна “расти” с фотографом.

    • Николай says:

      Это когда денег достаточно. Если чувствуете, уверены, что фотография – это Ваше, без неё жить скучно, то покупайте сразу хорошую камеру. Вот на что основное, по моему опыту, нужно обратить внимание при выборе модели:
      – возможность автобрэкетинга для применения технологии HDR (расширенного динамического диапазона), чтобы получать хорошо проработанные пейзажные снимки, снимки с яркими объектами в кадре. HDR-режим в самой камере не всегда качественно работает по сравнению с программной сборкой HDR-фотографии в компьютере;
      – отсутствие низкочастотного фильтра перед матрицей фотоаппарата, что заметно улучшает детализацию (а, следовательно и резкость) снимков (Nikon D7100 и у других производителей видел), и, кроме этого, и съемку в инфракрасном свете;
      – наличие фиксаторов (маленькая кнопочка в центре) от случайного поворота дисков установки параметров. Очень удобная и нужная вещь! Сколько раз у D7000 при вынимании из кофра пальцем сбивал установленное положение! Нужно, когда приходится быстро работать с минимумом брака;
      – возможность использования батарейной рукоятки для удобства съёмки вертикальных кадров, для увеличения ёмкости энергопитания в походных условиях;

  • TimLev says:

    Larisa, обратите внимание, на что упирает siluet в своем посте под Вашим.
    На вопиющие шумы при съемке в темных условиях! У Olympus E420 с шумами совсем плохо (точно знаю, покупал его себе для коллекции). Вам лучше взять или б/у Nikon d40 как советует siluet (весьма удачное сочетание высокого качества и низкой цены), или поискать в продаже Canon 1000d или SONY A450 (Canon 1000d вероятно будет дешевле, но SONY A450 ощутимо лучше по фичам {фокусировка и пр.}, цвету и бесшумности).

    siluet, не советую продавать 6500. В отпуске он на шее будет болтаться лучше, чем близкий по качеству зеркальный комплект (ибо будет весить намного меньше). При съемке на ИСО 100 летним днем он дает картинку ничуть не хуже связки “зеркалка + даблкиты”. Сужу по опыту обладания этим Fuji.. 🙂
    Для вечерних же съемок Вам понадобятся светлые линзы и малошумная зеркалка: Sony A450 / Nikon d95 / Canon 1000D ..

  • Александра says:

    се по – своему правы; лично мое мнение такое : если снимать для себя – свои идеи, схватывать интересные репортажные моменты – то камера не имеет большого значения. А если снимаешь за деньги – и ой как надо поймать момент полета букета невесты – тут уже задумываешься и об объективе получше и о затворе пошустрее)

    • Александра, я сегодня разговаривал с классным коммерческим фотографом, для которого и Хассельблад V — шустрый фотоаппарат.

      • Николай says:

        Который стоит как приличный автомобиль-иномарка.

  • @Rage: Вы опять про качество *сюжета*, а не качество самого снимка.

  • Аксиома – «Снимает не фотоаппарат или объектив, а фотограф».

    • Николай says:

      Всё-таки не нужно путать художественную и техническую сторону фотопроцесса. Классически композиционно выстроенный кадр (работа фотографа), но не резкий, или с дикими шумами, или замыленный, или резкость бэк- или фронт-, или объектив по краям заметно размывает, и т.п. (работа техники). Не думаю, что такая работа будет приятна.

  • Вы всё перепутали и смешали в кучу. Надо отделять мух от котлет. Чтобы снять хороший сюжет – достаточно и камеры мобильного телефона. Но, чтобы снять качественную фотографию нужна уже более серьёзная техника.

    p.s.> И кстати, а как же аксиома “снимает объектив, а не фотоаппарат”? 🙂

    • Игорь, вы не прочитали текст. Ну или читали его по выделенным словам. И про объектив — это старая советская сказка, которой сейчас никто уже не верит. Фотограф снимает, а они в магазинах не продаются.

  • Андрей says:

    Хорошая статья, призадумался пасиб

  • Chelovecheshe says:

    Красиво поэтично и со смыслом. РЕСПЕКТ

  • Андрей says:

    Всем привет! Понравился ваш сайт, наткнулся случайно, но уже видно – есть что почитать и пишут люди интересно!
    А тов. siluet посоветую – поищите вместо d3000 бэушный D40. Почему – заметно меньше шумов и более приятная, более живая что ли, картинка. У меня у самого d3000, но у меня ситуация другая была – за 3 дня до отпуска возможность взять камеру у знакомых накрылась, пришлось в экстренном порядке купить себе. Купил самый дешевый новый зеркальный Никон (моя, в общем-то, первая камера, ха-ха – пленочную Смену в детстве в счет не берем, это баловство), так как у пары друзей тоже зеркальные Никоны. А чтобы после отпуска камера не лежала мертвым грузом – пришлось учиться фотографировать 🙂 читать книги, материалы, пробовать, экспериментировать 🙂 Ну это лирика, я отвлекся.
    А в отпуске и появилась возможность сравнить d3000 и d40, который был у одного товарища. Оба с китовыми объективами. Так вот, к примеру, в музеях, где со вспышкой лучше не снимать, в идеале приемлемое ISO – 800. На моей камере с ISO800 на фотографии без слез не взглянешь. Пришлось ставить ISO400, сознательно удлиняя выдержки, благо объектив со стабом. Но и на ISO400 – на фото сплошное зерно, неприятное на вид, особенно бросающееся в глаза при темных сюжетах. А у товарища с d40 – снимки с ISO800 выглядели лучше чем у меня с ISO400, причем у него объектив старой версии, без стаба. Сначала я был вообще в шоке – как это, купить зеркалку и мучаться с шумами на iso400, куда это годится? Шок прошел, обида осталась 🙂
    А если давить шумодавом в рав-конвертере – съедаются детали, на любых алгоритмах. Чудес не бывает.
    P.S. я не фото-онанист, но когда шумы бросаются в глаза и портят впечатление от снимка, даже если его уменьшить в 2-3 раза – это не есть гут.
    Да и динамический диапазон как по мне так далеко не на высоте – уже и объектив сменил с китового, и отснял больше 6000 самых разных кадров, а закат нормально так и не удается снять. С разной экспокоррекцией, с разными типами экспозамера (и по разным зонам), с разным балансом белого, в разные временные стадии, с разных точек – никак. Половина оттенков неба – съедается, земля – затеняется, деталей в тенях нет. Тени частично вытаскиваются кривыми в RAW-конвертере, но съеденные цвета из ниоткуда не возьмутся…
    В общем, если бы была возможность назад время вернуть – я бы взял либо бэушный D40, либо задушил жабу и взял что-либо на кмоп-матрице (d5000 или d90), у них с шумами заметно получше. Причем скорее первое, чем второе.
    P.P.S. мое скромное мнение может не совпадать с мнением авторов сайта.

    • Николай says:

      Классно снять закат/рассвет и яркие облака помогут светофильтры Cokin. Это прямоугольные пластинки из пластика, вставляемые в специальный держатель, который навинчивается на объектив. Эти фильтры есть сплошные и градиентные. Цветные и ND (нейтрально серые разной плотности). Удобство фильтров Cokin в том, что градиентные фильтры (половина прозрачна), перемещая в держателе вверх-вниз и поворачивая на кольце, устанавливаются в произвольное положение, соответственно границе света-темноты, т.е. линии горизонта, например. Я пользуюсь такими фильтрами.

  • siluet says:

    Спасибо редакции,автору,очень хорошая статья,поучительная,особенно для тех кто стоит в распутье между дешёвой и дорогой тушкой и фотоананистов. Вот уже с недели две выбираю себе зеркалку, выбор был между Nikon d3000, d5000, d90,также в обзоре были некоторые модели Пентаксов (но их у нас не продают),конечно для меня заказать не проблема,но фотоаппарат надо хоть пощупать,что он из зебя представляет.Окончательно выбор остановил на Nikon d3000 (вчера ходил в магазин,щупал его в живую),его возможностей для меня,в меру увлечённого фотолюбителя,очень даже хватает+качество снимков и цветопередача с дд на высоте,если что уж лучше буду в дальнейшем присматриваться к объективам(когда пойму что мне не хватает) и вспышке,короче к аксесуарам. У меня так то есть цифровик Fujifilm finepix S6500 и азам я немного научился, и картинка с него очень хорошая. Правда терзают сомнения, расстаться с ним либо иметь два аппарата со схожими габаритами,даже появляется на фоне этого некоторая остановка покупки зеркального фотика.

  • А я, кстати, очень согласен с Сергеем 🙂

  • Сергей says:

    Хорошо если бы все эти замечательные статьи обработали сильные в стилистике люди. Всякий раз огромный объем текста, который можно сократить раза в два без потери смысловой нагрузки.

    • Сергей, вы считаете, что в стилистике я слаб? Или просто стиль не нравится? Если не нравится, так и надо говорить, зачем делать упреки касательно того, о чем у вас информации нет и попросту не может быть?!

      Писать сухие статьи, с одной лишь смысловой нагрузкой, у меня никакого желания нет, тем более что читателей, которые способны воспринимать каждое слово, есть единицы, и они, как правило, либо все знают сами, либо даже пишут. В интернете просто найти такого блоггера, который пишет сухо, т.е., соответствует стилю, который человек привык воспринимать. В остальных же случаях, из стиля текста любой образованный человек без особого напряжения умственных способностей всегда может выжать именно то, что требуется.

      Кстати, касательно этой статьи, ее смысл можно было бы уложить не то что в два раза меньший объем, а попросту в одно слово: «нет». Просто затем пришлось бы доказывать, почему.

      • Anastasiya says:

        А мне очень нравится ваш стиль. Легче запоминается статья, больше хочется думать на данную тему. Спасибо 🙂

  • Larisa says:

    UncleSam, выскажите, пожалуйста, свое мнение о Olympus E-420 Power DZ kit (идет с двумя объективами). Я сейчас выбираю между Olympus, Nikon D3000 и Pentax Km. Пока перевешивает Nikon. В Olympus прельстило 2 объектива, а по цене, как Nikon. Спасибо.)

  • videmAn says:

    Отличная статья!
    Так и шлепал бы на лоб ссылку на нее тем, кто приходит в магазин и говорит “Мне главное, чтобы болшая была и колесико вон там крутилось”, а потом снимают на автомате или сдают в комиссионку, ни разу не воспользовавшись, потому что большая, снимки продумывать надо и “крутилка” неудобная:)
    Сам горжусь тем, что обдуманно коплю на зеркало (пока d3000, потом заработаю на получше, когда из нее вырасту). Пока снимаю на ультразум sony h-50, люди даже фотосессии заказывают:)
    А потом, когда девушка попросила ее за денежку в студии поснимать, понял свой облом – башмака нет, синхронизации со светом не будет и так расстроился! Особенно, когда меня запесочили админы студии по эл.почте мол, типа, нафиг с такой камерой ваще в студию соваться.
    Теперь, поснимав порядочно, потренировавшись в съемке, решил открыть СВОЮ студию:)
    Первая покупка – зеркалка…:) И комплект света:)
    Эх…:)

    • videmAn, а вы распечатайте оптом и отдавайте в бумаге, а то ведь ссылки не всем хорошо приходятся. А вообще, спасибо за приятный комментарий.

  • Отличная статья!
    И как только у вас (нет у Вас) получается так точно подобрать нужные слова? Прямо руки зачесались – скорей взять фотоаппарат и…..
    Еще раз спасибо!

  • Интересная статья. Я сам не очень так и фотограф, но все же придерживаюсь мнения, что инструмент должен быть подстать его хозяину, а не просто “хочу чтобы было круто”.

  • Хорошая статья. Сам придерживаюсь такого-же мнения. Хотя сейчас у начинающих (и не только) только “чем длиннее тем круче”. Хорошо в этом плане вправляет мозги пинхолл. Когда вся камера – это коробочка с дыркой, а все остальное и не нужно….

  • olegg says:

    UncleSam Статья замечательная. Я думаю как только зададут вопрос о выборе камеры сразу надо давать ссылку на неё. И вопросов будет меньше бестолковых. Вспоминая как неблизкие знакомые в качестве первой камеры купили Nikon D 300.Придя в магазин и попросив продавца камеру ” ну чтоб самая лучшая,какая есть” и ведь продавца не обвинишь в некомпетентности.

    • olegg, я вот сейчас задумался, а поймут ли начинающие… я тут распинался, и вдруг меня осенило, что для них большинство моих доводов вообще не сработает. Хотя, конечно, против ссылок возражать не буду.

  • Артем, не бывает статей без вступления. Написать мысль, что «Большинство камер лучше большинства фотографов» (кстати, классная, мне нравится очень) можно, и она будет неплохо зарактеризовать главную мысль. Но ее неправильно поймут, и будут к словам придираться, а некоторые даже и обидятся, и будут, кстати, правы. Так что вступление оставлю 😉

    Про квадратные колеса не понял, ну и фиг с ними. Не люблю я просто нудных мануалов.

  • aleksarus, правильно, с инструкции к камере нужно начинать. Потом читать книги.

    UncleSam, на велосипеде с квадратными колесами далеко не уедешь 🙂

  • Если убрать вступление в стиле журналов про блондинок, получится в целом неплохая статья 🙂

    Есть хорошая фраза на тему:
    «Большинство камер лучше большинства фотографов».

  • Я вот грешен, никогда инструкций не читаю, только если на настоящую проблему натыкаюсь. Предпочитаю набивать шишки сам.

    • Ну, зависит от интуитивности интерфейса 🙂 я вот, пока не прочел инструкцию, не знал о существовании в моем компакте AEB и просмотра миниатюр 🙂

      • velikytge says:

        А у меня инструкции не было и AEB я нашел когда ко мне зеркалка первая ехала)

  • Помнится как-то решил я открыть инструкцию к своему canon 350d. Открыл, читаю и вижу, что оказывается вся минимальная необходимая информация для начинающего фотографа, тут уже есть! С картинками, примерами, всё разжёванно и понятно. На тот момент что-то нового для себя я не нашёл, но с тех пор всем советую прежде всего прочитать мануал от корки до корки, а потом уже спрашивать как снимать.

  • Хорошая статья.
    Особенно понравилось про рост фотоаппарата вместе с фотографом.
    По своему опыту скажу, что если есть идея, которую не можешь реализовать (результат не тот, что хочешь) не отчаиваться и записать куда нибудь эту идею. Через некоторое время к ней вернуться. У меня так уже несколько старых идей, которые тогда только с накамерной вспышкой вообще не выходили, сейчас спокойно реализованы. А если их (идеи) еще и постоянно просматривать, они обрастают кучей мелких, но очень хороших, мелочей. И результат после этого только выигрывает.

    А по поводу того, что все сейчас сразу хотят купить дорогую камеру, это все от того, что 90% думают, что как только они купят дорогую камеру начнут зарабатывать кучу денег на фотографии. А когда этого не происходит даже не могут выучить инструкцию к камере.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *