Все слышали про «синдром стремления к приобретению фототехники» (gear acquisition syndrome), который связан с потребительскими устремлениями современного общества (порой телефон, планшет или другие электронные девайсы, вроде фотоаппаратов, ставятся в приоритет перед адекватной одеждой и нудными для работы инструментами), однако его альтернатива под названием «синдром избегания перегруженности фототехникой» появилась совсем недавно ему же в противовес, на фоне появления системных камер, под которые пока никто не успел выпустить хоть сколь-нибудь вменяемого и адекватного количества объективов (Fujifilm X, Samsung NX, Sony FE), а потому эти производители и идут на активное перестраивание массового сознания на более подходящую для них логику. Тем не менее, само явление нельзя назвать нездоровым — совсем наоборот, оно очень здоровое и правильное.

Источник: Fujifilm

Прежде всего, о характеристиках его более известного антипода можно сказать, что связано стремление к приобретению техники с потребительским бумом и формированием пользовательских предпочтений на основе предпочтений производителей: одним нужно продать — значит, надо убедить покупателей, что им это нужно. К сожалению, сегодняшний маркетинг идет именно таким путем, а не тем, к которому его призывали идеологи, его прописавшие. Логика следующая: «у тебя плохие фотки → у тебя плохой фотоаппарат → купи новый → у твоего фотоаппарата только китовый мыльный объектив → купи резкий светосильный → купи внешнюю вспышку → купи штатив → купи студийный свет → купи среднеформатную камеру». Чтобы убедиться в этом, достаточно почитать практически любой форум по фототехнике, кроме однобрендовых, которые контролируют вендоры, однако, и там есть такой же перекос, просто немного в другую сторону.

Как следствие, «синдром избегания перегруженности фототехникой» стремится совсем в другую сторону, призывая фотографа облегчить свой рюкзак по максимуму. Надо сказать, что об этом говорил еще Картье-Брессон почти век назад, когда начал снимать стрит на «компактную» (по тем временам) Leica, вместо кургузых среднеформатных камер. Лейтмотив здесь в том, чтобы начинать уже снимать мозгами и тем железом (и стеклом), которое ты взял с собой на улицу. В принципе, неважно, что это, фотоаппарат, смартфон или какой-то ужасный гибрид — главное, использовать принцип экономии ресурсов, будь то полнокадровая камера с фиксом, ультракомпакт с быстрым автофокусом или системная камера, которую в руках не видно. «Резкость для буржуев» (“La netteté est un concept bourgeois”, что американцы исправляют на политкорректное “Sharpness is overrated”), добавлял старик, но за целый век так ничего и не изменилось, и форумы пестрят разговорами о том, что «полный кадр лучше»«зеркалка или беззеркалка»«какой объектив лучше», не говоря уже о холиварном «canon или nikon». Хотя нет, с появлением систем, которые стали активно снимать низкочастотные фильтры, в самый малый формат активно приходят мозги и глаза — становится заметно, что эти камеры чисто технически почти не уступают крупным зеркалкам. А если добавить новомодные фишки, вроде управления через Wi-Fi, получается вообще востребованная на сегодня смарт-камера. С такой поездка за границу не представляет труда, а обработка и публикация картинок — вообще превращаются в легкие движения, подобные дуновению ветерка.

В принципе, и так никогда не было необходимости таскать на себе десятки килограммов стекла и железа, чтобы прослыть хорошим фотографом, однако, сегодня такой подход становится уже моветоном. Дураку понятно, что с таким добром человек уже автоматически становится профессиональный фотографом (то есть, тем, кто таким трудом себе хлеб зарабатывает), а это, как все уже успели понять, совсем не пустое превозношение собственных отсутствующих характеристик — это тяжелый и к тому же не самый высокооплачиваемый труд.

Поэтому, если человек гоняется просто за картинкой, которая внезапно впоследствии всплывает «в интернетах», получая тысячи лайков и сотни репостов, ему достаточно одной тушки и одного фикс-объектива — в конце концов, в ногах всегда есть встроенный зум, позволяющий приблизить практически любой объект.

Помните, что любой профессиональный фотограф (наверное, за исключением самых дорогих рекламных) всегда работает в условии ограниченных ресурсов — даже те тяжелые сумки с килограммами металла, пластика, стекла и кремния являются компромиссом, ведь дома оставлено еще больше. Именно поэтому у фотографов в ход всегда идут самоделки, вместо стандартных фиксаторов резинки-скотчи, а также модификации уже существующего оборудования. Просто для профессионала недопустимы варианты экономии ресурсов, ведь получаемые картинки уже стоят денег.

В большинстве случаев, за все отвечает голова (в которой расположен главные органы фотографа, мозг и глаза): понять, как использовать то, что у вас есть, в конкретных условиях, как раз и является основной задачей фотографа. Как результат, при съемке вы начинаете решать довольно стандартные фотографические задачи. Давайте посмотрим, как упражнять свою творческую мышцу:

  1. Если у вас уже есть большой набор, который вы таскаете с собой на съемку, а потом ноете, жалуясь на тяжелую жизнь фотографа, попытайтесь поставить себе определенную задачу на съемку (придумайте сами или найдите в интернете интересный урок или конкурс) и выйдите на съемку с минимальным комплектом, желательно, камера + фикс-объектив. Успешным можно считать реализацию первоначального замысла (только не ставьте цель «снять фотографию» или «снимать стрит»).
  2. Если у вас и так камера с фиксом, возьмите камеру у друга (или напрокат), точно так же поставьте себе съемочное задание и идите снимать. Хорошо, если комплект будет отличаться от привычного (например, если любите зумы, просите фикс, и, соответственно, наоборот). Неважно, что камера может быть другой системы — как раз это очень и действует на мозг и позволяет еще и реально сравнить одну с другой. В следующую прогулку берите другую камеру в прокате или у другого друга.
  3. Если у вас нет камеры, но есть телефон, поставьте себе лимит сделанных (не финальных!) кадров на съемку (не больше пленочных 36) и точно так же идите снимать определенное задание. В следующий раз меняйте задание и уменьшайте количество сделанных кадров. Снимайте, естественно, с мозгами, считая кадры и думая над картинкой.
  4. Если у вас компакт, снимайте на одном положении зума (например, на широкоугольном, замотав трансфокатор скотчем), стараясь снять разные задачи, к примеру, и пейзаж, и портрет, ограничивая себя количеством кадров за счет, к примеру, маленькой карточки.
  5. Наблюдайте по дороге от дома до метро, в машине, от метро до работы. Замечайте интересные кадры, интересные виды, линии. Остановитесь, отклонитесь в сторону от обычной траектории, посмотрите со стороны. Вполне возможно, увидите что-то новое.
  6. Учитесь видеть, как объектив.

2 комментариев

  • Я летом выезжаю на природу, так у меня рюкзак под 20 кг весит. Днем макро снимаю, ночью звезды. Для каждой съемки свои прибамбасы… Если много ходить, очень тяжко бывает :-)

    • Карбоновый штатив, легкая 3д-голова, беззеркалка с тремя стеклами, из которых хороший только кит, остальные попроще и пластиковые — вес будет 10 и даже меньше.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *