Простые фокусы

Хочу летать как птицы

В фотографии существует несколько жанров, которые относятся к творческому процессу только когда их изобретает кто-то один и использует в своих художественных целях — впоследствии эта сфера искусства становится довольно широко доступной, и все остальные фотографы лишь меряются чем попало, снимая направо и налево и крутя фотки в компьютере… к искусству данный процесс мало относится. Поясню: так было, к примеру, с панорамами, которые, до появления цифровой фотографии выполнялись либо специальными фотоаппаратами, либо такими танцами с бубном, что позавидуют любые индейцы — сегодня же панорама легко клеится специализированным ПО на компьютере, причем от пользователя требуется лишь выбрать фотографии и нажать на одну-единственную кнопку. То же самое впоследствии приключилось с фотографиями с высоким динамическим диапазоном (HDR) — как только пошла мода на Photomatix, ситуация стала похожа на ту, что существует с панорамами: ряд «фотографов» только этим и занимаются. Это не искусство, это даже не мода — это просто увлечение, которое у кого-то просто не проходит. Я тоже болел панорамами, это со временем прошло. Теперь я просто знаю, что в какой-то момент могу этот инструмент использовать — наигравшись с ним, я постепенно изжил в себе желание его использовать на каждом углу.

Сейчас появилась новая игрушка: возможность снимать землю с высоты — 40-ваттный светляк недавно у себя в блоге описал примечательную схему построения примитивного летательного аппарата, которую можно было бы дополнить несколькими мыслями. Поверьте, это покруче «Фауста» Гёте. Если вы снимали с борта самолета, то поймете, о чем я.

Аэрофотография в промышленных масштабах обычно осуществляется с вертолетов с использованием высококачественной техники и высококачественных фотографов. В последнее время, правда, появляются коммерческие решения для увлекающихся фотографов, вроде Draganflyer, но это, скорее, исключение, чем правило — сегодня и в России, и за границей куча секретных объектов, снимать которые не позволено даже Google Maps. Так, например, нельзя запускать легкие летательные объекты вблизи аэропортов (в радиусе 10 км примерно), а правила съемки отдельных архитектурных сооружений вообще загоняют аэрофотографии в такие рамки, что получается, свободно снимать можно только в чистом поле. Это все к вопросу о правовых ограничениях.

Теперь же перейдем к возможностям, помимо уже рассмотренных выше. Что, собственно, нам нужно учесть, чтобы делать удачные кадры с высоты и как поступить.

  1. Летательный аппарат. Если вы занимаетесь авиамоделизмом, наиболее бюджетным решением будет установка фотоаппарата на существующий самолет — в противном случае, даже не морочьте себе этим голову. Решение хоть и более контролируемое (можно снимать там, где хочется), зато более дорогое и затратное. Опять же, нужно предусмотреть способы снижения вибрации при фотографировании. Более дешевый вариант — сделать воздушного змея. Надо просто учесть весь фотоаппарата — другими словами, сделать змея больше по указанной схеме, просто соблюдая все пропорции. Покупка змея также возможна (кстати, так даже проще сделать), просто нужно выбирать довольно крупный.
  2. Фотоаппарат. К фотоаппарату несколько требований: желательно, легкий (хотя весом можно пожертвовать в угоду защите — есть тяжелые модели вроде Olympus m770 SW, защищенные от ударных нагрузок и влаги), обязательно умеющий снимать постоянно через определенные интервалы на полном автомате по встроенному таймеру (к, примеру, один кадр раз в 20-30 секунд) — таких моделей, на самом деле, мало (к примеру, в категории «компактный фотоаппарат стоимостью до $400 с функцией интервальной съемки» на сайте dpreview.com можно найти только следующие модели компактов: Nikon Coolpix S1, S2, S6, 3700, Pentax Optio S6, Canon PowerShot Digital IXUS 850 IS, S60, S70, Kodak P850, Olympus SP-510 UZ, SP-500 UZ, SP-310, SP-350, Konica Minolta DiMAGE Z2), потенциально фотоаппарат должен быть таким, который не жалко потерять, а функция оптической стабилизации изображения весьма желательна, т.к. и самолет, и змей будут вибрировать.
  3. Защита. Прежде, чем крепить фотоаппарат на змея, предусмотрите защиту от сильных ударов: частично упакуйте корпус, к примеру, в пенопласт (берете коробку от свежекупленного телевизора или музыкального центра, вырезаете из имеющегося там пенопласта угловые секции и скотчем приматываете их к фотоаппарату, только так, чтобы были открыты клавиша спуска и клавиша доступа к меню… ну и объектив, естественно). Можно подумать и о защите от влаги, на случай падения змея в воду, но это уже излишество.
  4. Летная практика. Сначала необходимо научиться управлять змеем вообще. Сначала без груза, потом с грузом, примерно соответствующим по весу фотоаппаратом (цепляйте груз в то же самое место, где собираетесь крепить фотоаппарат — лучше в центре самого змея). Когда начнет получаться без падений и застревания на деревьях, можно начинать запускать фотоаппарат.
  5. Настройки. Фотоаппарат необходимо настроить на непрерывную съемку. Чтобы понять, какой интервал выставлять, попытайтесь во время предварительных полетов засечь время, в течение которого змей парит, предположите, сколько кадров хотите сделать, и разделите первое на второе. Интервал должен быть примерно 10-30 секунд, которых достаточно и для записи на карту, и для того, чтобы ваши кадры были не слишком похожими друг на друга. Зум нужно поставить в широкоугольное положение, т.е. чтобы было видно больше — обычно угол обзора устанавливается как раз на самый широкий при включении фотоаппарата. Можно использовать режим приоритета выдержки (с ISO Auto), выставляя выдержку побыстрее — 1/500с или даже меньше, чтобы меньше чувствовалось влияние шевеленки (а трясти змея на высоте будет очень сильно). Фокусировка либо автоматическая (если вы в ней уверены), либо ручная на «бесконечность».
  6. Крепеж. Закрепить фотоаппарат можно все тем же излюбленным скотчем, направив в определенную сторону, можно подвесить, чтобы фотик смотрел строго вниз, можно изобрести что-то свое. Самое главное, чтобы не оторвался и не ударился при падении (помните, что пенопластовая защита его не защитит при падении с 20-метровой высоты, да и ничто не защитит). Кстати, не обязательно подцеплять фотоаппарат прямо на змея. Можно сделать более интересный крепеж прямо на леске, которая змея удерживает и запускать его, только когда змей наберет высоту — так и трясти будет меньше, и риск разбить фотик снизится. Однако же, для таких случаев надо будет продумывать специальное крепление.
  7. Полет. Помните, что без помощи вам не обойтись — запускайте вдвоем или даже втроем: с друзьями, детьми, коллегами-шпионами. Заранее попрощайтесь с фотоаппаратом — так будет легче перенести его утерю в случае падения в воду или удара о камень, и тем ценне будут полученные фотографии.
  8. Меры предосторожности. Не запускайте фотоаппарат в дождь, в грозу, рядом с ЛЭП и государственными секретными объектами (в том числе, аэропортами); не запускайте змея один; будьте азартны, но думайте головой — мало запустить змея, надо его еще потом безопасно спустить на землю.

Фото с высоты птичьего полета

Фото с высоты птичьего полета

Фото с высоты птичьего полета

Фотографии взяты из галлереи Kite Aerial Photography

Вот, пожалуй, и все — осталось только пожелать удачи и прекрасных снимков.

Статья перепечатана:

«Хочу летать как птицы (ХЭ)»

8 комментариев

  1. TimLev

    Есть товарищ, который фоткает со стратостатов — 30 км. Подвешивает на маленький стратостат фотег с парашутом и радиомаяк. Когда шар лопает и фотег парашутирует, он его пеленгует и закомпивает фотки. Фотки выглядят как снятые из космоса. Формально — 30 км еще не космос, но на ширик выглядит как полтинником с 100 км. А чернота космоса на 30 км уже в наличии. Мужик стал знаменит.

  2. В принципе можно и не морочиться со змеями, если у вас есть возможность подняться в небо на самолете и снимать. Естественно я не имею в виду полеты на ТУ-154 или Боингах на высоте 10 000 м. Это, например, авиаклубы, ну а на крайний случай можно и к военным попроситься. В «сушку» или «Миг» вас вряд ли посадят, а вот на транспортничке можно договориться, там и иллюминаторы приспособлены. У меня есть и видео и фотографии моего города, снятые с самолета, очень красивые.

  3. я тут подумал, … можно купить большой воздушный шарик с наполненным гелием и с помощью верёвки регулировать высоту :)

    сразу плюсы от этого — в отличиие от змеев ветер тут не нужен, даже наоборот. причём щарик намного проще использовать где нибудь где нет ветра и много места в высоту где есть что поснимать :) например в соборах

  4. К сожалению, даже Photoshop иногда не спасает от дымки. В аэрофотографии все также как и при съемке пейзажа: повезет со светом или нет, только добавляется еще и дымка. Вот посмотрите как это у нас получается:
    http://image.2sea.su/categories.php?cat_id=6&sessionid=408d4ae251815e26b9a963f81e0b0429

  5. Антип Од

    Ладно, умничать. Я, между прочим, не писал о причинах того, что воздух голубого цвета. Прежде чем выделываться, надо внимательно пост прочитать. А степень поглощения атмосферой отраженного солнечного света — величина довольно стабильная и существенно отличается от 2-х ступеней на 1000 метров при ясной погоде только в горах или при наличии визуально заметной дымки.

  6. алех

    «воздух это смесь газов голубого цвета»…автора этого перла в школу…голубой цвет неба определяет молекулярное рассеяние ..а дымка в нижней атмосфере в основном определяется аэрозолями..от этого солнце на закате и восходе красноватого цвета…короче учиться и учиться…

  7. Антип Од

    Немного про дымку. Воздух — смесь газов голубого цвета, в чем нетрудно убедиться глядя на небо. Атмосфера гораздо непрозрачнее, чем кажется. Первая тысяча метров высоты обычно «съедает» не меньше двух ступеней экспозиции. Но если дымка заметна на глаз, то надо приготовиться к потере 3-4 ступеней на такой же дистанции. При съемке с высоты можно запросто получить 1/100 на объекте, который при с близкого расстояния можно снимать с выдержкой 1/500 при той же диафрагме. Лишнюю дымку легко удалить тем же фотошопом, измерив яркость объекта, который по идее должен быть абсолютно черным на снимке.
    И еще. Кроме аэропортов и оборонных заводов очень не советую снимать с воздуха любые транспортные терминалы, особенно, все что касается ЖД, а так же лучше воздержаться от съемки мостов. На крупномасштабных снимках этих объектов есть информация, которую никак нельзя получить из космоса. Вообще-то все остальное снимать с воздуха тоже нельзя (ибо на фотографии леса видно, пройдут здесь танки, или нет. И можно ли из него сделать мост. И если можно, то за сколько часов. А на фотографии дома видно, сколько в нем можно расквартировать солдат). Но, вроде, фотографов нынче за шпионаж не сажают… Общее правило — не публикуйте фотографий, за которые ваше местное ФСБ может получить нагоняй. Найдется доброжелатель, который напишет куда надо: «А почему на сайте таком-то фотографии секретного объекта?». Дальше все будет делаться в установленном порядке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *