Макросъемка — поголовное увлечение начинающих фотографов. Так получается, что здесь многое зависит от техники — новое стекло, как правило, приносит выигрыш в качестве, и найдя интересного жучка, уже можно снимать шедевры. Ситуация, как правило, меняется с ростом фотографа, хотя многие так и остаются в зоологических джунглях — количество различных членистоногих обещает практически нескончаемый поток сюжетов. В случаях когда макрофотография цепляет настолько, что обещает стать увлечением всей жизни (или доходом, связанным с созданием книжек по зоологии), имеет смысл задуматься о приобретении макрообъектива.

В арсенале Nikon макрообъективы имеют маркировку micro — компания так выделяет их на фоне конкурентов. На деле, это такие же макрообъективы, как у всех остальных. Впрочем, Nikon в последнее время использует в своих объективах покрытие, нанесенное с применением нанотехнологий. Это дорого, зато резкость этого объектива, теоретически, повышается, даже оттого что элемент такой в конструкции всего один. Таких объективов в арсенале Nikon всего два, 105 mm/2.8 и 60mm/2.8 — это новые версии макрообъективов, которые считаются, условно говоря уровнем Hi-End для макрооптики, с соответствующей ценой. 60mm/2.8 считается как бы «младшим братом» 105/2.8, с соответствующим дисконтом по цене.

Объектив нам предоставили на тестирование в ООО «Никон», официальном представительстве японского производителя в России, за что выражаем пиар-службе искреннюю благодарность.

Цена и аналоги

Специализированных бюджетных макрообъективов у Nikon нет, имеющиеся в линейке являют собой торжество современных технологий, напоминания о которых вынесены на боковую панель объектива. Буковки ED, IF, а теперь вот N оправдывают их высокую цену, а сам бренд Nikkor — нестареющее и постоянное качество, которое, в общем-то, тоже денег стоит. В числе регалий, правда, отсутствует «made in Japan» и металлический корпус — обошлись тайваньским пластиком. Потому, очевидно, цена в 19 400 руб. немного успокаивает. Конкуренты у объектива — все тот же 105/2.8 VR, который стоит уже 28 800 руб. (металлический, больше увеличение, плюс стабилизатор), Sigma AF 70mm f/2.8 Macro EX DG за 16 900 руб., Sigma AF 105mm f/2.8 EX DG MACRO EF за 18 000 руб., и даже Рубинар 8/500 за 8900 руб., который мы тестировали одновременно с Nikkor 60/2.8. То, что объектив дороже аналогов, производимых третьими производителями, понятно — принято, чтобы «родная» оптика была дороже, в то время как цена является ключевым фактором для таких производителей, как, к примеру, Sigma.

Внешний вид, комплектация и работа

Объектив сделан скромно и без претензий, пластиковый корпус с рубчатым обрезиненным кольцом фокусировки, плюс переключатель с ручного фокуса на автофокус с ручным как опцией (M-A/M). Как у обычного объектива серии G, кольца диафрагмы у него нет. Диаметр крепления светофильтра … Интересная особенность объектива — макрорежим включается приоритетно при съемке всего, по всей видимости, с задействованием определенной группы линз, в результате чего максимально открытая диафрагма в макрорежиме только f/3.2, а не 2.8, как написано на объективе. Однако, ее можно установить при съемке более удаленных объектов, так что не стоит грешить на производителя или продавца, что продали вам брак. В принципе, дырка 2.8 при съемке макро со сверхблизкого расстояния дает глубину резкости в миллиметр-два, нужность которых не совсем ясна.

Фокусное расстояние 60 мм дает неплохую возможность использовать его как портретник — на кропе получается ЭФР 90 мм, самое что ни на есть портретное. Открытая дырка при этом будет только на руку.

Оптические характеристики

В режиме макро объектив, вопреки нашим темным предположениям, оказался крайне хорош. Сочетание абсолютной резкости с сильным и приятным глазу размытием фона — наверное, именно то, что требуется макрушникам. Мы, действительно, готовы были к не самому лучшему результату — должен же в семье кто-то быть уродом. Приятно, что это не наш подопытный, слишком интересен.

Картинку объектив выдает классическую для макро — хорошие цвета, контраст и четкость. Можно было бы сказать про отсутствие бликов, но любая оптическая теория это опровергнет — просто редко снимаешь макро против солнца, а боковых засветок он не дает. Как знать, может быть, нанотехнологии и впрямь настолько хороши, насколько дороги.

Фокусировка у стекла быстрая (почти мгновенная, в пределах современных технологий) и беззвучная, мотор-то встроенный и тихий. Точность абсолютная, если, конечно, руки позволяют (наведете не туда, так он не туда и сфокусируется) — открытая дырка все-таки делает свое дело. Интересная особенность — он постоянно норовит фокусироваться на чем-то поближе к передней линзе, что нужно учитывать при его использовании как портретника… по всей видимости, его собственная микросхема предусматривает приоритет фокусировки на близлежащих объектах. Это не недостаток — наоборот, достоинство. Если вы часто снимали макро, знаете, как порой бывает сложно заставить фотоаппарат сфокусироваться на веточке перед объективом, а не на здании позади нее.

Еще одна особенность, которую мы даже склонны отнести к недостатку — объекты дальше примерно 4-5 метров выходят недостаточно четкими. В ответ на вопрос «какой дебил снимает макро на таком расстоянии» даже не найдусь чего сказать. Наверное, я. Все верно, дистанция фокусировки начинается у него с 18 см, но противоположный конец шкалы обозначен как «бесконечность», так что работать все равно обязан. Впрочем, это может быть связано еще и с той самой группой линз, которая обеспечивает съемку в макрорежиме и нашим конкретным экземпляром — тестовые обычно мучают до потери памяти, и в них мог закрасться какой-то глюк.

Кстати, как портретник, он тоже ведет себя хорошо — размытие фона очень приятное, а резкость, как мы уже сказали, на высоте. Естественно, с оговорками, о которых мы написали выше.

Галерея снимков

Все снимки сняты в RAW, при конвертации проявлены «по нулям», с зажиманием только цветовых шумов в критичных световых ситуациях и небольшим шарпингом (50 единиц при чувствительности 0.5, наш стандарт для объективов) и добавлением контраста через небольшой изгиб кривой в форме буквы S (0, 30, –30, 0, по четвертям яркостной кривой). Для блога лежат в уменьшенном виде ниже, полноразмерные в архиве можно скачать по этой ссылке (77 Мб).

14 комментариев

  • Профи, посоветуйте тушку под этот объектив? Желательно конкретные марки, а то я еще пока путаюсь, то ли эту, то ли ту купить.

  • Иван says:

    Я пользуюсь данным объективом уже пол года, и по сравнению с СИГМОЙ и ТАМРОН мне он очень понравился!!!Ниже пример фото! Выдержка 125 на ф 9 ! Снимал на Nikon d3100!
    http://vk.com/photo-52847882_310553594

  • Дмитрий says:

    Добрый день, хочется иметь качественное макро, но в половине (а может и больше случаев) объектив будет использоваться как портретник (и не всегда в условиях достаточности места). Стою перед выбором Nikon 60mm f/2.8G ED AF-S Micro-Nikkor или все же Nikon 105mm f/2.8G IF-ED AF-S VR Micro-Nikkor? Подскажите пожалуйста.

    • Классно вы зарядили, конечно. Если больше для портрета, возьмите 85/1.8 + макрокольцо. Особенно, если просто для себя, а не денег, а если зарабатывать планируете, берите под то, чем зарабатывать будете.

  • Виктор says:

    Nikon AF-S DX Micro 85/f3.5G ED VR – это для кропнутых камер DX, Если сравнивать с 60mm f/2.8G , то она на кропе как 90мм Разница с 85мм не большая , да если учесть что ещё в режиме макро он работает на диафрагме 3.2 против 3.5 и 85мм объектива, то приоритет у 85/f3.5G ED VR, т.к. этого объектика стабилизатор VR. Но он проигрывает в том что он не “N” – нет покрытия нанотехнологий и не для полнокадровых камер.

  • thekz says:

    просто и у коробки и у линзы есть юстировка на ближний фокус и юстировка на бесконечность. в данном случае вторую надо подправить в сервисе.

  • TimLev says:

    Я свою макро105сигму обычно как телевик использую. И вроде бы на дальнорезкость не жаловался. Но дальше двадцати метров я с неё и не снимаю..

  • Илюха says:

    imjohnsmith: Так у Никона еще и 200mm f/4D ED-IF AF Micro NIKKOR есть. Наверняка есть еще что-нибудь из числа снятого с производства или не продающегося у нас.
    В первом своем комменте я не совсем удачно\понятно выразился – имелась ввиду пара макростекол в контексте статьи.

    • В линейке, в принципе, много всего. Я учту 85, он, хоть и кропнутый, уместен. Думаю, весьма свежий, хотя не понимаю, почему в представительстве про него не сказали.

  • Илюха says:

    Видимо, я перегрелся – почему-то при первом прочтении статьи у меня осталось четкое впечатление, что в ней упоминался пластиковый байонет :)) Жара, аднако! :)

  • imjohnsmith says:

    У Никона есть еще Nikon AF-S DX Micro 85/f3.5G ED VR.
    А у конкурентов – Tamron SP AF60mm F/2.0 Di II LD 1:1 Macro.
    А насчет диафрагмы (не 2,8, а 3,2) – это особенность большинства макриков. У того же Тамрона, при МДФ, диафрагма 4,0.

  • Илюха says:

    Нет, все-таки работа маркетологов Никона меня удручает все больше и больше:( Как можно было согласовать выпуск объектива, который априори не может быть постоянно на тушке, с пластиковым байонетом?? Тем более, когда макриков в линейке всего два и данный объектив (как более дешевый) рассчитан по идее на любителей, большинство из которых имеет всего одну тушку.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*