Простые фокусы

AF-S Micro Nikkor 60 mm/2.8 G

Макросъемка — поголовное увлечение начинающих фотографов. Так получается, что здесь многое зависит от техники — новое стекло, как правило, приносит выигрыш в качестве, и найдя интересного жучка, уже можно снимать шедевры. Ситуация, как правило, меняется с ростом фотографа, хотя многие так и остаются в зоологических джунглях — количество различных членистоногих обещает практически нескончаемый поток сюжетов. В случаях когда макрофотография цепляет настолько, что обещает стать увлечением всей жизни (или доходом, связанным с созданием книжек по зоологии), имеет смысл задуматься о приобретении макрообъектива.

В арсенале Nikon макрообъективы имеют маркировку micro — компания так выделяет их на фоне конкурентов. На деле, это такие же макрообъективы, как у всех остальных. Впрочем, Nikon в последнее время использует в своих объективах покрытие, нанесенное с применением нанотехнологий. Это дорого, зато резкость этого объектива, теоретически, повышается, даже оттого что элемент такой в конструкции всего один. Таких объективов в арсенале Nikon всего два, 105 mm/2.8 и 60mm/2.8 — это новые версии макрообъективов, которые считаются, условно говоря уровнем Hi-End для макрооптики, с соответствующей ценой. 60mm/2.8 считается как бы «младшим братом» 105/2.8, с соответствующим дисконтом по цене.

Объектив нам предоставили на тестирование в ООО «Никон», официальном представительстве японского производителя в России, за что выражаем пиар-службе искреннюю благодарность.

Цена и аналоги

Специализированных бюджетных макрообъективов у Nikon нет, имеющиеся в линейке являют собой торжество современных технологий, напоминания о которых вынесены на боковую панель объектива. Буковки ED, IF, а теперь вот N оправдывают их высокую цену, а сам бренд Nikkor — нестареющее и постоянное качество, которое, в общем-то, тоже денег стоит. В числе регалий, правда, отсутствует «made in Japan» и металлический корпус — обошлись тайваньским пластиком. Потому, очевидно, цена в 19 400 руб. немного успокаивает. Конкуренты у объектива — все тот же 105/2.8 VR, который стоит уже 28 800 руб. (металлический, больше увеличение, плюс стабилизатор), Sigma AF 70mm f/2.8 Macro EX DG за 16 900 руб., Sigma AF 105mm f/2.8 EX DG MACRO EF за 18 000 руб., и даже Рубинар 8/500 за 8900 руб., который мы тестировали одновременно с Nikkor 60/2.8. То, что объектив дороже аналогов, производимых третьими производителями, понятно — принято, чтобы «родная» оптика была дороже, в то время как цена является ключевым фактором для таких производителей, как, к примеру, Sigma.

Внешний вид, комплектация и работа

Объектив сделан скромно и без претензий, пластиковый корпус с рубчатым обрезиненным кольцом фокусировки, плюс переключатель с ручного фокуса на автофокус с ручным как опцией (M-A/M). Как у обычного объектива серии G, кольца диафрагмы у него нет. Диаметр крепления светофильтра … Интересная особенность объектива — макрорежим включается приоритетно при съемке всего, по всей видимости, с задействованием определенной группы линз, в результате чего максимально открытая диафрагма в макрорежиме только f/3.2, а не 2.8, как написано на объективе. Однако, ее можно установить при съемке более удаленных объектов, так что не стоит грешить на производителя или продавца, что продали вам брак. В принципе, дырка 2.8 при съемке макро со сверхблизкого расстояния дает глубину резкости в миллиметр-два, нужность которых не совсем ясна.

Фокусное расстояние 60 мм дает неплохую возможность использовать его как портретник — на кропе получается ЭФР 90 мм, самое что ни на есть портретное. Открытая дырка при этом будет только на руку.

Оптические характеристики

В режиме макро объектив, вопреки нашим темным предположениям, оказался крайне хорош. Сочетание абсолютной резкости с сильным и приятным глазу размытием фона — наверное, именно то, что требуется макрушникам. Мы, действительно, готовы были к не самому лучшему результату — должен же в семье кто-то быть уродом. Приятно, что это не наш подопытный, слишком интересен.

Картинку объектив выдает классическую для макро — хорошие цвета, контраст и четкость. Можно было бы сказать про отсутствие бликов, но любая оптическая теория это опровергнет — просто редко снимаешь макро против солнца, а боковых засветок он не дает. Как знать, может быть, нанотехнологии и впрямь настолько хороши, насколько дороги.

Фокусировка у стекла быстрая (почти мгновенная, в пределах современных технологий) и беззвучная, мотор-то встроенный и тихий. Точность абсолютная, если, конечно, руки позволяют (наведете не туда, так он не туда и сфокусируется) — открытая дырка все-таки делает свое дело. Интересная особенность — он постоянно норовит фокусироваться на чем-то поближе к передней линзе, что нужно учитывать при его использовании как портретника… по всей видимости, его собственная микросхема предусматривает приоритет фокусировки на близлежащих объектах. Это не недостаток — наоборот, достоинство. Если вы часто снимали макро, знаете, как порой бывает сложно заставить фотоаппарат сфокусироваться на веточке перед объективом, а не на здании позади нее.

Еще одна особенность, которую мы даже склонны отнести к недостатку — объекты дальше примерно 4-5 метров выходят недостаточно четкими. В ответ на вопрос «какой дебил снимает макро на таком расстоянии» даже не найдусь чего сказать. Наверное, я. Все верно, дистанция фокусировки начинается у него с 18 см, но противоположный конец шкалы обозначен как «бесконечность», так что работать все равно обязан. Впрочем, это может быть связано еще и с той самой группой линз, которая обеспечивает съемку в макрорежиме и нашим конкретным экземпляром — тестовые обычно мучают до потери памяти, и в них мог закрасться какой-то глюк.

Кстати, как портретник, он тоже ведет себя хорошо — размытие фона очень приятное, а резкость, как мы уже сказали, на высоте. Естественно, с оговорками, о которых мы написали выше.

Галерея снимков

Все снимки сняты в RAW, при конвертации проявлены «по нулям», с зажиманием только цветовых шумов в критичных световых ситуациях и небольшим шарпингом (50 единиц при чувствительности 0.5, наш стандарт для объективов) и добавлением контраста через небольшой изгиб кривой в форме буквы S (0, 30, –30, 0, по четвертям яркостной кривой). Для блога лежат в уменьшенном виде ниже, полноразмерные в архиве можно скачать по этой ссылке (77 Мб).

14 комментариев

  1. Дмитрий

    Добрый день, хочется иметь качественное макро, но в половине (а может и больше случаев) объектив будет использоваться как портретник (и не всегда в условиях достаточности места). Стою перед выбором Nikon 60mm f/2.8G ED AF-S Micro-Nikkor или все же Nikon 105mm f/2.8G IF-ED AF-S VR Micro-Nikkor? Подскажите пожалуйста.

    1. Классно вы зарядили, конечно. Если больше для портрета, возьмите 85/1.8 + макрокольцо. Особенно, если просто для себя, а не денег, а если зарабатывать планируете, берите под то, чем зарабатывать будете.

  2. Виктор

    Nikon AF-S DX Micro 85/f3.5G ED VR — это для кропнутых камер DX, Если сравнивать с 60mm f/2.8G , то она на кропе как 90мм Разница с 85мм не большая , да если учесть что ещё в режиме макро он работает на диафрагме 3.2 против 3.5 и 85мм объектива, то приоритет у 85/f3.5G ED VR, т.к. этого объектика стабилизатор VR. Но он проигрывает в том что он не «N» — нет покрытия нанотехнологий и не для полнокадровых камер.

  3. thekz

    просто и у коробки и у линзы есть юстировка на ближний фокус и юстировка на бесконечность. в данном случае вторую надо подправить в сервисе.

  4. TimLev

    Я свою макро105сигму обычно как телевик использую. И вроде бы на дальнорезкость не жаловался. Но дальше двадцати метров я с неё и не снимаю..

  5. Илюха

    imjohnsmith: Так у Никона еще и 200mm f/4D ED-IF AF Micro NIKKOR есть. Наверняка есть еще что-нибудь из числа снятого с производства или не продающегося у нас.
    В первом своем комменте я не совсем удачно\понятно выразился — имелась ввиду пара макростекол в контексте статьи.

    1. В линейке, в принципе, много всего. Я учту 85, он, хоть и кропнутый, уместен. Думаю, весьма свежий, хотя не понимаю, почему в представительстве про него не сказали.

  6. Илюха

    Видимо, я перегрелся — почему-то при первом прочтении статьи у меня осталось четкое впечатление, что в ней упоминался пластиковый байонет :)) Жара, аднако! :)

  7. imjohnsmith

    У Никона есть еще Nikon AF-S DX Micro 85/f3.5G ED VR.
    А у конкурентов — Tamron SP AF60mm F/2.0 Di II LD 1:1 Macro.
    А насчет диафрагмы (не 2,8, а 3,2) — это особенность большинства макриков. У того же Тамрона, при МДФ, диафрагма 4,0.

  8. Илюха

    Нет, все-таки работа маркетологов Никона меня удручает все больше и больше:( Как можно было согласовать выпуск объектива, который априори не может быть постоянно на тушке, с пластиковым байонетом?? Тем более, когда макриков в линейке всего два и данный объектив (как более дешевый) рассчитан по идее на любителей, большинство из которых имеет всего одну тушку.

Добавить комментарий для UncleSam Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *