Когда на заре цифровой эры производители начали клепать фотоаппараты-суперзумы с 10-кратными трансфокаторами у объектива, было очень много горячих обсуждений на форумах касательно того, что все это чисто маркетинговая штука, чтобы привлечь побольше покупателей на универсальные аппараты на все случаи жизни (компакт таким и должен быть, кстати), а также что 10-краатный зум — это утопия. И если первое так со временем и осталось реалией нового времени, то второе неоднократно опровергалось, и кратность зума достигала новых границ, ломая старые ограничения. 10, 12, 15, 18 … предмет нашего сегодняшнего теста, Nikon Coolpix P90 имеет широкоугольный зум-объектив с кратностью трансфокатора 24×, а это фокусные расстояния в пределах 26-624 мм.

Одна из основных претензий, предъявляемых к суперзумам, это физическое правило, что объектив не может быть одновременно светосильным, с большим диапазоном фокусных расстояний и минимальными оптическими искажениями. И если светосилу суперзумам еще прощают, то слишком сильные искажения (особенно на «коротком конце») опытные фотографы всегда видят — да и неопытные тоже, стоит лишь сфотографировать деревянный забор или кирпичную кладку «в лоб». Впрочем, все остальные характеристики у них очень даже ничего, особенно если учесть, что обычно эти аппараты относятся к топовой зоне линейки аппаратов любого производителя компактов.

Позиционирование

Nikon P90 спереди

P90 еще до рождения был спозиционирован производителем на довольно специфичную аудиторию — романтиков, которые хотят достать любимой луну хотя бы раз в неделю, не утруждая при этом себя космическими полетами, а также поснимать макро и быстробегающих детей. Соответственно, довольно быстрая фокусировка, наличие супермакро режима и резкого объектива, а также, желательно, побольше мегапикселей являются практически стандартными для этого класса. P90 относится к старшему уровню суперзумов (это видно и по рекордной кратности объектива), что определяет наличие в нем дополнительных функций и довольно высокую цену. По своей цене в 15 000 руб. фотоаппарат выходит на один уровень с конкурирующими моделями Olympus SP-590 UZ, Pentax X-70, Kodak Z980, которые находятся примерно в том же диапазоне. Конкуренты одинаковые, и только Olympus имеет объектив чуть длиннее.

Краткий обзор

Nikon P90 сзади

Что сразу бросается в глаза при осмотре этого фотоаппарата, так это огромный объектив с широкой передней линзой — лишнее подтверждение того, что искажения на широком положении зума (в который он открывается по умолчанию) будут в допустимых пределах. Объектив в фотоаппарате — самый крупный элемент корпуса, причем, кроме него, в корпусе, по сути, ухватистая ручка с кнопкой спуска. Ах да, и естественно, экран, который просто огромен (3 дюйма по диагонали), да к тому же откидного типа — на 90° вверх и на 45° вниз, что, в принципе, достаточно для большинства сценариев съемки. Повернув его под прямым углом к корпусу, беспроблемно снимается то самое макро, о котором мы говорили выше. Две других заметных особенности — вспышка с исключительно ручным поднятием (на  кнопку реагирует даже в выключенном состоянии) и колесо переключения режимов съемки. Более того, опытные фотографы наверняка оценят колесо настроек, как в зеркальных фотоаппаратах. Многим придется по вкусу видоискатель, который далек от оптического (да и разрешение его и экрана низкое), но в солнечную погоду вполне спасает, тем более что экран не матовый. Корпус фотоаппарата вполне стандартный для этого типа аппаратов, не скрипит, не болтается нигде отдельными своими частями. Отдельная примочка — небольшой выступ снизу,  который обеспечивает гарантированное ровное положение фотоаппарата на ровной поверхности, чтобы он не заваливался тяжелым объективом вперед.

Въедливый обзор

Nikon P90 откидной экран

За фото спасибо Яндекс.Маркет

Итак, фотоаппарат начинается с объектива, особенно, P90, и объектив здесь весьма примечательный — если у некоторых суперзумов начинаешь просто поражаться, как производитель впихивает 20-кратный зум в небольшой объектив, тут, по крайней мере, такого впечатления не возникнет. Объектив очень достойный и дает хорошую резкую картинку — естественно, это объектив компактного аппарата, так что большая передняя линза является лишним свидетельством того, что искажения должны быть меньше. Впрочем, не стоит на это надеяться слишком сильно — у любого зума все равно картинка никогда не будет идеальной, и у всех у них есть свои болезни, тем более у многократных трансфокаторов. Примерно так же думали и инженеры японцы, составившие ради этого карту искажений объектива и включившие цифровую функцию их коррекции прямо в аппарат (ее можно отключить). Работает вполне достойно, тормозов не вызывает. Кстати, если сняли в дефолтном режиме, а потом заметили, что кадр явно круглится в широкоугольном положении, сделать это можно уже постфактум в меню редактирования изображения. При включении объектив выскакивает очень резво (естественно, в ближайшее к сложенному положение — кстати, оно широкоугольное), а при зуммировании очень сильно вылезает вперед, почти утраивая размер фотоаппарата в глубину. Очень кстати приходится патентованный никоновский оптический стабилизатор — для положения телефото здесь он просто обязателен (более 600 мм сложно удержать руками в пасмурный день).

Кадр в широкоугольном положении (26 мм)То же в положении телефото (624 мм)

Матрица в аппарате уровня выше среднего и своим задачам отвечает. В принципе, 12 Мп на типоразмере 1/2.33 довольно мало, что и видно на карте шумов. Максимальная ее чувствительность — ISO 1600, которая номинально расширяется до 6400, но уже при разрешении не более 3Мп. В принципе, шум на ISO 800 и 1600 немного раздражающий, но при таком разрешении матрицы он будет заметен при печати только очень больших форматов, к которым только изредка прибегают владельцы длиннозумов, ограничиваясь 10×15, для которых достаточно и 2 Мп.

Экран в фотоаппарате очень неплох, хотя и разрешение у него стандартное, 230К. Вариантов откидывания под прямым углом вверх и только вполовину вниз достаточно для большинства ситуаций «за глаза», а вот его неспособность вращаться ставит аппарат в невыгодное положение даже перед некоторыми зеркалками (например, Nikon D5000) — вертикальные кадры снизу снимать так же неудобно, как и с фотоаппаратом без откидного экрана. Впрочем, экран довольно яркий, хотя для перестраховки в солнечные дни можно снимать, используя видоискатель

Интерфейс фотоаппарата сильно отличается от его младших собратьев — буквально у всех моделей, за редкими исключениями, все сведено к сюжетным программам и обычному фотографу малопонятно. Здесь же наблюдаются две приятных для привычного фотографа особенности: колесо переключения режимов и выхода на сюжетные программы (они уже выбираются в меню) и колесо управления прямо под большим пальцем. Более того, позволяется фотографу куда больше — ручные настройки не ограничиваются просто пользовательскими сюжетными программами.

Что еще порадовало, так это полностью ручная вспышка с коррекцией мощности. И пусть она без возможности ручного управления (как следствие, без поджига удаленных), работает весьма достойно. Как любая встроенная, создает красные глаза, даже несмотря на специальные режимы, но наличие функции их коррекции прямо в аппарате эту проблему может решить на месте. Еще в аппарате есть волшебная кнопка Disp — напрочь отрубает экран, позволяя пользоваться исключительно видоискателем. Кому как, конечно, но временами весьма на пользу, к примеру, при ночной незаметной съемке.

Из немного беспокоящих вещей, наверное, нестандартный штекер (точнее, стандартный для компактной серии конторы) USB и крышка объектива, которую надо снимать самому. Первое просто обязывает вас повсюду таскать кард-ридер или, собственно, шнур (хотя карты SD сейчас чуть ли не по умолчанию понимаются компьютером), который все же понадобится для управления удаленной съемкой. Второе — следствие большого объектива, ведь на них шторки не делают, как на обычных компактах, опять же, случайно привод объектива не сжечь, аппарат при включении предупредит. В принципе, предупреждения в аппарате есть, и довольно много, как поиск улыбок (спецрежим), так и определение движения в кадре или потенциального дрожания аппарата.

Заключение

В целом, аппарат оставил очень приятное впечатление, несмотря на предубеждение нашей редакции против суперзумов. Преимущество фотоаппарата состоит в его универсальности — благодаря светосильному объективу, даже детей можно довольно уверенно снимать в бегающем виде, да и детализация у объектива очень неплохая. К недостаткам можно отнести довольно высокую цену (впрочем, у всех аналогичных моделей она находится на том же уровне) и некомпактный размер (как мы и сказали, компактность здесь оборотная сторона хорошего объектива, иначе просто нельзя. Аппарат явно позиционируется на отцов семейства, которые и зеркалку покупать не хотят, и в то же время, хотят иметь чуть больше, чем все остальные: побольше ручных функций, побольше, да и сам аппарат побольше, что, в этом случае, они и получат за 15 000 руб.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*