При появлении третьей модели из серии CX нашего любимого маргинального производителя, мы уже не ждали ничего хорошего — всего лишь очередная переделка предыдущей модели, хотя некоторые спецификации из анонса выпущенной Ricoh CX3 все же радовали. Предыдущие модели были передовыми для своего времени: CX2 стала раскачанным продолжением первой, а CX1 вообще конкурентов на момент выхода не имела.

Изображение: Ricoh Россия

Позиционирование

Целевая аудитория у нового аппарата постоянная — это люди, которые любят снимать пейзажи, потому что именно для них наиболее востребована склейка HDR. Учитывая особенность технологии, сам фотоаппарат ориентирован на тех, кто в компьютере этим заниматься попросту не хочет и кому проще свести все пусть и на автомате, но сразу при съемке кадра.

Остальные функции в фотоаппарате специфические, но тоже интересные кому-то: например, функции сверхскоростной съемки до 160 кадров в секунду (естественно, без перефокусировки), которая будет востребована у любителей спортивных событий под открытым небом.

Цена фотоаппарата почти осталась старой (14700 руб. на момент выхода теста, подешевел примерно на две тысячи), но набор характеристик, пожалуй, самый лучший в ценовой категории до 15000 руб. Рядом стоят:

Panasonic Lumix DMC-TZ10 за 12 200 руб (большее разрешение, но матрица CCD, объектив Leica, широкий угол 25 мм, нет HDR, экран ниже разрешением, есть GPS), Casio Exilim EX-FH100 за 12 000 руб. (широкий угол 24 мм, низкое разрешение экрана, нет HDR, есть RAW, высокая скорость съемки), Sony Cyber-shot DSC-HX5V за 12 000 руб. (объектив Sony G, широкий угол 25 мм, низкое разрешение экрана, нет HDR, есть GPS). В таком высококонкурентном сегменте только за счет необычных функций производителю из не-лидеров только и можно выехать. HDR здесь нет ни у кого из конкурентов, равно как и превосходного экрана, за который мы хвалили еще предыдущие версии.

Краткий обзор

Как уже сказали, внешне фотоаппарат не изменился. Нам показалось, что мельче стали рубчики на накладке, но это уже не столь критично… вполне возможно, что это наша память нас подводит. Фотоаппарат мало поменялся в функциональной части: объектив остался 10-кратным, но матрица стала другой по архитектуре, а вот ремешок так и не переделали. Задняя панель осталась, как у предшественника, все накладки и кнопочки остались на месте.

Въедливый обзор Ricoh CX3

Мы, как опытные тестеры серии CX, следим буквально за каждым релизом этих аппаратов компанией (сегодня как раз написали про новый CX4). На этот раз, как это ни удивительно, изменения, действительно, существенны (между первой и второй версией качество съемки и склейки поменялось мало). Теперь же изменения явные. Так, матрица, сердце любого современного фотоаппарата, претерпела существенные изменения — компания перешла на матрицы с обратной архитектурой (так называемая «обратная подсветка»), в итоге, картина шумов и правда выправилась: фотоаппарат прекрасно ведет себя в условиях, где должен переть шум, так что японские инженеры поработалли на славу.

В плане съемки осталось все по-старому, неизменными остались автоматические режимы: обычный авто и easy, причем к этой версии интеллектуальность второго мы оценили, потому что первый действительно базовый, а второй умничает, выбирая предустановленные сюжеты автоматически. В «зеленом» режиме чувствительность, баланс белого и основные экспопараметры стоят на автомате, второй же еще характеризуется тем, что определяются лица в кадре, включается вспышка при съемке в контровом свете, чтобы люди выходили правильно.

Ремешок не переделали — для тяжелого аппарата это важно, но мы уже всех задолбали со своим перфекционизмом.

Из остальных режимов можно отдельно отметить практически каждый (кроме сюжетных программ, естественно, которые, в принципе по обычному тупы): серийная съемка позволяет вам воспользоваться функцией съемки пуль в полете (при этом регулировка ISO вам, естественно, недоступна) с какой-то невообразимой частотой кадров в секунду (около 160 с сильно урезанным разрешением), причем сохраняется лишь последняя секунда, а снимаете вы, удерживая клавишу спуска, и изображения потому нет, отчего неясно, сняли вы что-то или нет. Нормальный режим серийной съемки — 4 кадра в секунду небольшими сериями, которые можно использовать для брекетинга. Брекетинг осуществляется по 4 параметрам, остался и брекетинг фокуса, цель которого нам все еще неясна. Нам понравилась опция +1, которая позволяет дублировать кадр, склеенный с расширенным ДД, но уже в обычном режиме. Так быстрее карта забивается, но можно впоследствии вылечить многие проблемы, которых могло и не возникнуть, если бы вы не предавались HDR настолько фанатично.

Только на этой версии заметили поразительную точность уровня в фотоаппарате — будь база подлиннее, по нему можно было бы и дома строить, а так, можно просто вешать картины (ну вы видели приложения под iPhone в рекламе, верно, так вот тут такое не требуется, все делает фотоаппарат дефолтно).

Динамический диапазон

Это всего лишь один из режимов съемки, который, правда, гораздо дальше от этого «всего лишь», чем можно подумать. Ничего нового контора не изобрела — HDR склейка существует не первый год и уже успела стать популярной, а в последнее время все чаще появляется в аппаратах и у других представителей. Ricoh здесь была просто первой, поэтому уже имеет возможность добавлять настройки в режим, исходя из отзывов таких маньяков, как мы.

Если вы не знаете, современная матрица способна запечатлеть, в идеальных условиях, огромное количество градаций света и цвета — проблема обычно заключается в экспонометре, который работает гораздо хуже, что, впрочем, проблема не его, а человеческого глаза, который с ним ни в какое сравнение не идет, а потому требует подтягиваться к своему уровню и фотоаппараты. И если пленка уже подобралась ближе к человеческому восприятию, цифре еще только предстоит этот путь пройти. Учитывая то, что сейчас только топовые матрицы по ширине динамического диапазона превосходят пленочный, производиителям аппаратов на дешевых матрицах приходится крутиться, чтобы придумывать варианты.

Японцы подошли к проблеме проще: они делают двойную экспозицию, очень быстро снимая два кадра, один засвеченный, другой недодержанный (есть 3 ступени настроек, слабо, нормально, сильно), потом сводят все по методу HDR. В итоге, тени выправляются, а светлые зоны не выбиваются. Критично такое, как правило, при съемке ландшафтов, отчего и режим этот неторопливый (снял-склеил, на что уходит не меньше секунды, и быстрые движения образуют призраков). Интересно, что, по всей видимости, вилка экспопараметров делается за счет третьего параметра установки экспозиции, ISO, и, как результат, в EXIF можно увидеть смешные значения чувствительности (118, 368 и т.д.) — по всей видимости, считается чувствительность пикселов от обоих снимков по их количеству (если больше взято из светлого кадра, тяготеет к увеличению, если из темного, к уменьшению).

Качество склейки в версии CX3 тоже выросло — теперь нет ужасных ореолов и пятен, даже если установить аппарат у режим сильной оптимизации динамического диапазона. Пятна, которые мы замечали на ранних моделях на пограничных зонах склейки, тоже ушли в прошлое (видимо, критиковали не только мы). Впрочем, отсутствие таких явных багов можно отнести и на заметное не слишком сильное расширение ДД — как правило, аппарат хорошо вытягивает явные пересветы, балансируя их с темными зонами и прекрасно ведет себя на сильноконтрастных объектах, во всех же остальных случаях расширение не так заметно. Настроек HDR несколько, но без точной настройки, зато цвета при склейке теперь похожи на натуральные, не сильно утрированные, что радует. Убран баг и со склейкой движущихся объектов: благодаря большей чувствительности матрицы теперь промежуток между двумя кадрами незначительный, так что размазываться могут только пули, но у нас снять их не получилось — все остальные подвижные объекты фиксируются уверенно.

Заключение

Мы уже рекомендовали предыдущую модель в качестве «рабочей лошадки», здесь можно было бы сделать то же самое. Есть только пара «но», одно из которых — цена. И хоть для своей ценовой категории аппарат обыгрывает конкурентов функционально, цена довольно велика. Хотелось бы, безусловно, объектив порезче (по сравнению с более дорогими аналогами, GR Digital II и GX200, GXR, но там уже совсем другие стекла) со стандартной для таких размеров дисторсией, преимуществом которого является универсальность, а никак не исключительное качество картинки. Радует режим расширения ДД — он доработан и переделан, стал более очеловеченным, в темноте помогает. Понятно, что RAW в таком случае будет неприменим, но RAW в аппарате такого класса хотелось бы увидеть. Можно поставить уверенную четверку. Фотоаппарат прекрасно подходит для мамаш (можно и за чадом поспеть, не бегая) и для простого семейного использования. Ну, а при съемке ландшафтов ему конкурентов вообще нет. Более того, с 10-кратным зумом (28-300), с широким углом на коротком конце, аппарат приобрел в функциональности, теперь даже птическ снимать можно.

Галерея снимков Ricoh CX3

Изображения сняты в JPEG, изменению подвергся только размер, измененный под нужды Web, без последующего шарпинга. Полноразмерные файлы можно скачать архивом.

4 комментариев

  • Mario says:

    Спасибо за ответ!
    У меня – все наоборот. на коротком конце – диафрагма 3,5/выдержка 40 , на длинном – тот же обьект – 5,6/ 300 . Странно все это.
    Наверное диафрагма залипла.
    А вообще – фотик понравился очень – быстрый как никакой другой , и фото качественные. Рико однако… ))
    Спасибо еще раз.

    • Mario, не факт. Если стоит ISO Auto (особенно в DR), выдержка может быть любой, в соответствии со внутренними алгоритмами аппарата. Есть же общепризнанное правило выдержки, «обратной» фокусному расстоянию. Чтобы разобраться в этом, достаточно почитать нашу статью про экспозицию.

  • Mario says:

    Есть вопросец по автофокусу Рико СХ3 – автофокус работает так же как и на любом другом фотоаппарате – или есть какието провалы? У меня в первой трети зума почти не фокусируется. На автомате. На с-автомате – через раз.
    (сервиса на украине нету – хотелось бы сначала узнать , а потом уже слать в иппонию на ремонт))

    • Mario, провалов замечено не было. Прол первую треть зума не понял — это при съемке в широкоугольном положении чтоль? Вообще, там светосила хорошая, фокусируется в темноте даже лучше, чем на длинном конце, что понятно. Хотя сам автофокус вообще вменяемый, толковый.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *