Sony показала вогнутый сенсор

Sony показала вогнутый сенсор

Поделиться

Пленочные времена прошли, но с приходом цифровой эры особенных революций не было: даже сегодня фотоаппараты работают по принципам, заложенным чуть ли не век назад. Ну да, ведь есть оптическая теория, базовые законы физики, которые обойти нельзя, а потому техника и будет развиваться по тому же вектору, верно? Но что если не отступать от законов, а просто начать их использовать по-другому? Ведь старые принципы писались под старые нормы: пленку нельзя было выгнуть.

Фото: PetaPixel

К примеру, вечной проблемой фотоаппаратов были особенности проекции изображения: объемная картинка экспонируется на абсолютно плоский лист, в результате чего теряется объем — но даже не в этом дело, ведь если приблизить проектор к листу, разница в падении лучей в центр и по краям будет заметнее, чем ближе, относительно размера кадра, находится проектор от плоскости. Отсюда многочисленные проблемы: виньетирование, падение резкости по краям, хроматические искажения за счет преломления лучей под разным углом… и, как следствие, множественные механизмы решения этих проблем: дополнительные оптические элементы в схеме объективов, включая асферические (до определенного времени их просто не производили, поэтому совсем старые объективы резкие только в центре или выдают по краям вытянутое боке), микролинзы особой конструкции по краям матрицы. Причина проста: как бы ни трудились инженеры, правильно проецироваться картинка с круглой линзы будет только на сферу, а не на плоскость. Именно поэтому, кстати, большинство правильных программ для склейки панорам сначала выпрямляют проекцию до сферической, а уже потом склеивают изображения.

И если в пленочные времена было нерентабельно делать изогнутую пленку, во времена цифровых матриц об этом говорят все чаще. Если вспомнить, в советские времена существовали фотоаппараты «Горизонт», в которых поворачивающийся объектив экспонировал изображение на уложенную полукругом пленку (вспоминаем соотношение размера объекта и площади кадра), есть также и кинотеатры, где экран делают вогнутым или проецируют изображение на сферу по той этой самой причине. Вогнутые матрицы были теоретически обоснованы очень давно, и они решают массу проблем, о которых мы говорили выше, но ценность их не только в этом.

Да, при использовании таких матриц резкость по краям кадра и в центре выровняется, может пропасть и хроматическая аберрация, виньетирование и пр. Однако, все это относится, скорее, к художественным факторам, а также к экспертной оценке изображения — то есть, не считается в реальных цифрах. В конце концов, сегодня производят много объективов, и многие из них эти проблемы решают достаточно эффективно. Однако, посчитать можно другое: ведь неслучайно сегодня делают объективы с элементами, которые преломляют свет не оптически, а через достижения нанотехнологий. Эти элементы хоть и дороже, дают объективу одну важную черту: большую компактность, то есть, маркетинговое преимущество. Меньше, легче, резче — таков девиз нового времени.

Во времена, когда маркетинг правит миром, мы не всегда задумываемся о факторах, влияющих на покупку, то есть, перераспределяющих прибыль между разными производителями. Так, к примеру, вогнутая матрица позволит использовать объективы старого типа, состоящие из 3 элементов вместо 9 (фиксы) или из 5 вместо 16 (зумы, предположение). При этом применение данные матрицы найдут, в основном, в фотоаппаратах с интегрированными стеклами, так как под имеющиеся парки оптики подходить не будут (там проекция скорее плоская, чем сферическая). Если включить фантазию, фанатам Sony можно представить камеру Sony RX2 таких же габаритов, но с объективом 18-50, который будет выдавать неплохие резкие и правильные по проекции картинки, либо с объективом-блином, за счет чего она легко поместится в кармане… помня при этом, что камера будет полнокадровой, а потому, более восприимчивой к свету, чем любая компактная камера.

6 комментариев

  1. Rage

    Как раз микро-революции в последнее время регулярно устраивает именно Сони.
    Сначала это была отдельная маленькая матрица для фазового автофокуса посредством экрана, потом ППЗ, потом пикинг, потом беззеркалки с APS-C… Много еще чего. В результате итог: на данный момент среди фотоаппаратов в одной ценовой категории аппараты Сони выглядят не просто выигрышнее, а прорывнее! Nikon, это понимая, стабильно перенимает у Сони большинство фишек.
    Такая позиция Сони вызывает, как минимум, уважение! Все остальные на протяжении многих лет только номерки на фотоаппаратах меняють…

    1. Отдельная матрица — достижение Olympus еще в E-300 или 330, не помню. Пикинг — вообще вещь традиционная для операторов, появилась у Fujifilm в фотографии, беззеркалки с APS-C первым сделал Samsung (если речь о камерах со съемными стеклами), а Sony свой проект успешно закопала, да и ни у кого он не выстрелил (Sigma потом была), кроме, опять же, Fujifilm. Что такое ППЗ?

      Ну и хватит мифов, да. Преклоняюсь пред вашим преклонением перед одной японской компанией, но, честно говоря, я бы все же больше читал сторонней литературы, а не маркетинговых публикаций.

Добавить комментарий для UncleSam Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *