Как упорядочить имена файлов фото в современной цифровой реальности

Как упорядочить имена файлов фото в современной цифровой реальности

Поделиться

За последнее время в мире появилось такое большое количество камер, что оно вносит всё больше хаоса в систему именования фотографий этих камер, в то время как, сама по себе, система крайне важна для различных узких вариантов применения. Андрей Коржиц придумал универсальную систему именования файлов, которую можно распространить повсеместно, благодаря тому, что система распространяется под открытой лицензией Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0, а также тому, что её довольно легко масштабировать и распространить на абсолютно любые случаи применения.

Зачем?

Сегодня своя система именования файлов изображений есть практически во всех фотобанках, не говоря уже о том, что многие фотографы также ее придерживаются.

С другой стороны, им противостоят социальные сети и различное программное обеспечение, которые могут хранить многие из этих параметров только в своих базах данных, а соответственно, не будут их передавать другим приложениям. Здесь наличие конкретных параметров в имени файла будет способствовать безопасности этих данных.

В основе именования файла дата и время, модель камеры, её номер и и название исходного файла или любое иное обозначение исходного изображения, а также дополнительная информация. Даже при потере полей метаданных, что происходит при загрузке в социальные сети, хотя бы часть данных фотографии останется в наименовании. С другой стороны, автор не уточняет, что пользователь должен будет делать, если социальные сети еще и имя файла исправят, что они обычно и делают.

Полное ознакомление с предпосылками для создания ПИФа можно получить в статье его автора.

Кому это нужно?

На мой взгляд, начинание это крайне трезвое, особенно, для системных и организованных людей, коими фотографы являются крайне редко, будучи натурами художественными и приверженными высшим материям. При соблюдении довольно простых правил именования, у пользователя будет возможность поддерживать уникальность файла всегда и везде, а также иметь какую-то дополнительную информацию в названии, вроде места съемки или просто комментариев к фотосессии.

В данной версии, шаблон именования фотографий выглядит следующим образом:

ДАТА_ВРЕМЯ_ЧАСОВОЙПОЯС_МОДЕЛЬКАМЕРЫ_СЕРИЙНЫЙНОМЕРКАМЕРЫ_ОБОЗНАЧЕНИЕКАДРА_ДОПОЛНЕНИЕ.РАСШИРЕНИЕ

Я попробовал применить это к одной из своих поездок, и названия получаются, действительно, уникальными. Но, поскольку я сам веду каталог в Adobe Lightroom, для меня это проблемой не является… думаю, для большинства фотографов, для которых актуальность работы с именем файла не является слишком высокой, данные правила именования фотографий персонально обязательными не будут. Однако, те, кто хочет порядка в домашней библиотеке, по той или иной причине (профессиональные фотографы, работающие на стоках, много путешествующие, работающие между разными операционными системами, когда есть риск создания большого количества дублей одного файла или необходимость прикладывания ключевых слов в название файла), наверняка данные правила оценят. Это также актуально для любых баз данных, вроде фотобанков или новостных агентств. Естественно, что данный шаблон можно взять просто за базу и разработать на его основе свой.

Я просто внедрил эту схему именования, которую можно реализовать в качестве простого пресета для Lightroom, просто собрав соответствующие теги из числа присутствующих в программе (переименовывать можно даже при импорте, заполняя поле Custom). Не оказалось там только поля с временным поясом, поэтому его можно указывать просто вручную (f0300), памятуя, однако, что вы можете снимать в разных поясах, но при аккуратном поддержании данного рецепта, проблемой это не является.

Автор идеи, на данный момент, дорабатывает эту концепцию, поэтому просит всех, у кого будут какие-то конкретные предложения или мысли по развитию данной системы именования файлов, комментировать и предлагать поправки, особенно, если они будут конструктивными. От себя лично, добавлю возможность именования файлов через доступный пресет для Adobe Lightroom, который вы можете создать как сами, так и скачать с этого сайта, только обратите внимание, что поле часового пояса введено здесь вручную, соответственно, вам его просто потребуется скорректировать под свои нужды.

22 комментария

  1. Геннадий

    Я балдею = «…так как на данный момент лучше всех про ПИФ знаю только я, и нужно время, чтобы люди поняли почему ПИФ создан, для чего и почему он именно такой, а не другой…»

    Прочитал я все Ваши соображения и лицензии))) — сыровато…
    Начинать надо не с пассивных пользователей, а с активных «производителей» фото-техники (фотоаппаратов, смартфонов))).

  2. «Я просто внедрил эту схему именования, которую можно реализовать в качестве простого пресета для Lightroom, просто собрав соответствующие теги из числа присутствующих в программе»

    Здесь следует обозначить важный момент. Очень часто необходимые для имени метаданные содержат недопустимые символы, например пробелы в названии модели камеры и ли ещё хуже — наклонную черту и т. п. Поэтому подходящий инструмент для автоматического именования должен уметь эти символы или удалять или заменять на по́дчерк.

    На данный момент лучший и годами проверенный такой инструмент — это ExifTool от Фила Харви. Но жестокая реальность для многих фотографов может оказаться в том, что им придётся самостоятельно для каждой своей камеры создать соответствующую ExifTool-команду. Но это на самом деле не сложно, достаточно один раз научится и в дальнейшем получать постоянную выгоду как по времени, так и по безопасности.

  3. «Это также актуально для любых баз данных, вроде фотобанков или новостных агентств.»

    Да, там также все файлы управляются файловой системой, но дело в том, что сторонние базы фотографий получают эти фотографии от пользователей, которые ещё не задумывались о важности глобальной уникальности имён фотографий. Поэтому фотобанки и подобные им в целях безопасности переименовывают входящий поток фотографий под своё подмножество имён, часто просто номером в базе данных, которая автоматически следит за уникальностью этих номеров.

    Можно, конечно, им автоматически переименовывать входящие фотографии по ПИФу, но для этого должен соблюстись ряд условий: данные в метаданных должны быть достоверны и полноценны. Сами понимаете, что это маловероятно (невозможно) из-за человеческого фактора, а производители камер об этом ещё также особо не заботятся, хотя ситуация постепенно улучшается. Ещё иногда у производителей оборудования и ПО свои представления о стандартах…

  4. «…думаю, для большинства фотографов, для которых актуальность работы с именем файла не является слишком высокой, данные правила именования фотографий персонально обязательными не будут…»

    Это только если эти фотографы фотографируют себе «в стол», т. е. не выносят свои фотографии за пределы своей файловой системы (и то здесь также можно получить коллизию, если однажды «нужные» файлы окажутся на одном уровне в файловой системе). Но как только они захотят передать свои фотографии, то эти фотографии снова попадут в файловую систему, но уже в другую, где уже есть свои файлы. А так как теперь мы имеем дело не с одной файловой системой, то становиться вопрос не просто об уникальности имени, а о его глобальной уникальности.

  5. «…поскольку я сам веду каталог в Adobe Lightroom, для меня это проблемой не является…»

    Любой «Lightroom», это всего лишь абстракция над файловой системой для удобства. Сами фотографии, это просто файлы, которые по-прежнему управляются на низком уровне файловой системой, которая для исключения коллизий по-прежнему требует уникальных имён этих файлов.

  6. «Кому это нужно?»

    Это нужно всем, но пока мало кто к этому пришёл. Как только вы задумаетесь о сохранности своих произведений (или просто семейного архива), то вдруг обнаружите что на современном этапе развития цифровых технологий никакой процесс организации или резервного копирования невозможен без построения уникального имени фотографии. И вдруг имя фотографии становиться самой первой и самой главной задачей в этом процессе.

  7. Геннадий

    Подобным вопросом я озаботился ещё лет 10 назад))) =

    А каково ваше мнение???

    Если сказать честно, то меня автор немного рассмешил своими примерами))).

    1. Как «давно»))) Андрей Коржиц увлёкся данной проблемой? Интересен сам факт «…придумал универсальную систему именования файлов…». И/или «Авторское право», в соответствии с: «…«Attribution» («Атрибуция») — Вы должны обеспечить соответствующее указание авторства, предоставить ссылку на лицензию, и обозначить изменения, если таковые были сделаны…»)))! —
      Это шутка???
    2. Для чего автору «временной пояс»? — На мой взгляд — это пустая трата символов (в имени файла) — в то время, когда GPS-координаты (+/- километр) определяют не только долготу, но и широту…, с абсолютной привязкой на «глобусе».
    3. Серийные номера тушек — это КРУТО))). Тогда, в придачу, нужно ещё и отпечатки пальцев, радужку, налоговый, страховку (как на авто) и серийный «линзы»))).
    4. EXIF полон массой и других уникальных «достопримечательностей». Однако многие из них не несут абсолютно никакой полезной информации — необходимой для анализа и воспроизведения любой рассматриваемой фотографии!!! И/или «беглого» знакомства с параметрами съёмки конкретной уникальной картинки…
    5. Как автор видит аппаратную реализацию «правильного» (с его точки зрения) именования фото в самих аппаратах, смартах, …?

    P.S.: вкратце отмечу, что давно практикую свою систему именования фото-файлов, дата+время+модель+… — в которой изначально присутствуют. Однако, помимо всего прочего — моя система позволяет воспроизвести любой фотоснимок.

    1. «Для чего автору “временной пояс”?»

      Есть места, где можно каждой ногой стоять в разных часовых поясах. Существует вероятность получить коллизию имён файлов, если сделать фотографию в одном часовом поясе и потом в то же время, но в другом, например, через час и с тем же внутрикамерным номером. Тогда часовой пояс станет единственным, что позволит отличить фотографии. Конечно, следить за настройкой времени придётся самостоятельно, пока это станет возможным автоматически.

    2. «Серийные номера тушек – это КРУТО))).»

      Если производить одновременную съёмку на несколько одинаковых камер, синхронизированных по времени и с одинаковым счётчиком кадров, например для создания 3D-изображения предмета, то серийный номер станет единственным параметром для отличия фотографий, сделанных единовременно. Конечно, если предмет съёмки не находится на границе часовых поясов, а камеры по разную сторону от неё: тогда отличить можно будет ещё и по часовым поясам.

    3. «И/или “Авторское право”, в соответствии с: “…«Attribution» («Атрибуция») …
      Это шутка???»

      Я предлагаю ПИФ в качестве стандартизированного решения, поэтому оно должно быть соответствующим образом оформлено.

      1. Геннадий

        В таком случае — я предлагаю Вам стандартизовать банальную работу ЗАГСов… Здесь — ой, как можно поиметь))).

        И соответствующим образом оформить «всё это»… Но — на всех языках!

        Следует отметить, что имею собственную систему (более 10 лет), которую «поиметь» Вам будет сложно — видимо в силу недостаточности Вашего опыта (что я вижу по Вашим «скороспелым» формулировкам в документах).
        При этом:
        1. Буду БЕСПЛАТНО (на «шару») разсылать свои предложения всем производителям фото-техники (фото и смартов), что позволит им (на базе конкурентных рыночных отношений) — всё же обеспечить некую стандартизацию или унифицирование «ИМЕНОВАНИЯ» фото-файлов))).
        2. Во всех фото-группах и фото-сообществах, где я есть и где смогу быть — буду на конкретных примерах (пакетах) учебно-демонстрационных фотографий (в т.ч. для людей, обучающихся фото-делу) — рекомендовать к МАССОВОМУ использованию свою систему.
        Но!!! — безо всякого обязательного упоминания моего имени (всуе))).

  8. «С другой стороны, автор не уточняет, что пользователь должен будет делать, если социальные сети еще и имя файла исправят, что они обычно и делают.»
    Это уже задачи взаимоотношений пользователя и социальной сети, ПИФ к этому не имеет никакого отношения. ПИФ — это задокументированное приведение к единой лаконичной универсальной системе решения именования файлов фотографий, но не сборник отдельных советов для частных случаев, тем более тех, где пользователь не имеет влияния. К ПИФу правильно относится как к стандартизированной основе для именования фотографий, которую можно использовать как напрямую, так и для создания своей системы именования, но тогда с возможными потерями универсальности в том или ином смысле в зависимости от меры отступлений от ПИФа.

  9. «Здесь наличие конкретных параметров в имени файла будет способствовать безопасности этих данных.»

    Здесь нужно уточнить, что по ПИФу на самом деле безопасности способствует не имя файла как таковое, а сами метаданные в теле файла, которые всегда с файлом, а имя файла является отражением конкретного подмножества этих метаданных, способного на своей основе обеспечить уникальность этого имени.

  10. «Автор идеи, на данный момент, дорабатывает эту концепцию…»

    Порядок абсолютно готов к применению и если случаются какие-то правки, то они никак не влияют на суть решения. Если бы я не был в этом уверен, я бы не предложил ПИФ для использования и даже для рассмотрения. Однако не исключаю, что встречная критика поможет мне ещё улучшить ПИФ. И когда я почувствую, что критика себя исчерпала или на протяжении некоторого времени не сможет мне сообщить о том, о чём я ещё не думал сам, тогда я поправлю уже простую формальность с номером версии и первая цифра в ней измениться с 0 на 1.

    1. Геннадий

      Не просто полезная, а уже давно необходимая!
      Только вот как заи́нтересовать разных производителей съёмочной техники осуществлять процесс альтернативного именования фото-файлов?
      Добавить в EXIF-протокол новое поле (требование)?
      Следует учесть также, что Fat, Fat 32 файловая система на SD-картах не может поддерживать длинных и «кучерявых» имен.

      1. ПИФ не для производителей, а для фотографов, что бы каждый мог для своей камеры и своих условий создать свой способ сборки уникального имени. ПИФ это проторенная дорожка в несогласованном мире производителей техники и ПО с одной стороны, создателей стандартов с другой и неуклюжего наследия всего этого с третьей. Вам не нужно копаться в стандартах, исследовать особенности цифрового мира — я уже всё это сделал и привёл к единой системе под названием ПИФ. Однако, реальность такова, что вслепую эффективно использовать ПИФ не получится, нужно чётко понимать условия его применения. Универсальность ПИФа не в том, что он подойдёт даже для кофемолки, а в том, что при грамотной организации он подойдёт под любые съёмочные процессы с любым количеством камер.

      2. «Следует учесть также, что Fat, Fat 32 файловая система на SD-картах не может поддерживать длинных и «кучерявых» имен.»

        Как подсказывает мне математика, это означает, что Fat, Fat 32 файловая система на SD-картах не может обеспечить глобальную уникальность имени фотографии. ПИФ для тех систем, которые способны обеспечить уникальность имени достаточностью символов в нём. Для ПИФа используется 37 различных символов. Если подстраиваться под наследие технологий, которое создавалось без учёта будущих потребностей, то в случае имён 8.3 как в DOSе, мы получим только 3,512,479,453,921 вариантов имени. Неужели вы думаете , что этого количества имён достаточно для всех существующих и будущих фотографий?

  11. shlomo

    по моему всё что нужно есть в exif` и даже больше, это видимо предназначено для тех глупых людей ,коими фотографы в большинстве являются, которые верят что они гении и их наследие зачем то нужно потомкам.фотобанки насколько я читал сегодня платят по одному центу, так что овчинка выделки не стоит

Добавить комментарий для Андрей Коржиц Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *