Простые фокусы

Как исправить баланс белого с помощью Lab

Наш фанатично преданный пользователь Kislik прислал несколько фотографий, из которых наиболее интересной нам показалась одна, у которой, помимо всех остальных болезней, наблюдается одна, зато довольно типичная: сбитый баланс белого из-за съемки в помещении с лампами накаливания — последние имеют неприятную особенность окрашивать все вокруглежащее в отчетливый желтый цвет, от которого, казалось бы, нет спасения. Поищем?

Итак, вот исходная фотография (к сведению читающих, все картинки кликаются и показывают увеличенную копию, ссылки выдают иллюстрации):

В фотографии налицо следующие проблемы:

  • напрочь сбитый баланс белого
  • съемка в помещении без вспышки привела к вынужденности снимать при ISO 1600, что, вкупе с насыщенностью «в плюс», дало не очень приятный глазу шум
  • недостатки кадрирования
  • пожелания заказчика о замене фона

Картинка довольно идейная, а потому вгрыземся в ее суть сразу: поправим баланс белого, который, казалось бы, уже умер. Впрочем, цвета не умирают бесследно, а значит, опытному следопыту, особенно, если пользоваться картами «доктора Маргулиса», найти их все же получится.

  1. Конвертируем фото в режим Lab Color (Редактирование → Преобразовать в профиль, Lab, метод относительный колориметрический, галки стоят все).
  2. Выбираем инструмент «Цветовой эталон» (на одной кнопке с пипеткой) и им тыкаем во все, что похоже на нейтральные цвета (от черного до почти белого) — у нас это черная полоса на воротнике, обе тарелки в тенях, часть ножа. Естественно, пробу мы берем не по точке, а усредненную 5×5 (настройки инструмента). В инфо-панели у нас цвета Lab (конечно, мы же в этом пространстве работаем).
  3. Теперь самое творческое — открываем корректирующий слой кривых. Не трогая Lightness, переходим к каналам a и b — это и есть цвет, который у нас совсем кривой. Сверяясь с палитрой Инфо, стремимся, чтобы вторая циферка для всех 4 точек стремилась к нулю для обоих цветовых слоев — при этом мы двигаем нижний угол кривой (у нас он темный) вправо, чтобы кривая была прямой. По пути выясняем, что расхождения в канале b слишком явные — темные полосы на кофте оказались синими и ориентируемся на тарелки.
  4. wb_curves_pre

  5. Впрочем, на этом не заканчиваем — слишком много красного в лице лично меня немного напрягает, играем дальше с передвиганием углов, теперь уже «на глаз». В итоге кривые вышли вот такими (можно загрузить прямо в Фотошоп), а изображение, на мой взгляд, приобрело более очеловеченный облик.
  6. wb_after_curves

  7. Однако, проблемы все еще есть. Немного усиливаем контраст вторым корректирующим слоем кривых — на этот раз, в канале Ligthness, на свой страх и риск. Двигаем очень аккуратно — срезаем верхний угол и рисуем очень слабую S.
  8. Возвращаемся в sRGB через то же самое конвертирование профиля — проверяем, что стоят все галки и профиль sRGB.
  9. Теперь смело давим шум — я использовал Imagenomic Noiseware и давил, преимущественно, цветовой шум, меньше затрагивая света. Попутно я увеличил контраст и чуть пошарпил там же — внизу есть два специальных ползунка.
  10. Совсем чуть-чуть дополнительно поправляем баланс белого — в корректирующем слое кривых берем серую пипетку и несколько раз кликаем по ножу, в поисках нужного оттенка.
  11. Дублируем изображение (Ctrl+Alt+Shift+E) — так оно сводится со всеми каналами, но нижние слои сохраняются. Сделали это из-за того, что желтоватый цвет освещения напрочь вынес нам детали в красном канале, что плохо — в лице красного много, и детали заметно потеряны.
  12. Лечим красный канал мы копированием из соседнего — лично мне нравится зеленый, он по контрасту подходит и подогнать его потом проще. Для этого идем в палитру каналов и выбираем красный (можно Ctrl+1), выбираем пункт Изображение → Внешний канал (Image → Apply Image), выбираем верхний слой и зеленый канал, режим наложения — нормальный.
  13. wp-applyimage

  14. Включив полноцветное изображение, понимаем, что картинка стала ужасной — махинации с красным каналом привели к совершенно кривому уветовому балансу. Однако, бояться этого не надо — выбрав слой в палитре слоев (он и так выбран, просто в палитру надо вернуться), меняем режим наложения с Нормального на Свечение (Luminosity). Картинка возвращается практически к первоначальному виду, но лицо становится темнее, да и морщин стало больше — нестрашно, мужчину они украшают. Более того, скатерть тоже стала лучше. Корректируем кривыми яркость красного канала, т.к. он слишком темный теперь — выбрав в палитре каналов красный, на полноцветное изображение ставим «глаз» и идем в Изображение → Коррекция → Кривые (Image → Adjustments → Curves). Здесь S можно рисовать смелее, сверяясь по лицу.
  15. Из-за света сверху веки у молодого человека получились как у очкового медведя — надо высветлить круги. Снова дублируем изображение (Ctrl+Alt+Shift+E) и работаем инструментом dodge (2% в настройках, применение к теням) и иногда пластырем — давим по максимуму, потом уменьшаем прозрачность этого слоя, чтобы выглядело натуральнее.
  16. Легкую подтяжку лица делаем через фильтр Dynamic Skin Softener из Nik Color Efex. Совершенно необязательный шаг, на любителя.
  17. Обращаем внимание на синеватые волосы (спасибо nicothin), лечим корректирующим слоем кривых — открываем синий канал, зажав Ctrl, кликаем в волосы и ставим контрольную точку, стрелкой «вниз» тянем вниз до ликвидации оттенка, потом немного вверх, чтобы лицо не было желтым.
  18. Кадрируем потеснее кадр — слишком много свободного места по краям (снизу и сверху), в жертву приносим правый край, отрезая подопытному руку… отчасти для соблюдения соотношения сторон печатного кадра, отчасти для того, чтобы сделать здесь хотя бы золотое сечение. Сохраняем как JPEG, делаем соответствующую копию для Web — ее дополнительно шарпим плагином Nik Sharpener Pro и делаем ей небольшую рамочку в 1 пиксел: Ctrl+aРедактирование → Выполнить обводку (Edit → Stroke). Вот результат:

wb-final1

Итог: с профессиональной точки зрения, от всех заболеваний изображения нам не удалось избавиться — это следствие сильно сбитого баланса белого в исходнике. Другими словами, фотоаппарат часть данных потерял, что мне, естественно, не понравилось, но дело не в моем вкусе — восстанавливать их просто неоткуда. Вследствие этого, часть информации о яркости и цвете не очень хорошего качества, и не очень получаются серьезные игры с кривыми. Опять же, исходник сильно зашумлен, и тут уже был выбор убить детали и сделать картинку «пластиковой» или попытаться побалансировать на грани, что, видимо, удалось — детали остались, а шум стал чуть ровнее, менее заметным и похожим скорее на зерно.

Поставлю себе «четверку», потому как фон я не сменил — ибо понимания, что туда поставить, нет. Была мысль вклеить двух ментов, один из которых кладет на плечо человеку руку, но картинки подходящего разрешения не оказалось. Для веб могу сотворить фотожабу, но в печать не потянет.

47 комментариев

  1. FormatC

    зачем это все? берем роу файл и в роу конверторе замечательно за 1 минуту исправляем баланс белого. зачем весь этот цирк и пляски с бубном??

  2. просто пару корректирующих слоев кривых и все.. как бы считаю что я исправил ошибку автоматики камеры. а по поводу желтушности — желтушность должна остаться, так как лампы накаливания ее дают… это все равно что вы сняли бы на палящем солнце и пытались дабиться цветовой температуры в тени!
    все ИМХО
    http://data4.gallery.ru/albums/gallery/95217-9054b-33789574-h200.jpg

  3. Кристи:
    Восстанавлия баланс белого мы добиваемся более/менее правильного отображения цветов. Для этого нам нужно от чего-то отталкиваться. От тех объектов, в цвете которых мы уверенны. Проще всего ориентироваться на заведомо нейтральные цвета — белый, черный, оттенки серого. То есть настраивать кривые так, чтобы значения цвета у этих объектов были заведомо нейтральными.
    Инструмент «Эталон цвета» — это, по сути контрольные точки. Сам инструмент выглядит как пипетка с прицелом. Мы расставляем контрольные точки на нейтральных объектах, а потом на плитре info можем видеть значения цвета для выбранных точек.

  4. Кристи

    Привет)
    А можно по-подробнее о 2 пункте, в котором мы выбираем цветовой эталон. Зачем это вообще надо и как его выбирать?
    Я так поняла это те цвета, которые более похожи на настоящие? или как??
    ))

  5. Alex

    Вот рeзультат самой простой обработки — бeз масок, только кривыми, и только в RGB. Плюс Noiseware…
    Пипeтки нe трогал — только сбивают; всe на глаз. Eдинствeнный «сeкрeт» — убрал насыщeнность и кривую синих сдeлал нe ровную /т.e S-образную/ — в тeнях синиe ослабил, они стали тeплee и лицо нe такоe мeртвоe.
    Можно сочeтать обработку вручную с автоматикой и потом ослабить /Fade/ на сколько надо — тожe на глаз.

    А за сайт вообщe-то спасибо, много полeзной инфы:)

  6. Ах, да… На каком-то этапе я делал apply image по зеленому каналу той версии, что сразу после первой коррекции в лабе получилась, чтобы добавить деталей в лицо.

  7. На самом деле — алгоритм очень похож на оригинальный.
    Вначале в лабе возварщаем нейтральные цвета на свое место. Я ориентировался на тарелку — она явно белая.
    Получаем перекос в синеву. Я попробовал дальше крутить в лабе, но получил общую потерю цвета, плюнул.
    Возвращаемся в RGB и двигаем кривые до нормального контраста и цвета лица.
    Остается синева в темных тонах.
    Ее убираем кривыми там же в RGB, ориентируясь на волосы.
    Потом я чуть схитрил — прибрал насыщенность в сильно насыщенных областях и добавил в слабо насыщенных. Можно было этого не делать, но мне показалось так будет лучше.
    Опять в лаб — правим окончательно кривую яркости и все.

  8. Виталий

    не совсем понравился вариант автора
    все имхо
    от чего надо отталкиваться при восстановлении первоначального цвета это стена. тарелка не в счет, так как на нее лег синий оттенок от кофты. Ножы, вилки, диск тоже не подходят, они сильно бликуют, найти нейтральные цвет будет оч трудно. Дальше кривые в силе. Ставим контрольные точки. Я ставил две, самые «светлые» света в правом верхнем угле и более «темные» света внизу возле правой руки, и пытаемся вывести цвет. Если преобладает желтый цвет, то можно подумать на счет СМYKа. После того как цвет более менее выведен, второй кривой в режиме наложения Luminosity выставляем свет. Дальше немного селекетив колор покрутил, шумодав и шарп. де то так.
    мой вариант
    http://photofile.name/users/mue/96252577/113652559/

  9. medalexxx

    Ну с этой фотографией я считаю справились. А что что делать, если в снимки в помещении получаются «зернистыми», причем не помогает ни освещение, ни вспышка. Мне кажется тут тоже проблема в балансе белого. Реально ли тут что-то предпринять?

  10. KeelerTime

    Спасибо за сайт, очень много прочитал, даже порадовался, что не ошибся с выбором фотоаппарата — точно по вашим рекомендациям. Все по статье по исправлению бб поделал, потом открыл ФШ 7, там ползунки погонял в хью-сатурейшн, потом ченел микс, Noiseware Professional и зачем-то ReDynaMix… —
    раз уж все стараются преуспеть:
    http://fotki.yandex.ru/users/sineckiy/view/152787/?page=1

  11. Demiurg

    Ну самое главное здесь — это корректирующий слой.
    После него все уже выглядело гораздо лучше.
    А вот что делает автокоррекция цвета мне и самому интересно. Чаще всего получается г…, а иногда лучше, чем вручную, за вменяемое время.

  12. да не плохо у вас получилось, хотя, конечно, интересно бы ло бы узнать последовательность цветокоррекции вместо автомата.

    уровни это интересно, я уже и забыл как ими пользоваться :)

  13. Demiurg

    3 минуты в фотошопе: 1-й этап наложение корректирующего слоя «циан», уровни… и, не удержался — попробовал (уж простите меня, о «суперпрофи») автоматическую цветовую коррекцию. Знаю, что она работает редко, но в данном случае метко. :))) + Еще немножко с уровнями. Да, все в RGB. + Noiseware Professional.
    Результат

  14. да нет не противник, просто у них достаточно узкое применение. скорее они предназначены для контроля (перераспределения) тонов и борьбы с глобальными сдвигами цвета, который не так много.

    селективная цветокоррекция занимает большую часть процесса обработки, а кривые для этих целей не приспособлены. это, скорее, CMYK-инструмент, чем RGB.

    1. Вот тут как раз надо, наверное, оговорку сделать «для профессионального применения», потому что кривые есть практически в любой программе, даже не позволяющей работать с CMYK. А это значит, что инструмент куда популярней, чем просто применение в предпечатной подготовке ;)

  15. Ну, в ЛР не кривые, а костыли ужасные, я их там тоже не трогаю. Какие стандартные для любой фотографии? У каждого свои ведь — кто-то вон сплит-тонированием балуется чуть ли не через раз, лично меня это угнетает.

    Пишите, почитаем. Но я понял, что вы по какой-то причине противник кривых, а ведь на них построен любой учебник по шопе.

  16. нет не кривые, я их не трогал и в Lightroom. я положил поверх слой желтого и выбрал режим наложения при котором он выбивается. это я как бы стружку снял избыточного желтого. не полностью, просто упростил дальнейшую работу в LR.

    а в LR операции стандартные для обработки почти любой цифровой фотографии.

    про кривые пост напишу, дайте неделю начать, постараюсь вечером родить, сегодня или завтра.

    1. zhinzher, а кто здесь профессионал Фотошопа? Картинка у вас получилась хорошая, и вы ни слова не сказали о подробностях. Понятно, что единственная операция в шопе — кривые, но что вы делали в ЛР? Почему я полез в Лаб, так это же понятно — там мне показалось проще скорректировать сам цвет, те трогая света. Поясните про «класть кривые на оси», в силу непрофессионализма, не понял, что это значит.

      Хороший блог у вас, роюсь.

  17. не могу в толк взять откуда эти болезненные фантазии Маргулиса про эффективную цветокоррекцию в Lab находят столько почетателей?

    никто не виноват что инструментарий Photoshop не удобен для подобных задач. используйте Lightroom.

    а про ваш пример могу сказать только одно, было все желтое, а стало все синее, да и еще с неровными полутонами. посмотрите на волосы.

    я понимаю что критиковать намного проще чем спасать эту картинку, но так не стало ясно зачем вы лезли в Lab? да и для подавления шумов Noiseware Professional вполне уместен в вашем случае.

    p.s. по поводу «крутить кривые в разных пространствах», эти пространства настолько разнятся что вот это вот «крутить» порой означает далеко не одно и то же.

    p.p.s. до сих пор пребываю в убеждении что «класть» кривые на оси является примером непрофессионализма, батенька, неужели вы не понимаете что убиваете глубину цвета.

    1. Коллеги, я правильно понимаю, что всем просто не нравится желтушный цвет лица и хочется побольше красного в нем? Ну так укажите тон для лица, я переделаю — не надо постить варианты, которые заведомо хуже моего, хотя и сделаны быстрее.

      Всем известно, что в фотошопе добиться одного результата можно разными способами — не стоит делать открытие из собственного способа. Даже кривые можно крутить в разных пространствах: в RGB, CMYK и Lab возможности по коррекции ББ будут разными — причем более подходят здесь два последних, крячить все на автомате в RGB значит напрочь убивать полутона, а каждый из вас к этому еще и паразитные оттенки в лицо добавляет (я в жизни встречал только двоих людей с реально красными щеками — большинство были абсолютно нормальными). В шопе, как минимум, можно править бб: кривыми пипеткой, автокривыми, автоуровнями, уровнями пипеткой, через hue/sat, через selective color, фотофильтр, даже через average blur+пипетка в кривых (как Ковенькин предлагал), вручную в любых из этих инструментов, а также еще парой десятков плагинов, которые ББ исправляют. Я вас очень прошу, если вы хотите сказать, что Фотошоп знаете неплохо, предоставляйте варианты, которые превосходят результат в статье, иначе мне просто ну очень сложно с вами согласиться.

      Да, а к заданиям урока добавляйте номер задания, чтобы у нас было понимание, что это просто ваш результат на основании урока.

  18. ;) а еще можно в шопе на полном автомате все сделать парой горячих клавиш, просто результат будет различаться.

    Лично мне красновато-зеленое лицо почему-то не нравится, к тому же с напрочь потерянными деталями. И еще, интуиция подсказывает, что не одним curves — тут шумодав есть, и шарпинг.

    Как мастера по фотошопу, вы ведь знаете, что мало сделать фотку лучше, чем она есть, ее надо сделать хорошей.

  19. Алесей, неплохой вариант, но, как сами понимаете, когда автоуровни мы втыкаем в RGB, меняется не только цветовой баланс, но и контраст, в целом. В итоге полезли сильно насыщенные цвета и дополнительно лицо пересветилось, которое я так старательно вытягивал в каналах потом.

  20. Николай, согласен про волосы… но, согласитесь, тут либо маску накладывать (неверно, ибо глюки по всей картинке, а не в волосах только), либо тянуть дальше в желтый (тоже не выход — лицо будет принадлежать к желтой расе), либо фильтровать потом корректирующий слой через смешение слоев. Я же сказал, что от всех заболеваний избавиться не удалось — ведь фото стало выглядеть лучше, верно?

    Капчу писали таджикские гастарбайтеры — потому что написанная русскими гастарбайтерами так же элементарно взламывалась скриптами, написанными русскими хакерами. Это вы еще не видели «пяць плюс шэст» — там вообще кавказцы руку приложили, видимо ;) Вы же сумели написать комментарий, и это хорошо.

  21. Николай Громов (nicothin)

    с кожей еще туда-сюда, но вот синий оттенок на волосах (и вообще в теневой части) — откровенный ужоснах :)

    п.с.: в капче: «* результат (цифрами): тpeнaдцaть плюс дэcять равно». трИнадцать :)

Добавить комментарий для Виталий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *