На самом деле, такой заголовок можно отнести и к удовлетворению комплекса «один раз живём» (YOLO по-английски от «you only live once»), но сегодня хочется поговорить о другом. Часто фотографу совершенно необходима какая-то определенная техника: объектив, камера, световая панель с индексом точности цвета выше CRI 97 — эти случаи могут относиться либо к работе, либо просто к вашему увлечению, это не принципиально — что, на самом деле, в большинстве случаев, просто иллюзия. И мы об этом писали в другой статье, поэтому поговорим о том, как можно выжить (и при этом снимать), когда у вас временные трудности. Трудности могут быть связаны с чем угодно, от банальных денег до приоритетов в жизни, от тяжести оптики до габаритов сопутствующего железа.
Надо помнить, что настоящая фотография рождается не из идеального оборудования, а из твоей головы, в определение которой можно включить вообще всё, что угодно: фантазию, креативные способности, умение работать над проектами, желание снимать, опыт…. Сегодня мы не хотим тебя переубеждать в неправильном подходе к железу, а наоборот конкретно подскажем, как подойти к его выбору, учитывая все эти ограничения.
Железо ≠ результат
Дорогие камеры и зум-объективы — это круто, но они не заменят насмотренность, композицию и работу со светом. Адамс снимал на Кодак Брауни, Картье-Брессон на плёночную Лейку, да и плёнка была далеко не Илфордом. Достаточно посмотреть на мыльные кадры Брессона, чтобы понять, что резкость переоценена (это его цитата).




Анри Картье-Брессон
Делай как они:
- лови решающий момент
- выстраивай неожиданную композицию
- ищи классный свет или выставляй его в студии
- загоняй себя в ограничения камеры (ручной фокус, фикс-объектив, чёрно-белая плёнка, прекрасен и вариант смартфона у тебя в кармане)
Олдовые светлые стёкла

Не сказать чтобы ими был завален весь Авито, но они точно в разы дешевле современных автофокусных зумов, тоже бэушных, а по оптическим характеристикам иногда могут оказаться даже лучше. Естественно, разница эта не с потолка. Здесь вы лишены автофокуса, да и зум возможен только ногами.
За долгие годы «Зенит» произвёл тысячи классных стёкол, соблюдая высокую прецизионность — и если предыдущий хозяин их полностью не убил (даже если убил хотя бы частично), старые «гелиосы», «юпитеры», «таиры» и «миры» тебе точно прослужат ещё столько же, сколько прошло с даты их выпуска.
Обрати внимание, что часто они отличаются от современных стёкол характером рисунка: где-то могут ощутимо синить или зеленить, да и боке здесь бывает непривычным. Единственное, что можно посчитать недостатком — это отсутствие твоего байонета на хвосте. Однако оно же может быть и достоинством. Переходников с М42 на любой зеркальный и даже беззеркальный байонет в онлайн-маркетах пруд пруди.
Не стесняйся при выборе осмотреть и обнюхать объектив со всех сторон в поисках грибка, отслоения покрытия или сильных царапин. Сделай пару кадров в сложных условиях, например, в прямом и контровом свете, посмотри результат, не теряет ли он контраст, в том числе, из-за повреждений. Обычно продавцы уже и сами о них всё знают и наверняка тебе расскажут всю подноготную, хотя им тоже доверять бесконечно не стоит.
Камера: б/у — не значит плохо

У новой камеры есть куча достоинств и только один недостаток, по сравнению со старыми: она устаревает гораздо быстрее и с такой же скоростью теряет свою стоимость. За первый год она легко может потерять до половины своей цены, если сравнивать с камерами на вторичном рынке. За последующие годы любая камера начинает терять эти штуки гораздо медленнее, поэтому, покупая сегодня подержанную камеру, можно быть уверенным, что скорость её удешевления сильно замедлится, поскольку основной свою цену она уже потеряла, рано как и функционально она не будет так сильно уступать новым.
Здесь важно обратить внимание на то, что выбирая камеры за 10-20 тыс. руб. (например, Sony A6000, Fujifilm X-T10, зеркальные кропы Canon и Nikon), вы безусловно выиграете. По большому счёту, что за эти деньги нового можно купить сегодня? А вот камеру, от которой гениальный фотограф решил избавиться в связи с обновлением, очень даже может получиться. Надо только обратить внимание на степень её убитости или типичные болезни системы, которые в ней есть (это легко нагуглить по форумам), и тогда она может стать надежным инструментом на годы.
На что смотреть:
- Счетчик срабатываний затвора
- Состояние матрицы (нет ли битых пикселей)
- Работоспособность контактов объектива (отрабатывание всех функций электронного управления объективом)
Вес в поездках

Лет 15 назад нормой было поехать в отпуск с дополнительным рюкзаком, в котором просто лежала камера с объективами и вспышками. Но телефоны сделали своё дело, и теперь такая практика скорее моветон. Малые интернетные форматы теперь не требуют большой техники, так что таскаться по горам с фотографическим железом уже не очень и хочется. Туристическая поездка уже стала серьезным ограничением для большинства, поэтому и появились многие камеры, которые сделаны с прицелом на легкость и неприхотливость.
Фотографы уже давно доказали, что дополнительные ограничения наоборот заставляют мозг работать креативно. Конечно, в работе такого не хочется, и там в основном фотографы таскают с собой всё, что нужно, и даже больше — но в личном плане наличие просто камеры с одним объективом как раз подталкивает вперёд творчество. И как раз для таких случаев очень хорошо подойдёт камера с фиксом 35 или 50 мм или вообще то что мы ошибочно называем «компактной камерой», когда объектив снять вообще нельзя.
Здесь минимализм снова выходит на первый план, и ты учишься снимать тем, что есть, вместо того чтобы таскать всё, что не потребуется. Не забывай, что широкоугольный объектив всегда есть в телефоне или при склейке панорамы, и при необходимости ты сможешь воспользоваться им, как второй камерой.
Железо на вырост

По большому счёту, чтобы определиться насчёт своего будущего, тебе нужно просто выбрать систему: их не так много, и спрогнозировать, какие выживут, а какие внезапно канут в лету, довольно легко. Любой фотограф меняет первую камеру на вторую, а потом на третью, без сожаления отдавая разницу в цене, заложив её в стоимость проведённых съёмок.
Сегодня основные производители системных камер имеют все шансы остаться на рынке и завтра, потому что кризис фотографической отрасли уже пройден. К тому же, у них всех есть наработанная линейка оптики под зеркальные и беззеркальные камеры, так что мучения для фотографа возникнуть здесь не должно. Ты просто выбираешь, что тебе нравится. В большинстве случаев, это светосильные стёкла, которые дадут резкую картинку. Именно поэтому начать с советского объектива очень правильно: ты уже видишь, как стекло хорошо рисует, и впоследствии купить замену с автофокусом не представляет проблемы (требуются всего лишь деньги). Относись к выбору системы, как к тест-драйву. Ты впоследствии поймёшь, как инструмент работает и будешь его использовать. Поэтому не стесняйся брать бэушные камеры, поскольку это даст тебе шанс потратить больше на объективы и периферию, которая тебе в любом случае понадобится для съёмки.
Расстанься с иллюзиями, что камеры с такой матрицей лучше камер с другой. Разница лежит лишь в твоих руках и оптике, на которую ты снимаешь. Качество внешнего света куда больше влияет на итог, по сравнению с камерой и объективом. Достоинства и недостатки есть у камер с маленькой и большой матрицей, и когда одному важен вес, другому всегда важна компактность. Главное, помни, что фотограф не вырастает за один день. Снимать ты должен уже сейчас, даже если у тебя нет камеры. Просто возьми телефон