Довольно обычная ошибка начинающего фотографа — это мусор в кадре. Визуально мусором может считаться и то, что таковым не является в реальности. Особенно это касается объектов ярких цветов или просто светлых, когда вы снимаете тёмный кадр. Опытные фотографы про такое даже не думают, а вот начинающим я обычно даю рецепт, которым проще поделиться в конце (читайте до конца, ага). Главное, не идите на поводу у псевдо-фотографов и не размывайте фон в кашу. Как правило, хороший портрет или стрит кадр органично коммуницирует с фоном и превращает его слабые стороны сильные, а не просто позволяет убежать от проблемы.

Ты часами ищешь идеальный свет, выстраиваешь композицию, ловишь эмоции модели… А потом на фото вместо шедевра — мусорный ад: пакеты на заднем плане, торчащий из уха столб, случайный прохожий с кривой улыбкой. Знакомо? Запомни одно: в хорошем кадре фон так же важен, как и основной объект. Следи за их взаимодействием, чтобы твой шедевр не стал визульным спамом.
Это статья для начинающих, довольно компактная и отвечающая на простой вопрос. Надо больше — смотри все статьи тут, а надо каждое утро в телефоне — подпишись на фотосекту в ТГ.
Случайный фон — не вариант
Проблема у большинства новичков в том, что они фокусируются только на главном объекте, а фон воспринимают как «что получится». Результат:
- Визуальный шум (дорожные знаки, провода, яркие пятна), который перетягивает внимание;
- Нарушение логики (романтичный портрет на фоне помойки);
- Технические косяки (резкие линии, «растущие» прямо из основного объекта).
Что учесть: Фон — это не просто задник, а часть кадра, коммуникации со зрителем. Он должен либо дополнять объект, либо контрастировать с ним, но не быть случайным.
Начинай с фона


- Смотри по краям кадра. Смотри в видоискатель или на экран «неправильно». Сначала мы смотрим по краям, и только потом на объект:
- Убери мусор, сдвинь стул, закрой дверь — даже мелкие детали имеют значение
- Упрощай — в кадре чем меньше отдельно идентифицируемых объектов, тем лучше
- Избегай ярких объектов в фоне — они перетягивают на себя внимание
- Если не можешь убрать — смени ракурс. Присядь, подними камеру выше, сдвинься вбок
- Наконец, ищи новый фон, повернись в другую сторону (учти, что и свет тогда поменяется)
- Ищи подходящий или фактурный фон:
- Однотонные (стена, небо, трава) или текстурные — самый простой вариант, чтобы не напрягаться, но абстрактен и не добавляет смыслов;
- Линейные и перспективные (дорога, уводящая вдаль, стены, здания) — затягивают в кадр, заставляют зрителя дольше рассматривать кадр;
- Динамичные (улица с размытым движением) — придают динамики, живости, но работают, если не конфликтуют с объектом, а поддерживают его логику
- Не размывай фон в сопли. Открывай диафрагму до f/4–f/5,6 для портрета (если только у тебя не длиннющий телефото объектив). Размытый фон абстрактен и никак не помогает тебе показать героя.


Как связать объект и фон


- Контраст. Темный объект на светлом фоне (и наоборот) — привычный вариант выделения объекта.
- Линии. Физически направляют твой взгляд на нужный объект. Надо лишь, чтобы они «уводили в кадр», а не «проходили через кадр»
- Повторяющиеся формы. Если снимаешь человека в шляпе — добавь в фон круглые формы (арки, окна). Идущего — со знаком «пешеходный переход» или пирамидкой. Ну, ты понял.
- Цветовые акценты. Красное платье модели + красная дверь на заднем плане = мгновенная связка.


- Кадрирование. Обрежь всё, что не в тему.
- Ретушь. Удали мусор в Photoshop или Lightroom (Snapseed тоже никто не отменял, если ты вдруг с планшета).
- Виньетирование. Затемни края, чтобы привлечь внимание к центру кадра.
P.S. Запомни: зритель смотрит на фото 2 секунды. Если за это время он заметит торчащий из твоей модели фонарь — тебе не повезло.