Простые фокусы

Ricoh CX1

Ricoh CX1 заинтересовал нас еще на выставке «Фотофорум-2009», причем даже не из-за конфет, коими выдавали взятки представители компании посетителям, а скорее из-за своего более или менее человеческого подхода к посетителям, а это всегда приятно. PR у компании поставлен хорошо… понятное дело, что cashflow падает, но при этом пиарщики конторы совершенно не гнушаются работой с сайтами вместо журналов, причем даже нашего, скромного размера. Оценили, за это повысим оценку на полбалла, не больше.

ricoh_cx1_faceСобственно, к делу: игрушка Ricoh CX1 была представлена компанией еще зимой, но до России дошла только к апрелю, причем долго еще не было понятно, сколько будет стоить. Оказалось, что 13000 рублей, что, конечно, вполне обоснованная цена для нишевого продукта, но все же является довольно высоко задранной планкой — следует же учитывать, что рядом в этой ценовой категории есть что поискать.

Западный интернет уже успел наводниться обзорами, причем вполне положительными, данной модели, а у нас в России на сайте производителя даже раздела для фотоаппаратов своего нет.

Позиционирование

Картинка выше предоставлена самим Ricoh. Пусть качество изображений ниже вас не смущает — они отражают доморощенность наших тестов.

Фотоаппарат ставится как некая универсальная игрушка для фотографа, правда, не для энтузиаста, а скорее, для обучающегося — даже руководство по эксплуатации состоит из двух частей, «для дураков» и для всех остальных. Основные моменты в позиционировании: 7-кратный зум-объектив 28-200, 3-дюймовый ЖКЭ высокого разрешения (920К), 9Мп, 4 кадра в секунду в серии, оптическая стабилизация изображения, система опознавания лиц в кадре, макро с 1 см. В качестве уникальной функции заявлена программная система расширения ДД за счет быстрой съемки двух кадров и последующей склейки файла HDR с щадящими настройками.

Краткий обзор Ricoh CX1

ricoh cx1

Фотоаппарат на картинках поражает своим убогим дизайном, в то время как в руках отличие ощутимое — винить, думается нам, нужно тех, кто конторе делал предметку. Нужно было побольше напирать на дизайн, который разработчики просто стремились сделать классичестким без изысков, и в то же время, чтобы он не казался дешевым (ага, особенно если на цену посмотреть). У нас не получилось подчеркнуть особенности дизайна и ощущений в руках (мы и не старались), но подержать фотоаппарат перед покупкой в руках все же стоит (есть версия, что не понравится). Нам понравилось, возможно, ваши ощущения будут другими.

ricoh cx1 сзади

Игрушка сначала приводит в недоумение: кнопок количество небольшое, а устанавливается с них очень много параметров. Впрочем, здесь во всем виноват рычаг, у которого есть доступ к основным настройкам, а болтает его в разные стороны — и настройки меняются, и картинки просматривать удобно. За это разработчикам огромный плюс. Хорошо сделана латексная накладка под большой палец (для правши, естественно) — компенсирует отсутствие изгибов на корпусе. Есть настраиваемая клавиша Fn. Немного неприятно искать настройки в меню всякий раз, как их надо сменить — особенно при съемке в пользовательских режимах, которые норовят возвратиться к сохраненным после перезагрузки.

Очень впечатляет большой экран с 920 000 точками — с обычным просто не сравнивается, а картинка в нем подчас лучше выглядит, чем на мониторе компьютера (в смысле, недостатков меньше видно). Не бликует напрочь, а потому и в видоискателе внешнем необходимости нет.

Объектив 28-200 — тоже штука неплохая, позволяющая гибче подходить к компоновке кадра и вообще вести себя свободнее. 28 мм позволит спокойно снимать в помещении (качество матрицы тоже, кстати), а длинный конец не даст много бегать. Качество, как и у всех длиннозумов, не ахти, да к тому же, одно из самых слабых звеньев во всем аппарате, несмотря на наличие стабилизатора.

Въедливый обзор Ricoh CX1

ricoh cx1 сверху

Собственно, в фотоаппарате есть два хороших автоматических режима: обычный авто и easy, оба из которых думают за человека, и при этом разница между ними совершенно непонятна для обычного земного обитателя (коими мы необоснованно считаем нашу редакцию). Именно в этих режимах чувствительность, баланс белого и основные экспопараметры стоят на автомате, определяются лица в кадре, включается вспышка при съемке в контровом свете, чтобы люди выходили правильно. Что интересно, в любом другом режиме, кроме портрета, фотоаппарат настойчиво продолжает фокусироваться на чем угодно, только не на лицах, даже если они в кадре явно присутствуют. Другими словами, проблема, что вы не попали с фокусом на лицо — ваша проблема, ну или дело вашей забывчивости. Автофокус, следует отдать должное, весьма быстрый.

Отдельно лично мне не понравился абсолютно бездумный ремешок на руку: если у вас есть дети или вы часто снимаете в не совсем трезвом состоянии (а это факторы риска одного ряда), вы знаете, что фиксатор на ремешке просто необходим, иначе фотоаппарат с руки соскакивает в считанные секунды. Стоит ли говорить о последствиях?

Из остальных режимов можно отдельно отметить практически каждый (кроме сюжетных программ, естественно, которые, в принципе по обычному тупы): серийная съемка позволяет вам воспользоваться функцией съемки пуль в полете (при этом регулировка ISO вам, естественно, недоступна) с какой-то невообразимой частотой кадров в секунду (около 120 с убогим разрешением 2Мп), причем сохраняется лишь последняя секунда, а снимаете вы, удерживая клавишу спуска, и изображения потому нет, отчего неясно, сняли вы что-то или нет. Нормальный режим серийной съемки — 4 кадра в секунду небольшими сериями, которые можно использовать для брекетинга. Брекетинг осуществляется по 4 параметрам, самым непонятным из которых для нас стал брекетинг фокуса — фотоаппарат в серии не перефокусируется (ни в какой вообще), а потому сделали функцию коррекции фокуса, чему даже и применение сложно найти: детей снимать не получится, так как под фокус будут обязательно попадать закрытые глаза или повернутое в сторону лицо, а для ландшафтов и одного кадра достаточно.

Две совершенно потрясающие настройки — пользовательские, в которые можно сохранить даже режим съемки (к примеру, одну поставить на «спорт», другую на «динамический диапазон», и снимать детей и ландшафты), а не только блок нужных настроек.

Динамический диапазон

Это всего лишь один из режимов съемки, который, правда, гораздо дальше от этого «всего лишь», чем можно подумать. Ничего нового контора не изобрела — HDR склейка существует не первый год и уже успела стать популярной. Однако вот никто еще не придумал монтировать ее штатно в фотоаппарат — тут огромнейший плюсик.

Если вы не знаете, современная матрица способна запечатлеть, в идеальных условиях, огромное количество градаций света и цвета — проблема обычно заключается в экспонометре, который работает гораздо хуже, что, впрочем, проблема не его, а человеческого глаза, который с ним ни в какое сравнение не идет, а потому требует подтягиваться к своему уровню и фотоаппараты. И если пленка уже подобралась ближе к человеческому восприятию, цифре еще только предстоит этот путь пройти.

rimg0066_small

Как видите, против солнца кадры получаются потрясающие, с бликами, зато и с деталями

Японцы подошли к проблеме проще: они делают двойную экспозицию, очень быстро снимая два кадра, один засвеченный, другой недодержанный (есть 3 ступени настроек, слабо, нормально, сильно), потом сводят все по методу HDR. В итоге, тени выправляются, а светлые зоны не выбиваются. Критично такое, как правило, при съемке ландшафтов, отчего и режим этот неторопливый (снял-склеил, на что уходит не меньше секунды, и быстрые движения образуют призраков). Интересно, что, по всей видимости, вилка экспопараметров делается за счет третьего параметра установки экспозиции, ISO, и, как результат, в EXIF можно увидеть смешные значения чувствительности (118, 368 и т.д.) — по всей видимости, считается чувствительность пикселов от обоих снимков по их количеству (если больше взято из светлого кадра, тяготеет к увеличению, если из темного, к уменьшению).

Кадр выше как раз и снят в режиме DR (расширение ДД), с установкой «сильно», откуда явно видно преимущество такого подхода — даже в сильно контровом свете солнце просто дает блики, но совершенно не убивает людей в черное. Более того, при съемке сильно контрастных кадров тени остаются достойными, а в светах вполне просматривается небо, что и для редактирования хорошо, и просто для дальнейшей печати. HDR в фотоаппарате вполне достойный, но по фотографическим меркам, а не интернетным — в сети стараются крутить его гораздо сильнее, что, хоть и имеет своих сторонников, не совсем правильно. Опять же, клеить HDR тоже никто не запрещает — благо брекетинг экспозиции есть.

Недостатков такого режима я нашел два: аппарат выдает слишком утрированные цвета (без возможности настройки) и шумы картинки превышают аналогичный уровень в нормальном режиме. Первое, безусловно, недоразумение — поставить настройку цвета в этом режиме никто не мешает, а то лица выходят практически красными. А вот второе, в принципе, объяснимо особенностями склейки HDR. Есть, правда, еще одно — ветки деревьев в пограничных зонах получаются полупрозрачными, что отдано в угоду непоявлению ореолов вокруг оных (характерно для обычных HDR, сделанных неровными руками).

Еще один плюс этого режима — на высоких ISO картинка получается очень достойной (в других режимах в темноте снимает тоже неплохо). И хоть сейчас многие подтянулись повыше, визуально шум заметно меньше, чем на моделях того же Canon или Sony (многие из которых, правда, раза в два меньше стоят).

Заключение

В принципе, фотоаппарат вполне тянет на «рабочую лошадку», «фотоаппарат на каждый день», если бы не его цена и другие факторы, о которых мы уже говорили. Немного удручает мыльноватый объектив (по сравнению с более дорогими аналогами, GR Digital II и GX200, а не с моделями конкурентов — тут надо признаться честно) со стандартной для таких размеров дисторсией, преимуществом которого является универсальность, а никак не исключительное качество картинки. Радует режим расширения ДД — хоть и первый блин, и комом, аналогов все равно нет, на сегодняшний день (Fujifilm F200 EXR не считаем, так как подход конторы к тестированию ужасен, мы еще с Фотофорума об этом писали). Матрица, конечно, тоже не фонтан, но справляется с поставленными задачами «на ура». Добавить сюда потрясающий небликующий и яркий экран, довольно компактный размер (все относительно, естественно — CX1 чуть больше моей Fujifilm F30, да и то только в длину) для своих характеристик, продуманный интерфейс (ага, с запрятанными внутрь настроками, которые, правда, можно подключать на собственные режимы) и человеческий подход… Можно поставить уверенную четверку. Фотоаппарат прекрасно подходит для мамаш (можно и за чадом поспеть, не бегая) и для простого семейного использования. Ну, а при съемке ландшафтов ему конкурентов вообще нет.

Дополнительно о фотоаппарате:

  1. Новость о Ricoh CX1 на нашем сайте
  2. Тест Ricoh CX1 (начиная с теста объектива) на сайте DPreview… отсутствует.

Примеры снимков Ricoh CX1:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *