Простые фокусы

МС Юпитер-9 85/2

Сегодня из существующих советских объективов можно найти довольно много таких, которые до сих пор продаются (благодаря оставшемуся производству в России и Белоруссии), причем многими считаются не просто хорошими, но даже легендарными — славится «советское боке», резкость и чего только про них не пишут. На самом деле, утверждение можно было бы скорректировать по-другому: при прочих равных, объективы советского образца (гораздо) дешевле своих западных аналогов — т.е., можно найти и более резкие, но за эти деньги при схожих параметрах ничего даже рядом стоять не будет.

Объектив МС Юпитер-9 был нам предоставлен на тест интернет-магазином iFocus, у которого в арсенале имеется несколько советских объективов, в котором работают не просто приятные в общении, но вообще хорошие люди, хотя, на этом их достоинства не заканчиваются. Маниакальная приверженность фотографическому делу и крайней степени осведомленность не просто радуют, а открывают новые рубежи для общения. Мы, например, почерпнули для себя много нового. МС Юпитер-9 производится ОАО ЛЗОС.

Цена и аналоги

Цена объектива МС Юпитер-9 в магазине iFocus составляет 7 500 руб. (крепление — посадочная резьба М-42, дополнительно придется брать переходник за 600 рублей, если нет), что для портретного светосильного объектива очень хорошие деньги. Конкурирующие модели на рынке: Nikon 85/1.8 D AF Nikkor обойдется в 15 300 руб., Canon EF 85/1.8 USM чуть дешевле, 14 000 руб. Зумы тоже можно подобрать, но они изначально будут проигрывать по светосиле, правда, выигрывая в удобстве. Преимущество родных — в наличии автофокуса и полноценном работающем экспозамере с обратной связью, преимущество МС Юпитер-9, помимо цены, еще и в полностью металлическом конструктиве.

Внешний вид, комплектация и работа

Объектив продается в весьма компактном и характерном чехле: пластиковом с завинчивающейся крышкой, в которую ввинчивается и сам объектив, что заменяет ему заднюю крышку. В комплектацию входит сам объектив, передняя крышка, коробка к крышкой, инструкция по эксплуатации. Фокусное расстояние 85 мм, диафрагма изменяется в пределах 2-16, устанавливается вручную первым кольцом, после фокусировки и перед съемкой закрывается средним кольцом на объективе. Самое широкое кольцо на объективе используется для фокусировки. Оно очень чувствительное, что характерно для портретных объективов и имеет очень большой ход — почти 360°.

Посадочная резьба объектива — М42, под нее можно приобрести адаптер под любую из распространенных систем. Мы тестировали объектив на Nikon D300s и Nikon D90, разница в использовании полностью ручных объективах на этих моделях очевидна: Nikon D300s позволяет работу не только в ручном (как на D90), но и в приоритете диафрагмы и программном, который, по сути, также становится в приоритет диафрагмы, так как диафрагма с объектива не управляется, однако работает экспонометр. Предоставленный нам адаптер «как влитой» подходил к D300s, но очень заметно люфтил на D90 — проверяйте адаптеры при покупке. Цена адаптера на М42 в пределах 600-1000 руб.

Оптические характеристики

Первое, на что обращаешь внимание при осмотре объектива — на какое-то неимоверное количество лепестков диафрагмы скругленной формы (на деле оказалось 15), которые на любой дырке, а особенно, на открытых, дают практически абсолютно круглое отверстие, отчего боке у объектива правильное, за что его многие любят. Это хорошо заметно в портретных кадрах — объектив специфично для портретника размывает фон, с пятнышками света. От специфичных для советских стекол овалов нет и следа.

В плане резкости объектив просто великолепен — видимо, в традициях советского и японского оптического производства входит обеспечивать резкость, начиная с самых открытых диафрагм, доступных на объективе. Если попадете в фокус (у вас хорошие глаза!), она будет уже на f/2, хотя максимальной четкости достигает на 4-5.6. Судя по спецификации, резкость спадает только к краям кадра, что говорит в пользу его использования на зеркалках любительского класса. Мы падения резкости не заметили, значит, существенного и нет.

Искажения хроматического типа стандартны для любого портретника на открытой дырке, при их использовании с цифровыми аппаратами, так что стоит отдавать себе в этом отчет, чтобы потом не ругать производителя (даже Nikkor 85/1.4 такие чудеса выдает, хотя стоит раз в 7-8 дороже).

Цветопередача у объектива корректная, хотя замечается общая незначительная зелень при работе в авторежиме ББ, что успешно корректируется в любом конвертере соответствующим ползунком. Впрочем, заметно это только нашему опытному глазу, да и то могло бы быть и глюком, потому что конвертер уже изначально выдавал корректную картинку.

Обратите внимание, при использовании с Nikon объектив не может передать в аппарат значение диафрагмы: о чипе и говорить смешно, а вот кольцо установки диафрагмы у него не стандартное никоновское, отчего экспонометр работает наугад, как если бы диафрагма была 1.4. Как вариант решения, можно работать следующим образом: либо закрыть диафрагму после ее установки и снимать в полуавтоматических режимах P и A (возможно только на моделях сотой серии и выше, для остальных только ручной), тогда экспозиция будет корректной, либо фокусироваться на открытой, потом закрывать и снимать с коррекцией экспозиции на соответствующее число ступеней. Помните, что фокусироваться с сильно закрытой диафрагмой сложнее. Подтверждение автофокуса, впрочем, часто помогает, равно как и режим Live View.

Галерея снимков

Все снимки сняты в RAW, при конвертации проявлены «по нулям», с зажиманием только цветовых шумов в критичных световых ситуациях и небольшим шарпингом (50 единиц при чувствительности 0.5, что является нашим стандартом для объективов) и добавлением контраста через небольшой изгиб кривой в форме буквы S (0, 30, –30, 0, по четвертям основной кривой). Для блога лежат в уменьшенном виде ниже, полноразмерные в архиве можно скачать по этой ссылке.

44 комментария

  1. мАлекс

    https://www.penta-club.ru/forum/topic/88359-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%B0-%D1%8E%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80-9/
    — здесь подробный разбор переустановки белого Ю-9 от Киев-Контакса на М42, делать там особенно нечего — дерзайте. Кстати, Юпитер-9 от М39 на «ФЭД»-«Зоркий» переделать еще проще — но принцип абсолютно такой же.

  2. Алексей

    Ю-9 очень достойное стекло, особенно по соотношению габариты/светосила… Модный нынче Гелиос 40 по массе и габаритам явно проигрывает…. Я пробовал обе версии ю9 = т.е. м42 и м39 (для Зоркого) с м39 были порой проблемы с фокусировкой…,а м 42 до сих пор трудится — теперь на минольте 7000…

  3. Ольга

    Добрый день!
    Подскажите пожалуйста, суть в следующем:
    На тушку Canon EOS 550D посадила Юпитер 9 (черный) с помощью адаптера М42 с чипом (насоветовали в магазине). Что я только не делала, как только не перенастраивала, но резкость довольная плохая, и много шума. На видеоискателе картинка довольно четкой выглядит, но на ПК уже видно что все не так хорошо как хотелось бы (правда одно фото из 30 получилось довольно четким и практически без шума). Диафрагму в настройках менять не выходит, автоматом пишет 1,4 (это так и должно быть?). Когда Юпитер ставлю обратно на почти родной Зенит, то резкость просто великолепна, в разы лучше чем на моей тушке от Canon. и еще проблема, вспышка не работает, ни встроенная ни внешняя, настройки вспышки тоже поменять не получается. В чем тут может быть проблема, в моей тушке или в адаптере?

    1. Алексей

      Блендируйте объектив, зажмите диафрагму 1:4 не фотографируйте в контровом свете, настройке аппарат на приоритет диафрагмы, и iso не выше 250….

  4. TimLev

    Юпитер9 М39 белый обычно круче черного М42 (я про разбор качества от экземпляра к экземпляру), но не на всякую зеркалку не встанет. На нексах отпадно с него выходит.

    Samyang 85 mm f/1.4 — крут как портретник неимоверно, очень хочу купить. Простая оптосхема дает даже чуть большее качество, чем конкуренты с АФ.
    На камере аля SONY A65/77 со прилагаемым в видоискатель (цифро)телеконвертером 1.4/2.0х на него фокусироваться весьма удобно!

  5. Владимир

    я уже писал,что есть кэнон 450д,объектив 28-80,качество не ахти, от зенита остались гелиос 44,индустар 61,юпитер 37а(требует ремонта),юпитер 9,есть адаптер на резьбу 42
    Подскажите, есть ли шансы с таким набором получить хороший результат?
    Спасибо

    1. Без фокусировочного экрана с клиньями будет тяжко. Ибо в этих аппаратах видоискатель очень мелкий и темный. Я на своем опыте наигрался с советскими стеклами. Результат крайне не стабильный. Вот если бы был 7D или 5D, то вопросов не было бы. А так у вас отличный парк линз, при определенной сноровке все получится.

    1. Ну, что тут можно порекомендовать. Раз вы фотоаппарат не купили, но взяли объектив, значит, либо его скинуть (хотя не знаю, как), либо подумать над камерой подольше. Если он так сильно нужен и нравится, на зеркалки я бы не смотрел — рабочий отрезок у них у всех не тот, плюс у этого варианта перемещение линз еще идет внутрь камеры. другими словами, дорога к беззеркальным аппаратам, которые, возможно, могут иметь адаптеры под него. Брать только что-то более популярное, вроде Олимпуса-Панасоника и искать где-нибудь на ебее адаптер. Либо уже к спецам обращаться, чтобы сделали.

    2. А еще можно купить Киев, снимать на пленку и не париться с адаптерами и т.д. Если понравится рисунок то в следующий раз купите под резьбу М42 и переходник под нужную вам камеру.

  6. Владимир

    Спасибо, уйма полезного!!!
    Был Зенит, сейчас приобрел Кэнон 450Д, попробовал снимать с Юпитером 9,(приобрел адаптер), на дисплее постоянно диафрагма
    2.0, как я ее не меняю, выдержки днем очень короткие…
    Наверно нужно ориентироваться только по качеству на дисплее?

    1. andrey

      izvenaus,mojet ne v temy,no…kupil sevodna na baraxolke JUPITER 9 bez rezby(eksportnyy variant). fotoparat eschre ne kypil (planiruu canon 60D)
      bolchaa prosba kakoy mne nado perexodnik pod nevo,ostalos 3 dna mojet naydy zdes,ato v New York naverno nenayti imenno to… pomogite!!!!!!!

      1. Я конечно извиняюсь но без резьбы это как? Мне известны два варианта Юпитера 9, для зеркалок — с резьбой 42 мм.(как на фото выше) и для дальномерок — с резьбой 39 мм., они не крашенные в черный цвет а имеют алюминевый корпус. Вроди есть еще для каких то мелкосерийных фотоаппаратов. Но вот про экспортные варианты впервые слышу. Можете описать его внешне и все надписи с него?

  7. iegorov

    А по ссылке на объектив в интернет-магазине заявляется, что это «Юпитер-9 85 мм F2.0 для Nikon». Так зачем переходник и какие проблемы с бесконечностью, если это сразу вариант для Nikon?..
    Или магазин врёт, продавая под видом «для Nikon», «для Canon» и т.д. один и тот же M42?

    1. Мне, честно говоря, все равно, что там написано, но причину для этого понимаю следующую: объектив советский, поэтому сделан не под Canon/Nikon/Sony, а с резьбой М42 и соответствующим переходником под соответствующую буковку, а потому, может утверждать, что это «комплект для Canon/Nikon/Sony». Начинающему скажи М42, так не поймет никто ничего, к тому же, есть и оптимизаторские дела, и поисковые. Это же ведь сначала надо, чтобы потенциальный покупатель прочитал полинтернета, и только потом пришел и потребовал к стекляшке еще и переходник соответствующий самолично. А это раз в сто сокращает количество потенциальных покупателей вообще, потому магазин и подсказывает правильный путь.

      Магазин вменяемый очень, так что фразой «магазин врет» вы становитесь похожи на черного пиарщика, а это для вашей кармы плохо.

  8. pilot

    Ага, точно наговаривают))) Бесконечность там есть, и для Никона и для Канона. Что касаемо прыгалки, то где гарантия, что ее не уберут в следующих моделях камер Никон, как убрали мотор например.
    «Samyang по тестам рвет и мечет.» — А что ему делать то еще?? Ему же надо долю рынка занимать. Маркетинг называется — штука страшная. Тесты все проплачены, ну или бартером. Да и потом, где вы видели нормальных тестеров? Имеется ввиду общепризнанных? Ну как дети ей богу, прям странно слушать.

  9. Илюха:
    «Имхо, 25 тр за советское стекло – это только для настоящих фанатов и коллекционеров!»
    Не хочу никого обидеть, это личное дело каждого. Но помоему это не для фанатов а для дураков. У нас они идут по 300-400 баксов на барахолках. Но 800 это уже лохотрон чистой воды. Ну разве что он неюзанный 60-х годов с надписью «Гран при брюсель» чисто для коллекции.

    «За такую деньгу можно взять очень качественный б/у портретник также с очень хорошим рисунком.»
    Тот же Samyang 85 mm f/1.4 который в отличии от Гелиоса идет под разные системы(с прыгалкой и бесконечностью), стоит около 300-400 баксов и не весит килограм :)

  10. Ок, приду домой — проверю ;)

    З.Ы. Забыл дописать в прошлом каменте. Samyang по тестам рвет и мечет. Как появятся лишние деньги то я лично задумаюсь о его приобретении.

  11. Илюха

    fotoironman: «Гелиос-40 85/1.5»

    Ого, даже 1.5!
    Теперь мне более понятен обнаруженный вчера диалог на одной из барахолок:
    Первый: «Продам Гелиос 40 за 12 000 р. Без торга!»
    Второй: «Демпингуете, батенька? :)) Я вчера свой за 25 000 отдал!»

    Имхо, 25 тр за советское стекло — это только для настоящих фанатов и коллекционеров! За такую деньгу можно взять очень качественный б/у портретник также с очень хорошим рисунком.

  12. UncleSam: «Тогда следующий вопрос: зачем портретнику бесконечность?»
    UncleSam: «Стекло портретное, согласен, но не одни же портреты им снимать.»

    У меня на «китовом» Гелиосе 44 с переходником под никон бесконечность была где то на полтора-два метра. Таким образом максимум что можно было снимать — портрет по пояс. У Юптера 9 не помню, но тоже близко. Ну если матрица полнокадровая то немного получше. Но все равно отсутствие возможности снимать модель в полный рост и близко к нему ограничивает сферу его применения. Не менять же объективы туда сюда по 10 раз за фотосессию.

    ilyukha: «По-моему, ТТХ такие же 2/85 и зовут его Гелиос-40»
    Гелиос-40 85/1.5

  13. ilyukha

    2 UncleSam : Так 4м — достаточное расстояние для макро (как и для портрета в основном). А вот портрет делать на расстоянии 70-80 см от лица — все-таки это нонсенс (для модели, во всяком случае:)).

    Проверить просто — поставить на фотег стекло с пустым переходником, а затем — это же стекло с переходником с линзой, дающей бнсконечность. И сравнить результаты.

  14. ilyukha

    UncleSam: «А какая проблема с бесконечностью в портретнике?»

    Видимо, имелось ввиду, что переходник без линзы не дает объективу М42 фокусироваться в бесконечность. А без линзы фокус только на 70-100 см в зависимости от стекла.

    Кстати, в фотонете слушал много легенд про Гелиосовский портретник, который круче Юпитера по всем статьям. По-моему, ТТХ такие же 2/85 и зовут его Гелиос-40 (если ничего не напутал). Вот эту бы парочку сравнить! :))

    1. Тогда следующий вопрос: зачем портретнику бесконечность?

      У нас на тесте микро-никкор 60 мм — офигенное стекло, но дальше метров четырех фокус отстой полный, а ведь продается по 20 тыщ. Собственно, всем наплевать, потому что это макростекло, и никого не волнует, как далеко бабочки улететь могут, все равно ведь не снимешь.

  15. Осталось приехать в Киев…

    Светосила не главное — можно очень светлый объектив сделать, который будет ужасно мылить на открытой дырке, так какой в нем смысл, с любой ценой?

    А какая проблема с бесконечностью в портретнике?

  16. «под Canon тоже прыгалки нет ;)»
    Зато с бесконечностью проблем нет. А вот Никонистам сразу две проблемы на голову.

    «Если не жалко, дайте Калейнар на тест»
    С удовольствием. Приезжайте к нам в Киев и тестируйте на здоровье :)

    З.Ы. О конкурентах. Не забывайте еще и о корейцах и иже с ними, а в данном случае я имею в виду Samyang 85 mm f/1.4
    При цене раза в два больше он дает весьма завидную светосилу.

  17. ИМХО как для теста «портретного» объектива не хватает как раз портретов в обзоре. Те две фотки детей немного не в счет.
    З.Ы. Жалко что так и не сумели приделать полноценный хвостовик для Никонов и Пентаксов с прыгалкой и сохранением бесконечности, он бы выглядел тогда на порядок привлекательнее. Имею два таких объектива плюс переходник, и практически ни одним не пользуюсь по той причине что есть Калейнар Н 100/2,8 который хоть и немного проигрывает в технических характеристиках зато лишен этих недостатков. Очень жаль что его перестали выпускать. Думаю что при грамотной маркетинговой политике он бы мог пользоваться большим успехом как странах СНГ так и за рубежом.

    1. fotoironman, под Canon тоже прыгалки нет ;)

      Если не жалко, дайте Калейнар на тест, мы вернем в полной сохранности, зато будем понимать, о чем говорим. Стекло портретное, согласен, но не одни же портреты им снимать.

Добавить комментарий для iegorov Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *