Скажу сразу – проблема теней в цифровой фотографии стоит еще с появления первой матрицы. Причиной этому часто приводят недостаточность динамического диапазона (количества передаваемых градаций света и оттенков цвета) современных матриц по сравнению с пленкой, как раз в части полутеней, и если по передаче цветов и оперативности цифровые фотоаппараты сегодня практически не имеют конкурентов в пленочном мире, то, если учитывать аспекты передачи полутеней, очень важных для портретной фотографии, пленка очень сильно опережает матрицы (исключение составляют только единичные модели профессиональных фотоаппаратов). Казалось бы, лишь небольшая часть всего передаваемого диапазона оттенков, а это оказывается так важно для фотографии. Дело в том, что фотография сама по себе искажает реальность: она переводит трехмерное изображение в двухмерное, а при просмотре человеческий глаз, наоборот, должен восстановить изображение до трехмерного. Как раз на этом этапе и играют огромную роль тени – они, по сути, “подсказывают” глазу, какие области выделяются на фоне остальных. Поэтому количество градаций тени (полутеней) и их контрастность влияют на точность и глубину передачи объема. Вспомнив то, что мы писали ранее про недостаточный динамический диапазон у матрицы в полутенях, мы можем сделать однозначный вывод о причинах того, что изображение с цифрового фотоаппарата даже на глаз кажется более “плоским” по сравнению с кадром даже с обычной пленки (не говоря уже о передовых профессиональных), даже тогда, когда лицо не засвечивается вспышкой.

Итак, перейдем собственно к вопросу: Photoshop сегодня предоставляет нам кучу возможностей, в том числе и имитацию более глубоких теней – именно имитацию, т.к. нельзя восстановить то, чего нет (матрица эту информацию не зарегистрировала, соответственно, а восстановить можно пробовать только утерянную информацию) – и некоторую коррекцию динамического диапазона. Говорить о его расширении тоже не приходится (об этом мы напишем отдельно), поэтому будем скромно говорить просто о тенях.

Прежде хочу сказать об особенностях настройки фотоаппарата: желательно либо снимать в RAW (сумасшествие) и потом конвертировать фотографию с установками низкоконтрастного изображения, либо просто выбирать в меню фотоаппарата настройки контраста с символом “-” или “low”. Есть еще одно: при возможности, нужно ставить коррекцию экспозиции -0,3 либо -0,7EV (зеркальные фотоаппараты Nikon до последнего времени и так снимали с аналогичной коррекцией, поэтому на них это делать не нужно). Впоследствии светлые зоны фотоснимка, и даже тени с небольшим добавлением шума, можно вытянуть до приемлемого уровня , но это все же будет лучше, чем риск засветить часть кадра. Если вы этого не сделали – ничего страшного, работайте с тем, что есть.

Вариант 1. Прорисовка вручную.

Самый трудоемкий вариант, однако, без него не обойтись в случаях работы над наиболее удачными или ценными портретами, равно как и в случаях подрисовки теней там, где нужно или их нивелирования в ненужных местах. Тем более, что доступен он любому и без особых навыков, а требует знания только одного инструмента (точнее, двух противоположных парных).

channelslab.gif

Для начала переведите готовое изображение в режим цвета Lab/Лаб (Image/Изображение > Mode/Режим > Lab Color/Цвет Лаб), после этого в палитре каналов (вторая вкладка рядом с палитрой слоев) выберите канал Lightness (мышью кликаете сначала на сам канал, потом приводите изображение в нормальный вид, подставив “глаз” к каналу Lab – так вы сможете работать с одним каналом, в то же время следя за изображением в целом.

Далее выбираете инструмент Burn (кнопка burntool.gif в панели инструментов, рядом с Губкой/Sponge и Dodge), в настройках выбираете Brush/Кисть: размер по вкусу (надо просто учесть, что он должен быть довольно большим), Hardness/Жесткость – 0; Range/Радиус: Shadows/Тени и Exposure/Коррекция: 1-2% (больше не нужно), Airbrush можно либо нажать, либо, если не уверены в своих руках – оставить неактивным. Судя по опыту работы, для большей точности легче несколько раз кликнуть, чем оставлять пятна в результате небольшой задержки.

Этим инструментом вы рисуете по темным и не совсем темным местам, где хотите подчеркнуть тени, как бы растягивая их. Данное упражнение (вместе с откатами назад в случае ошибки) убьёт у вас примерно с полчаса времени, но вы получите нужный вам вариант. Низкая чувствительность кисти и самая малая жесткость при большом радиусе будут рисовать вам плавные тени. Не бойтесь затронуть светлые области – они фильтруются настройками инструмента.

Противоположным инструментом, Dodge (соседняя кнопка dodgetool.gif) вы, наоборот, вытягиваете плохие тени под глазами или подбородок (Range/Радиус: Shadows/Тени) или недостаточно светлые зоны на снимке (Range/Радиус: Highlights/Свет или Midtones/Средние тона).

После работы конвертируете кадр обратно в RGB (Image/Изображение > Mode/Режим > RGB Color/Цвет RGB) и сохраняете в необходимом виде либо правите дальше – данную коррекцию можно проводить на любом этапе редактирования, т.к. мы даже не правим цвет – только яркостные характеристики пикселов.

Недостаток данного метода – длительность. Достоинство – полный контроль над картинкой, получающейся в результате.

Вариант 2. Написание готового скрипта

Второй вариант сложнее в проработке, однако его можно автоматизировать, т.к. он не предполагает рисования кистью. Поэтому сразу рекомендую вам записать следующее Действие/Action. Если вы еще не знакомы с тем, как записывать действия, то для начала найдите палитру действий (следующая вкладка рядом с палитрой Истории/History – если не видна, включается в меню или комбинацией Alt + F9).

Затем создадим новое действие (нажмем на кнопку newaction.gif внизу палитры), назовем его банально, к примеру, Shadows (можно по-русски) – кроме названия ничего менять не нужно. После нажатия на кнопку “Ок” действие начнется нормально записывать, и будет регистрировать все неотмененные действия, за исключением некоторых неполностью совместимых плагинов (их мы использовать не будем). Итак, наш скрипт будет включать в себя несколько действий:

Дублируем изображение (перетаскиваем слой Background/Фон на кнопочку newaction.gif под палитрой слоев), меняем название на “over”

blendmode.gif

Дважды кликаем на иконку слоя (или выбираем в меню Layer/Слой > Layer Style/Стиль слоя > Blending options/Варианты смешивания), в появившемся окне вверху по центру устанавливаем Blend mode: Overlay/Смешивание: Наложение и Opacity/Прозрачность от 15 до 25%. Этот слой нужен лишь чтобы немного мягко увеличить контрастность (мы писали выше, что фото лучше снимать с настройками низкой контрастности).

curvedown.gif

Чуть-чуть затемняем получившееся немного ярким изображение (тоже необязательный слой – впоследствии объясню, для чего нужны “лишние” слои) – делаем корректирующий слой, к примеру Curves/Кривые (нажимаем на adjustmentlayer.gif, выбираем из выпадающего меню) и кривую RGB тянем немного вниз, после чего открываем настройки смешивания этого слоя и обращаем внимание на нижнюю часть средней колонки, где мы передвигаем ползунки до получения следующей картины…

curvesblend.gif

Обратите внимание на верхнюю полоску – на ней ползунки не только сдвинуты от краев, но и разделены надвое (для этого достаточно нажать на Alt и передвинуть любую из составляющих ползунок половинок). Это означает, что данный корректирующий слой будет применяться к картинке не целиком, а только в части спектра, более или менее соответствующей полутеням, с растушевкой краев (расстояние между двумя парными ползунками). В этом же окне вверху устанавливаем Opacity/Прозрачность корректирующего слоя равной примерно 40%.

Дублируем слой background и обесцвечиваем его (Shift-Ctrl-U), называем его “dark”, затем дублируем слой dark, получившийся слой называем “light”.

darkblend.gif

Делаем невидимым слой light (убираем “глаз”), выбираем слой dark, корректируем его кривыми или, лучше, уменьшаем на полступени экспозицию (Image/Изображение > Adjustments/Коррекция > Exposure/Экспозиция), где первый ползунок сдвигаем влево до получения значения -0,50 (можно вбить от руки), затем дважды кликаем на иконку слоя и в настройках смешивания выбираем Luminosity, а прозрачность устанавливаем на значении 20%. Далее, внизу в той же колонке передвигаем ползунки смешивания слоев так, как видно на картинке.

lightblend.gif

Немного по-другому поступаем со слоем light. Экспозицию, в данном случае, мы увеличиваем на полступени (верхний ползунок двигаем вправо до значения +0,50) экспозицию и устанавливаем другие настройки смешивания: прозрачность 13% (счастливое число), режим Luminosity, ползунки нехарактерно сдвигаем вправо.

Осталось последнее: нажав клавишу Shift, мы выделяем все слои, кроме background (просто кликаем на них) и объединяем их в группу, нажав Ctrl-G. В палитре действий нажимаем на stopaction.gif, после чего запись действия прекратится. Теперь вы можете автоматически применять данное действие к любому портрету одной лишь кнопкой playaction.gif.

beforeafter.jpg

Здесь наглядно виден результат работы действия, описанного выше. Для наших постоянных читателей мы приготовили и новогодний подарок – указанный выше action, вместе еще с одним, разработанным по той же методике, но более точным и аккуратным, уложенных в одну Папку/Set. Вам нужно лишь импортировать их к себе в фотошоп и пользоваться.

Однако, при всех преимуществах данного действия (оперативность и отсутствие необходимости думать), у него есть и недостатки. Это, во-первых, массовость (с нею мы боремся регулированием прозрачности любого из корректирующих слоев прямо в палитре слоев, либо отключением некоторых ненужных, подгоняя настройки индивидуально под каждый случай, проблему затемнения других частей снимка, кроме лица можно решить, наложив на группу маску) и некорректность передачи цвета и света. Последнее более важно, т.к. не всегда, сделав темнее, вы получите сходный оттенок кожи, что на лице очень заметно. С цветами Lab такое случается гораздо реже.

Удачи!

Один комментарий

  • Кстати, забыл добавить: монитор предварительно следует настроить по яркости – это предполагается по умолчанию.