Как разорвать порочный круг («свадебный фотограф-2011»)?

Как разорвать порочный круг («свадебный фотограф-2011»)?

Поделиться

Хотел было написать заметку про «Психологию общения с заказчиком» в рамках нашего проекта «Свадебный фотограф-2011», но понял, что перед этим обязательно надо охватить тему, без которой общение с заказчиком не состоится или будет, скорее всего, не самым удачным… если, конечно, заказчик не привлекает вас на свадьбу в качестве друга или вы ему не заплатили огромного количества денег.

Эх, ну не нравится мне слово «заказчик»… куда приятней «молодые», «молодожены», «жених и невеста» — наверное, так и буду более приятные сердцу использовать, несмотря на оптимизацию. В конце концов, те, с кем вы встречаетесь — никакой не заказчик, ему не пропишешь пени, его кинуть нельзя, результат вашей деятельности будет совсем не услуга, а неповторимые воспоминания, и не отдать человеку диск с результатами будет равносильно тому, чтобы от этих воспоминаний человека избавить, так что помните об ответственности и вреде для кармы, в случае, если вдруг надумаете картинки потерять. Однако, сегодня не об этом — сегодня о том, что, прежде чем выйти на заказчика, надо сделать портфолио.

http://photix.ru/wed/common/images/20100904___002.jpg

Фото: Фотикс

Где взять портфолио

Сначала о простом… портфолио — это результат некоторой работы фотографа, показывающий его в лучшем для него свете. Так как фотограф работает постоянно, портфолио и обновляется постоянно, туда добавляются новые удачные и выкидываются старые менее удачные, редкое количество лиц разбавляется новыми лицами. Портфолио не строится одномоментно (если, конечно, вы делаете его из своих кадров), невозможно просто ниоткуда получить довольно большое количество кадров для того, чтобы их составить воедино.

Нет, можно, конечно, походить по сайтам других свадебных фотографов (подозреваю, что так некоторые и делают) и натырить у них картинок без копирайтов или с копирайтами, которые потом можно замазать — но это не наш случай. Пытаться сделать успех на чужих трудах можно, но это таит в себе кучу негативной энергии, которая, конечно, к тюремному сроку не приведет, но на честную дорогу тоже не выведет. В любом случае, все надо делать честно.

Честных путей получения портфолио не так много. Более того, он и есть-то всего один: надо снять хотя бы одну свадьбу. И вот, сказав это, утыкаемся мы в парадокс (или «попадаем в порочный круг», как принято говорить): проблема в том, что мы не можем показать первой паре ничего, потому что ничего не снимали, и не можем ничего снять, потому что вряд ли какая-то пара согласится работать с тем фотографом, который ничего не снимал. На ум сразу приходит другая аналогия, про курицу и яйцо — кто знает ее разгадку, наверняка уроки биологии в школе не пропускал.

Выйти из парадокса, на самом деле, куда проще, чем кажется. Давайте вспомним Дарвина и его эволюционную теорию — вот так и фотограф должен эволюционировать от одноклеточного до птицеподобного. Просто решения единственно верного здесь нет, и надо быть готовым на определенные личные жертвы, что не каждый считает рациональным. По большому счету, так и есть, рационального здесь мало…

  1. Снимите свадьбу для друзей или знакомых бесплатно. Круг общения здесь крайне важен: бывшие однокурсники, друзья детства, коллеги по работе, которые, безусловно, знают, что вы фотограф, вы же им показывали свои фотографии, верно? Собственно, с этого я и начинал свой свадебный путь сам. Не фотографический, нет — одно время снимал симпатичных девочек на условиях TFP (да и сейчас этим злоупотребляю), так что технику съемки портрета освоил заранее, хоть это не так часто спасает. Более того, я и до сегодняшнего момента некоторые свадьбы снимаю на некоммерческих условиях (например, этим летом снимал свадьбу для хорошего друга, совершенно бесплатно, причем в Ярославле — пара мне лишь проезд туда-обратно компенсировала, равно как и проживание в городе в течение пары дней), так что окончательно с этой практикой я не завязал. Дурак, наверное.
  2. Предложите свои услуги в качестве свадебного фотографа бесплатно или на демпинговых условиях. Учтите только, что здесь может быть очень высокая доля риска, как для вас, так и для молодоженов: у них нет гарантии получения хороших кадров (причем совсем никакой, даже несмотря на ваши уверения), у вас как гарантии получения хороших кадров, так и получения хороших молодоженов. Помните, что много денег платят только те, кто искренне считает, что фотограф снимает, а не просто нажимает на кнопку. Я вот даже статью в свое время написал, что я все-таки фотограф, а не человек с фотоаппаратом — как раз случилось после того, как одна пара здорово меня прогнула по деньгам.
  3. Поучаствуйте в процессе свадебной съемки в качестве второго фотографа/ассистента. Естественно, лучше при этом крутиться возле именитых гуру, но они, как правило, имеют определенный круг кандидатов для отбора, хотя исключать ничего нельзя. Я вот, например, никогда с ассистентом не работал, но здесь точно могут быть свои подводные камни, из-за которых гуру ведут себя именно так.
  4. Поснимайте знакомую пару, которые пока не собираются, но скоро обязательно поженятся. Такие фото вполне потянут на фотографию лав-стори, которую тоже можно добавить к своему свадебному портфолио. Разумеется, бесплатно, какие деньги с друзей?!

В какую форму облечь свадебное портфолио

Как вы понимаете, просто снять мало — надо все это как-то еще и презентовать, верно? Дело в том, что, раз вы претендуете на фотографа, который просит за свои услуги деньги, должны играть по определенным правилам и как-то представлять результаты своего труда. Что сразу приходит в голову, так это интернет. С него и начнем…

Сайт фотографа

Сайт Сергея Самсонова

Прежде всего, сложно сегодня представить фотографа без своего сайта. С хостингом от 60-80 рублей в месяц уже стало, наверное, стыдно говорить, что «я ничего не умею», «у меня денег нет». Подобрали сопли, собрали что-нибудь в кулак и пошли купили доменное имя и хостинг (сегодня все делается в одной компании, если компания-хостер хоть чего-нибудь да стоит) — особых наворотов и супертарифов вам не нужно, просто поддержка PHP и MySQL обязательна. Если будет нужно расписать поподробней, как сделать сайт для фотографа, я напишу, мне не жалко, только спросите.

Помните, что странички на Facebook, ВКонтакте, ЖЖ и прочих коммунальных хостингах для коммерческого использования не подходят — в социальных сетях контент вообще имеет очень неопределенные авторские права, и только у себя на домене можно творить, что угодно.

Будем думать, что свой сайт у вас уже есть, на нем останется лишь сделать подраздел услуг. Кстати, отдельный вопрос, как быть и куда расставлять ударения и приоритеты: я вот, к примеру, коммерческую часть прикрутил как подраздел к своему фотоблогу. Во-первых, потому что блог появился куда раньше, а во-вторых, потому что для меня коммерческая составляющая в фотографии не первична. Если у вас все наоборот, имеет смысл именно фотоблог или блог делать подразделом. Говорят, с точки зрения оптимизации лучше.

Так как я занимаюсь не только свадебной съемкой, разделов на сайте у меня несколько, причем коммерческая часть существует недавно, и постепенно растет. Последнее, кстати, хорошо. Можно ведь просто портфолио разместить, и оно мертвым грузом будет лежать там — интернету же нравится, когда сайт живет. Как именно сделать галерею, дело ваше: можно выбрать встроенные возможности серверных скриптов, можно использовать галереи, что сегодня могут генерить, к примеру, CaptureOne или Lightroomпоследней, кстати, я и пользуюсь, прием размещаю на сайте сразу две галереи, с использованием Flash и без него. Второй вариант, казалось бы, никому не нужен, потому что Flash лучше, но не тут-то было — ведь посетители смотрят картинки, преимущественно, с работы (просто поверьте на слово), а там часто Flash отключен за мультимедийность. Естественно, при этом указывать на сайте необходимо ссылки на оба портфолио, в любом удобном вам виде. Если скопируете мой подход, я тоже не обижусь.

Однако, интернет — это не все. В наше время тоже есть люди, которые в него не ходят.

Печатное портфолио

Если вам кажется, что печатное портфолио в наше время — убогий архаизм, можете дальше не читать. Вообще не знаю, зачем вы читали все, что есть выше. Если вы сами не верите, что напечатанное фото или фотокнига нужны вам самому, никогда фотографии в таком виде никому и не продадите.

Печать — это все. Да-да, «наше все», как Пушкин. В напечатанном виде фотография не просто «смотрится лучше», «интересней» — это единственный универсальный эквивалент, на который опираются самые различные виды просмотра. У человека может отсутствовать видеокарта, будет в наличии плохой офисный монитор, он будет настроен тоже по офисному (не поверите, много проблем общения с заказчиками у дизайнеров с этим и связано) — это все факторы, на которые вы повлиять не можете. Единственное, что примиряет ваши глаза с глазами заказчика — это напечатанная картинка.

Как вариант, сейчас многие фотографы на встречи с заказчиками ходят с ноутбуками и айпадами — последний, кстати, очень хорошее решение, для того чтобы набить себе цену. При этом, правда, никто из фотографов не говорит молодоженам, что их фотографии на их домашнем компьютере никогда не будут смотреться точно так же, однако этих фотографов мало волнует, что будет «потом». Меня волнует — я за счет своей репутации и живу, да и сам буду чувствовать себя не очень хорошо, если буду знать, что человеку что-то не понравилось. Это мой подход, и я никому его не навязываю, кстати.

Кстати, второй вариант с ноутбуками заключается еще и в том, что на них можно показывать не свои фотографии — этот вариант никогда не пройдет с печатным портфолио, если человек хоть что-то смыслит в фотографии, конечно.

Имейте только в виду, что печатное портфолио может быть одно только поначалу, пока картинок и опыта мало. Берете обычный фотоальбом, из тех что дарят вам обычно на день рождения (фотографам всегда их дарят) и вклеиваете туда нужные картинки. Естественно, для такого случая лучше подойдет магнитный альбом в дерматиновой обложке, но еще лучше кожаный с нормальными текстурированными листами — именно такой, какие вы будете рекомендовать молодоженам. Как вариант, можно подумать о простенькой фотокниге на пружинке, к примеру, хотя что-то более презентабельное все же интересней.

Второе портфолио (и третье, кстати, тоже) — это различные варианты фотокниг. Думаю, ни для кого не секрет, что Нетпринт и Фотопроект печатают книги по-разному. Вот два варианта и сделайте, чтобы разницу показывать. Причина такого изобилия тоже ясна: наглядность. Будь вы хоть семи пядей во лбу, с прекрасными коммуникативными навыками, никогда и ни за что не объясните человеку на пальцах, как выглядит фотокнига. А если и получится, он все равно не поймет.

Не пугайтесь, у меня сейчас портфолио только одно, правда, на встречи я всегда прихватываю с собой одну из недавно сделанных фотокниг — просто чтобы показать, «как это выглядит». В любом случае, напечатайте портфолио — выбросить его потом вы всегда успеете.

Советы по портфолио

Учтите, что в портфолио входят только самые лучшие фотографии. Если поначалу у вас их мало, чуть уменьшите планку требований, лучше пусть будет много не очень хорошего, чем совсем ничего.

Обновляйте портфолио регулярно: каждая свадьба, каждая околостоящая съемка, после того как обработана, напечатана и отдана молодоженам, должна пополнять вашу коллекцию. В печатном портфолио заменяйте хорошими те, что занимали их место.

Печатайте крупным форматом. 10×15 оставьте для вашего домашнего альбома. Лучше всего делать портфолио из кадров 20×30, можно чуть меньше. Помните, что ваш фотоаппарат может и больше, просто это таскать неудобно — покажите свой максимум.

Ну вот, наверное, и все на сегодня. В следующий раз будем говорить об общении с молодыми. Следите за нашим проектом «Свадебный фотограф-2011».

51 комментарий

  1. «Крутым», как и любому продвинутому любителю на определенном этапе, совершенно поровну чем снимать. Уж поверьте :)
    В парке должна быть любая техника, и предпочтения периодически меняются, чтобы «не застаиваться».

    Михаил в чем-то прав. Особенно про техническую подготовку многих свадебных фотографов и отчасти в опасениях «повторения чужого пути» новичками. Оно (повторение\копирование жизни кумира\авторитета) прямой путь к самоограничению и отсутствию «навыков творческого плана».

    Однако, как мне кажется, читатели сайта по IQ выше среднего и вполне это понимают.

    Также еще и в том, что продажи по сайту малоэффективны.
    Исключительно Личное общение. Пояснения при показе фото (желательно и историю придумать о съемке), искренность и желание сделать людям праздник ярче:) Компьютер все таки на это не способен (будем надеется, что и не будет:)

    Спасибо за труд и емкое изложение мыслей ;)

  2. timlev

    Оо!! Мне, как человеку — крайне далекому от свадебжа, всегда интересно было, а чем свадьбы снимают крутые фотографы, зумом или фиксами??

  3. 1) Составить конкуренцию не получится. Не потому что, как написал ДядяСэм, я крутой фотограф, а потому что очень долго еще у нас людей, предоставляющих услуги в этой сфере на адекватном уровне, будет меньше, чем спрос со стороны заказчика на них. Заказчики тоже имеют глаза, так вышло. И весьма самонадеянно, доложу я вам, полагать, что они не видят разницы между чем-то там. Все они видят. Не могут может терминологией объяснить чем один лучше другого, но уж уверяю разницу съемки в 15-20 тысяч и 50-70 увидит любая барышня-блондинка. И глупо, весьма глупо, полагать, что для своего единственного в жизни дня, сумма составляющая 5-10% общих расходов что-то там решит. Пример из собственного: был период со мной работало еще несколько человек. Показываю общее портфолио, называю цены. Говорю что сам занят, тоже называю цены. Итог — все что показали не устраивает, не важно что дешевле. Вас бы — взяли, а хуже хотя и дешевле нам не надо. Занавес.
    2) Карма у меня и так ого-го ))))
    3) На мой, сугубо субъективный взгляд, основная беда в том, что люди учатся не фотографии, а свадебной фотографии. Зачастую человек берется за коммерческую съемку не только не имея никаких навыков творческого плана, но даже не будучи знакомым даже с техническими аспектами. Как сейчас помню ситуацию, как «раскрученный» свадебный фотографёр (не буду показывать пальцем) на фото.ру спрашивал как пользоваться вспышкой. Зато ой какие хвальбы себе на первой же странице его сайта.
    4) fotoshaman, спросите — поделюсь мнением. На каждом этапе свои вопросы. Как в свое время сказал Сережа Новожилов (вот у кого можно поучиться, кстати!) — если б я знал что просить, то уже знал бы 80% ответа. Спросите — если сочту себя компетентным, то отвечу.

  4. А если уважаемый Михаил Голубев, на самом деле являющийся хорошим свадебным фотографом с большим опытом соответствующей съемки, расскажет какие то секреты или тонкие моменты по поиску клиентов или общения с заказчиками или про свой отрицательный опыт, не побоявшись, что начинающие свадебные фотографы, воспользовавшись его опытом, составят ему конкуренцию в г.Собянинске, то честь ему будет и хвала и +50 к карме!!!

    1. Кстати, правила видны, если разлогиниться, их действительно, три:

      У нас есть несколько базовых правил комментирования:

      1. Авторизация на сайте нужна, чтобы избавиться от спаммеров и анонимов, большая часть из которых занимается непотребными в интернете вещами.
      2. Уважайте ваших оппонентов. Здесь мало сказать, что автор — дурак, надо еще и привести причину.
      3. Не пишите пустых комментариев и «+1» — все это не имеет смысла, а мы против бессмысленных вещей.

      На этом правила заканчиваются.

  5. 1) Не понял это публичный ресурс или персональный блог..? — почему на мое критическое замечание по тексту и С УКАЗАНИЕМ того с чем я не согласен в написанным я получаю какие-то детские обиды «забаню..пойдешь…крутой фотограф»?

    2) Переход на личности — признак слабости доводов оппонента. В чем в моем посте проявилась ругань..?
    Я не крутой фотограф и откуда у Вас данные по объемам не буду даже гадать. Тем не менее оглядываясь на опыт порядка тысячи свадеб осмелюсь предположить, что написанные мною правки в два предложения людям принесут пользы куда больше, чем весь ваш пост в целом. Для тех кто собирается РАБОТАТЬ, а не просто несколько свадеб снять.

    3) Повторюсь — я указал, что конкретно написано некорректно. Если нужно пояснение почему я так считаю (только не сочтите опять за оскорбление) — Вы советуете аудитории пойти дорогой, которой, вероятно, шли сами. Для честности тогда уж стоило сделать акцент на том, куда эта дорога Вас привела.

    4) Фото на сайте действительно не обновляются чуть ли не с момента его запуска. По-хорошему — спасибо за замечание! Стоило б найти время и обновить. Но в другой стороны — пост, воспринятый вами как ругань, содержит ответ и по поводу сайта. На данный момент крепко задумываюсь нужен ли он вообще. Продажа через сайт — задает определенную, весьма не высокую планку в возможном ценовом диапазоне.

    4) Полагаю нужно давать себе отчет, что имея не малую аудиторию Вы можете направить немалое кол-во человек не в ту сторону. Вы пишите свои размышления, а народ легко это примет за указания к действию.

    5) Если что-то, не смотря на попытку разъяснения, показалось некорректным и оскорбительным — баньте и удаляйте мои бредни :)

    1. Спасибо, что сменили тон. А переход на личность начался вот с этой фразы:

      Прошу прощения, но автор учит людей жить, при этом через слово видно, что понимание индустрии напрочь отсутствует.

      Возможно, именно это и дало окраску остальным комментариям. Кстати, если по сути, это и можно перевести как «автор дурак». Это здесь все и так знают. Более того, я с самого начала и рассказал о проекте, как делается, для чего и почему. Мне даже очень приятно, что вы решили поучаствовать, просто как-то не очень корректно начали. В любом случае, читателям судить, не мне, специально ничего удалять не буду. В люом случае, приношу извинения за мой резкий ответный выпад.

      Вы правы, проект открытый, блог открытый, а правил да, в последнее время даже меньше стало, но нормы приличия — как раз то, о чем я и говорил.

      Ну, а по поводу подхода (это вторая 4 у вас) — каждому свое. Вы, судя по всему, знаете, как правильно делать, поэтому висите в самом-самом топе Яндекса, а я могу только догадываться. Этот проект — не инструкция, а просто личный опыт, которым редко кто делится (ваших размышлений и рекомендаций я не видел, к примеру), но своего мне нежалко. Проще набить кучу шишек, потому что я кое-что знаю и готов применить это на практике, отчитавшись перед аудиторией о результате.

      Кстати, вы тоже можете поделиться с нашей аудиторией идеями в рамках нашего проекта — думаю, профессиональный взгляд будет интересен даже больше, чем мой дилетантский. Если вам интересно, конечно. У нас право написания записей не монополизировано. Аудитория, я думаю, будет очень благодарна.

  6. mikhailgolubev

    Про сайт, кстати, вообще бред!
    Берем нашу нерезиновую. Самые успешные (читай дорогие) товарищи НЕ продаются через сайты и не обновляют портфолио годами, а то и вовсе не имеют сайта. Есть ряд фамилий, гонорары которых до двух раз превышают гонорары распиаренных «мэтров», но при этом сами фамилии в интернете не упоминают вообще нигде.

    В общем, уважаемый автор, не позорились бы Вы.

    1. Как я сказал в начале проекта, я не равняюсь на успешных или профессионалов, я хочу сделать лучше чем они. И лучше чем я.

      Если считаете, что я написал плохо, можете написать мнение профессионала, более точное и правильное, с вашей точки зрения.

    2. Просто чтобы наши читатели знали, кто мой оппонент, вот сайт Михаила Голубева, одного из самых крутых фотографов в Москве. Если не по качеству, то по объему точно. Вполне вменяемые фото хорошего качества даже в необновляемом годами портфолио.

  7. mikhailgolubev

    Прошу прощения, но автор учит людей жить, при этом через слово видно, что понимание индустрии напрочь отсутствует.

    Есть разумное зерно про печать в целом, но полный бред в конкретике. Автор, судя по написанному, сам делает книги (и полагаю тх же показывает), а народу совет — печатайте не крупнее А4 и клейте в ширпотреб. Я такие советы получал лет 15 назад, когд атолько заинтересовался съемкой свадеб.

    Наработка портфолио дело хорошее, но советовать бред вроде демпинга и бесплатной работы… автор, Вы б сами пошли поработали бесплатно-то…

    Прошу прощения за прямолинейность фраз — но, думается, что учить и поучать разумно тогда когда есть явный и непререкаемый авторитет в рассматриваемой теме. В противном случае, это самоутверждение начинающего фотографа.

    1. Михаил, вам, как профессионалу, наверняка широко известно о тонкостях и хитростях, и мы с удовольствием послушаем ваши коррективы (а если даже захотите написать что-то интересное, здесь или, может, у себя на сайте), но если будете попросту критиковать по принципу «афтар дурак», получите бан и пойдете гулять в интернет.

      Если бы взяли на себя небольшой труд и ознакомились с проектом, все бы поняли. С другой стороны, зачем вникать, вы и так все знаете. Вкратце изложу ниже.

      Проект «Свадебный фотограф-2011» — просто проект без претензий. Я начинающий свадебный фотограф, если мыслить вашими категориями, я знаю людей, кто работает на рынке профессионально — многие снимают лучше меня, но куда много хуже, откровенной халтуры просто масса.

      Прежде чем критиковать форматы, прочитайте, что именно я о них написал, тогда будет проще: так вы придираетесь к буквам, а надо смысл понять.

      Я работал бесплатно, сделал себе портфолио. То, что вы начинали по-другому, похвально.

      Я не претендую на истину последней инстанции, столп свадебной индустрии или памятник креативу, все написанное в рамках проекта лишь мое личное мнение. Хотите, думайте, что это для самоутверждения, мне все равно. С другой стороны, читатели умные, сами отделят зерна от плевел.

      Вкратце смысл, если не поняли вышеизложенное: здесь место для дискуссии, а не для ругани. Ругани здесь не будет. Хотите подискутировать, почитайте правила (их три штуки) и пишите конструктивную критику, можно по пунктам, не надо быть мелочным и склочным.

    2. Svetlay

      Я считаю,что автор делится собственым опытом с читателями,а не поучает.
      А по поводу бесплатной съемки свадеб…Опыт,как известно, не купишь,так что,фотографировать свадьбу для получения опыта,а не денег,уверена многие бы согласились!Я буду первая в этом списке!Вот только,никто из знакомыж жениться не собирается…наверно, мужчины жадные попались-живут так,без свадьбы…

  8. UncleSam
    А я так понял, что Вы часто в живую встречаетесь с молодыми, чтобы показать им свое портфолио? А действительно ли это нужно? Ведь на это тратятся время и деньги. Разве не для того делают сайт с портфолио, чтобы избежать этого процесса?

    Svetlay
    Да, заинтересовался. Думаю, будет просто отличная статья, очень ее жду.

    1. Молодые тоже тратят на встречу время и деньги — поверьте, они не будут встречаться с вами из одного любопытства и если молодые хотят встречи, значит вы их уже заинтересовали.
      Сайт — первичный отсев кандидатов, а на встрече помимо портфолио обсуждаются детали съёмки, условия, наконец они просто смотрят, что вы за человек и комфортно ли будет с вами работать.

    2. Избежать процесса личного общения нельзя. По крайней мере, на моем этапе развития как фотографа. Потом, возможно, все изменится — построю себе мавзолей, и все будут в очередь выстраиваться. Пока же такой роскоши позволить не могу.

      «Много» слишком громко сказано. Получается по одной предварительной встрече на свадьбу. Было пару неудачных встреч, объем не тот.

    3. Добавлю ещё… Мне больше нравится, когда мы с молодыми знакомимся лично ещё до свадьбы. Так как-то проще установить контакт, доверительную атмосферу, которые необходимы для успешной съёмки. Т.е. когда я прихожу на съёмку — мы встречаемся почти как старые знакомые и нужный настрой на работу уже есть.

  9. БОЛЬШОЕ СПАСИБО за интересную статью! Жду продолжения, очень хочется узнать как нужно правильно общаться с заказчиком. Сейчас займусь созданием яркого портфолио. После прочтения статьи, появились конкретные идеи как его сделать, а то, действительно, был порочный круг.

    P.S. Хорошо, предположим, будет у меня портфолио в распечатанном виде. Но изначально же потенциальных заказчиков нужно направлять на сайт. Зачем по каждому звонку ездить и показывать портфолио? Трата времени и денег, а потом не факт, что закажут. Направил на сайт, понравилось — заказали, нет — ищите другого. А когда же показывать печатное портфолио? Когда молодые платят аванс? Тогда зачем, если в интернете они уже все видели. Вот этот момент я не понял, проясните, пожалуйста.

    1. Я много пар нашел и без печатного портфолио, само портфолио появилось примерно год назад. Вообще, это просто выигрышная карта для фотографа — сразу работа видна, а если толкнуть речь про то, что «мало ли чего можно показать на экране ноута», будет и козырь.

      По поводу аванса у меня есть масса мыслей — за всю свою карьеру брал его только один раз.

    2. lmike

      Говорю по опыту.
      Если клиент увидел ваши снимки в интернете — это одно дело.
      Если же клиент желает встретиться, то портфолио брать обязательно!
      1) бывает такое, что невеста видела портфолио, а супруг еще нет
      2) с пустыми руками презжать на встречу — как-то некомфортно, имхо. Рассказы о своей работе лучше подкреплять визуально
      3) когда клиент видит работы и спрашивает о конкретных фото какие-то детали (где было снято, бесплатно ли туда пускают, много ли там времени нужно и т.д.) — это как раз тот момент, когда вы заработаете себе очки в репутацию, рассказывая о своей уже выполненной работе

  10. У меня самого маленькое свадебное портфолио, снимал 2 знакомым, причем люди не очень стремились получить фотографии..крутой тамада намного важней, чем какие то снимки))

    В общем кадров в портфолио мало, вот думаю как же это оформить предпочтительнее.. Мои фотки

    http://tkhagapsu.com/wedding/

    Я думаю распечатать а4, только как упокавать?? не папку с файлами же показывать.. А на фотокнигу мои снимки не тянут пока. help)

    1. Мне, как фотографу, регулярно дарят фотоальбомы, которые я частично не успеваю заполнять. Взял самый презентабельный, в коже, в него и вставил. Выбирал бы сам, выбрал бы без конвертов и пленки магнитной — все-таки надо и бумагу показывать, и все остальное. Так что можно просто фотоальбом купить хороший, и все.

    2. lmike

      Тимур, уделяйте больше внимания фону, а также не забывайте про легкую ретушь лиц ::) Я в особенности о синяках под глазами (как это ни грустно)

  11. Основываясь на небольшом пока личном опыте: да, портфолио должно быть на бумаге и в большом формате. Причём, достаточно небольшим (only the best). По началу я таскал на встречи ноутбук. Понял, что неправ, когда клиент через пару минут просмотра фото на ноутбуке сказал «Ладно, всё понятно».
    К тому же, ещё один аспект: большинство людей сейчас либо не печатает фото совсем, либо печатает в формате 10х15, поэтому яркие, резкие фото размером 20х30 — это уже сразу некоторое положительное впечатление у клиента.

    1. Я бы даже остановился на фразе «не печатают». Поэтому, если не напечатаешь ты, они тоже вряд ли справятся — поначалу куча пар таких была. В этой связи, не очень одобряю подход, что надо книгу подороже продать. Наоборот — подешевле они быстрее купят и на более долгое время запомнят.

      1. Согласен, пожалуй. Плюс это и дополнительная реклама.
        Но я имел в виду не то, что молодожёны не будут потом печатать наше фото, а то, что люди просто редко видят большие отпечатки и когда вы им показываете отпечатанное портфолио это уже производит впечатление.

        1. Да я согласен абсолютно. У меня просто один совсем противоположный был случай — молодожены очень удивились, почему я с бумажным портфолио, а не с макинтошем или айпадом пришел, сказали, что им очень красиво все показывали другие. Потом отказались. Наверняка еще пару причин нашли, но ведь и такое к впечатлению добавляется.

  12. Svetlay

    да,можно еще обсудить тему-Как общаться с молодоженами на первой встрече,что бы они выбрали именно тебя и как проводить «лав стори»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *