А был ли Zeiss (или несистемные умозаключения на предмет того, есть ли вообще немецкое качество и производство)?

Немецкая компания в последнее время стала настолько популярна в фотосфере, что подчас создается впечатление, что на мегакорпорацию трудится полмира, и это только в Германии — судя по видео, которые можно посмотреть на предмет того, как и где производятся объективы в компании, на контору должно трудиться полмиллиарда народонаселения (естественно, далеко не немцев, их заметно меньше), которые вручную собирают оптические схемы, сдувают пылинки и протирают тряпочками белые буквы на синем фоне. Но та ли это компания, которую Карл Цейсс (тогда еще оптик-инженер, а не пароход) основал в 1846 году?

Ну, конечно, не та — и времена изменились, так что, останься мануфактура в том виде, в котором основана была в Йене, про нее сегодня никто бы и не знал, и закончила свою деятельность она в сегодняшнем постиндустриальном мире в качестве музея оптических технологий. Однако, сегодня это не так — синий шильдик можно видеть на коробках из-под стекол в очках, объективах японских компаний и даже телефонах одной финской. «Вездесущая мафия», — подумает доверчивый слушатель, не снимающий лапшу с ушей, и будет в корне не прав. Даже если обратиться к Википедии, можно увидеть, что производство в компании активно развивалось только до Великой отечественной (которая у них «Вторая мировая» и позор нации), после чего, по сути, был лишь грамотный маркетинг. Просто для сведения, патент на знаменитую конструкцию Planar был получен в 1897 году, а Tessar — в 1902, другие решения тоже, в общем, далеко не первой свежести, даже фирменное покрытие T* восходит к далекому 1935 году. Война, на деле, подорвала креативный процесс у немцев и выкачала изрядную долю немецкой крови и мозгов.

То, что маркетинг изобрели совсем на другом континенте, педантичным изобретателям ядерной бомбы совсем не помешало. Послевоенную экономику надо было поднимать, причем совершенно мирными средствами — переделывание авиационных заводов в автомобильное производство и оптических прицелов в длиннофокусные объективы было частью грандиозного плана восстановления разделенной на четыре части Германии. Даже «взятые по репарациям» (на деле, отжатые у побежденного народа) технологии не помешали производить все то же самое одним (немцам), а другим говорить, что наша оптика светосильнее всех в мире (нам, то есть). Zeiss, усилиями и западной свой части, и восточной, в 20-м веке успел и в космос на Хассельбладе слетать (отчего выиграли оба), и еще на милитаристическом производстве подзаработать. В итоге, бренд стал известен и у нас, и на Западе. Мануфактурное производство совсем не возражало — однако, почему-то принято критиковать наш «Зенит», который использует те же древние технологии, но еще и говорить, что Zeiss велик, потому что якобы более современен. Производство объективов по старым схемам и лицензирование своего бренда другим компаниям продолжают приносить львиную долю прибыли и, тем не менее, никак не портят имидж бренда. Современные теории менеджмента только помогают, если не придуманы такими компаниями — производство можно перенести куда угодно, если только на нем будет определенное количество контролеров установленной для стандарта квалификации, термины «японское качество», «немецкое качество» больше никого не волнуют.

Напомним, что «немецкое качество» сегодня — это дорогущая (читай «жадная»), но не поступающаяся своими принципами Leica, которая известна чуть меньше, хотя делает самостоятельно чуть больше. Это полуавтоматическое производство и ручная сборка до последнего винта, то есть, создание фототехники по технологиям начала 20 века — итогом является совсем другой продукт. Если бы и Zeiss был таким, он бы не стоил в несколько раз дешевле. Ответом на все стали современные термины «лицензирование» и «аутсорсинг», два прекрасных русских слова.

Zeiss Ikon

Путь лицензирования компании очень близок. Помните фотоаппараты Zeiss Ikon? Так вот, после войны это уже никакой не Zeiss — японская Yashica производила и дорабатывала знаменитые дальномерки под немецкими шильдиками (дополнительно к Contax), пока внезапно не обанкротилась, а ее новый акционер Kyocera не счел производство рентабельным, отчего и закрыл (сегодня японцы производят процессоры для мобильных телефонов). Ikon прожил еще несколько лет и кончился уже на заводах других японцев — Cosina. Компания, к слову, сотрудничает не только с Zeiss — они еще и пленочные Nikon и Voigtlander делают, народ опытный. Новые Zeiss Touit тоже, кстати, делают в Японии, и раз данных о секретном заводе Zeiss в Японии нет, а сама компания никак не подтверждает и не опровергает, по всей видимости, как раз Cosina их и делает, отчего интернет полнится массой слухов на этот счет.  К сведению, при аутсорсинге, в большинстве случаев, владелец бренда не аффиширует названия своего субподрядчика, чтобы не портить свой имидж. Ну, правда — вот стали бы вы покупать объектив Cosina за 1200 долларов? А Zeiss?

sony-zeiss-sal24f20

 

Sony

 

 

Дальше — больше. Sony сегодня производит объективы Zeiss, которые, помимо того, что имеют соответствующий синий шильдик, еще оборудованы автофокусом, а некоторые еще и зумы. Эти объективы, на деле, просто используют древние технологии немцев в производстве, но разработаны и сделаны большой японской компанией заметно позже того момента, когда сами немцы уже перестали изобретать новые оптические схемы. Надписи Sonnar, Planar и прочие на них просто говорят о том, что они «основаны» на тех самых оптических решениях. Просто для сведения, те объективы, которые сегодня производит сам Zeiss под основные системы, не имеют автофокуса, хотя с определенного времени они оборудованы чипами для подтверждения фокусировки и обеспечения работы экспозамера — это серии ZF и ZE, к примеру. Более того, на настоящих немецких объективах всегда написано «сделано в Германии», одна эта надпись способна принести производителю сегодня очень много денег, просто потому что все остальное делается, в лучшем случае, в Корее, Тайване, Малайзии. Если вы держали в руках два дорогих объектива Nikon, сделанные для России (купленные здесь) и для Японии или США (купленные там, привезенные сюда), то разницу поймете. У меня есть японский, и я держал русский, хотя здесь дело может быть и просто в ощущениях, то есть, чисто субъективном восприятии.

nokia-zeiss

Есть еще одна линия сотрудничества, с финским производителем телефонов Nokia — ну откуда у Zeiss, который всю жизнь производил объективы для зеркалок, такие сверхкомпактные технологии, если компания и старые свои решения не развивает? Zeiss Touit, отданный по лицензии японцам, — лишнее тому подтверждение. Поэтому эти компактные разработки — исключительно заслуга медленных финнов или кто там еще на них трудится. Впрочем, надо отдать должное Zeiss — компания на всех углах кричит, что линзы являются полностью ее собственной разработкой, Cosina лишь аутсорсит производство, но не чтобы сделать белые линзы желтыми, а просто снизить цену. И здесь приходит на память другой аспект деятельности компании: даже если бы было стороннее мнение, которое бросало бы свет на корни немецкого производства, его бы быстро заглушили. Теория заговора, думаете?

zeiss-touit

А вот и нет. Доказательством тому инсайдерское мнение из очень надежного и знакомого мне источника: у компании в России очень специфичные условия тестирования своей техники — в частности, выдают ее только на условиях де факто невыгодных, но не в том плане, что нельзя бить и царапать, а нельзя плохо писать. Естественно, открыто это не говорится, но звучат фразы вроде «мы сначала смотрим, вы потом публикуете, и это не обсуждается». Как итог, все тесты фототехники компании крайне положительные (хотя за границей все же проскальзывают негативные отклики). Единственный вариант проверить обратное — взять на тестирование у друзей, но такое незначительное распространение немецкой фототехники сильно сужает круг пользователей. И здесь, опять же, нужно помнить, что и Zeiss Цейсу рознь. Одно дело неавтофокусные стекла, сделанные дорого и в Германии, совсем другое — разработанные в Sony, Nokia и Cosina и просто соблюдающие цейсовские стандарты качества. Сначала кажется, что это просто в России их представляет неправильная компания, но, на фоне изложенного выше, можно и к другому выводу прийти.

Однако, не стоит так сильно драматизировать, как мне кажется — здесь, скорее, не вина Zeiss, а заслуга. Контора умудрилась не сдохнуть после войны усилиями государства, а после крушения стены еще и объединиться в национальное мощное предприятие, стригущее купоны на времени, закалившем старые патенты, более того, в сегодняшнем конкурентном мире бренд Zeiss — один из немногих, несмотря ни на что, является показателем немецкого качества. В прошлые годы его, действительно, можно было купить… как, впрочем, и сейчас, и оно всегда было дороже обычного, и разница была. Сегодня из немцев остались только Leica, которая делает коммерческие музейные экспонаты (потому что ни один нормальный фотограф себе позволить такое не может или не станет), и Zeiss, который балансирует на грани доступного для масс качества, пусть даже просто продавая свой бренд направо и налево и лишь обеспечивая должные стандарты управления качеством.

Дело в том, что сегодня уже не осталось места для бескомпромиссного управления качеством, как в 60-70 годы прошлого века, жизнь сильно ускорилась и изменилась, а фотоаппараты по 8-10 тысяч долларов, сделанные по не самым последним технологиям, фотографам не нужны. Не нужны вручную собираемые «мерседесы», не нужны «лейки». В этом сегменте ты либо срезаешь минимальную долю прибыли, на которую готовы идти японцы и корейцы, либо пытаешься снять еще и сливок и в итоге не прогореть, сидя сразу на нескольких стульях. Другого варианта просто нет. Именно поэтому стоит производство на «Зените», именно поэтому немцы либо стали полу-японцами, либо превратили свои фотоаппараты в их позолоченные и мумифицированные копии. Всем хочется дешево, сердито, и еще с красивыми буковками, а такого просто не бывает… не стоит списывать свои недостатки на немцев, которые все же научились крутиться.

11 комментариев

  • Вообще всё не совсем так, особенно про Zeiss Ikon.

    Суть афёры такова: то, что нынче называется “Carl Zeiss” было создано “с нуля” после войны беглыми менеджерами первоначальной Carl Zeiss Jena, прихватившими правда и несколько научно-технических работников. Поначалу они прав на торговую марку не имели и скромно звались “Opton GMBH”, но путём сутяжничества, лоббизма и коррупции право на марку таки вымутили, да ещё и запретили настоящему владельцу(VEB Carl Zeiss Jena) этой маркой на территории ФРГ пользоваться. Фотографические объективы по довоенным разработкам они производить пытались но не преуспели, в том числе и по причине неудачных технологических решений – подвёл новый эпоксидный клей для склеивания линз, который через несколько лет разрушался. Фирма Zeiss Ikon хотя и относилась к новорожденной послевоенной “Carl Zeiss”, но как-то “сбоку”, в основном путём обмена правами на патенты, торговые марки итп. Так как объективы для камер Zeiss Ikon производить оказалось некому, пришлось им вступать в альянс с Voigtlander, в конечном итоге произошло слияние и последние камеры “Zeiss Ikon” от “Voigtlander” имели только мелкие косметические отличия. Объективы Voigtlander разработанные и выпущенные для камер Zeiss Ikon имели надпись “Zeiss” или “Carl Zeiss”, то есть например сам по себе он Voigtlander Ultron, а для цейсовской камеры уже Carl Zeiss Planar. В конце концов консорциум Voigtlander – Zeiss Ikon разорился и был куплен фирмой Rollei. Соответственно камеры Voigtlander стали Rollei, а объективы так и остались “Carl Zeiss”, права на надпись были куплены вместе со всем прочим. Но далее вышло совсем смешно: Rollei продал(или дал в аренду) разработки объективов Voigtlander и права на марку “Carl Zeiss” японской фирме Kyocera(так получились те самые “цейсовские объективы для Contax/Yashica”), а сам заказывал объективы “Rollei Rolleinar” и “Voigtlander Color-Ultron” у японской же фирмы Mamiya. В конце концов разорившийся Rollei купила Cosina, получив таким образом права на марки “Zeiss Ikon”, “Carl Zeiss” и “Voigtlander”. Так как объективов под марку “Voigtlander” не было(объективы разработки Voigtlander выпускались под маркой “Carl Zeiss”), под этой маркой стали выпускать объективы разработки японской фирмы Topcon, которую Cosina тоже купила. Вот такой бардак.

    • Красиво. Спасибо большое за дополнение.

    • Корнхоль says:

      И еще маленькое дополнение. Была такая японская компания Томиока, которую купила вышеуказанная Киосера. Так вот японский цейсс под Контакс производился Яшикой-Киосерой не абы где, а именно на заводе Томиоки. Причем у самой Томиоки было разработано несколько моделей своих объективов, всякие там Лаусары, Томиноны, Офунары, так вот некоторые Цейссы производства Киосеры несли в себе конструкции Томиоковских объективов.

  • Мрачный says:

    В плане лицензирования и аутсорсинга – всё, в принципе, верно.
    Что касается Cosina: во-первых, это само по себе очень мощное и высокотехнологичное предприятие, а, во-вторых, объективы под маркой Zeiss они действительно только производят, ибо разрабатывать там нечего, всё разработано давным-давно (с объективами под маркой Voigtlander ситуация иная – это собственные разработки-доработки компании Cosina, очень недурственные за свою цену, кстати).
    В плане Leica – Вы просто явно не в теме, что и как там происходит и производится. И Ваша фраза “…делает коммерческие музейные экспонаты (потому что ни один нормальный фотограф себе позволить такое не может или не станет)” означает лишь, что конкретно Вы _не можете / не хотите / не понимаете, зачем_ приобретать и использовать продукцию Leica. И только. ;)

    • Да нет, не только я — за несколько лет я видел Лейку в использовании только единожды, вышел дядя из большой машины и снимал Новодевичий монастырь. В остальном, это были либо звезды в журналах (то есть, элемент стиля), либо уже выхлоп обычных богатых людей в виде собственных кошек, снятых не лучшим образом (то есть, элемент понтов). Ах да, еще Пинхасов есть, но он уже небожитель и исключение. Я тоже, в данный момент, временно являюсь пользователем Лейки — дали на тест, но это тоже исключение.

      Естественно, пленочные Лейки не в счет — ибо продукцией были на момент продажи. Их на моей памяти купили три знакомых фотографа, для себя лично и с одним объективом. Вроде что-то снимают, снимки показывают только с современных зеркалок, которыми работают.

      Так что если соблаговолите пояснить, что там происходит, буду весьма благодарен — судя по вашим странным словам, вы можете быть в теме.

  • Kurgus says:

    Хе, объективы у Zeiss – анахронизм мелкий побочный бизнес, доход подразделения Camera Lenses, Sports Optics, Planetariums в 2011/12 фингоду – жалких 178 мегаевр. Против 659 мегаевр на микроскопах, 984 ме в Medical Technology и 967 ме в Semiconductor Manufacturing Technology.
    Этакое хобби.

    Аналогичная ситуация со странным названием Leica: Leica Camera AG – мелочь по сравнению Leica Microsystems и Leica Byosystems.
    Olympus – у этих фототехника дает 11% дохода, медбиопром – 52%.
    А еще у меня очень положительные впечатления от микроскопов Nikon :)

    Так что бескомпромиссное медкачество и технологическая база с их переносом в фотопроизводство у этих компа компаний есть. А вот у Canon 50% дохода от оптического low tech – офисной техники ;)

    • Ну, естественно, однако, даже там очень многое висит именно на лицензировании — вряд ли стекла Zeiss для очков делают в Германии, в частности, так что они тоже не немецкие. А учитывая подход компании, таким образом осуществляется работа практически во всех сегментах. Фотография же имеет очень маленькую норму прибыли, если тягаться с японцами, поэтому Zeiss продает на порядок меньше, просто дороже, отчего доход фотографического подразделения меня совсем не пугает — их объективов на рынке фактически нет. У любого японского производителя (то есть, Canon и Nikon) есть свои стекла за ту же цену или дешевле, которые такие же по оптическому качеству, только еще и с автофокусом. У Zeiss к ним вдобавок есть еще понты.

  • Graf Kim says:

    “оптические винтовки”? “не счел производство нерентабельным, отчего и закрыл”?
    Судя по всему, трудный был понедельник

    • Аххаха! Спасибо большое, автозамена подвела.

      • А, хотя нет. Про винтовки все правильно, просто надо было только про прицелы писать, виноват. В войну этим и занимались, это понятно. Прицелы делают даже сейчас. А про производство Икона все верно.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *