Pentax 645D — что это было?

После приобретения Hoya Corporation нового подразделения к себе в копилку дела у Pentax пошли лучше — что, в принципе, понятно, ведь появились деньги акционера, который ото всей души вложился в производственные мощности кризисной компании. Новый менеджмент решил даже реанимировать полузамороженный проект цифрового среднеформатника, который компания развивала ну уж очень медленно, особенно, если учесть, что среднеформатник пленочный в компании выпускался традиционно. И если от полноразмерной 135 матрицы компания отказалась, отдав высокозатратный сектор полностью наоткуп конкурентов, то среднеформатник бросать не хотелось, ведь здесь конкурентов на рынке куда меньше.

Стандартный путь скандинавов и японцев, вешающих цифровые задники прямо на фотоаппарат, что было распространено еще в пленочные времена (теоретически, сегодня цифровой задник можно повесить вместо пленочного и на старую камеру), в Hoya не выбрали, пошли своим. В принципе, какая разница, в какую сторону идти, лишь бы решение было верным, правильно?

Чего ждали от Pentax, так это того, что обычно делает производитель, слишком поздно входящий на рынок со сложившимися игроками и поделенными местами: что продукт будет доведен до совершенства и сделан как надо, тогда и долгие сроки ожидания публика простит. Недостаток же сегодняшних среднеформатников на рынке очевиден — только с последнего времени даже у лидера появились полноформатные матрицы, правда, не 6×6, а 645. Компания подписалась с Kodak на поставку высококачественных матриц, но почему- то матрицу поставила не совсем ту, что ждали все. Название Pentax 645D здесь потому и звучит очень странно — камера относится к формату поддержкой линз соответствующей системы, но матрица оказалась в ней урезанной, всего 44×33 мм, т.е., примерно вполовину меньше. Если вспомнить, впрочем, цифрокамеры стандарта 135 тоже начинали с малого, сориентировавшись поначалу на кроп ×1.5, как на единственное возможное решение. Однако, сегодня производство матриц ушло куда дальше, и поставить в фотоаппарат что-то покрупнее можно, и никто вас за это не осудит, разве что цена будет ощутимо выше. Самая большая матрица в заднике Hasselblad H4D-60, например, составляет 40.2×53.7 мм, т.е. почти входит в 645 — однако, они и стоят дороже, да и работают медленнее.

Откровенно говоря, учитывая долгое ожидание, результат оказался «не самым лучшим», хотя сегодняшние матрицы, безусловно, лучше вчерашних. С другой стороны, фразы про то, что «матрица в 1.7 раза больше формата 135» воспринимаются не иначе как издевка руководства, которому, в любом случае, нужно что-то сказать, а технари нужными спецификациями не обеспечили.

В то же время, Pentax, по всей видимости, изначально ориентировался не столько на студийную работу, сколько на тех среднеформатников, кому аппарат носить по улицам нужно — для такого использования он вполне подходит. Матрица разрешением 40 Мп, работающая в пределах чувствительности ISO 100-1600, с динамическим диапазоном в 11.5 ступеней, представляет собой вполне рабочую лошадку. Процессор тоже обещается быстрый, брендированный PRIME второй версии. Здесь и хороший экспонометр с 77-сегментным матричным датчиком, и 11-точечный автофокус. Модуль оцифровки изображения 14-битный, что находится на уровне современных стандартов. Порадовало наличие в аппарате и 3-дюймового экрана высокого разрешения.

Сама коробка у аппарата очень весомая — сделана из стали с добавлением магния «для легкости» (на самом деле, для уверенности). Ну а фирменное пентаксовское указание в спецификации «работает от -10°С» будет неплохим доводом для уличных фотографов, которые боятся выйти в русский мороз на улицу с аппаратом за пару десятков килобаксов. Слишком долгая разработка аппарата плохо сыграла на спецификации и в другом месте — при среднем размере файлов RAW в 50 Мб лимит карточек в 32 Гб будет напрягать. Правда, это вас просто заставит таскать несколько штук, что для путешествующего фотографа вещь привычная.

Аппарат полностью поддерживает объективы системы Pentax 645, а среди прочих функций значится оптимизация динамического диапазона, HDR-склейка кадров, полученных в результате брекетинга, программная компенсация дисторсии и виньетирования, долгоиграющая батарейка и поддержка чуть ли не всех программных решений, которые компания накопила по сей день.

Собственно, компания выбрала решение без цифровых задников, сходное с тем, что сейчас развивается в среде зеркальных аппаратов формата 135, когда в одном корпусе устанавливается одна матрица, отличное от студийных решений с нужным фотографу сменным задником — понятно, что такое решение ориентируется на портативность, т.е. если и не на стрит-фотографию, то уж точно на возможный выход из стен студии, чтобы не ограничивать себя в плане условий. Понятно, что с цифровыми задниками это тоже возможно, дело лишь в ориентации — к тому же, вопрос цены здесь тоже весьма важен, и, вполне возможно, представители клана Pentax ищут именно бюджетное решение. Цена в почти 10 000 долларов таковым и является, применительно к среднему формату. Главное, что запуск новой системы все-таки состоялся, а недостатки со временем и исправить можно.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*