Фотопроект снаружи и изнутри

В гости к Фотопроекту мы хотели попасть, еще когда напечатали в нем первую фотографию: компания предлагает очень приятное качество, и при всем при том в Москве очень популярна среди энтузиастов — что, кстати, понятно, потому что у них очень хорошо продуман интерфейс работы с вашими фотографиями при заказе и загрузке, хотя до совершенства, конечно же, далеко, и можно сделать еще много, что пользователи обязательно оценят по достоинству. Однако, основным преимуществом компании является не только это — вся информационная сеть построена таким образом, что заказы подчас исполняются буквально в течение нескольких часов даже при несрочном заказе.

Именно поэтому нам захотелось не просто заглянуть внутрь Фотопроекта, но и покопаться во внутренностях его серверов… однако, обо всем по порядку.

Прежде всего, пришли мы в компанию одним зимним днем — это был офис на Маросейке — по наводке «нашего человека в Фотопроекте», Павла Косенко. Именно благодаря этому, водил нас по довольно небольшим залам компании сам начальник производства, Максим Отдельнов (вы его вряд ли видели, он сидит как раз в служебной зоне или по ней передвигается). Кстати, Фотопроект — компания сетевая, причем слово это можно написать с большой буквы «С»: почти в каждом офисе, где вы сдаете и забираете заказы, их же и печатают, проявляют, сканируют, а все офисы объединены друг с другом в единое информационное пространство. В Москве центров обслуживания, на сегодняшний день, семь, есть и один в Питере, причем на Маросейке даже работает 24 часа в сутки, так что система сама оценивает загруженность и переносит нагрузку на соседние заказы на печать в разных офисах, в зависимости от нагрузки (с причем, учитывает время дня и формат заказа, а также, десяток других параметров, потому что курьерам, пешим и автомобилизированным , потом их разносить по Москве, а Ордынка, Киевская и Маросейка — все-таки совсем разные районы Москвы со своим трафиком.

Максим Отдельнов,
начальник производства Фотопроекта

Печать фотографий

Производственная зона Фотопроекта начинается сразу за прилавком: за дверьми с надписью «только для персонала» располагается вся инфраструктура. Здесь обработанные приемщиками или компьютером заказы проявляют, сканируют, печатают и направляют на доставку. Вся фотопечать выполняется на машинах двух производителей, Noritsu и Durst, в зависимости от формата, который вам нужен или, как минимум, который вы заказали. Через них проходит абсолютно вся печать, в том числе и для фотокниг, которые в Фотопроекте являются собственной фишкой, и ее прячут даже от нас. Впрочем, нас интересовали внутренности, а не ноу-хау и коммерческие секреты компании (этим пусть занимается экономическая разведка компаний-конкурентов), поэтому разглядывать довольно долгий процесс создания фотокниг мы не сочли нужным — по крайней мере, пока. Если будет значительный интерес со стороны наших читателей, возможно, попробуем углубиться и в фотокниги.

Так вот, когда конкретный заказ отправлен на оптимальную для него печатную локацию, фотографии проходят процесс оптимизации — конвертируются в профиль печатной машины, под который настроены абсолютно все минилабы компании по всему городу, так что отклонений по цвету между лабораториями, условно говоря, нет, по крайней мере, с точностью до доли процента, которые являются нормальной для этого погрешностью, заметной даже не всяким глазом. Более того, если вы не убрали галку цветокоррекции (как настоящие крутые фотографы, уверенные в непогрешимости своего снимка), снимок проверит и немного скорректирует еще и оператор — времени у него на это немного, естественно, но явные баги этот человек ликвидирует, так что десять раз подумайте, прежде чем эту галочку при заказе фотографий убрать. Пленка просто заряжается в другой вход минилаба, который лишь немного отличается от полностью цифррового, и сидит на нем другой человек, в перчатках и с кисточкой, чтобы пыль случайную сдувать, хотя пленкоприемник и так имеет мягкие щеточки для этого. Нарезают пленку и упаковывают ее в сливеры тоже вручную.

Пленка и проявка

К сведению, Фотопроект до сих пор продает и проявляет пленку не только под стандартный процесс С-41, но работает также с обратимой и черно-белой, причем пленочные заказы в компании только растут, и это в условиях, когда производство пленки неуклонно падает. Пленка стала модной, не иначе новый тренд такой.

Машина для проявки пленки (точнее, машины — для разных процессов разные) — это нечто. Точнее, это даже не просто машина, раз занимает она целую комнату, размером с пару минилабов. Замечаешь это, правда, не сразу: в коридор выходят две дверцы с кнопками и индикаторами, чтобы следить за процессом, причем они открываются, и оператор туда загружает пленки и так же их оттуда достает (узкие, средний формат, большие листы). Боковая же дверь ведет в недра, о чем даже надпись предупреждает, чтобы, не дай бог, не включить свет в процессе — сейчас человек подчас способен забыть о правилах обращения с пленкой. Внутри находятся, ни много ни мало, просто емкости с проявителями-закрепителями, в которые механическая рука робота опускает пленки при проявке… все, естественно, в темноте, хотя, роботу глаза и не нужны. Компьютер все сделает лучше человека: опустит, поднимет, покрутит. Человеку остается только грузики подвесить, чтобы пленка не скручивалась.

Рабочее место оператора тоже само по себе интересно — на столе лежат белые перчатки и стоит машина, нарезающая пакетики (сливеры) под фотопленку, в зависимости от количества кадров в них. В такую удобно вставлять пленку, она же их очень аккуратно нарезает. Все это делается в тех самых перчатках, которые, естественно, предварительно надеваются.

Сканирование

Лично мне всегда казалось, что промышленные сканеры — это такие огромные машины, которые все делают на автомате, на деле же оказалось, что без человеческих рук не обходится ни один процесс, и кому-то всегда надо хотя бы заряжать пленки. Сканирование в Фотопроекте происходит на «обычных» Nikon Coolscan (среди решений для сканирования при сопоставимом качестве имеют самую вменяемую цену) и более крутых Imacon (работает по принципу виртуального барабана, просто пленку сгибает, чтобы матрица сканера считывала изображение на одном расстоянии по центру и по краям). Здесь сидит оператор, который получает пленку в конверте, вставляет в сканер в специальной твердой или гибкой рамке, после чего записывает изображение на носитель, а пленку кладет обратно — точно так же, как вы могли бы сделать и дома, просто тут дело еще в компетенции специалиста и цене сканера, который не каждый себе позволить может.

И если тот же Nikon Coolscan 9000 на столе помещается довольно легко, с Imacon не все так просто — мало кто может позволить себе дома такую довольно крупную машину стоимостью больше самого дорогого фотоаппарата. Зато принимает она любой формат пленки, если, конечно, вставить ее в специальную гибкую рамку с магнитной прижимной пластиной.

Внутренности компании

Вот и дошли мы до самого интересного — попытаемся влезть в информационную сеть компании, чтобы понять, что к чему. Не будем прописывать подробности и технические характеристики — это нудно и скучно, наоборот, сделаем все на конкретном примере. Если с цифровой печатью все просто (с интернет-сервера или при загрузке файлов через фототерминал в центре обслуживания заказ улетает на печать в нужную лабораторию в течение нескольких минут), то с пленкой сложнее, потому об этом и поговорим. Представьте, приносите вы пленку на проявку и печать в офис на Ордынку или Пресню. Если были там, процесс сдачи знаете: предъявили карточку мальчику или девочке на приемке (или назвали волшебные слова), отдали коробочку, ее упаковали в конверт, сказали вам «Спасибо», вы ушли. А зря: если отойдете от прилавка на пару метров, увидите компьютеры, на экране которых значится знакомый интерфейс главной страницы «Фотопроекта» (почему, укажем чуть позже) — если залогинитесь в свою учетную запись, увидите, что ваш заказ уже не просто «принят», а значится «в очереди на исполнение», причем уже на Маросейке.

А ведь ничего не случилось, и физические законы не нарушались, и никто из офиса не уходил, кроме очаровательной девушки с красивыми ногами. Нет, это не курьер, она стояла рядом с вами у другого оператора. Курьеры курсируют между офисами сродни трамваям, по расписанию в течение дня выходит примерно 6-8 раз. Взять синюю сумку, в которую уже уложены заказы «для Маросейки» (проявка сосредоточена там), спуститься в метро и проехать несколько остановок — вот и вся задача. Ориентировочные сроки выполнения заказов учитывают время их перемещения, правда, усредненное для общей массы заказов — как правило, исполняются они быстрее.

Смысл постановки заказа в очередь еще и в следующем: приедет заказ на Маросейку только через час-два, а ведь там тоже кто-то заказы сдает, и заказ, если будет приходоваться там, попадет в конец очереди, хотя сделан раньше — несправедливо, согласитесь сами. А так, за счет внутренней автоматизации, заказ продвигается в электронной очереди на исполнение, в то время как курьер его еще только везет. И когда плёнка приезжает на производство, заказ оказывается не в конце очереди, а на своём законном месте — в середине или ближе к началу. Из сумки заказ попадает на стенд с экраном, где сортировка осуществляется пофамильно — оператору нужно искать их на этом стенде, по мере прохождения очереди на табло. Как только он возьмет конверт с пленкой, статус в системе поменяется на «передан на производство», а пленка, руками оператора, поместится в проявочную машину.

После выхода из проявочной машины заказ упаковывается в конверт и перемещается обратно на стенд, а статус его меняется на «ожидает транспортировки». Впрочем, его могут сразу после этого и распечатать, если вы просили — тогда он просто пройдет дополнительный цикл через печатную машину. Оттуда он переместится в синюю сумку и с ближайшим курьером отправится в центр обслуживания, в котором вы его сдавали. При доставке он снова поменяет статус — уже на «выполнен», а система автоматически отошлет вам СМС и Email с уведомлением об исполнении (естественно, если вы ставили соответствующие галочки в профиле). Если бы у вас хватило сил просидеть в Фотопроекте часа 3-4, возможно, дождались бы его лично, хотя это обычный срок для печати, так как срок проявки, как вы понимаете, удлинняется просто за счет необходимости передвигаться по городу.

Все то время, пока заказ курсирует по компьютерным внутренностям, его могут проконтролировать любые сотрудники, за него ответственные (в случае задержек, компьютер еще и предупреждение лично выдает, что заказ попадает в разряд проблемных). Интересное новшество компании — вся информация проходит через сайт, все новости и события появляются на нем не только для клиентов, но и для персонала. Исключение, пожалуй, лишь в том, что некоторая служебная информация доступна только для сотрудников компании — это внутренняя статистика о прохождении и исполнении заказов, вряд ли интересная широкому кругу лиц. Сайт компании, таким образом, представляет собой своеобразный центр ее сбора и обмена как для клиентов, так и для сотрудников — здесь можно узнать о загруженности производственных мощностей и о том, что где-то сделали паузу в печати или проявке для профилактики машины.

Вот, пожалуй, и все, о чем мы смогли разузнать в Фотопроекте — работает компания очень цивильно и аккуратно, руководство обладает чувством юмора и вообще очень позитивно. Если сильно захотите узнать, как делаются фотокниги, только скажите, устроим еще один визит на производство (по крайней мере, будем вести долгие и нудные переговоры) и обо всем отчитаемся через полгода.

5 комментариев

  • да да, после выставки осталось стойкое чувство, что проблем с фотокнигами теперь больше нет.

  • lerisya says:

    Да, печататься там удобно.
    А вот про фотокниги не надо, цены у них неадекватные.
    Лучше заказывать на blurb.com

    • lerisya, на Блурбе не фотокниги, а книги с фотографиями полиграфического качества. Там печать другого типа. Фотопроект печатает полноценные химические фотографии на минилабах, потом склеивает их в полуручном режиме в книгу. Получается, да, очень дорого. Блурб дешевле, но там и качество, извините, не то. К тому же, в нашем отчете про Фотофорум мы уже рассказали, что и Блурбу, и Фотопроекту скоро будет тяжко — конкуренты появляются.

  • Фотопроект отличная контора, печатаюсь только там. Про оперативность хорошо сказали, всё так и есть. Иногда не успеваешь даже проснутmся а уже ждёт СМС “заказ готов”. Настроить время прихода СМС кстати тоже можно.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *